kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Условия необратимого протекания реакций обмена в растворах электролитов (химия, 11 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока развивается понятие о свойствах панов и растворах, их способности связываться в вещества; формируется умение составлять полные и сокращенные уравнения химических реакций по молекулярным уравнениям; совершентствуются практические навыки учащихся при выполнении химического эксперимента. К плану-конспекту прилагается технологическая карта урока.

Просмотр содержимого документа
«Условия необратимого протекания реакций обмена в растворах электролитов (химия, 11 класс)»

Урок по учебному предмету «Химия» в XI классе

(базовый уровень)


Тикунова Г.В., учитель химии ГУО

«Средняя школа № 2 г.Белыничи»


Тема урока: условия необратимого протекания реакций обмена в растворах электролитов (изучение нового материала, проблемный урок).

Цели урока:

- развивать понятие о свойствах панов и растворах, их способности связываться в вещества;

- формировать умение составлять полные и сокращенные уравнения химических реакций по молекулярным уравнениям;

- составлять молекулярные уравнения по сокращенным ионным;

- совершенствовать практические навыки учащихся при выполнении химического эксперимента;

- развивать логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения.

Ход урока


I. Организационный момент

II. Входной контроль (фронтальная беседа):

1. Какие вещества способны распадаться на новые?

2. Что такое электролиты? Какие бывают электролиты?

3. Что собой представляют ионы?

4. Какие могут быть ионы?

5. Какова роль воды при диссоциации электролита на ионы?

6. Укажите сильные и слабые электролиты: HF, Na2SO4; MgCl2, H2CO3, NaCl.

7. Как в водных растворах диссоциируют кислоты, основания растворимые.

III.Изучение нового материала

Актуализация знаний:

После фронтального опроса сообщаю учащимся, что сегодня продолжаем дальнейшее знакомство со свойствами ионов и рассмотрим, при каких условиях протекают реакции между ионами.

Сообщаю тему урока и конкретно для учащихся, что от них требуется:

- учащимся необходимо уметь различать реакции ионного обмена;

- записывать молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения;

- записывать молекулярные уравнения исходя из ионных:

- уметь предсказывать результат химической реакции.

Фронтальная беседа:

Какие реакции называются реакциями обмена?

Задание на доске: выбрать из предложенных схем химических реакций схемы, принадлежащие реакциям обмена

2H2O → 2H2 + O2;

Zn + HCl → ZnCl2 + H2;

NaOH + HCl → NaCl + H2O.

Ставлю перед учащимися проблему: всегда ли протекают реакции ионного обмена между двумя сложными веществами. От чего это зависит?

Выяснить решение вопроса предлагаю с помощью эксперимента (работа в группах). Учащиеся выполняют экспериментально реакции обмена между предложенными веществами и результаты заносят в таблицу, заранее заготовленную на доске. Провожу инструктаж по ОПБП при работе с реактивами.

гр. сливаемые реактивы

результат реакции (+)(-)

наблюдения

1 гр.

соль BaCI2 и соль Na2SO4

соль KCl и соль Na2SO4



2 гp.

соль FeCl3 и щелочь NaOH

соль KCl и щелочь NaOH



3 гр.

соль Na2CO3 и кислота H2SO4

соль NaCl и кислота H2SO4



4 гр.

NaOH + фенолфт. + HCl



5 гp.

соль KCI + соль AgNO3

соль NaNO3 + соль AgNO3




После заполнения таблицы предлагаю учащимся сделать вывод: реакции обмена протекают не всегда, а только при определенных условиях: образуется газ, осадок или вода, или другой слабый электролит. На доске записываем молекулярные уравнения, находя по таблице растворимости вещества, которые являются слабыми электролитами и могут в результате образовать осадок или другой слабый электролит.

Снова перед учащимися ставлю проблему:

Почему такое возможно? В чем кроется причина? Отдельные учащиеся высказывают мысль, что, возможно, это связано с ионами. Предлагаю учащимся самим на выбор взять задания одной из групп и попробовать расписать сильные электролиты в виде ионов на основании молекулярного уравнения. Сообщаю, что таким образом в химии записывают полные ионные уравнения. Предлагаю подчеркнуть ионы, которые не приняли участия в реакции, т.е. и до и после реакции входили в состав сильного электролита. Подвожу к сокращенному ионному уравнению.

BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2 NaCl

Сильн. эл-т сильн. эл-т слаб. сильн, эл-т


Ba2+ - 2CI- + 2Na+ + SO42- → BaSO4↓ + 2Na+ + 2Cl-

Ba2+ + SO42- → BaSO4

Аналогично расписываем на доске (учащийся) второе уравнение из этой группы:

2KCl + Na2SO4 ⇄ 2NaCl + K2SO4

2K++ 2CI- + 2Na+ + SO4 ⇄ 2Na+ + 2Cl- + 2K+ + SO42-

Сокращенного уравнения нет. Аналогично разбираются реакции, которые проводила группа 2. Сравнивая написанные уравнения, учащиеся сами приходят к выводу, что реакции идут в тех случаях, где ионы связываются и дают в результате реакции слабый электролит, а сокращенное ионное уравнение показывает, какие конкретно ионы связываются. Обобщаю вывод учащихся сама, акцентирую внимание на связывании ионов и образовании слабого электролита.

Первичный контроль и закрепление знаний.

Задание 1. Будут ли до конца протекать химические реакции между растворами следующих веществ:

A) AICl3 и NaOH;

Б) AgNO3 и K3PO4;

B) Ca (NO3)2, K2CO3;

Г) Al2 (SO4)3 и BaCl2.

Предлагаю по группам записать молекулярные и ионные уравнения реакций. Какие ионы будут давать слабый электролит? Выполненное задание проверяется самими учащимися с переносной доски, на которой заранее заготовлен ответ. Провожу коррекцию. Исправляю недочеты.

Задание 2. Смогут ли одновременно находится в растворе следующие ионы? Почему?

A) Ag+ и Cl-;

Б) Na+ и PO43-;

B) K+и NO3-;

Г) Ag+ и PO43-.

Задание 3. Подберите реактивы, которые помогут осадить следующие ионы?

SO42-; CO32-; Cu2+; Fe2+.

Объясните свой выбор.

Задание 4. Составьте молекулярные уравнения реакций, выраженных сокращенными ионными уравнениями:

A) Fe2+ 20H- → Fe (OH)2;

Б) Zn2+ + S2- → ZnS;

B) Mg (OH)2 + 2H+ = Mg2+ + 2H2O.

При необходимости корректирую высказывания учащихся, устраняю неточности. Все уравнения записываются на доске с целью коррекции знаний и самопроверки.

IV. Обобщение и систематизация знаний:

Реакции между ионами идут до конца при условии:

  1. образуется газ;

  2. осадок;

  3. вода или другой слабый электролит;

результат: происходит связывание ионов.


Сильные электролиты расписать в ионном виде. По данной теме на следующем уроке провожу проверочную работу и оцениваю всех учащихся.

V.Рефлексия

Достигли ли мы поставленной задачи?

№1; №2; №3; и т. д. Предлагаю учащимся самим объективно оценить себя.

VI.Дом. задание: параграф 33, № 4.


Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия»

(XI класс)

Тикунова Г.В., учитель химии ГУО

«Средняя школа № 2 г.Белыничи»


Тема урока

Условия необходимого протекания реакций обмена в растворах электролитов.

Цели урока

1)изучить химические реакции, которые могут протекать между растворами электролитов;

2)развить понятие о свойствах ионов в растворах электролитов;

3)формировать умение составлять полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения;

4)совершенствовать практические навыки учащихся при выполнении химического эксперимента.

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать: полные и сокращенные ионные уравнения.

Учащиеся должны уметь:

- составлять полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения реакций;

- проводить реакции между растворами электролитов;

-исследовать возможность протекания химических реакций между растворами электролитов;

- применять ПБП при работе с химическими реактивами и химической посудой;

- обращаться с лабораторным оборудованием.

План изучения нового материала

1. Актуализация знаний.

2. Фронтальная беседа с классом.

3. Постановка проблемы.

4. Групповая работа учащихся над решением проблемы (хим. эксперимент). Беседа по ОПБП.

5. Работа с учебником.

6. Анализ результатов химического эксперимента.

7. Первичный контроль и закрепления знаний.

8. Обобщение и систематизация знаний.

9. Подведение итогов.

Проблема урока

Всегда ли протекают реакции обмена между двумя сложными веществами?

Методы обучения

1. Наглядные (составление опорных схем).

2. Словесные (беседа, рассказ).

3.Практические (работа с учебником, химический эксперимент, работа у доски, работа в тетрадках).

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Приемы деятельности учителя

1. Рассказ с элементами беседы.

2. Постановка проблемы.

3. Организация самостоятельной работы учащихся.

4.Организация групповой работы над химическим экспериментом.

5. Разработка заданий познавательного характера.

Познавательные задания

I. Вопросы для актуализации знаний:

- Что такое ион? В чем отличие иона от атома?

- Какие вещества способны распадаться на ионы?

- Что мы называем электролитами?

- Какие бывают электролиты?

- Какова роль электролитов?

- Какова роль воды при диссоциации электролита?

-Какие процессы могут происходить при сливании электролитов?

II. Задания для групповой работы учащихся:

1. Слейте попарно предложенные вам реактивы и результаты занесите в таблицу, которая заранее заготовлена на доске.

2. Объясните свои результаты пользуясь учебником (параграф 29).

3. Запишите уравнения проделанных химических реакций:

a) молекулярное;

б) полное ионное;

в) сокращенное.

4. Сделайте вывод, в каких случаях могут протекать реакции между растворами электролитов.

III. Задания первичного контроля и закрепления знаний:

1. Будут ли до конца протекать химические реакции между растворами веществ?

A) Al3, NaOH

Б) AgNO3, K3PO4

B) Ca(NO3)2, K2CO3

Г) Al2 (SO4)3, BaCl2

Самопроверка. Коррекция знаний.

2. Смогут ли одновременно находится в растворе следующие ионы? Почему?

A) Ag+, Cl-

Б) Na+, PO43-

B) K+, NO34-

Г) H+, OH-

3. Подберите реактивы, которые помогут осадить следующие ионы:

A) SO42-

Б) CO32-

B) Cu2+

Объясните свой выбор.

Организация деятельности учащихся

Самостоятельная работа с учебником, обсуждение результатов, анализ и выполнение химического эксперимента, выполнение познавательных заданий, решение поставленной учителем проблемы, заполнение таблицы, устные ответы.

Развитие умений учащихся

Умение формулировать понятия, анализировать результаты химического эксперимента, составлять полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения.

Основное понятия и термины урока

Ион, полное ионное уравнение, сокращенное ионное уравнение, слабый электролит, сильный электролит.

Источники информации

Основные: учебник (параграф 29)

Домашнее задание

Параграф 29, № 4-7.

Подведение итогов урока

Самопроверка. Коррекция знаний. Оценка за выполнение познавательных заданий отдельным учащимся.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тикунова Галина Викторовна

Дата: 04.03.2021

Номер свидетельства: 574777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Реакции  в  растворах  электролитов. "
    ["seo_title"] => string(36) "rieaktsii-v-rastvorakh-eliektrolitov"
    ["file_id"] => string(6) "238852"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444663868"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства