технологическая карта урока химии по теме "Алюминий"
Технологическая карта урока химии по теме "Алюминий"
Цели урока : актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия; сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном состоянии присущи особые характерные физические и химические свойства; продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении лабораторной работы; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать; формировать умение работать коллективом, считаться с мнением всей группы, корректно отстаивать свое мнение;.научить применять знания, полученные на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
планируемые образовательные результаты:
личностные:
- возбуждение интереса к изучаемому предмету;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные :
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, строить гипотезы, самостоятельно добывать знания;
- умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Предметные:
- изучение влияния особенностей строения атома алюминия, его положения в периодической системе химических элементов, типа кристаллической решетки на его физические и химические свойства;
- отработка техники лабораторного опыта.
Методы обучения: коллективные, фронтальные, создание проблемной ситуации, беседа, лабораторная работа, создание ситуации успеха, тестирование.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: периодическая система химических элементов, алюминиевая проволока с кнопками на пластине, простейшая электрическая цепь, штатив с пробирками, реактивы (алюминий, разбавленные и концентрированные серная, соляная и азотная кислоты, раствор гидроксида натрия, порошок алюминия, кристаллический йод, вода)
Этапы
Уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организация начала занятия
Приветствует учащихся, читает стихотворение об алюминии.
Слушают, анализируют,обсуждают в парах, формулируют тему урока и его цели, предлагают план проведения, формируют группы для выполнения лабораторной работы.
Умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, целеполагание, планирование.
2.Актуализация знаний
Знакомит учащихся с таблицей на зачетном листе, предлагает заполнить колонку по результатам выступления одноклассников.
Слушают одноклассников, по ходу заполняют таблицу «Что мы знаем об алюминии из исторических хроник».
Умение слушать и выделять основную и второстепенную информацию, кратко излагать мысли для заполнения таблицы.
3. Подведение итогов первого этапа урока
Учитель заслушивает ответы учащихся и предлагает их проанализировать и откорректировать.
Анализируют и дополняют ответы одноклассников; вносят изменения в свои таблицы, оценивают ответы одноклассников.
Анализ, сравнение, коррекция, оценка.
4. Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
Предлагает учащимся рассмотреть строения атома алюминия и предположить, как оно будет влиять на физические свойства алюминия, предложить способы доказательств.
Выполняют работу в группах : записывают схему строения атома, распределяют электроны по квантовым ячейкам, выводят электронную формулу алюминия; делают предположения о физических свойствах алюминия; предлагают провести лабораторные или демонстрационные опыты для выяснения физических свойств алюминия.
Умение работать со знаково-символическим средствами; построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов и средств для решения определенных задач.
5. Демонстрация.
Демонстрирует опыты :
-электрическая цепь с алюминием;
- теплопроводность алюминия;
- металлический блеск алюминия;
- пластичность алюминия;
- растворимость в воде алюминия.
Наблюдают за действиями учителя, заполняют вторую колонку таблицы, обсуждают в группе и указывают в таблицах, где может использоваться данное свойство алюминия.
умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, прогнозировать.
6. Лабораторная работа
Предлагает учащимся самостоятельно изучить химические свойства алюминия через выполнение лабораторных опытов по группам, раздает инструктивные карточки для групп; повторяет технику безопасности при выполнении химических опытов.
Изучают инструктивную карточку по своему заданию, составляют план работы, распределяют обязанности в группе; выполняют опыты, записывают уравнения реакций, делают выводы.
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение работать в коллектив, четко выполнять свою роль в общем деле; умение синтезировать и обобщать знания, делать выводы; владение элементарными практическими умениями при самостоятельном поиске доказательств теоретических знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний
Предлагает учащимся сравнить свои таблицы с образцом, выполненным учителем и оценить результаты работы группы, провести самооценку роли каждого ученика при выполнении общего задания.
Сравнивают свои таблицы с образцом, корректируют их, выясняют причины неудачных ответов; каждый учащийся сторит высказывание о своей роли в работе группы.
Проводит тестирование по теме «Строение атома и свойства алюминия»
Выполняют тесты, проверяют их по «ключам», оценивают результаты.
Контроль и самооценка знаний и результатов деятельности.
9. Подведение итогов занятий.
Рефлексия
Комментарий учителя, оценка работы групп.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
способность к самостоятельному приобретению новых навыков и умений.
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
11 Информация о домашнем задании
Сообщает домашнее задание, предлагая несколько вариантов по выбору, среди которых творческие задания, связанные с поиском ответов в информационном пространстве, создание проектов.
Слушают учителя, выбирают домашние задания.
Способность адекватно оценивать свои способности и возможности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока химии по теме "Алюминий" »
Технологическая карта урока химии
1
ФИО учителя (полностью)
Горбатенко Наталья Ивановна
2
Место работы
МБОУ «Соколовская СОШ» Мглинского района
3
Должность
Заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии
4
Предмет
Химия
5
Класс
9
6
Тема и номер урока в теме
Алюминий, 1.
7
Тип урока
Изучение нового материала
8
Базовый учебник
О.С.Габриелян «Химия 9», М., «Дрофа», 2010.
Цели урока : актуализировать знания учащихся о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода на примере алюминия; сформировать у учащихся знания о том, что алюминию в свободном состоянии присущи особые характерные физические и химические свойства; продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении лабораторной работы; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать; формировать умение работать коллективом, считаться с мнением всей группы , корректно отстаивать свое мнение; .научить применять знания, полученные на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
планируемые образовательные результаты:
личностные:
- возбуждение интереса к изучаемому предмету;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные :
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, строить гипотезы, самостоятельно добывать знания;
- умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Предметные:
- изучение влияния особенностей строения атома алюминия, его положения в периодической системе химических элементов, типа кристаллической решетки на его физические и химические свойства;
- отработка техники лабораторного опыта.
Методы обучения: коллективные, фронтальные, создание проблемной ситуации, беседа, лабораторная работа, создание ситуации успеха, тестирование.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: периодическая система химических элементов, алюминиевая проволока с кнопками на пластине, простейшая электрическая цепь, штатив с пробирками, реактивы (алюминий, разбавленные и концентрированные серная, соляная и азотная кислоты, раствор гидроксида натрия, порошок алюминия, кристаллический йод, вода)
Этапы
Уроков
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организация начала занятия
Приветствует учащихся, читает стихотворение об алюминии.
Слушают, анализируют ,обсуждают в парах, формулируют тему урока и его цели, предлагают план проведения, формируют группы для выполнения лабораторной работы.
Умение слушать, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников , целеполагание, планирование.
2.Актуализация знаний
Знакомит учащихся с таблицей на зачетном листе, предлагает заполнить колонку по результатам выступления одноклассников.
Слушают одноклассников, по ходу заполняют таблицу «Что мы знаем об алюминии из исторических хроник».
Умение слушать и выделять основную и второстепенную информацию, кратко излагать мысли для заполнения таблицы.
3. Подведение итогов первого этапа урока
Учитель заслушивает ответы учащихся и предлагает их проанализировать и откорректировать.
Анализируют и дополняют ответы одноклассников; вносят изменения в свои таблицы, оценивают ответы одноклассников.
Анализ, сравнение, коррекция, оценка.
4. Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.
Предлагает учащимся рассмотреть строения атома алюминия и предположить, как оно будет влиять на физические свойства алюминия, предложить способы доказательств.
Выполняют работу в группах : записывают схему строения атома, распределяют электроны по квантовым ячейкам, выводят электронную формулу алюминия; делают предположения о физических свойствах алюминия; предлагают провести лабораторные или демонстрационные опыты для выяснения физических свойств алюминия.
Умение работать со знаково-символическим средствами; построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов и средств для решения определенных задач.
5. Демонстрация.
Демонстрирует опыты :
-электрическая цепь с алюминием;
- теплопроводность алюминия;
- металлический блеск алюминия;
- пластичность алюминия;
- растворимость в воде алюминия.
Наблюдают за действиями учителя, заполняют вторую колонку таблицы, обсуждают в группе и указывают в таблицах, где может использоваться данное свойство алюминия.
умение выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, прогнозировать.
6. Лабораторная работа
Предлагает учащимся самостоятельно изучить химические свойства алюминия через выполнение лабораторных опытов по группам, раздает инструктивные карточки для групп; повторяет технику безопасности при выполнении химических опытов.
Изучают инструктивную карточку по своему заданию, составляют план работы, распределяют обязанности в группе; выполняют опыты, записывают уравнения реакций, делают выводы.
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение работать в коллектив, четко выполнять свою роль в общем деле; умение синтезировать и обобщать знания, делать выводы; владение элементарными практическими умениями при самостоятельном поиске доказательств теоретических знаний.
7. Обобщение и систематизация знаний
Предлагает учащимся сравнить свои таблицы с образцом, выполненным учителем и оценить результаты работы группы, провести самооценку роли каждого ученика при выполнении общего задания.
Сравнивают свои таблицы с образцом, корректируют их, выясняют причины неудачных ответов; каждый учащийся сторит высказывание о своей роли в работе группы.
Проводит тестирование по теме «Строение атома и свойства алюминия»
Выполняют тесты, проверяют их по «ключам», оценивают результаты.
Контроль и самооценка знаний и результатов деятельности.
9. Подведение итогов занятий.
Рефлексия
Комментарий учителя, оценка работы групп.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
способность к самостоятельному приобретению новых навыков и умений.
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
11 Информация о домашнем задании
Сообщает домашнее задание, предлагая несколько вариантов по выбору, среди которых творческие задания , связанные с поиском ответов в информационном пространстве, создание проектов.
Слушают учителя, выбирают домашние задания.
Способность адекватно оценивать свои способности и возможности; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.