Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 10 классе по теме "Альдегиды"»
Альдегиды. Путь в мир запахов.
Цель:
1. Знать общую формулу альдегидов, правила номенклатуры, свойства и способы получения альдегидов;
2. Уметь составлять структурные формулы и называть простейшие альдегиды;
3.Приобретать навыки практической работы с органическими веществами, навыки моделирования;
4. Продемонстрировать способность к анализу и синтезу;
5.Проявить коммуникативные качества при работе и во взаимодействии друг с другом.
Задачи
Предметные: 1. Умение характеризовать изученные классы органических соединений, химические реакции. 2.Метапредметные: 1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей). 2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности: - аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся составлением структурно-логических схем; - изготовление химического информационного продукта и его презентация.
3.Личностные 1.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
2.Умение осуществлять самоконтроль и взаимооценку работы одноклассников.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
*по типу получения знаний: сравнительный, аналитический.
Оборудование и материалы: разработка урока в программе PowerPoint, видеоопыт «Реакция серебряного зеркала», дидактические карточки, набор моделей молекул органических веществ, реактивы(гидроксид натрия, сульфат меди(II)),вещества, содержащие альдегиды(ванилин,кумин, СМС с запахом лимона, корица).
Тип урока: изучения нового материала
Ход урока.
Слайд 1
I. Организационный момент.
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Учитель. Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в мир запахов. Запах- это…
*А вы как думаете, что такое запах?
*Какие ассоциации у вас возникают?
(Обсуждение)
Тысячи ароматов дарит нам природа. Душистые вещества в растениях обычно содержатся в цветках, листьях, кожуре плодов.
Чтобы выделить 1 кг розового масла, необходимо переработать 3 тонны лепестков роз. Чтобы запах был стойким, применяли продукт, вырабатываемый из желез самца оленя кабарги - мускус. Для получения 1 кг мускуса надо уничтожить 30 тыс. животных.
Как вы думаете, какое сырьё можно и нужно использовать в современной парфюмерной промышленности, чтобы не уничтожать природу? (Синтетические)
Верно. Поэтому каждый год производится 100 тыс. тонн. благовоний.
II.Актуализаций знаний.
Повторение изученного материала для «открытия нового знания», создание проблемной ситуации.
Учитель. Запахи связаны с обонянием. Я надеюсь, что у вас острое чувство обоняния. Поэтому предлагаю вам назвать вещество, источающее запах, по его описанию:
«Является основной составной частью духов и одеколонов (80%), используется для приготовления многих лекарственных препаратов, настоек, как антисептик в медицине, как ракетное топливо (этанол, спирт)»
Слайд 2
Основой всех запахов являются не только спирты, но и более ароматные вещества, имеющие формулу R-COH. Знакома ли она вам? (Это общая формула альдегидов)
Со спиртами мы знакомились на прошлых уроках, а на этом уроке изучим альдегиды.
Слайд 3
В тетрадях напишем тему урока «Альдегиды. Путь в мир запахов»
III. Постановка учебной задачи.
Обсуждение затруднений.
*А что вам уже известно про альдегиды? (Общая формула, название, наличие гомологов, изомеров, сгорает с образованием углекислого газа и воды.)
* Как вы думаете, для ароматизации каких веществ применяют альдегиды? Каким ароматом обладают они сами. Всегда ли приятным?
*Что необходимо знать для ответа на этот вопрос?
*Так какова цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цель: изучить строение, свойства, получение и применение альдегидов.)
IV. «Открытие нового знания»
Построение проекта выхода из затруднения: самостоятельная исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя.
Слайд 4
*Дайте определение альдегидам.(Альдегиды- это органические соединения, молекулы которых содержат карбонильную группу, связанную с атомом водорода и углеводородным радикалом)
Слайд 5
*Определите особенность в названии (суффикс – аль). Название альдегидов происходят от исторических названий соответствующих органических кислот, в которые эти альдегиды превращаются при окислении (муравьиный альдегид, уксусный альдегид и т.д.). По международной номенклатуре названия альдегидов образуют от названий соответствующих предельных углеводородов с прибавлением суффикса – аль. Нумерацию атомов углерода главной цепи начинают с атома углерода альдегидной группы. Перед названием указывают положение и названия заместителей в углеродной цепи.
Первый представитель - метаналь, имеет в составе один атом углерода.
*Как будет выглядеть его формула?(HCOH)
*По каким признакам можно определить альдегиды? (Общая формула и суффикс) (СnH2nO,R-COH,CnH2n-1OH)
Слайд 7
Если вместо водорода в альдегидной группе будет ещё один радикал, то получится новый класс веществ - кетоны. А группа - С =О будет называться карбонильной.
R1-CO-R2
Ярким представителем кетонов является ацетон: СН3-СО-СН3.Название кетогруппы отражают суффиксом -он
Слайд 8
Сравните формулы альдегидов и кетонов (Обсуждение). У альдегидов альдегидная группа, а у кетонов карбонильная группа
Вы уверены, что сможете определить формулы альдегидов и кетонов среди других веществ?
Задание 1
У вас на партах красные и синие карточки. Выбирайте любую. Красные - «В ряду находятся только формулы альдегидов», синяя – «Соответствие». В первом случае вам необходимо определить альдегиды в данном ряду, во втором - найти соответствия между названиями веществ и их формулами. Объясните причину выбора формул.
Формулы только альдегидов находятся в ряду
1) С3Н7СОН, СН3СООН, С6Н5ОН
2)С2Н5СОН, С6Н5СН3, СН3СОСН3
3) С3Н7СООН, С4Н9СОН, СН3СОСН3
4)С2Н5СОН, С3Н7СОН, НСОН.
Ответ:4
Найти соответствия между названиями веществ и их формулами
1.С2Н5СОН А.Формальдегид
2. С3Н7СОН Б. Пентаналь
3. НСОН В.Пропаналь
4. С4Н9СОН Г.Бутаналь
Ответ:
1
2
3
4
В
Г
А
Б
Проверка.
Вывод: каким образом можно определить альдегиды?
Учитель. Продолжим знакомство с альдегидами
*От чего зависят свойства всех веществ (От строения, состава)
*Дополните фразу: «Если вещества имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разные__________________ и ________________,они будут называться_______________________________________».
Слайд 9
Если вещества имеют одинаковый качественный и количественный состав, но разные
строение и свойства, они будут называться изомерами.
* Какие виды изомерии вы знаете? Предположите виды изомерии, которые будут характерны для альдегидов и кетонов. (Углеродного скелета, межклассовая). Вещество какого класса является изомеров альдегидов? Посмотрим, так ли это. Предлагаю работу в группах. Выполним практическую работу.
Задание 2.
Практическая работа «Моделирование молекул альдегидов и их изомеров»
Ход работы
Первая группа собирает модель изомера углеродного скелета:
СН3-С-СН3. Дайте названия полученным изомерам по алгоритму.
ǁ
О
Взаимопроверка между группами. Проверка.
Слайд 10
Вывод: изомеры какого вида существуют у альдегидов? (Изомерия углеродного скелета: он может иметь либо неразветленную, либо разветленную цепь и межклассовая изомерия)
Слайд 11
Для кетонов возможна изомерия углеродного скелета, изомерия положения карбонильной группы, межклассовая)
Слайд 12
Учитель. Для того чтобы понять, в какие реакции могут вступать альдегиды, давайте исследуем их формулу.
*Какие связи в молекуле альдегидов? (Одинарные и двойные)
Между С=О двойная связь.
*Из каких связей она состоит? (1Ϭ-связь и 1 π-связь)
* Что мы знаем об этих связях? (Ϭ-связь сильная, а π-связь слабая, реакция происходит по разрыву π-связи.)
Атом углерода и кислорода в альдегидной группе находится в состоянии sp2-гибридизации.
Для альдегидов характерны следующие типы химических реакций: окисления и восстановления, полимеризации.
CuOAg2O[NH3]
R-OH↔R-COH→ R-COОH
H2
Слайд 13
Общим способом получения альдегидов является окисление соответствующих спиртов на медном катализаторе:
t°
R-CH2-OH+CuО→R-COH+H2O+Cu↓
черн. красн
t°
CH3-CH2-OH+CuО→ CH3- COH+H2O+Cu↓
Этанол этаналь
По аналогии напишем уравнение химической реакции с пропанолом
CH3-CH2- CH2-OH+CuО→ CH3- CH2-COH+H2O+Cu↓
пропанол пропаналь
Слайд 14
Реакция восстановления
Гидрирование альдегидов приводит к образованию первичных спиртов, гидрирование- кетонов- вторичных (альдегиды восстанавливаются до спиртов в присутствии катализаторов и при температуре):
t°,Ni
R-СOH+H2→ R-CH2-OH
альдегид первичный спирт
t°,Ni
R –С- R+H2→ R –СH- R
ǁ │
О OH
кетон вторичный спирт
Используя, общую формулу напишите уравнения химической реакции с этаналем, ацетоном (диметилкетоном)
При полимеризации формальдегида образуется параформ. Параформ- это белое кристаллическое вещество с острым запахом формалина, хорошо растворяется в воде, в растворителях. Температура плавления 120-150°С. Применяется при дезинфекциях.
Слайд 16
Реакции окисления являются качественными. С их помощью можно обнаружить присутствие альдегидов со свежеполученным осадком меди (II) при нагревании.
HCOH + 2Cu(OH)₂ = HCOOH + Cu₂O + 2H₂О метаналь муравьиная кислота ( красный осадок на стенках пробирки)
Слайд 17
Альдегиды окисляются в соответствующие карбоновые кислоты в присутствии аммиачного раствора серебра
Альдегиды, в отличие от кетонов легко окисляются, что используется как в целях органического синтеза, так и для обнаружения альдегидов.
Немецкий химик Б. Толленс в 1881 г. использовал для обнаружения альдегидов комплексное соединение серебра. При добавлении к раствору нитрата серебра AgNO3 водного раствора аммиака NH3 происходит образование осадка оксида серебра (I) Ag2O серо-черного цвета, который растворяется в избытке аммиачной воды, образуя комплексное соединение.
При добавлении реактива Толленса к альдегидам при слабом нагревании на стенках сосуда образуется тонкий налет серебра.
Реакция обнаружения альдегидной группы с помощью этого реактива называется реакцией «серебряного зеркала». Реакция с аммиачным раствором оксида серебра называется «реакцией серебряного зеркала. Предлагаю посмотреть ее видеозапись.
Слайд 19 Видеофрагмент опыта «Качественные реакции на альдегиды»
Слайд 20
Ванилин – это бесцветные игольчатые кристаллы с запахом ванили. Формула ванилина С8Н8О3 . Он содержит такие функциональные группы как альдегидная, эфирная и фенольная. Ванилин содержится в виде гликозида в плодах и является основным компонентом экстракта ванили. Применяется, в основном, синтетический, в качестве ароматизатора в пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности.
Слайд 21
Задание 3.
Реакцию с гидроксидом меди(II) проведите самостоятельно. У вас на партах вещество-ванилин, содержащее альдегид. Исследуйте его, используя гидроксид меди(II), по аналогии с рисунком. Соблюдаем технику безопасности. Работаем аккуратно.
Видео по органической химии
Качественная реакция на альдегиды с гидроксидом меди
Описание.
Реакция с гидроксидом меди (II) является одной из качественных реакций на альдегидную группу. Формалин – это 40%-й раствор формальдегида, поэтому формалин с гидроксидом меди (II)_ дает характерную цветную реакцию на обнаружение альдегидных групп в водных растворах.
Для проведения опыта сначала приготавливается гидроксид меди (II) – к гидроксиду натрия добавляется раствор сульфата меди (медного купороса). Полученный раствор имеет ярко-голубой цвет из-за образовавшегося осадка гидроксида двухвалентной меди.
2 NaOH+CuSO4=Cu(OH)2↓+Na2SO4.
К полученному осадку добавляется раствор формальдегида и для ускорения реакции раствор нагревается. Голубое окрашивание исчезло – это значит, альдегид восстановил двухвалентную медь до металлической, которая и оседает на стенках пробирки.
В большинстве случаев реакция проходит с образованием коричнево-красного осадка оксида меди (I) Cu2O:
НСОН + 2 Cu(OH)2 = HCOOH + Cu2O+ 2 H2O
Восстановление двухвалентной меди свидетельствует о наличии альдегида в растворе.
Проверка.
Вывод: описание наблюдения.
Слайд 22
Физкультминутка
Учитель. Мы многое узнали об альдегидах, но пока не выяснили, каким ароматом они обладают.
*А что такое аромат, запах с химической точки зрения? (Это физическое свойство веществ)
Слайд 23
Альдегиды встречаются в природе. В настоящее время альдегиды используется для производства большинства ароматов. Данная группа веществ способна заменить цветочные, фруктовые, цитрусовые ноты. Значение альдегидов очень сложно переоценить. Вещества помогают значительно сократить количество эфирных масел при изготовлении парфюма.
Слайд 24
*А какими физическими свойствами обладают альдегиды? Давайте рассмотрим их. Перед вами таблица, в которой отражены формулы некоторых альдегидов, физическое свойство-запах и молярная масса.
Количество углерода в молекуле/название
Запах
М,г/моль (молярная масса)
С, метаналь(формальдегид)
Резкий запах, ядовит
30
С2,этаналь(уксусный альдегид)
Резкий запах, ядовит
44
С7,гептаналь
«Зеленый»,травянистый запах
114
С8,октаналь
Апельсиновый запах
128
С9,нонаналь
Запах розы
142
С10,деканаль цитраль
Запах цедры апельсина; запах лимона
156
С11,ундеканаль
«Чистый» альдегид, содержащийся в масле листьев кориандра
170
С12,лауриловый альдегид
Запах сирени или фиалки
184
*Что вы наблюдаете с увеличением молярной массы? (С увеличением молярной массы запахи из неприятных становятся очень приятными. Это свойство используется в парфюмерии.)
Вывод: с чем связаны неприятные и очень приятные запахи альдегидов
Не все альдегиды пахнут приятно, это зависит от молярной массы соединения. Чем больше будет этот показатель, тем вкуснее окажется результат.
Учитель. Теперь мы можем ответить на вопрос: Каким ароматом обладают альдегиды? Всегда ли приятным?
Неприятным запахом обладают метаналь и этаналь. Их используют для производства фенолоформальдегидных смол и уксусной кислоты. Смолы используют для производства пластмасс, ДСП, стекловаты и др. Остальные альдегиды обладают приятным запахом и их используют в парфюмерии.
Итак, мы ответили на поставленный в начале урока вопрос: для ароматизации каких веществ применяют альдегиды?
V. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по изученному материалу с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Учитель. Давайте подведем итоги и выполним самостоятельную работу по изученному материалу в виде теста.
Слайд 25
1.б
2.а
3.б
4.б
5.б
Взаимопроверка. Проверка. Оценить работу.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Учитель.
Во время проведения практической работы вы использовали вещество ванилин, содержащее альдегид и обладающее «вкусным» запахом.
Предлагаю вам осуществить мини-проект по теме «Альдегиды» под названием «Запахи нашего дома», итогом которого станет наглядное пособие для школы о применении альдегидов в быту. Из предложенных веществ выберите те, которые в своем составе содержат альдегиды. Найдите информацию, указывающую на особенность применения этих веществ в быту, и формулу альдегида, присутствующего в веществе.
Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты.
VII.Рефлексия деятельности
Итоги урока
1.Какую цель ставили в начале урока? (Изучить строение, свойства, получение и применение альдегидов)
2.Удалось ли решить её? (Да)
3.Каким способом? (Выполнением практических работ, заданий)
4.Что ещё нужно сделать? (Использовать ещё дополнительный материал)
5.Где можно применять полученные знания?
6.Каких личных результатов вы достигли на уроке?
Личный результат учащихся.
Я знаю состав и строение альдегидов и кетонов, их функциональные группы.
Я умею составлять формулы изомеров и гомологов альдегидов и называть их по международной номенклатуре
Я могу объяснить зависимость свойств альдегидов от строения их функциональной группы
Я могу проводить качественные реакции на альдегиды
Я умею составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства альдегидов.
В итоге:
Цель: к окончанию урока учащиеся:
1)узнали общую формулу альдегидов, правила номенклатуры, свойства и способы получения альдегидов;
2)научились составлять структурные формулы и называть простейшие альдегиды;
3) приобрели навыки практической работы с органическими веществами, навыки моделирования;
4) сможете продемонстрировать способность к анализу и синтезу;
5) сможете проявить коммуникативные качества при работе и во взаимодействии друг с другом.
На уроке активно работали:
Показали хорошие и отличные результаты:
В завершении урока проведем рефлексию деятельности.