Трудные задания егэ по химии одна из тем, которая разбирается на индивидуально-групповых занятиях по химии в 11 классе.
Как показали результаты репетиционного экзамена по химии, наиболее трудными оказались задания, направленные на проверку знаний химических свойств веществ.
К числу таких заданий можно отнести задание
С3 – «Цепочка органических веществ»
С2 – «Реакции между неорганическими веществами и их растворами».
При решении задания С3 «Цепочка органических веществ» учащийся должен написать пять уравнений химических реакций, среди которых одно является окислительно-восстановительным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудные задания ЕГЭ по химии »
ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО ХИМИИ
Как показали результаты репетиционного экзамена по химии, наиболее трудными оказались задания, направленные на проверку знаний химических свойств веществ.
К числу таких заданий можно отнести задание
С3 – «Цепочка органических веществ»,
С2 – «Реакции между неорганическими веществами и их растворами».
При решении задания С3 «Цепочка органических веществ» учащийся должен написать пять уравнений химических реакций, среди которых одно является окислительно-восстановительным.
Рассмотрим составление одного из таких окислительно-восстановительных уравнений:
СН3СНО X1
Чтобы составить уравнение окислительно-восстановительной реакции с участием органических веществ, нужно научиться определять степень окисления в органическом веществе по его структурной формуле. Для этого нужно иметь знания о химической связи, знать, что такое электроотрицательность.
Структурная формула помогает оценить смещение электронов по каждой из связей. Так атом углерода метильной группы (–СН3) сместит электрон по каждой из связей к себе. Таким образом, степень окисления углерода метильной группы будет равна (-3). Атом углерода карбонильной группы (СО) отдаст 2 электрона атому кислорода, но частично компенсирует недостачу, приняв 1 электрон от атома водорода. Следовательно, его степень окисления будет равна +1:
В продукте реакции степень окисления углерода метильной группы не изменится. Карбонильная группа атомов превратится в карбоксильную с замещенным водородом на натрий, вследствие щелочной среды (-СООNa). Атом углерода карбоксильной группы сместит два электрона в сторону карбонильного кислорода и один электрон в сторону кислорода замещенной гидроксильной группы. Таким образом, степень окисления атома углеродакарбоксильной группы будет равна (+3)
Следовательно, одна молекула этаналя отдает 2 электрона:
С+1-2е=С+3
Рассмотрим теперь процессы, происходящие с перманганатом натрия. Обращает внимание, что в схеме дан перманганат натрия, а не калия. Свойства перманганата натрия должны быть аналогичны свойствам перманганта калия, который в зависимости от кислотности среды способен давать различные продукты:
Так как в нашем случае перманганат натрия используется в щелочной среде, то продуктом реакции будет манганат ион – MnO42-.
Определим степень окисления иона марганца в перманганате калия NaMnO4 пользуясь правилом равенства числа положительных и отрицательных зарядов в нейтральной структурной единице вещества. Четыре кислорода каждый по (-2) дадут восемь отрицательных зарядов, так как степень окисления у калия +1, то у марганца будет +7:
Na+1Mn+7O4-2
Записав формулу манганата натрия Na2MnO4, определим степень окисления марганца:
Na2+1Mn+6O4-2
Таким образом, марганец принял один электрон:
Mn+7+1e=Mn+6
Полученные уравнения позволяют определить множители перед формулами в уравнении химической реакции, которые называют коэффициентами:
С+1-2е=С+3 ·1
Mn+7+1e=Mn+6 2
Уравнение реакции приобретет следующий вид:
2NaMnO4+CH3CHO+3NaOH=CH3COONa+2Na2MnO4+2H2O
Задание С2 требует от участника ЕГЭ знание свойств разнообразных свойств неорганических веществ, связанных с протеканием как окислительно-восстановительных реакций между веществами, находящимися как в одном, так и в различных агрегатных состояниях, так и обменных реакций протекающих в растворах. Такими свойствами могут быть некоторые индивидуальный свойства простых веществ и их соединений, например, реакция лития или магния с азотом:
2Li+3N2=2Li3N
2Mg+N2=Mg2N2
горение магния в углекислом газе:
Mg+CO2=MgO+CO
2Mg+CO2=2MgO+C
Особую трудность у учащихся вызывают сложные случаи взаимодействия растворов веществ солей подвергающихся гидролизу. Так для взаимодействия раствора сульфата магния с карбонатом натрия можно записать целых три уравнения возможных процессов:
MgSO4+Na2CO3=MgCO3+Na2SO4
2MgSO4+2Na2CO3+H2O=(MgOH)2CO3+2Na2SO4+CO2
2MgSO4+2Na2CO3+2H2O=2Mg(OH)2+2Na2SO4+2CO2
Традиционно трудны для написания уравнения с участием комплексных соединений. Так растворы амфотерных гидроксидов в избытке щелочи обладают всеми свойствами щелочей. Они способны вступать в реакции с кислотами и кислотными оксидами:
Na[Al(OH)4]+HCl=NaCl+Al(OH)3+H2O
Na[Al(OH)4]+2HCl=NaCl+Al(OH)2Cl+2H2O
Na[Al(OH)4]+3HCl=NaCl+Al(OH)Cl2+3H2O
Na[Al(OH)4]+4HCl=NaCl+AlCl3+4H2O
Na[Al(OH)4]+CO2=NaHCO3+Al(OH)3
2Na[Al(OH)4]+CO2=Na2CO3+2Al(OH)3+H2O
Растворы солей, имеющие кислую реакцию среды, вследствие гидролиза, способны растворять активные металлы, например, магний или цинк:
Mg+MgCl2+2H2O=2MgOHCl+H2
На экзамене желательно помнить об окислительных свойствах солей трехвалентного железа:
2FeCl3+Cu=CuCl2+2FeCl2
Могут пригодиться знания об аммиачных комплексах:
CuSO4+4NH3=[Cu(NH3)4]SO4
AgCl+2NH3=[Ag(NH3)2]Cl
Традиционно вызывают затруднения, связанные с проявлением основных свойств раствором аммиака. В результате чего могут протекать обменные реакции в водных растворах:
MgCl2+2NH3+2H2O=Mg(OH)2+2NH4Cl
В заключение приведем серию уравнений химических реакций, которые нужно знать участникам ЕГЭ по химии:
ОБЩАЯ ХИМИЯ
Кислоты. Основания. Соли. Оксиды.
Кислотные оксиды (кроме SiO2) реагируют с водой, как амфотерным оксидом с образованием кислот:
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
SO3 + H2O = H2SO4
Для получения азотной кислоты азот оксид азота (IV) должен быть доокислен, например кислородом воздуха:
4NO2 + O2 + 2H2О = 4HNO3
Лабораторный способ получения хлороводорода: к твердому хлориду натрия приливают концентрированную серную кислоту:
NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl
Для получения бромоводорода из бромида натрия, концентрированная серная кислота не подойдет, так как выделяющийся бромоводород будет загрязнен парами брома. Можно использовать концентрированную фосфорную кислоту:
NaBr+ H3PO4 = NaH2PO4 + HBr
Кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:
Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2
И их оксидами:
Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O
Обратите внимание на валентность переходных элементов в солях.
Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой:
K + H2O = KOH + ½ H2
В условиях избытка кислоты могут образовываться и кислые соли:
2Н3РО4 + 2Na = 2NaH2PO4 + Н2
Органические кислоты также проявляют кислотные свойства:
2СН3СООН + 2Na = 2CH3COONa + Н2
СНзСООН + NaOH = CH3COONa + Н2О
Комплексные гидроксиды реагируют с кислотами с образованием солей и воды:
Na[Al(OH)4] + HCl = AlCl3 + 4H2O + NaCl
LiOH + HNO3 = LiNO3 + H2O
Многоосновные кислоты в реакции с гидроксидами могут образовывать кислые соли:
Н3РО4 + КОН = КН2РО4 + Н2О
Продуктом реакции аммиака с фосфорной кислотой может также быть кислая соль:
NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4
Обратим внимание на свойства оснований, их взаимодействие с кислотами:
2Н3РО4 + ЗСа(ОН)2 = Са3(РО4)2¯ + 6Н2О
с кислотными оксидами:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
2Ca(OH)2 + CO2=(СaOH)2CO3+H2O
Реакция гидроксидов с кислотными оксидами может приводить и к кислым солям:
KOH + CO2 = KHCO3
Основные оксиды реагируют с амфотерными оксидами:
CaO + H2O = Ca(OH)2
Средние соли в воде реагируют с кислотными оксидами с образованием кислых солей:
CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
Более сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей:
CH3COONH4 + HCl = CH3COOH + NH4Cl
K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2
Кислоты в присутствии серной кислоты реагируют со спиртами с образованием сложных эфиров:
CH3COOH + C2H5OH = CH3COOC2H5 + H2O
Более сильное основание вытесняет более слабое из его солей:
AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl
MgCl2 + KOH = MgOHCl + KCl
NH4С1 + NaOH = NaCl + NH3 + H2O
Чтобы получить из основной соли получить среднюю соль нужно подействовать кислотой:
MgOHCl + HCl = MgCl2 + H2O
Гидроксиды металлов (кроме щелочных металлов) разлагаются при нагревании в твердом виде до оксидов:
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O
Гидрокарбонаты при нагревании разлагаются до карбонатов:
2KHCO3 = K2CO3 + H2O + CO2
Нитраты обычно разлагаются до оксидов (обратите внимание на повышение степени окисления переходного элемента находящегося в промежуточной степени окисления):
2Fe(NO3)2 = Fe2O3 + 4NO2 + 0,5O2
2Fe(NO3)3 Fe2O3 + 6NO2 + 1,5 O2
2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + О2
Нитраты щелочных металлов разлагаются до нитритов:
NaNO3 = NaNO2 + ½ O2
Карбонаты металлов (кроме щелочных) разлагаются до оксидов:
CaCO3 = CaO + CO2
При составлении уравнений реакций ионного обмена пользуйтесь таблицей растворимости:
K2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2KCl
[C6H5-NH3]C1 + AgNО3 = [C6H5NH3]NO3 + AgCl
Электролиз
Электролиз расплавов солей:
2KCl = 2K + Cl2
Электролиз растворов солей металлов, стоящих в ряду напряжения после водорода:
2HgSO4 + 2H2O = 2Hg + О2 + 2H2SO4
1) на катоде: Hg2+ + 2e = Hg°
2) на аноде: 2Н2О – 4е = О2 + 4Н+
Электролиз раствора сульфата натрия
1) на катоде: 2H2O + 2e = H2 + 2OH–
2) на аноде: 2H2O – 4e = O2 + 4H+
3) Составлено общее уравнение электролиза:
2H2O = 2H2 + O2
до водорода:
СаI2 + 2Н2О = Н2 + I2 + Са(ОН)2
1) на катоде: 2Н2О + 2e = 2ОН + Н2
2) на аноде: 2I- - 2e = I2
Сравните свойства одноэлементных и кислородсодержащих анионов.
Химические реакции, возможные при электролизе сульфата хрома (III):
1)Сг3+ + e = Сг2+
2) Cr2+ + 2e = Сг°
3) Сг3+ + 3 e= Сг°
4) 2Н+ + 2e = Н2
Электролиз водных растворов солей карбоновых кислот: