ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ
по теме «Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева» для учащихся 8-х классов
Выполнила:
учитель химии МОБУ ООШ д. Шарлык Благоварского района
Ситдикова Лида Халитовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Девиз турнира. 2
2. Цели турнира. 2
3. Вступительное слово учителя. 2
4. Условия турнира. 3
5. Содержание турнира: 3-8
I. Конкурс «Приветствие». 3
II. Домашнее задание. 3
III.Конкурс капитанов «Кто быстрее?» и конкурс ребусов для команды. 4
IV.Конкурс капитанов «Мои соседи» и конкурс кроссвордов для команды. 5
V. Конкурс «Что в имени моем?». 6-7
VI.Конкурс «Веселые перевёртыши». 7-8
VII. Конкурс «Логогрифы». 8-9
VIII. Конкурс «Вопрос-ответ». 9
6. Приложение №1. 9
7. Приложение №2. 10
8. Список литературы. 112
Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и
искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).
Цели турнира:
1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые
формы учебной деятельности.
2. Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
3. Активизировать поиск информации и ее анализ.
4. Развивать творческое мышление учащихся.
Вступительное слово учителя
Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые
фантастические проекты и сказочные мечтания. Это – ХИМИЯ. В ее копилке немало таких
чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в
принцессу превращает она графит в блестящий алмаз, придает бумаге прочность металла, а
металл наделяет … памятью. Недаром ее называют волшебницей и чудесницей: она кормит,
поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос
и опуститься на дно океана.
Для того чтобы владеть языком химической науки, недостаточно одного учебника.
Сегодняшним турниром мне хочется привлечь ваше внимание к этой замечательной науке,
уважаемые восьмиклассники, дать возможность вам проявить свои интеллектуальные
способности, продемонстрировать приобретенные знания и логическое мышление в области
химии.
Итак, мы начинаем турнир знатоков химии по теме «Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
В начале игры я хочу представить всем наше достопочтенное и многоуважаемое
жюри.3
Условия турнира
Соревнуются 5 игровых столов - 5 команд: команды школ 21, 24, 25, 38, 41. В игре 8
конкурсов. Капитан команды должен выбрать отвечающего и представить его аудитории.
Отвечаем стоя. В зависимости от конкурса вы получаете различное количество баллов,
которые определяет многоуважаемое жюри. 1 балл равносилен 1 красной конфете, 0,5 балла
– 1 синей конфете. По количеству баллов определяется победитель. Жюри может прибавить
1 балл за активность команды – максимальное число отвечающих. Прошу капитанов это
учесть при выборе отвечающих. Готовы? Поехали!
Содержание турнира
I. Конкурс «Приветствие»
Во время приветствия каждая команда должна представить свое название и свой
девиз.
Команда школы №21 –
Команда школы №24 –
Команда школы №25 –
Команда школы №38 –
Команда школы №41 –
Максимум – 2 балла.
II. Домашнее задание: конкурс-соревнование на знание русских пословиц и
поговорок, в которых упоминаются различные химические элементы.
Командам выдаются листы бумаги, где они в течение 3 минут записывают пословицы
и поговорки, нумеруя их. Жюри проверяет выполненное задание.
Примеры:
Куй железо, пока горячо.
Слово – серебро, молчание – золото.
Не все то золото, что блестит.
Мал золотник, да дорог.
Не кует железо молот, кует кузнец.
От медного лба золотых мыслей не дождешься.
Добро серебро, а золото лучше.
И так далее.
За каждый пример – 0,5 балла.4
III. Конкурс Капитанов «Кто быстрее?»
Капитанам выдаются листы бумаги с половинками формул. Необходимо дописать
формулы, соединив листы бумаги, и прочитать названия получившихся веществ. Задание
ограничено временем (3 минуты).
№1.
Na…, Al2…, Na2…, …SO4 , …(SO3)3, Ca3…, Na3…, …(PO4)2
Ответ: Al2(SO3)3 Сa3(PO4)2 Na2SO4
№2.
K..., K3..., Ca..., Ca2..., ...CO3, ...PO4, ...NO3, ...(PO4)2, ...(CO3)2
Ответ: CaCO3 K3PO4 KNO3
№3.
Ca..., Na…, Ca2..., K3..., ...Cl, ...Cl3, ...SiO3, ...(SiO3)2, ...PO4
Ответ: CaSiO3 NaCl K3PO4
№4
Cu..., Na…, Na2..., Al2..., Al..., ...Cl2, ...(OH)3, ...SO3, ...(PO4)2
Ответ: CuCl2 Na2SO3 Al(OH)3
№5
Ca..., Na3…, Na2..., Ca2..., Na..., ...Br2, ...(OH)3, ...Cl, ...PO4
Ответ: CaBr2 NaCl Na3PO4
За каждую правильную формулу – 0,5 балла, за скорость выполнения можно
добавить 0,5 балла.
В это время для команд – конкурс ребусов (см. приложение 1).
Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или целого предложения
при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Ребус – это головоломка,
требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли.
Всего в задании 12 ребусов. Время на задание – 5 минут.
Ответы (слева направо): никель, йод, азот, бор, марганец, кремний, мышьяк, углерод,
цирконий, аргон, медь, криптон.5
За каждый правильно отгаданный ребус – 0,5 балла. За скорость – 0,5 балла.
IV. Конкурс Капитанов «Мои соседи»
Необходимо указать знаком → ослабление металлических свойств и усиление
неметаллических свойств в следующих пятерках элементов:
№1.
Be
Na Mg Al
Ca
№2.
Mg
K Ca Se
Sr
№3.
B
Mg Al Si
Ga
№4.
O
P S Cl
Se
№5.
C
Al Si P
Ge
Побеждает тот капитан, который первым правильно выполнит задание.
Капитан-победитель добавляет команде 2 балла.
В это время для команд – конкурс кроссвордов по названиям химических
элементов (см. приложение 2).
Команда, которая первой правильно заполнит кроссворд, получает 2 балла.6
V. Конкурс «Что в имени моем?»
Какие химические элементы названы в честь… Напишите названия и порядковые
номера этих элементов. Задание ограничено временем (5 минут). Кто назовет больше
элементов за отведенное время?
№1.
В честь ученых.
Ответы:
№64 – гадолиний – финский химик Ю.Гадолин
№96 – кюрий – Мари и Пьер Кюри
№99 – эйнштейний – Альберт Эйнштейн
№101 – менделевий – Д.И.Менделеев
№102 – нобелий – Альфред Нобель
№103 – лоуренсий – изобретатель циклотрона Э.Лоуренс
№106 – резерфордий – Эрнест Резерфорд
№107 – борий (Нильс Бор)
№2.
В честь городов.
Ответы:
№12 – магний – Магнезия, город в Греции.
№39 – иттрий – Иттерби, город неподалеку от Стокгольма .
№67 – гольмий – Стокгольм, от лат. Holmia.
№71 – лютеций – Лютеция, древнее название Парижа.
№72 – гафний – Гафния, древнее название столицы Дании Копенгагена.
№97 – берклий – город Беркли, Калифорния, США.
№104 – дубний – город Дубна, Россия.
№3.
В честь стран и континентов.
Ответы:
№31 – галлий – Галлия-Франция
№32 – германий
№44 – рутений - от лат. Ruthenia - Россия
№63 – европий7
№69 – туллий – Туле – легендарная древняя страна, находившаяся на Скандинавском
полуострове.
№84 – полоний - от лат. Polonia – Польша
№87 – франций
№95 – америций
№4
В память успехов астрономии.
Ответы:
№2 – гелий (Гелиос - солнце)
№22 – титан (третий спутник планеты Уран, шестой спутник Сатурна)
№34 – селен (греч. Селена - Луна)
№46 – палладий (планета Паллада)
№52 – теллур (лат. tellus - земля)
№58 – церий (малая планета Церера)
№92 – уран (планета Уран)
№93 – нептуний (планета Нептун)
№94 – плутоний (планета Плутон)
Команда, назвавшая наибольшее количество элементов, получает 4 балла, затем – 3
балла, 2 балла, за наименьшее количество элементов – 1 балл.
VI. Конкурс «Веселые перевёртыши»
Веселые перевертыши – это анаграммы, в которых порядок букв переставлен.
Например, слова БОКАЛ-КОЛБА, КЛОУН-КОЛУН-УКЛОН-КУЛОН, СОЛЬ-ЛОСЬ, РУДА-
УДАР, БРОМ-РОМБ, РАДОН-НАРОД представляют анаграмму.
Задание конкурса: переставив буквы в каждом слове, надо получить название
химического элемента. Задание ограничено временем (1 минута).
№1.
ЛЕОДРУГ – без этого элемента в печке не будет огня (углерод).
№2.
ОРРЕБЕС – блестит, а не золото (серебро).8
№3.
ДОВОРДО – у этого элемента три изотопа, каждый из которых имеет особое название
(водород).
№4.
СЛИКОДОР – без этого элемента не проживете и десяти минут (кислород).
№5.
МНИКРЕЙ – этот элемент ищите среди камней (кремний).
За каждый правильный ответ – 1 балл. За скорость – 1 балл.
VII. Конкурс «Логогрифы»
Логогрифы – это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или
слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. Буквы в слове не
заменяются другими, а либо выбрасываются, либо прибавляются новые. Например, Дон –
радон, Титаник – титан, аргонавт – аргон, сфера или Серафим – сера, Борис - бор.
Учитель выдает каждой команде слова, к ним нужно добавить одну или несколько
букв, чтобы получить название химического элемента. Задание ограничено временем (5
минут). Жюри проверяет задание.
Ребро - ? (серебро)
лото - ? (золото)
ель - ? (никель)
трон - ? (стронций)
тут - ? (ртуть)
желе - ? (железо)
ром - ? (бром)
вол - ? (вольфрам)
бал - ? (кобальт)
маг - ? (магний)
рад - ? (радий и радон)
тина - ? (платина)
мини - ? (алюминий)
ура - ? (уран)9
тор - ? (фтор)
За каждый правильный ответ – 0,5 балла. За скорость можно добавить 1 или 0,5
балла.
VIII. Конкурс «Вопрос-ответ»
Участвуют все команды. Учитель задает вопросы. Первым отвечает тот, кто быстрее
всех поднял руку.
1. Неметалл, который является лесом? (Бор)
2. Химический элемент, состоящий из названий двух животных? (Мышьяк)
3. Химический элемент, в названии которого три буквы из пяти одинаковые. (Олово)
4. Самый тяжелый металл. (Осмий)
5. Самый металлический металл. (Франций)
6. Оружейный металл. (Свинец)
7. Как называется вода, в которой протий заменен дейтерием? (Тяжелой)
8. Самый распространенный химический элемент во Вселенной? (Водород)
9. С помощью какого элемента можно обнаружить крахмал в растениях? (йод)
10. От каких металлов зависит зеленая окраска растений и красный цвет крови? (магний – в
хлорофилле, железо – в гемоглобине)
За правильный ответ – 0,5 балла.10
ПРИЛОЖЕНИЕ №111
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br,
Fe, Н, I, О, Sn.
Список литературы:
1. Бочарова С.В. Предметная неделя химии в школе. – Волгоград: ИТД «Корифей»,
2006.
2. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: викторины и химические вечера. –
М.: 5 за знания, 2006.
3. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.: 5 за знания, 2006.
4. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8 класс. Методическое пособие для
учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2