Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. - Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим? (состав, строение) - Химические формулы отображают состав вещества. Выразим с помощью символов состав самого распространённого вещества на Земле – воды. Осуществляет работу в группах. Задание группам: рассмотрите модель молекулы воды, посоветуйтесь и изобразите химическую формулу данного вещества. Подводит к формулированию понятия «химическая формула», «индекс». - Какие элементы входят в состав молекулы воды? - Как обозначаются эти элементы? - Сколько атомов кислорода в молекуле воды? - Сколько атомов водорода в молекуле воды? - Как вы думаете, как показать, что в состав молекулы воды входит один атом кислорода и два атома водорода? - Число атомов элемента принято обозначать с помощью индексов – цифр, которые ставятся внизу справа от химического знака. Индекс «1» в химических формулах не пишется. Если возле химического знака нет никаких индексов, это означает, что в состав молекулы входит один такой атом. Н2О – химическая формула воды. Читается: «Аш-два-о». Химическая формула – условная запись состава вещества при помощи химических знаков и индексов. - Индекс – цифра, показывающая число атомов каждого химического элемента в молекуле. - Знаки отражают качественный состав вещества, а индексы – количественный состав. Т.е. химическая формула показывает какие элементы и в каком количестве входят в состав вещества. Предлагает обучающимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса. - 3Н2О - три молекулы сложного вещества воды, каждая из которых состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Читается: «три-аш-два-о» Коэффициент – число перед формулой, означающее число молекул данного вещества. - Чем отличается индекс от коэффициента? (Индекс показывает число атомов данного элемента в составе молекулы, а коэффициент показывает число молекул) - Аналогично записывают число свободных атомов: 5О – пять атомов кислорода - Как вы думаете, чем отличаются атомы разных химических элементов? (прежде всего по массе) - Предположите, в каких единицах измеряется масса атомов химических элементов? - Масса атомов и молекул очень мала, поэтому ими пользоваться при решении задач очень неудобно. Невозможно взять 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах. Масса атома кислорода в килограммах равна 26,667 ∙ 10-27 кг, т.е. 25 нулей после запятой. Масса атома водорода – 0,1674 ∙ 10-26 кг. Поэтому для микромира используют особую единицу измерения. - Масса атомов химических элементов, указанная в ПСХЭ Д.И.Менделеева, называется относительной молекулярной массой Ar. “r”- первая буква слова «relative», в переводе с англ. «относительный». Рядом с этим обозначением в скобках записывается знак химического элемента: Ar(О). - Для того чтобы определить массу, нужен эталон, гирька. За такую гирьку принят самый лёгкий атом - атом водорода, его масса условно взята за единицу. Относительные атомные массы показывают во сколько раз атом данного элемента тяжелее атома водорода. Рассмотрим пример: на с.40 учебника. - Скажите, будут ли единицы измерения у относительной атомной массы? (Нет) - В каждой клетке ПСХЭ Д.И.Менделеева под порядковым номером элемента приведены значения относительных атомных масс элементов. Значения относительных атомных масс нужно округлять до целых чисел у всех элементов кроме хлора - Ar(Cl) = 35,5. Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации понятий. Формулирует задание. - Найдите значения относительных атомных масс химических элементов из таблицы 1, с.35 учебника в ПСХЭ Д.И.Менделеева. - Для расчёта массы молекул используется относительная молекулярная масса вещества Мr. - Относительную молекулярную массу вычисляют путём сложения произведений относительных атомных масс химических элементов, входящих в состав вещества на соответствующие индексы в химической формуле (с учётом числа атомов). Mr (H2O) = 2Ar (H) + Ar(O) = 2∙1 + 16 = 2+16 = 18 Проводит релаксационные упражнения для обучающихся. |