kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Реакции обмена".8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по химии. 8 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Реакции обмена".8 класс»

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: комбинированный урок

Тема: «Реакции обмена» 1/44

Цели урока: 1) обучения – сформировать понятие о реакциях обмена, познакомить с условиями протекания реакций обмена; 2) развития – развивать умение анализировать, доказывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, делать выводы; 3) воспитания – сформировать мировоззренческие идеи: объективность и познаваемость закономерностей протекания химических реакций; воспитывать усидчивость, ответственное отношение к приобретению знаний, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради.

Термины и понятия: реакции обмена, реакции нейтрализации

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований, солей, электрохимический ряд напряжений металлов, CuО, HCl, H2SO4, NаOН, CuSO4, Nа2СО3, пробирки, фенолфталеин, спиртовка, спички, держатель для пробирок, карточки с заданиями

Межпредметные связи: математика (вычислительные навыки)

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «реакции обмена», «реакции нейтрализации»

Уметь: классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; использовать таблицу растворимости для определения возможности протекания реакций обмена; наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании наблюдений за экспериментом

Познавательные – использовать знаково-символические средства для раскрытия сущности процессов; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы, схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование умения управлять своей познавательной деятельностью; понимание значимости естественно-научных и математических знаний для решения практических задач; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль:

- Какие реакции относятся к реакциям замещения? ()

- Сравните по числу взятых и полученных веществ, а также по тому, являются ли исходные и полученные вещества простыми или сложными: а) реакции разложения и замещения; б) реакции замещения и соединения.

- Произойдёт ли реакция, если в пробирку с ртутью прилить серную кислоту? Почему? (Нет, не произойдёт. Ртуть в ряду напряжений металлов стоит после водорода, следовательно, не способна вытеснить водород из раствора серной кислоты.)

- Между какими парами веществ, формулы которых приведены ниже, произойдёт химическая реакция: а) Co и ZnCl2; б) Zn и Pb(NO3)2; в) Cu и MnSO4? Составьте уравнения возможных химических реакций.

- Определите тип химических реакций. Расставьте коэффициенты.

1. Cu + O2 = CuO

2. Zn(OH)2 = ZnO + H2O

3. Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2

4. NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

(1 - соединения: 2 - разложения: 3 - замещения)

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы.

Слушают мнения одноклассников.














3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Как вы думаете, какой тип реакции характеризует четвёртое уравнение реакции? (Реакция обмена)

Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- В каких случаях химические реакции обмена могут быть? Какие условия или факторы обязательны для выполнения?

- Сегодня мы продолжим изучение типов химических реакций. более подробно рассмотрим новый тип химических реакций – реакции обмена.


Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают свои идеи.



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Слушают мнения одноклассников.

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Формулирует задание. Демонстрирует реакции обмена, идущие с образованием осадка.

- Прильем к раствору щелочи раствор сульфата меди (II). Обратите внимание на процессы, происходящие в результате реакции. Составьте уравнение реакции.

Контролирует выполнение работы.

(CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4)

- Что произошло в результате реакции? (Выпадает синий осадок)

- Одно из полученных веществ нерастворимо, поэтому около его формулы ставится стрелка, направленная вниз. Таким образом, обозначают осадок в уравнениях химических реакций.

Демонстрирует реакции, идущие с выделением газа.

- Что произошло в результате реакции? (Выделяется газ)

- Составьте уравнение реакции.

(Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2CO3)

- Почему выделяется газ, ведь продукты реакции – соль и кислота? (Угольная кислота в свободном виде не существует, она разлагается на воду и соответствующий оксид)

- Как правильно записать это уравнение?

- Как в уравнении реакции показывают, что выделяется газ?

(Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑)

Демонстрирует реакции, идущие с образованием воды.

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

CuO + H2SO4 t= CuSO4 + H2O

- Попробуйте сформулировать определение реакций обмена.

  • Реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.

АВ+СД → АД + СВ

В результате реакций обмена образуются два новых сложных вещества.

- Вернёмся к нашей самой первой реакции обмена, с которой мы сегодня познакомились:

NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

- Какие вещества вступают в реакцию? (Щелочь и кислота)

- Как окрасится фенолфталеин в растворе щелочи и кислоты? (В растворе щелочи фенолфталеин окрасится в малиновый цвет; в растворе кислоты окраска не изменится.)

- Что произойдёт с окраской фенолфталеина после реакции? (Окраска исчезнет)

- Объясните процесс исчезновения окраски. (В растворе нет больше щелочи, образуется соль и вода)

  • Реакция между кислотой и основанием, называется реакцией нейтрализации. Она протекает с образованием соли и воды.

- Реакции между любой кислотой и любым основанием всегда протекают до конца.

- Идёт ли реакция между серной кислотой и хлоридом натрия до конца? (Нет, не идёт)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия


Наблюдают за демонстрационными опытами


Составляют уравнения реакций


Участвуют в коллективной беседе

















Записывают определение реакций замещения в тетрадь














Записывают определение реакции нейтрализации в тетрадь



По таблице растворимости определяют, что продукты реакции растворимы и остаются в растворе.

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся к выводу об условиях, необходимых для реакций обмена. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. Формулирует задание:

- Какие из представленных реакций могут идти до конца? Запишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:

BaCl2 + AgNO3

Cu(NO3)2 + NaCl →

Pb(NO3)2 + K2S →

MgCl2 + K2SO4

HNO3 + ZnSO4

Ca(NO3)2 + H3PO4

Ba(NO3)2 + Na2SO4

Организует работу в парах по выполнению задания «Выбери лишнее». (См. Ресурсный материал к уроку)

Организует взаимопроверку

Решают типовые задания














Работают в парах.

Осуществляют взаимопроверку

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки, благодарит обучающихся за плодотворную работу на уроке и просит оценить своё эмоциональное состояние.

Осуществляют самоанализ деятельности

Слушают учителя

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§33, упр.3-5, с.191

Ответ: 5. n (NaОН) = 4 моль

Подготовиться к практической работе №4, с.207-208

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Реакции обмена".8 класс

Автор: Акимова Елена Владимировна

Дата: 17.03.2019

Номер свидетельства: 503348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Условия необратимого протекания реакций обмена в растворах электролитов (химия, 11 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "usloviia_neobratimogo_protekaniia_reaktsii_obmena_v_rastvorakh_elektrolitov_khim"
    ["file_id"] => string(6) "574777"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1614862776"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства