Урок химии в 10 классе
Практическая работа № 2.
«Получение этилена и опыты с ним».
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Алканы. Алкены», научить получать этилен и проводить с ним опыты; совершенствовать умение получать газообразные вещества в простейших приборах, соблюдая правила техники безопасности.
Планируемые результаты обучения: уметь проводить опыты по получению этилена и изучению его свойств, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами, оборудованием и химической посудой и составлять отчет о практической работе.
Оборудование: на столах учащихся: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки в штативе, газоотводная трубка, песок.
Реактивы: бромная вода, раствор перманганата калия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота.
Тип урока: лабораторно-практический.
Структура урока.
I. Повторение изученного материала.
1. Инструктаж по технике безопасности под роспись.
Затем вместе разбираем ход практической работы по пунктам, останавливаюсь
подробно на предельной осторожности при проведении практической работы.
2. Учащиеся начинают оформлять практическую работу в тетрадях для
практических работ: записывают число, тему, цель, оборудование.
3. Затем выполняют практическую работу. Выданную пробирку с уже готовой
смесью этилового спирта (2 – 3 мл), концентрированной серной кислоты
(6 – 9 мл) и прокаленного песка закрывают газоотводной трубкой, укрепляют
в лабораторном штативе и начинают осторожно нагревать, начиная с прогрева
всей пробирки.
t, к. H2SO4
а) C2H5OH → H2C = CH2 + H2O
этиловый спирт этилен
Конец газоотводной трубки опускают в пробирку, в которую налито 2-3 мл
бромной воды. Через некоторое время выделяющийся газ обесцвечивает
бромную воду. Это значит, что произошла химическая реакция, и образовалось
новое вещество:
б) H2C = CH2 + Br2 → CH2Br – CH2Br
этилен 1,2 – дибромэтан
4. После того, как обесцветилась бромная вода, в другую пробирку налить 2-3 мл
разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой,
и также пропустить через него образующийся газ. Через некоторое время
окраска исчезает, раствор становится прозрачным, значит также здесь
произошла химическая реакция и образовалось новое вещество:
KMnO4
H2C = CH2 + [O] + H2O → CH2 – CH2
этилен ? ?
OH OH
этиленгликоль
5. После проделанных опытов вынуть газоотводную трубку из пробирки и
выделяющийся газ поджечь, он горит светящимся пламенем. Этилен, как и все
углеводороды горит с образованием углекислого газа и воды:
C2H4 +3O2 → 2CO2↑ + 2H2O
6. После окончания работы на рабочем столе навести порядок и приступить к
оформлению работы в тетради: описать весь ход работы, зарисовать
рисунок 19 на стр. 56, по ходу работы написать уравнения соответствующих
реакций, в конце работы сделать вывод, при этом ответить на все вопросы для
самостоятельных выводов, в конце урока тетради сдаются на проверку.
II. Домашнее задание.
повторить § 9 – 10.