kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: Альдегиды и кетоны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны» к учебнику О.С. Габриеляна Химия 10 класс. В данном конспекте раскрывается изучение данной темы по следующему плану:

  1. Определение
  2. Классификация
  3. Номенклатура и изомерия
  4. Физические свойства
  5. Химические свойства
  6. .Способы получения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Альдегиды и кетоны »

Конспект урока по теме: Альдегиды и кетоны»

к учебнику О.С. Габриеляна Химия 10 класс


Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  • образовательные:

  1. учащиеся должны рассмотреть строение молекул альдегидов и кетонов, их номенклатуру и виды изомерии.

  2. Изучить особенности строения карбонильной группы

  3. Изучить химические свойства альдегидов.

  4. Рассмотреть способы получения альдегидов и кетонов

  • развивающие:

  1. учащиеся должны сформировать умения использовать химическую терминологию

  2. совершенствовать умения обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.

  • воспитательные:

  1. учащиеся должны убедиться на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов о единстве материального мира

  2. совершенствовать информационно- познавательную компетенцию

Методы и методические приемы:

объяснение нового материала с демонстрацией опытов


Знать: строение молекул альдегидов и кетонов, их функциональ­ные группы; сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов; о токсичности действия альдегидов и кетонов на живые организмы.

Уметь: составлять структурные формулы альдегидов и кетонов; называть альдегиды по рациональной и систематической номенклатуре; составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альде­гидов.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

биология

химия (О.С. Габриелян Тема: Спирты §17 стр. 138).

Оборудование и реактивы:

Карточки «Алгоритм составления названий кетонов / альдегидов», «Химические свойства альдегидов и кетонов»

О.С. Габриелян учебник по химии 10 класс

Для ДО: раствор AgNO3, раствор NaOH, раствор NH4OH, формальдегид, спиртовка, раствор CuSO4, штатив с пробирками

Впервые с альдегидами вы познакомились в 9 классе и упоминали их пр изучении спиртов, когда при окислении первичного спирта вы получили альдегид.

C2H5OH + CuO CH3COH + H2O + Cu

Пришло время подробнее познакомиться с этим классом органических веществ.

Изучать данный класс соединений мы будем по следующему плану:

  1. Определение

  2. Классификация

  3. Номенклатура и изомерия

  4. Физические свойства

  5. Химические свойства

  6. Способы получения

Общая формула альдегидов CnH2nO

Альдегиды

– органические вещества, молекулы которых содержат функциональную группу -СО (карбонильную), связанную с атомами водорода и углеводородным радикалом.

Кетоны

– органические вещества, молекулы которых содержат карбонильную группу – СО, связанную с двумя углеводородными радикалами.





Классификация

Альдегиды классифицируют в зависимости от насыщенности углеводородного заместителя:

  1. предельные - ацетальдегид



  1. непредельные - акролеин (пропаналь)

  2. ароматические - бензальдегид

В соответствии с номенклатурой названия предельных альдегидов образуются из названия алкана с тем же числом атомов углерода в молекуле с помощью суффикса – аль.

Перед вами алгоритм составления названий, для альдегидов и кетонов.

Алгоритм составления названий альдегидов

  1. Найдите главную углеродную цепь - это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода альдегидной группы.

  2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода альдегидной группы.

  3. Назовите соединение по алгоритму для углеводородов.

  4. В конце названия допишите суффикс -аль.

Алгоритм составления названий кетонов

1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с того конца, где ближе карбонильная группа.

2. Указать положение радикала и его название.

3. Назвать углеводород.

4. Принадлежность к классу кетоны указать суффиксом он .

5. Указать положение функциональной группы

Кроме систематического названия у альдегидов и кетонов также есть тривиальные названия. Запишем самые основные:

  1. HCHO метаналь (формальдегид, муравьиный альдегид)

  2. CH3CHO этаналь (ацетальдегид, уксусный альдегид)

  3. CH3CH2CHO пропаналь (пропионовый альдегид)

  4. CH3CH2CH2CHO бутаналь (масляный альдегид)

  1. CH3—CO—CH3 пропанон (ацетон)

  2. CH3—CO—CH2CH3 бутанон (метилэтилкетон)

Для альдегидов характерна только изомерия углеродного скелета, которая возможно с бутаналя.

Кетоны:

- изомерия углеродного скелета

- изомерия положения карбонильной группы

- межклассовая изомерия (пропаналь и пропанон)



Физические свойства

На них мы останавливаться не будем, скажу лишь, что между молекулами у альдегидов не возникают водородные связи, метаналь – газ (далее жидкости, высшие альдегиды – твердые).

Температура кипения у альдегидов ниже, чем у спиртов. Низшие альдегиды хорошо растворяются в воде, так как образуются водородные связи между «Н» воды и «О» альдегида.

Химические свойства

Реакции присоединения

  1. Гидрирование (восстановление)

HCHO + H2 CH3OH

CH3—CO—CH3 + H2 CH3—CH(OH)—CH3

Альдегид – первичный спирт

Кетон – вторичный спирт

  1. Присоединение циановодорода

CH3COH + HCN = CH3CHC(OH)N

  1. Присоединение NaHSO3 – эта реакция позволяет не только обнаружить альдегиды, но и выделить их из смеси с другими веществами.

CH3COH + NaHSO3 = CH3CH(OH)SO3Na

Реакции окисления

  1. реакция «серебряного зеркала»

Прежде чем записать данную реакцию, давайте проведем опыт и получим сами зеркало. Для этого нам понадобится 4-5 мл AgNO3, 2-3 капли NaOH, 5-8 капель NH4OH, формальдегид, нагреем немного данную смесь. Что мы заметили?

Запишем уравнение реакции

CH3CHO + Ag2O 2Ag + CH3COOH

  1. реакция взаимодействия с Cu(OH)2, качественная реакиця на альдегиды.

Проведем опыт, взяв 2-3 капли CuSO4, 2- 3 капли NaOH и формальдегид, подогреем данную смесь. Что можно наблюдать? (осадок кирпично – красного цвета, медь восстанавливается в одноокись меди)

Запишем реакцию

HCHO + 2Cu(OH)2 2H2O + Cu2O + HCOOH

Реакция полимеризации и поликонденсации



Получение

  1. Окисление спиртов

Первичных

CH3OH + CuO HCHO + Cu + H2O

Вторичных

CH3—CH(OH)—CH3 + [O] CH3—CO—CH3 + H2O


  1. Дегидрирование спиртов (отщепление водорода)

Первичных

CH3CH2OH CH3CHO + H2

Вторичных

CH3—CH(OH)—CH3 CH3—CO—CH3 + H2



  1. реакция Кучерова (гидратация ацителена)

C2H2 + H2O CH3CHO

  1. гидролиз дигалогенпроизводных

CH3CHCl2 + 2NaOH = CH3COH + NaCl + H2O

На этом наша лекция окончена. А теперь я предлагаю вам выполнить ряд заданий:

1

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:

Назовите альдегид по международной номенклатуре:



2 Какой объем формальдегда необходимо подвергнуть гидрированию для получения 16 г метилового спирта?

3 Напишите структурные формулы следующих соединений:

2- хлорпропаналь

4 – метилпентаналь

2,3 – диметилбутаналь

3 – гидрокси – 4 – метилгексаналь

Домашнее задание: §11 упр. 6,7 + сообщение на тему: Применение альдегидов в быту», «Интересные факты из истории альдегидов».



Список литературы:

  1. В.Г. Денисов Химия для учащихся 11 классов и поступающих в вузы. Тренажеры и тесты - Волгоград, 2007

  2. Егоров А.С. Химия: современный курс для подготовки к ЕГЭ – изд.8-е, Ростов: Феникс, 2009 – 711 с.

  3. Химия для любознательных 2-е издание – Л.: Химия, 1985
















Приложение

Химические свойства альдегидов















































Алгоритм составления названий альдегидов

  1. Найдите главную углеродную цепь - это самая длинная цепь атомов углерода, включающая атом углерода альдегидной группы.

  2. Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода альдегидной группы.

  3. Назовите соединение по алгоритму для углеводородов.

  4. В конце названия допишите суффикс -аль.


Алгоритм составления названий кетонов

1. Пронумеровать самую длинную углеродную цепь, начиная с того конца, где ближе карбонильная группа.

2. Указать положение радикала и его название.

3. Назвать углеводород.

4. Принадлежность к классу кетоны указать суффиксом он .

5. Указать положение функциональной группы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по теме: Альдегиды и кетоны

Автор: Чухрина Виктория Вадимовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по химии в 10 классе по теме "Альдегиды" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-al-dieghidy"
    ["file_id"] => string(6) "203274"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429450875"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Мультимедийный урок по теме "Альдегиды" "
    ["seo_title"] => string(42) "mul-timiediinyi-urok-po-tiemie-al-dieghidy"
    ["file_id"] => string(6) "113361"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410007381"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка открытого урока по химии на тему: "Альдегиды и кетоны""
    ["seo_title"] => string(77) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_khimii_na_temu_aldegidy_i_ketony"
    ["file_id"] => string(6) "493062"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545903806"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Поурочный план по биологии : "Углеводы" "
    ["seo_title"] => string(39) "pourochnyi-plan-po-biologhii-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "192712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427510661"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно-тематическое планирование курса химии 10 класса."
    ["seo_title"] => string(65) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khimii-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447800743"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства