kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по химии 8 класс «Основные сведения о строении атома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по химии в 8 классе по теме "Основные сведения о строении атома". Урок изучение нового материала, частично поисковая работа учащихся, работа с учебником и дополнительной литературой. На уроке учащиеся знакомятся с основными открытиями в области строения атома. Этапами изучения и открытиями. Вся работа построена на частично самостоятельной работы учащихся по учебнику, заполнение таблицы о основных этапах открытия сложного строения атома. Закрепление выполнение заданий в конце параграфа учебника под руководством учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по химии 8 класс «Основные сведения о строении атома» »

Урок по химии 8 класс

«Основные сведения о строении атома»

Запольская Елена Николаевна учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ№3 г.Мамадыш»

Цель: сформировать представление об истории открытия сложного строения атома, знания об элементарных частицах, входящих в состав атома, атомного ядра, и их основных характеристиках; научить характеризовать строение атома химического элемента на основании его порядкового номера в ПСХЭ Д.И. Менделеева, химический элемент на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Задачи: Обучающая: сформировать у учащихся целостное представление о строении атома

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,  находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Воспитывающая: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; толерантного отношения друг к другу.

Основные понятия: радиоактивность, планетарная модель атома, протоны, нейроны, массовое число, электроны, электронейтральный атом.

Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Строение атома», справочные таблицы.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Учитель анализирует результаты выполнения учениками проверочной работы №1, акцентирует внимание учащихся на ошибках, допущенных в ней, и объясняет решение некоторых заданий. Предлагает сделать работу над ошибками.

Изучение нового материала

План

  1. История открытия сложного строения атома.

  2. Строение атома.

  3. Планетарная модель атома Э. Резерфорда.

  4. Основные характеристики элементарных частиц, входящих в состав атома, атомного ядра.

  5. Порядковый номер химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева и его физический смысл.

  6. Характеристика химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева.


- Какие формы существования химического элемента нам известны? (свободные атомы, молекулы простых и сложных веществ)


История открытия сложного строения атома.

Выступления учащихся.

Джозеф Джон Томсон 18.12.1856–30.08.1940

Английский физик, член Лондонского королевского общества. В 1897 году экспериментально доказал существование – электрона, мельчайшей частицы, которая в 2000 раз меньше атома, определил массу и заряд электрона. В 1903–1904 годах выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель “пудингом с изюмом”.


Эрнест Резерфорд 30.08.1871–19.11.1937

Английский физик, основоположник ядерной физики, член Лондонского королевского общества. В 1911 году экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг него вращаются электроны. В 1919 году осуществил опыт, в котором из ядра вылетали ядра водорода, получившие названия протонов, имеющие положительный заряд

Джеймс Чедвик 20.10.1891–24.07.1974

Английский физик – экспериментатор, член Лондонского королевского общества. В 1920 году подтвердил теорию атома Резерфорда и вывод о том, что заряд ядра равен порядковому номеру элемента. В 1932 году обнаружил частицы, которые отличаются от протонов электрическими свойствами, но очень близки к ним по массе и размеру. Он назвал эти частицы нейтронами. И доказал, что ядра атомов тоже делимые! Они состоят из протонов и нейтронов, которые связаны между собой мощным ядерным воздействием.


Приступим к изучению формы существования химического элемента – свободного атома.

Понятие атома означает неделимый. Долгое время считалось, что атом – неделимая, наименьшая частица вещества.


Учащиеся читают текст на с.38 – 39 и рассматривают рис.29. Все эти открытия говорят о сложности строения атома, его делимости.

Учащиеся читают текст на с.40 и рассматривают рис.30.


На основе вышеизложенных фактов можно сделать вывод: атом химического элемента – электронейтральная частица, имеющая следующее строение: в центре атома располагается ядра атома, имеющее положительный заряд, равный порядковому номеру химического элемента. В состав ядра входят частицы: протоны и нейроны. Сумма чисел протонов и нейтронов называют массовыми числами (А). Например, массовое число атома железа: А (Fe) = 56.

Протоны – положительно заряженные частицы, их количество соответствует порядковому номеру (Z) химического элемента. Масса протонов равна 1.

Нейроны – нейтральные частицы, их количество соответствует разности значений массового числа и числа протонов. Масса нейтронов равна 1. Например, число нейтронов в атоме железа: N(Fe) – Z(Fe) = 56 – 26 = 30.

Число электронов и протонов в атоме одинаково и равно порядковому номеру элемента, т.к. атом – электронейтраленая частица.

Учащиеся изучают табл.2 с.41.


Закрепление изученного материала

Учеики по руководством учителя выполняют задания №1, 2, 3 (золото), 4, 5 из учебника с.43.


Подведение итогов урока

  1. Атом имеет сложное строение, напоминающее Солнечную систему и названное Э. Резерфордом планетарной моделью.

  2. Атом – электронейтральная частица, имеющая положительно заряженное ядро и электроны, отрицательно заряженный частицы, вращающиеся с огромной скоростью в пространстве вокруг ядра атома.

  3. Ядро атома состоит и протонов и нейтронов. Протоны – положительно заряженные частицы, масса протона равна 1. Нейрон – нейтральные частицы, масса нейрона равна 1.

  4. Порядковый номер химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева имеет определенный физический смысл: соответствует заряду ядра атома, количеству протонов в ядре атома и количеству электронов в атоме; зная атомную массу химического элемента (массовое число А) и его порядковый номер (Z), можно вычислить количество нейронов (N) в ядре атома по формуле: N = A – Z.

План характеристики химического элемента на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева

  1. Номер периода, большой или малый период; номер группы, главная или побочная подгруппа.

  2. Порядковый номер химического элемента.

  3. Заряд ядра атома химического элемента.

  4. Количество протонов и нейтронов в ядре атома химического элемента.

  5. Количество электронов в атоме химического элемента.


Домашнее задание

Параграф 6, выполнить задания №3 (натрий, фосфор), 5 (хар-ка химического элемента №47 на основе его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева) с.43.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по химии 8 класс «Основные сведения о строении атома»

Автор: Запольская Елена Николаевна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методическая разработка урока химии по теме "Основные сведения о строении атома" для 11 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_khimii_po_tiemie_osnovnyie_sviedieniia_o_stroi"
    ["file_id"] => string(6) "430626"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506963829"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) ""Основные сведения о строении атома""
    ["seo_title"] => string(39) "osnovnyie-sviedieniia-o-stroienii-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "341034"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472308003"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Основные сведения о строении атомов."
    ["seo_title"] => string(40) "osnovnyie_sviedieniia_o_stroienii_atomov"
    ["file_id"] => string(6) "347428"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475596621"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Возможности использования интегрированного подхода на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(74) "vozmozhnosti-ispol-zovaniia-intieghrirovannogho-podkhoda-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "105468"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402854826"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства