Открытое внеклассное мероприятие по химии для учащихся8-11 классов: « ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»
Открытое внеклассное мероприятие по химии для учащихся8-11 классов: « ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»
Цель мероприятия: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом; развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое внеклассное мероприятие по химии для учащихся8-11 классов: « ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ» »
МБОУ СОШ №9 с.Вольное Кошехабльский район
Открытое внеклассное мероприятие по химии для учащихся8-11 классов:
« ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»
Сведения об авторе:
Учитель химии
Арутюнян А.Ю.
Стаж работы 13 лет
Адрес и телефон образовательной организации:
С.Вольное ул. Ленина 50
тел. 9-17-71
с
Адрес и телефон участника конкурса:
с. Вольное Кошехабльский район ул.Набережная 40
тел. 8-928-035-73-57
2014
Внеклассное мероприятие по химии
для учащихся 8-11 классов
«ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»
Цель мероприятия: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом; развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности.Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.
Воспитательные задачи:
воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; развитие творческих способностей учащихся; самореализация личности обучающегося через внеклассную деятельность.
Ход мероприятия:
Ведущий: Ведущий:
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значенье ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять!
Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, отвечая на вопросы, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.
Разрешите мне представить жюри, которое будет внимательно следить за игрой.
Для игры формируются 4 команды из учащихся 8-11 классов. Заранее командам даётся задание – придумать название команде, выбрать капитана и придумать приветствие соперникам и жюри.
От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 4 человек. Командам дается задание подготовить название, представление команд, обращение к жюри и соперникам.
Вам было дано домашнее задание – придумать название своей команде, выбрать капитана и придумать приветствие соперникам и жюри.
(Команды представляются)
I.
1. Команда “Химики”;
2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;
3. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;
4. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.
II.
1. Команда “Алмаз”;
2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;
3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;
4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.
III.
1. Команда “Кислота”;
2. Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;
3. Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота”;
4. Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.
IV.
1. Команда “Феррум”;
2. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;
3. Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;
4. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”.
Представление жюри
Правила игры: Правила турнира сходны с правилами телеигры «Своя игра». Команды по очереди выбирают вопрос, называя тему и цену вопроса в баллах. Ассистент закрывает названное число в таблице, а ведущий зачитывает задание. Право на ответ имеет команда, выбравшая вопрос. При правильном ответе команда получает фишку с выигранным числом баллов, при неправильном – право ответа передаётся команде, капитан которой первым поднимет руку. Если выпадает «Кот в мешке», команда передаёт вопрос одному из соперников по своему выбору.
Элементы
Химические понятия
Сплавы, смеси,
соединения
Учёные
Химия
и
медицина
Химия
и
литература
10
10
10
10
10
10
20
20
20
20
20
20
30
30
30
30
30
30
40
40
40
40
40
40
50
50
50
50
50
50
Элементы
10. Какой элемент носит имя героя древнегреческой мифологии? (Титан)
20. Этот элемент входит в состав белка – основы всего живого на Земле. А название его переводится как «Безжизненный». (Азот)
30. Какой элемент считают царём живой природы? (Углерод)
40. Какой металл плавится от тепла человеческой руки? (Цезий)
50. Что общего между яичной скорлупой, раковиной моллюска, жемчужиной и мелом? (Все они содержат кальций)
Черный ящик.
Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из золота и серебра, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью приборов из этого металла. Традиция изготовления столовых приборов из этого металла сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. Внимание, вопрос, что за металл находится в черном ящике? (Алюминий)
Химические понятия
10.Что такое «сухой лёд»? (Твёрдый углекислый газ)
20. Какой газ называют «веселящим» и почему? (Оксид азота (I), так как он оказывает опьяняющее действие на организм человека)
30. Явление, для описания которого поэт Вадим Шефнер употребил метафору: «рыжая крыса грызёт металлический лом» (Коррозия металлов)
40. Что такое «царская водка» и почему её так называют? (Смесь 1 части азотной кислоты и 3 частей соляной кислоты. Растворяет «царя металлов» - золото).
50.Кот в мешке.Чем объяснить появление мерцающих огоньков на кладбище в ночное время? (Окислением фосфина, который образуется при разложении костей)
Сплавы, смеси, соединения
10. Жидкая смесь природных углеводородов (Нефть)
20. Какую кислоту можно найти в минеральной воде и лимонаде? (Угольную)
30. Жидкость, снижающая температуру замерзания воды (Антифриз)
40.Кот в мешке.Сплав, из которого сделаны и Медный всадник, и Царь-колокол, и Царь-пушка. (Бронза)
50. Какое молоко не пьют? (Известковое молоко Са(ОН)2).
Черный ящик.
Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень не большой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери отзывался о нем: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». Внимание, вопрос, что за вещество в черном ящике? (Вода)
Учёные
10. Известно, что один учёный наблюдал солнечное затмение, поднявшись на воздушном шаре выше облаков. А приземлиться ему пришлось в другой губернии, далеко в поле. Из ближайших деревень сбежались люди и посчитали, что это спустился на землю Бог. О каком учёном идёт речь? (О Д.И.Менделееве).
20. Какой русский химик известен и как композитор? (Александр Порфирьевич Бородин)
30. Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (М.В.Ломоносову)
40.Кот в мешке.Какое хобби было у Менделеева? (Изготовление чемоданов).
50. Назовите причину, по которой результаты опытов Роберта Бойля и М.В.Ломоносова по прокаливанию ртути в реторте были разными: в опыте Бойля масса продуктов реакции превысила массу исходных веществ, а в опыте Ломоносова - осталась неизменной. (Р.Бойль проводил опыт в открытой, а М.В.Ломоносов – в запаянной реторте).
Химия и медицина
10. Какие вещества используют для обеззараживания ран? (Спирт, спиртовой раствор йода, растворы перманганата калия, пероксида водорода)
20. Какая кислота содержится в желудке здорового человека? (Соляная)
30. Ионы какого металла обладают бактерицидными свойствами? (Серебра)
40. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы (Йод)
50. Какой металл называют металлом хирургов? (Тантал)
Химия и литература
10. Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов. («Золотой ключик», «Медный всадник», «Серебряное копытце», «Золотая лихорадка»…)
20. Приведите речевые обороты, фразеологизмы, в которых встречаются названия химических элементов или веществ (Человек-кремень, золотые руки, стальные нервы, железная воля)
30. Вспомните пословицы, в которых употребляются названия химических элементов. (Куй железо, пока горячо; не всё то золото, что блестит; слово – серебро, молчание – золото…)
40.Кот в мешке.Соединение с характерным запахом, которое упоминается А.С.Пушкиным в стихотворении (1832): «Тогда услышал я (о диво) запах скверный, как будто тухлое разбилося яйцо» (Сероводород)
50. Как называлась наука – предшественница химии? Что было целью изысканий учёных в то время? (Алхимия. Философский камень, эликсир молодости)
Блиц.
Как называются соли угольной кислоты? (Карбонаты)
Как называются вещества, увеличивающие скорость химических реакций, сами при этом не расходующиеся? (Катализаторы)
Каково значение постоянной Авагадро?(6*1023 моль )
Конкурс для капитанов «Химические загадки»
Капитанам команд необходимо отгадать загадки, за правильный ответ вы получаете 2 балла, если помогает капитану команда – то 1 балл.
Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня – огонь потух. (кислород)
Меня любит человек! Мною назван целый век! Я блестяща и рыжа, Очень в сплавах хороша! (медь)
Хоть состав мой и сложный, Без меня жить невозможно. Я – отличный растворитель, А разрушите, так сразу Два получите вы газа. (вода)
Я – металл незаменимый, Очень летчиком любимый, Легкий, электропроводный, А характер – переходный. (алюминий)
Меня в составе мрамора найди, Я твердость придаю в кости, В составе извести меня найдешь, Теперь меня ты точно назовешь. (кальций)
Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает. (хлор)
«Поиграем в слова»
Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин (применяется при лечении пневмонии). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл. (Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан).
Подсчёт очков.
Игра с болельщиками.
Он любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы. Кто-то спросил: «Кто это такой?» - «Неужели вы не знаете? – ответил продовец. – Их все знают – это известный чемоданных дел мастер, господин…» Внимание вопрос, какого великого химика имел в виду продавец?
(Д.И. Менделеев)
Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Были покорены Персия, Египет, Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что интересно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина более частого заболевания рядовых воинов?
(Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро способно убивать микробы, находящиеся в воде).
Он относится к биогенным элементам, входя в состав биополимеров, хотя при открытии получил название «безжизненный». Простое вещество, образованное им, - бесцветный газ, не поддерживающий горение. Он очень тяжело вступает в химические реакции. Пожалуй, единственное вещество, реагирующее с ним при нормальных условиях – литий. Соединение этого элемента с самым легким элементом в периодической системе – газ, имеющий резкий запах и великолепно растворяющийся в воде. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь?(Азот)
Атомы этого элемента обладают уникальными способностями отдавать и принимать одинаковое количество электронов, равное номеру его группы. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. Его атомы в природе образуют две аллотропные модификации. Одно из веществ - самое твердое в природе. Другое - используется при производстве канцелярских товаров. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь? (Углерод)
Вопрос – сказка. Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми. Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще…Внимание вопрос, кто были жители этой страны? Объясните почему «простые жители» и «знать» имели такие разные черты характера?
(Металлы и неметаллы, способность отдавать и присоединять электроны)
При гидрогалагенировании несимметричных алкенов атом водорода направляется к более гидрогенезированному, а атом галогена – к менее гидрогенезированному атомам углерода. Внимание вопрос, кто автор этого правила? (В.В. Марковников)
Шуточные вопросы – загадки:
Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).
Какой элемент всегда рад? (Радон).
Какой неметалл является лесом? (Бор).
Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).
В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).
От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).
Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).
Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).
Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).
Как получить воду из огня? (При горении водорода).
Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).
Подведение итогов.
Дорогие ребята! Вы успешно прошли все испытания, приготовленные для Вас. Вы все достойны звания «Юный химик». Жюри решила наградить Дипломом III степени на звание «Юный химик» команду … , Дипломом II степени команду…, Дипломом I степени команду…. .
Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений, она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». Ребята, посмотрите, три колбы: в первой колбе содержится раствор – соляной кислоты, во второй – фенолфталеин, в третьей – хлорид бария, а в этой колбе раствор волшебного вещества. Вы все его знаете. Оно есть почти у каждого дома. Прилить в каждый. Какое же это вещество? Этот вопрос будет домашним заданием. До новых встреч!
Литература:
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995; 2. «Я иду на урок химии». Книга для учителя. М.:ИД «Первое сентября», 1999; 3. Курганский С.М.Интеллектуальные игры по химии. - М.: 5 за знания, 2006.