kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Безопасное обращение с веществами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Безопасное обращение с веществами". Интегрированный урок для учащихся 8-11 классов. Изучаются правила обращения с веществами на уроках химии и в быту. Проходит работа в группах. проводится практическая работа. На уроке рассматривается работа с едкими, горючими и ядовитыми веществами. Предлагается изучить средства бытовой химии, выявить опасные вещества. Также  каждая группа оказывает первую медицинскую помощь при получении химического  и термического ожога. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задания для групп.»



Задание для 1 группы

  1. Экспериментально докажите действие вредных веществ на основное вещество живой ткани: белок.

  2. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).



Задание для 1 группы

  1. Экспериментально докажите действие вредных веществ на основное вещество живой ткани: белок.

  2. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).




Задание для 2 группы

  1. На кожу руки попала соляная кислота. Окажите ПМП, используя то, что у вас на рабочем столе.

  2. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).



Задание для 2 группы

  1. На кожу руки попала соляная кислота. Окажите ПМП, используя то, что у вас на рабочем столе.

  2. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).




Задание для 3 группы

  1. На кожу руки попала щелочь натрия. Окажите ПМП, используя то, что у вас на рабочем столе.

  2. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).



Задание для 3 группы

  1. На кожу руки попала щелочь натрия. Окажите ПМП, используя то, что у вас на рабочем столе.

  2. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).






Просмотр содержимого документа
«Факультатив. Безопасное обращение с веществами. 2014г.»

Тема «Безопасное обращение с веществами на уроке химии и в быту».


Цель: познакомиться с опасными веществами и правилами работы с ними.

Задачи:

  1. Изучить опасные вещества, рассмотрев:

  • Классификацию опасных веществ и их состав (горючие и взрывоопасные, едкие, токсичные);

  • Правила ТБ работы с опасными веществами;

  • Оказание ПМП.

  1. Совершенствовать умение:

  • Работать самостоятельно и в группе;

  • Проводить химический эксперимент;

  • Наблюдать, анализировать, делать выводы.


Оборудование и реактивы:


ДЭ: бутылка, наполненная водородом и кислородом в соотношении объемов 2/1; спиртовка; лучинка; спички; образцы опасных веществ; КМnO4; ступка, пестик, конц. серная кислота, колба с водой, химический стакан, термометр, глицерин; стеклянная трубка; салфетки; полотенца;

Для презентаций учащихся: макет градусника, музыка к передаче Малышевой, веник, мусорное ведро, пылесос, трехлитровая банка, крышка для банки, скотч, марля, респиратор, ножницы, бахилы, полиэтиленовые мешки, резиновые перчатки, мешок для мусора, обугленная кислотой бумага и прожженная ткань.


1 группа ЛР: белок, СuSO4; АgNО3; С2Н5ОН; NaCl; NaОН; спиртовка, держатель для пробирок, пробирка, химические стаканы; токсичные, огнеопасные средства бытовой химии, резиновые перчатки.


2 группа: ЛР: «КИСЛОТА», NaHCO3, колба с водой, весы, стакан мерный, чайная ложка, лакмусовая бумажка; баночка для нейтрализующей жидкости с этикеткой; марля; едкие (щелочные), огнеопасные средства бытовой химии, резиновые перчатки.


3 группа: ЛР: «ЩЕЛОЧЬ НАТРИЯ», лимонная кислота, CH3COOH 9%; весы; колба с водой, мерный цилиндр; химические стаканы, чайная ложка; лакмусовая бумажки; баночка для нейтрализующей жидкости с этикеткой; марля; едкие (кислые), огнеопасные средства бытовой химии, резиновые перчатки.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Работа в группах: три группы – три столика)

  1. Тема урока «Безопасное обращение с веществами на уроке химии и в быту».

Что такое опасные вещества?

Какова цель нашего урока, исходя из названия? (Формулируют учащиеся).

Давайте поставим конкретные задачи урока. (Формулируют учащиеся).

  • Определить наиболее опасные вещества, с которыми мы работаем в школе и встречаемся в повседневной жизни;

  • Изучить ТБ при работе с этими веществами;

  • Познакомиться с оказанием ПМП;

  • Научиться верно отвечать на экзаменационные вопросы по данной теме (ГИА и ЕГЭ).

  1. На какие группы можно разделить (классифицировать) все опасные вещества, по физиологическому действию на человеческий организм?


Опасные вещества




Горючие, взрывоопасные (термический ожог)









Едкие вещества

(химический ожог)





Токсичные (яды)

(отравление)








Приведите примеры веществ (очень немного).

  1. Горючих: органика: бензин, керосин, бензол, спирты, эфиры;

  2. Взрывоопасных: Н2; СН4; С3Н8; С2Н2;

  3. Едких: кислоты, щелочи, щелочные металлы; СаО; NH3; С2Н2; сильнейшие окислители: КМnО4; Н2О2;

  4. Ядовитых в-в: Br2; Cl2; J2; СО; N2O; NO2; Pb2+; Нg2+; СН3ОН; С6Н6; С6Н5ОН; этиленгликоль; ксилол, толуол, формалин, этиленгликоль, хлорпроизводные метана, дихроматы, перманганат калия.

  1. Разминка по номенклатуре.

  2. Д/ задание1 группы. «Едкие вещества».

(Прожженная кислотой бумага и ткань на доске). Раздать буклеты.

Дополнительный вопрос учащимся:

Из концентрированного раствора серной кислоты необходимо приготовить разбавленный раствор, какие правила необходимо соблюдать? Почему?

(Не лей воду в кислоту, а то накликаешь беду!)


  1. Небольшая лабораторная работа. Задание №1 в каждой группе. Выполняем.

Результат работы 2 группы.

На кожу руки попала соляная кислота. Окажите ПМП.

(группа показывает оказание ПМП при ожоге кислотой)

На доске: пишут реакцию нейтрализации и уравнение гидролиза соды.

Дополнительный вопрос учащимся:

А если облить серной кислотой, ваши действия???

(салфеткой, тканью убрать кислоту, потом под струю воды, чтобы не получить термический ожог). ДЭ: H2SO42О = ⬆Q

Результат работы группы №3.

На кожу руки попала щелочь натрия. Окажите ПМП.

Дополнительный вопрос учащимся:

Если щелочь попала в глаза? Что делаем?

  1. Д/ задние группы №2 «Токсичные вещества». Раздать буклеты.

(Презентация и заканчивают передачей «Жить здорово» Малышевой «Разбитый градусник»).

Результат работы 1 группы.

Экспериментально докажите действие вредных веществ на основное вещество живой ткани – белок. Как сказал Ф. Энгельс «Жизнь есть способ существования белковых тел».

Рассказывают о результатах работы, делают выводы:

(денатурация белка при действии солей тяжелых металлов (меди и серебра) и спирта).

  1. Д/ задние группы №3 «Огнеопасные и взрывоопасные вещества».

Презентация учащихся.

ДЭ: Взрыв водорода; самовозгорание перманганата калия в смеси с глицерином. Раздать буклеты.

  1. Задание №2 в каждой группе. Проанализируйте состав бытовых химических средств на вашем столе. Укажите класс опасности (сделайте соответствующие наклейки знаков опасности). Докажите это экспериментально (исключая огнеопасные вещества).

Группа №1. Едкие щелочные, средства бытовой химии: токсичные, огнеопасные.

Группа №2. Токсичные, огнеопасные. Средства бытовой химии: едкие щелочные, огнеопасные

Группа №3. Едкие кислые, огнеопасные. Средства бытовой химии: едкие кислые, огнеопасные

  1. Каждая группа отчитывается о результатах своей работы, делает выводы.

  2. Подведение итогов.






















Было дано домашнее задание: сделать возможную визуализацию опасности веществ.

1 группа «Ядовитые вещества»

  1. Аналог передачи Малышевой «Разбитый градусник»

  2. Презентация:

  • Соединения свинца (в бензине – тетроэтилсвинец)

  • Соединения меди, серебра

  • Метанол (Паленая водка – примеры отравлений). ДЭ: белок + спирт = денатурация.

  • Угарный газ

  • Фенол

  • Бытовые средства

  • Р – химическое оружие??????


1 группа «Едкие вещества»

  1. ДЭ: кислота, щелочь – действие на бумагу; ткань, вату: салфетку; белок

Сахарная пудра + серная кислота = обугливание

  1. Презентация:

  • Едкие вещества в быту.

  • Ожог КМnО4

  • СН3СООН – дома опасно!!!!

  • NH3

  • CaO, Са(ОН)2

  1. ТБ при работе с кислотами и щелочами.

Не лей воду в кислоту, а то накликаешь беду!!!

  1. Чем можно обработать? Почему?

ДЭ: Реакция нейтрализации: (Ф/Ф). Реакция гидролиза соды.

  1. ПМП при химическом ожоге: показать на примере (облить «Кислотой соляной = водой», оказать ПМП).

? А если облить серной кислотой, есть ли какая-нибудь разница???

(салфеткой, тканью убрать кислоту, потом под струю воды, чтобы не получить термический ожог). ДЭ: H2SO42О = Q

  1. Приготовить нейтрализующий раствор, который используется при ожогах кислотой (содовый раствор) и щелочью (борная кислота, лимонная кислота). Объяснить соотношения приготовленного раствора в домашних условиях (из расчета количество ч. л. на стакан воды).

Приготовление 3% раствора соды:

Приготовление 3% раствора уксусной кислоты:

Приготовление 3% раствора лимонной кислоты:

ЛР: Едкие вещества: кислота и щелочь, заранее сделанные прожженные пятна на бумаге и ткани)

Приготовление веществ, которые нейтрализуют кислоты и щелочи.

(сделать на весах, и рассчитать в расчете на 1 стакан - ? чайных ложек? Для бытовых нужд)

Горючие и взрывоопасные вещества.

  1. ДЭ: взрыв гремучего газа.

  2. ДЭ: глицерин + КМnО4

  3. Презентация:

  • Взрыв дома на ул. Первомайская (фото, пострадавшие и т. д).

  • Взрывы метана на шахтах.

  • Щелочной металл + вода = нельзя брать много металла ….взрыв водорода. (есть видео)






































































Просмотр содержимого презентации
«Урок. Безопасное обращение с веществами.»

Безопасное обращение с веществами на уроке химии и в быту

Безопасное обращение с веществами на уроке химии и в быту

Опасные вещества

Опасные вещества

Убери лишнее  СН 3 ОН; NaCl ;  СО; NO 2 ; Cl 2  Na ОН; HCl ;  СО; HNO 3 ; NH 3  СН 3 ОН; Na 2 CO 3 ;  С 6 H 6 ; Na ; CH 4

Убери лишнее

СН 3 ОН; NaCl ; СО; NO 2 ; Cl 2

Na ОН; HCl ; СО; HNO 3 ; NH 3

СН 3 ОН; Na 2 CO 3 ; С 6 H 6 ; Na ; CH 4

А1 . Какой из перечисленных ионов наименее токсичен?  1) Pb 2+ 2) Hg 2+ 3) Na + 4) Zn 2+ А2. Нетоксичным является каждое из двух веществ:  1) H 2   и   C 6 H 5 OH 2) O 2   и   N 2 3) Cl 2    и   H 2 S 4) CO   и   NH 3 А 3 . Формула соединения углерода, проявляющего токсичные свойства  1) NaHCO 3  2) Na 2 CO 3 3) CaCO 3 4) CO  А 4 . Верны ли следующие суждения о правилах техники безопасности?  А.  Пробирку с бензолом запрещается нагревать на открытом пламени.  Б.  Для приготовления р-ра Н 2 SO 4 нужно приливать воду к конц. кислоте. 1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 5 . Верны ли следующие суждения о свойствах ацетилена и ртути, которые необходимо учитывать при работе с ними?  А.  Ацетилен является горючим и взрывоопасным газом.  Б.  Пары ртути очень ядовиты. 1) верно А 2) верно Б  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А1 . Какой из перечисленных ионов наименее токсичен?

1) Pb 2+ 2) Hg 2+ 3) Na + 4) Zn 2+

А2. Нетоксичным является каждое из двух веществ:

1) H 2   и   C 6 H 5 OH 2) O 2   и   N 2 3) Cl 2    и   H 2 S 4) CO   и   NH 3

А 3 . Формула соединения углерода, проявляющего токсичные свойства

1) NaHCO 3 2) Na 2 CO 3 3) CaCO 3 4) CO

А 4 . Верны ли следующие суждения о правилах техники безопасности?

А. Пробирку с бензолом запрещается нагревать на открытом пламени.

Б. Для приготовления р-ра Н 2 SO 4 нужно приливать воду к конц. кислоте.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 5 . Верны ли следующие суждения о свойствах ацетилена и ртути, которые необходимо учитывать при работе с ними?

А. Ацетилен является горючим и взрывоопасным газом.

Б. Пары ртути очень ядовиты.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 6 . Верны ли следующие утверждения о правилах работы с органическими растворителями? А. Работ у с легковоспламеняющимися растворителями следует проводить вдали от огня. Б. Отработанные органические растворители необходимо выливать в раковину.  1) верно А 2) верно Б  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 7 . Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами? А. Все газообразные вещества в лаборатории получают только в вытяжном шкафу Б. Жидкий аммиак вызывает сильные ожоги. 1) верно А 2) верно Б  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 8 . Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами? А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ. Б. Соли свинца очень ядовиты.  1) верно А 2) верно Б  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 9 . Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами? А. Реакции между растворами солей можно проводить только в защитных очках. Б. Получение хлора можно проводить только в вытяжном шкафу.  1) верно А 2) верно Б  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 6 . Верны ли следующие утверждения о правилах работы с органическими растворителями?

А. Работ у с легковоспламеняющимися растворителями следует проводить вдали от огня.

Б. Отработанные органические растворители необходимо выливать в раковину.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 7 . Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?

А. Все газообразные вещества в лаборатории получают только в вытяжном шкафу

Б. Жидкий аммиак вызывает сильные ожоги.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 8 . Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?

А. В лаборатории нельзя знакомиться с запахом веществ.

Б. Соли свинца очень ядовиты.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 9 . Верны ли следующие суждения о правилах обращения с веществами?

А. Реакции между растворами солей можно проводить только в защитных очках.

Б. Получение хлора можно проводить только в вытяжном шкафу.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок "Безопасное обращение с веществами"

Автор: Ханжина Елена Николаевна

Дата: 10.09.2015

Номер свидетельства: 229858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок "Безопасное обращение с веществами" Едкие вещества. "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-biezopasnoie-obrashchieniie-s-vieshchiestvami-iedkiie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "229864"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441898987"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок "Безопасное обращение с веществами" Токсичные вещества. "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-biezopasnoie-obrashchieniie-s-vieshchiestvami-toksichnyie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "229867"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441899354"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок "Безопасное обращение с веществами" Огнеопасные вещества. "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-biezopasnoie-obrashchieniie-s-vieshchiestvami-oghnieopasnyie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "229870"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441899583"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Разработка урока в рамках технологии критического мышления по теме «Опасные вещества. Средства бытовой химии». "
    ["seo_title"] => string(126) "razrabotka-uroka-v-ramkakh-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-opasnyie-vieshchiestva-sriedstva-bytovoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "152279"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420820233"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "646502"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709108154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства