Урок химии в 8 –м классе по теме:
«Валентность. Определение валентности элементов по формулам их соединений»
Цели урока.
Дидактические:
- опираясь на знания учащихся, повторить понятия «химическая формула»;
- способствовать формированию у учащихся понятия «валентность» и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
Развивающие:
- продолжить формирование умений формулировать определения;
- разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
- способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
- ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения:
1. Учащиеся должны уметь формулировать определение «валентность», знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов бинарных соединениях,
2. Уметь разъяснять смысл понятия « валентность» и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.
Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.
Оборудование: модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.
Оборудование для учащихся: на каждом столе «Алгоритм определения валентности».
Ход урока.
1. Проверка знаний.
1.Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме «Химическая формула».
Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах)
2. Индивидуальная работа по карточкам 4 учащихся. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.
Карточка №1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ:
А) CH4
Б) K2 O
В) NaCl
Г) NO
Карточка №2. Вычислите массовые доли элементов в процентах по формулам:
А) Cu O
Б) K2 S
Карточка №3. Что означают записи:
А) 3H -
Б) Pb O -
В) 2ZnO -
Г)5 H2 SO4 –
Карточка №4.
Данные вещества: сульфид цинка ZnS, иод I2, медь
Cu , аммиак NH3 , углекислый газ CO2 , соляная кислота HCl, водород H2 , сера S, окись меди CuО . Выпишите из этого списка формулы простых веществ и сложных.
3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.
Смешали 9 г порошка алюминия с 20 г серы и смесь нагрели. Произошла химическая реакция, в результате которой образовался сульфид алюминия Al2 S3. Полностью ли взятые вещества вступили в реакцию? Ответ подтвердите расчетом, учитывая постоянство состава веществ.
Сколько граммов алюминия потребуется для полного соединения его с 8 г серы?
Проверка: один учащийся устно читает решение.
II. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.
Понятие о валентности.
- До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведенными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. На чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.
Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl, H2 O, NH3 , CH4.
Беседа с учащимися:
- Что общего в составе молекул?
Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.
- Чем они отличаются друг от друга?
Предполагаемый ответ:
- HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода,
- H2 O – один атом кислорода удерживает два атома водорода,
- NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода,
- CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Демонстрация шаростержневых моделей.
Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?
(Выслушиваем варианты ответов учащихся).
Вывод: У атомов разная способность удерживать определенное количество других атомов в соединениях, это и называется валентностью. Слово « валентность» происходит от латинского- сила.
Запись в тетради:
Валентность – это свойство атомов удерживать определенное число атомов другого химического элемента.
Валентность обозначается римскими цифрами.
Запись на доске и в тетрадях:
I II
H Сl
I II
H2 O
I III
H3 N
I IV
H4 C
Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода –II
Если валентность обозначить черточкой (число черточек указывает на валентность атомов в соединении), то мы получим структурную формулу соединения:
H – Cl , H- O – H
Структурная формула дает наглядное представление о валентности каждого элемента и отражает порядок связи атомов в молекуле вещества.
2.Эволюция понятия « валентность» (сообщение учащегося).
- В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).
В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И. Я. Берцелиус). Стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определенной величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определенное число других атомов и была названа Э.Фанклендом в 1853г. « валентность».
Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.
Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869г вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.
3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.
Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности
Пример
1.Запишите формулу вещества.
H2 S, Cu 2 O
2.Обозначьте известную валентность элемента.
I
H2 S
II
Cu2 O
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов.
2
I
H2 S
2
II
Cu2O
4. Поделите число единиц валентности атомов на
количество атомов другого элемента. Полученный
ответ и является искомой валентностью.
2
I II
H2 S
2
I II
Сu2 O
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента.
I II
H2 S
(2=2)
I II
Cu2 O
(2=2)
4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (ученики по одному выходят к доске). Задание в раздаточном материале.
SiH4 , CrO3 , H2 S , CO2 , CO, SO3 , SO2 , Fe2O3 , FeO, HCl , HBr ,
Cl2 O5 , Cl2O7, PH3 , K2 O, Al2 O3 ,P2 O5 , NO2 , N2 O5 , Cr2 O3, SiO2 ,
B2O3 , Si H4 , Mn2 O7 , MnO , CuO , N2 O3.
3. Закрепление знаний.
Первичная проверка усвоения знаний.
В течение трех минут необходимо выполнить одно из трех заданий по выбору. Выберите только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.
На («3»). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3 , Au2 O3 , Si H4 , СuO.
На («4») . Из приведенного ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2 O3, CrO3, CuO,
K2 O, CaH2.
На («5») . найдите закономерность в последовательности формул: N2 O, NO, N2 O3 и проставьте валентности над каждым элементом.
Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.
4. Итог урока.
Беседа с учащимися:
- Какую проблему поставили в начале урока?
- К какому выводу мы пришли?
- Дать определение « валентности».
- Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?
- Как определить валентность атома в соединении?
Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.
Домашнее задание: Параграф 11, 12 (стр. 33-34)
Упражнения 1-4 (стр. 37).