Цель: изучить номенклатуру, строение и свойства алкенов.
Задачи: образовательные: изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углубить понятия «изомерия» и «гомология» на примере алкенов, изучить новые виды структурной изомерии- изомерию положения кратной связи, межклассовую изомерию; изучить химические свойства алкенов на примере этилена; изучить лабораторный способ получения этилена.
Развивающие: развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии и умения давать названия соединениям по номенклатуре ИЮПАК, составлять уравнения химических реакций, развивать представление учащихся о зависимости химических свойств веществ от их строения.
Воспитательные:формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: изучить номенклатуру, строение и свойства алкенов.
Задачи: образовательные: изучить строение этилена; дать понятия о двойной углерод – углеродной связи, о реакциях гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, полимеризации, дегидратации; углубить понятия «изомерия» и «гомология» на примере алкенов, изучить новые виды структурной изомерии- изомерию положения кратной связи, межклассовую изомерию; изучить химические свойства алкенов на примере этилена; изучить лабораторный способ получения этилена.
Развивающие: развивать полученные ранее первоначальные представления об изомерии и умения давать названия соединениям по номенклатуре ИЮПАК, составлять уравнения химических реакций, развивать представление учащихся о зависимости химических свойств веществ от их строения.
Воспитательные: формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся
Тип урока: изучение новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная, работа с учебником, лабораторная работа.
Организационный этап. Взаимное приветствие учителя и учеников. Учитель отмечает фамилии отсутствующих учеников в журнале.
Актуализация опорных знаний.
Учительзадаёт вопросы учащимся.
1.Какие органические вещества относят к углеводородам?
2. Какие природные источники УВ вам известны? Каков их состав? К какому классу УВ относят эти вещества?
3. Какие особенности строения вы можете отметить у алканов?
4.Какую бы вы выделили реакцию, которая самым главным образом характеризует алканы, как предельные углеводороды?
Изучение нового материала. Под руководством учителя учащиеся проводят лабораторный опыт «Взаимодействие парафина с растворами перманганата калия и иодной воды». Перед работой повторяют правила техники безопасности.
Специально подготовленные учащиеся или учитель демонстрируют опыт «Получение и свойства этилена». После опытов учитель задаёт вопросы:
К какому классу углеводородов относятся вещества парафина?
Почему у этого класс УВ такое название?
Что вы наблюдали в своём опыте? Протекают ли данные реакции?
Что вы наблюдали во втором опыте при взаимодействии полученного вещества с растворами перманганата калия и бромной (иодной) водой? Протекают ли данные реакции?
Отличаются ли по строению вещества парафина и новое вещество?
Вещество называется этилен. Определим его молекулярную формулу, решая задачу.
Определите молекулярную формулу УВ с массовой долей углерода 85.7% . Относительная плотность вещества по водороду равна 14. .
Сравните по составу формулы этилена и этана.
В молекуле этилена на 2 водорода меньше, но валентность углерода всегда в органических веществах равна IV. Как же написать структурную формулу? Обратитесь к учебнику стр 33
Итак, какова же тема нашего урока?
Какие вещества называются алкенами? Общую формулу гомологического ряда записывают в тетрадь.
Демонстрация ЭОР. №1 «Строение, изомерия и номенклатура алкенов» (кадры 2.3,7 ) http://fcior.edu.ru/card/3450/stroenie-izomeriya-i-nomenklatura-alkenov.html Учитель организует беседу по слайдам.
На стр 35 учебника приведены структурные формулы алкенов. Сколько веществ изображено этими формулами? Есть ли изомеры? Назовите их и вид изомерии. Для вещества 2,4 – диметилпентен – 2 составьте формулу одного изомера и гомолога.
Пока работают ученики в тетрадях, можно дать индивидуальное задание для учащегося с обратной стороны доски: Запишите формулу 4 – метилпентена -1 и составьте для него формулу изомера и гомолога.
Какая особенность строения этена и его гомологов? Оказывает ли влияние это на свойства этиленовых? Какое?
Демонстрация ЭОР. №2 «Химические свойства алкенов» http://fcior.edu.ru/card/8174/reakcii-prisoedineniya-alkenov.html и №3 «Окисление алкенов» http://fcior.edu.ru/card/6436/okislenie-alkenov.html
Учитель организует беседу по слайдам. Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.
Особым случаем реакции присоединения является реакция полимеризации. В учебнике найдите определение реакции и понятия полимер.
В учебнике и на слайде приведена реакция полимеризации этилена, запишите её в тетрадь и определите какое вещество является мономером, полимером, определите структурное звено. Какое применение находит полиэтилен? (разбирают по схеме на стр 39) Запишите реакцию полимеризации пропена. Полученное вещество называется полипропилен. Как его применяют?
Какого типа реакции характерны для алкенов? Почему? Какого типа реакции характерны для алканов? Почему? Есть ли общие реакции?
Применение этена разберём по схеме на стр 41 учебника
Получение этилена стр 35 учебника. Записывают уравнения в тетрадь.
Закрепление материла
Какую бы вы выделили реакцию, которая самым главным образом характеризует алкены, как непредельные углеводороды?
Предложите способ очистки этана от примесей этена.
Какие изменения происходят в молекуле этена при присоединении к ней атомов или групп атомов.
5. Домашнее задание
§4. Упр 1,2, 3,4, 7. Составьте правила построения названия алкенов. Запишите реакцию полимеризации хлорэтена и найдите области его применения.