kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии «Азот и его соединения» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Урок проводится после изучения соединений азота и их окислительно-восстановительных способностей. На уроке ученики на основе информации на слайдах должны четко осознать значение азота и его соединений в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные, на предыдущих уроках знания, выполнять предложенные задания,  четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.

            Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные  вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии «Азот и его соединения» 10 класс»


Урок химии «Азот и его соединения»



Азот и его соединения

(Обобщающий урок в 10 классе с использованием компьютера)


Урок проводится после изучения соединений азота и их окислительно-восстановительных способностей. На уроке ученики на основе информации на слайдах должны четко осознать значение азота и его соединений в жизни человека. Кроме того, опираясь на полученные, на предыдущих уроках знания, выполнять предложенные задания, четко высказывать свои мысли и формулировать понятия.

Урок-презентация проводится с использованием мультимедийного проектора. Переходя от слайда к слайду, ученики вспоминают изученный ранее материал и используют свои знания для выполнения упражнений и ответов на поставленные вопросы.

Тип урока – повторительно-обобщающий, на котором происходит актуализация знаний по теме, через осознание и осмысление изученной на предыдущих уроках учебной информации, с использованием имеющихся навыков и умений, а также с опорой на жизненный опыт.

Вид урока - объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания, содержащиеся на слайдах.

Методы и методические приемы. Словесно-наглядные и демонстрационно-практические. Самостоятельная работа по нахождению правильных ответов, обсуждение выбранного ответа, демонстрация опытов, с последующим написанием уравнений реакций, заполнение заранее подготовленной таблицы «Свойства соединений азота», обсуждение результатов работы.



Цели и задачи урока.

Обучающие. Создать условия: для обобщения полученных знаний и умений по теме «Азот и его соединения»; для закрепления умений устанавливать состав соединений азота в зависимости от его степени окисления; создать условия для совершенствования умений устанавливать генетическую связь между соединениями; находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, на основе полученных ранее знаний; зафиксировать в работе учащихся умение составлять уравнения реакций на основе проведенных опытов.

Развивающие. Стимулировать познавательную активность учеников, развивать интерес к предмету, смекалку, умения быстро и четко высказывать свои мысли, применять свои знания на практике при выполнении тех или иных заданий. Создать условия для развития умений: использовать теоретические знания в новых ситуациях; выделять главное; отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах.

Дидактическое обеспечение и оборудование. Компьютер, запись урока-презентации на диске, мультимедийный проектор. Химическая посуда для проведения опытов, таблицы «Свойства соединений азота».

Вещества: медь, концентрированная азотная кислота, вода, индикаторная бумага.


Ход урока.

Мотивационно-целевой этап урока.

Слайд 1. Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.

В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом».

В 1772 году английский химик Джозеф Пристли - «дефлогестированным воздухом».

В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле - «испорченным воздухом».

В 1774 году английский химик Генри Кавендиш - «удушливым воздухом».

В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье - «безжизненным воздухом».

Вопрос: Каково сейчас название этого неметалла? (Азот)

Слайд 2. Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока «Азот и его соединения».

Основной этап урока.

Слайд 3. Парадоксы названия.

  • Что означает в переводе с греческого «азот»? («альфа» - не, «зоэ» - жизнь, азот – «безжизненный»)

  • Каково латинское название азота? Что оно означает в переводе на русский язык? (нитрогениум – рождающий селитру)

  • Каково содержание азота в атмосфере? (78%)

  • Почему же азот называют «безжизненным»? (Непригодный для дыхания. Азот не ядовит, а просто инертен. В его атмосфере можно погибнуть не от отравления, а вследствие отсутствия кислорода).

Слайд 4. Какие соединения азота вы знаете?

N2 NH3 N2O NO N2O3 NO2 N2O5 HNO2 HNO3 MeN

Учитель: У вас на столах есть таблицы «Свойства соединений азота», которые необходимо заполнить в течение урока (Приложение 1). Сейчас определите степени окисления азота во всех соединениях и запишите их в таблицу.

Слайд 5. Азот как простое вещество.

  • Каковы физические свойства азота?

  • Почему азот химически инертен при обычных условиях?

  • При каких условиях, и с какими веществами он взаимодействует?

Слайд 6. NH3 - «летучая щелочь», «щелочной воздух»

Раствор аммиака в воде – нашатырный спирт.

Но почему спирт?

Латинское spiritus означает «дух», «душа». Очевидно химик растворивший в воде аммиак, полученный из нашатыря (NH4Cl), назвал остро пахнущую жидкость «душой нашатыря».

В 1774 г. Английский химик Джозеф Пристли получил газообразный аммиак, смешав порошки хлорида аммония и гидроксида кальция (Напишите уравнение реакции). Когда ученый попытался собрать аммиак путем вытеснения жидкости из перевернутого сосуда, то газ растворялся в воде.

Как Пристли удалось собрать газ?

Слайд 7. Содержит видеодемонстрации опытов по растворению и окислению аммиака.

NH3 + H2O = NH4OH 4NH3 + 3O2 = 4NO + 6H2O

Слайд 8. Содержит таблицу по применению аммиака.

Слайд 9. Оксидов у азота – пять.

И нам давно пора уж знать,

Их нравы, вкусы, настроенье,

Манеру жизни, поведенье.


Сообщение учащегося: Этот оксид был известен еще в XIX веке. Его действие зависит от возраста человека, концентрации газа и принятой дозы. Американский химик Джеймс Вудхауз в 1800 г. Изучал взаимодействие серы с нагретым раствором нитрита натрия в формамиде. Внезапно началась бурная реакция с выделением какого-то газа со слабым приятным запахом. Ученому вдруг стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни.

Почти в то же самое время английский химик Гемфри Дэви проводил термическое разложение нитрата аммония. Как потом он вспоминал, помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился беспричинным смехом, стал судорожно двигаться, опрокидывая стулья, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул. Какой газ получили Вудхауз и Дэви?

Слайд 10. Оксид азота (I), монооксид диазота, «веселящий газ»

  • Бесцветный газ со слабым приятным запахом и сладковатым привкусом.

  • В смеси с воздухом он действует на людей по-разному – кого «веселит», а кого погружает в сон.

  • Применяют в медицине, обеспечивая безопасный наркоз.

  • Несолеобразующий оксид.

  • Можно получить термическим разложением нитрата аммония.

  • Данный оксид неустойчив и легко разлагается на азот и кислород.

Напишите уравнения упомянутых реакций.

NH4NO3 = N2O + 2H2O 2N2O = 2N2 + O2

Слайд 11. Оксид азота (II) – монооксид азота NO

  • Легко окисляется кислородом воздуха до оксида азота (IV)

  • Восстанавливается водородом до свободного азота.

Напишите уравнения упомянутых реакций.

2NO + O2 = 2NO2 2NO +2H2 = N2 + 2H2O

Слайд 12. Оксид азота (III) N2O3

  • Жидкость темно-синего цвета.

  • Кислотный оксид.

  • Получают охлаждением смеси оксидов азота (II) и (III).

  • При взаимодействии с водой образуются азотистая и азотная кислоты.

  • Оксид взаимодействует со щелочью.

Напишите уравнения реакций.

NO2 + NO = N2O3 N2O3 + H2O = 2HNO2 N2O3 + H2O = HNO3 + NO

N2O3 + 2NaOH = 2NaNO2 + H2O

Слайд 13. Оксид азота (IV) – диоксид азота, «бурый газ», «лисий хвост» NO2

  • Газ с резким запахом, хорошо растворим в воде.

  • !!! Токсичен.

  • Получают окислением NO и взаимодействием концентрированной азотной кислоты с медью. (Демонстрация опыта: В колбу помещают медь (опилки, стружку или проволоку), добавляют концентрированную азотную кислоту и закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Реакция идет без нагревания. Собирают NO2 методом вытеснения воздуха.)

  • Если это кислотный оксид, то с какими веществами он будет взаимодействовать? (Демонстрация опыта: В сосуд с оксидом азота приливаем воду, бурая окраска исчезает. Раствор исследуем индикатором, доказывая кислотность.)

Напишите уравнения реакций.

2NO + O2 = 2NO2 Cu + 4HNO3 = 2NO2 + Cu(NO3)2 + 2H2O

NO2 + H2O = HNO3 + HNO2

Слайд 14. Оксид азота (V) - N2O5

  • Кислотный оксид.

  • Белое твердое вещество, хорошо растворимое в воде.

  • Получают осторожным обезвоживанием азотной кислоты с помощью оксида фосфора (V) или действием озона на оксид азота (IV).

  • Взаимодействует с водой и щелочами.

  • Очень неустойчив, разлагается со взрывом на кислород и оксид азота (IV).

Напишите уравнения реакций.

P2O5

2HNO3 = N2O5 + H2O 2NO2 + O3 = N2O5 + O2 N2O5 + H2O = 2HNO3

N2O5 + 2KOH = 2KNO3 + H2O N2O5 = NO2 + O2

Слайд 15. Опыты Каблукова

Российский химик Иван Каблуков преподавал в Московском университете. Однажды он показал своим студентам удивительный опыт с четырьмя газометрами, наполненными ртутью, где хранились четыре газа – два бесцветных, а два другие – красно-бурого цвета. Каблуков пропускал поочередно эти газы над раскаленной медной стружкой и показывал, что каждый раз получаются одни и те же продукты: оксид меди (I) и азот. Студенты терялись в догадках – как такое стало возможно?

Помогите найти объяснение опытам Каблукова.

(Газометры были наполнены оксидами азота состава N2O (бесцветный), NO (бесцветный), NO2 (бурый), N2O3 (при комнатной температуре на 90% разлагается на NO и NO2, поэтому тоже приобретает бурый цвет). Все эти газы реагируют с медью, превращая ее в Cu2O).

Слайд 16. HNO2 HNO3
Азотистая кислота Азотная кислота

  • Какая из кислот более сильная?

  • Как называются соли данных кислот?

  • Окислителем или восстановителем могут быть данные кислоты?

  • В чем заключается особая опасность азотной кислоты? (Из-за своих окислительных свойств азотная кислота требует большой осторожности в обращении. При соприкосновении с нею многие органические вещества окисляются с выделением большого количества теплоты и поэтому воспламеняются и взрываются. Например скипидар вспыхивает, тлеющая лучинка начинает гореть, на одежде образуются дыры, а на коже – язвы. При этом кожа окрашивается в желтый цвет (качественная реакция на белок). Попавшую на кожу серную кислоту можно успеть смыть большим количеством воды, а азотная кислота действует практически мгновенно).

  • С какими веществами реагируют эти кислоты?

Слайд 17. Содержит схему получения азотной кислоты.

Промышленный способ получения азотной кислоты был открыт в 1916 году инженером-химиком И.И. Андреевым.

На какие три этапа можно разделить данный процесс?

Слайд 18. Содержит видеоопыты «Свойства азотной кислоты».

  1. Пассивация железа в азотной кислоте.

  2. Взаимодействие скипидара с азотной кислотой.

Сообщение ученика: Сфера применения азотной кислоты и ее производных в настоящее время весьма обширна.

Еще в древнем мире громкую славу приобрела селитра (в частности нитрат калия). При нагревании многие нитраты разлагаются, выделяя атомарный кислород, стимулирующий горение. Например, сера и уголь горят медленно, но в смеси с селитрой сгорают за доли секунды. Если же эту смесь поместить в закрытый сосуд и поджечь, то произойдет взрыв.

Видимо люди заметили это давно, так как подобную смесь, называемую порохом применяли еще в древности. Примерно такую смесь использовали боевые греческие галеры для создания знаменитого «греческого огня». Мощной струей этого огня они поджигали неприятельские корабли. Достоверно известно, что китайцы в 1237 году, при защите Пекина от монголов, использовали пороховые бомбы, сбрасывая их на головы завоевателей. Несколько веков азотную кислоту использовали для разрушения, но постепенно у нее появились и мирные сферы применения.

Мирным потребителем азотной кислоты стала анилинокрасочная промышленность. Анилин оказался очень удобным веществом для получения многих красителей.

В XIX в. Производные азотной кислоты снова стали применять как взрывчатые вещества. Нитроклетчатка стала использоваться для производства динамитов. Их основу составлял другой продукт – нитроглицерин. Чтобы удобнее его использовать, так как это жидкость, во взрывных работах, шведский инженер А.Нобель предложил смешивать его с наполнителем, в частности нитроклетчаткой. Это позволило получать из взрывной смеси брикеты. Динамиты применяли так широко, что Нобель нажил изрядный капитал, часть которого (36 млн. шведских крон) он завещал на создание фонда международных премий.

В настоящее время основным потребителем азотной кислоты является не военная промышленность, а производство минеральных удобрений.

Слайд 19. Генетические ряды азота.

косвенно

NH3 ← N2 → MeN NO2 N2O3 N2O5

↓ ↓ ↓ ↓

NH4OH NO NO2 HNO3

↓ ↓ ↓ ↓

NH4R NO2 MeNO2 MeNO3

Запишите данные ряды в тетрадь.

Д/з: На основании генетических рядов напишите уравнения реакций.

Итог урока.

Слайд 20. Роль азотных соединений в жизни человека и общества велика, а применение разнообразно.

  • Азот – основа жизни на земле.

  • На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония, нитраты, могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого. В белках содержится 18% азота.

  • «Жизнь – есть способ существования белковых тел»

Ф. Энгельс

Без азота → нет белка →без белка →нет жизни.


Используемая литература:

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2009.

2. Дибленко С.Ю. Химия. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2005.

3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии.





Приложение 1

Свойства соединений азота


Формула

Название

Степень окис-

ления

Физические свойства

Химические свойства

Получение



N2









NH3









N2O









NO









NO2









N2O3









N2O5









HNO2









HNO3











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок химии «Азот и его соединения» 10 класс

Автор: Магомедова Саида Магомедовна

Дата: 13.07.2019

Номер свидетельства: 516727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(119) "stat-ia-ustnyie-formy-oprosa-uchashchikhsia-na-urokakh-khimii-kak-odin-iz-mietodov-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "113356"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409993793"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока химии "Кислород. Горение и окисление" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kislorod-gorieniie-i-okislieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109849"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405102187"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Контрольно-измерительные материалы по теме "Азот и его соединения"для урока химии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(101) "kontrol-no-izmieritiel-nyie-matierialy-po-tiemie-azot-i-iegho-soiedinieniia-dlia-uroka-khimii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160604"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422093662"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Валентность. Определение валентности элементов по формулам их соединений "
    ["seo_title"] => string(81) "valientnost-opriedielieniie-valientnosti-eliemientov-po-formulam-ikh-soiedinienii"
    ["file_id"] => string(6) "170700"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423580766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства