kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение атома и изотопы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет охватить историю развития атома. Этапы изучения атома и изотопов элементов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение атома и изотопы»

Дата ______________ Класс- 8

Тема урока: «Строение атома.»

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока: Развивать пространственное воображение как элемента творческой деятельности, развивать мировоззрение как систему взаимодействия макро- и микромира.

(слайд 2)

Задачи урока:

  • дидактическая: изучить строение атома, состав атомных ядер, изотопы;

  • психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии и познавательный интерес;

  • воспитательная: Воспитывать в учениках уверенность в своих силах. Формировать умение работать с информацией через групповую работу, культуру общения в микрогруппе.

Технология: деятельностный подход

Оборудование:

  • Модель "Строение атома".

  • Презентация "Строение атома"

Содержание урока.

Орг. Момент (2 мин): Здравствуйте, ребята.

Эпиграф урока «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» Козьма Прутков (слайд 3)

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из основных понятий химии - "атом". Актуализация знаний (5 мин): Небольшое знание об атоме у вас уже есть. В тетрадях, сейчас напишите рассказ «все о нем…» (об атоме) в течение 1 мин. Записывайте все, что приходит на ум. Не судите о качестве своих мыслей, просто записывайте их.

На доске опорные слова:

    • Атом

    • Химический элемент

    • Ar

    • Валентность

    • Простое вещество

    • Сложное вещество

    • Составьте рассказ из получившихся слов. Учащиеся читают полученный рассказ

    • Изучение нового материала (24 мин): Начнем мы с вами с истории.

    • Любой химический элемент может существовать в трёх формах: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества. (слайд 4) Поговорим об атомах. 

    • Ребята делятся на 5 микрогрупп, знакомятся с информацией, которая им представлена в приложении 1, и выступают группой по своей теме:

    • Представление об атомах как неделимых мельчайших частицах веществ, как уже отмечалось выше, возникло еще в античные времена (Демокрит, Эпикур, Лукреций).

    • (Слайд 5) В средние века учение об атомах, будучи материалистическим, не получило признания.

    • К началу XVIII в. атомистическая теория приобретает все большую популярность.

    • До конца XIX в. в химии господствовало метафизическое убеждение, что атом есть наименьшая частица простого вещества, последний предел делимости материи. При всех химических превращениях разрушаются и вновь создаются только молекулы, атомы же остаются неизменными и не могут дробиться на более мелкие части.

    • Различные предположения о строении атома долгое время не подтверждались какими-либо экспериментальными данными. Лишь в конце XIX в. были сделаны открытия, показавшие сложность строения атома и возможность превращения при определенных условиях одних атомов в другие. На основе этих открытий начало быстро развиваться учение о строении атома.

    • Ирландский физик Стони (слайд 6) на основании опытов пришел к выводу, что электричество переносится мельчайшими частицами, существующими в атомах всех химических элементов. В 1891г Стони предложил эти частицы назвать электронами, что по -гречески означает «янтарь»

    • Через несколько лет в 1904 году Томсон представил свою новую модель атома. Она представляла собой также равномерно заряженную положительным электричеством сферу, внутри которой вращались отрицательно заряженные корпускулы, число и расположение которых зависело от природы атома.

    • Дж. Томсон (слайд 7 - 8) сумел определить его массу (она почти в 2000 раз меньше массы атома водорода). Джозеф Томсон и Жан Перрен соединяли полюса источника тока с двумя металлическими пластинками – катодом и анодом, впаянными в стеклянную трубку, из которой был откачен воздух. При подаче на пластины – электроды напряжения около 10 тысяч вольт в трубке вспыхивал светящийся разряд, а от катода (отрицательного) полюса к аноду (положительному) полюсу летели частицы, которые ученые назвали сначала катодными лучами, а в последствии выяснили, что это был поток электронов. Электроны ударяясь об особые вещества, нанесенные, например, на экран телевизора, вызывают свечение. Был сделан вывод – электроны вырываются из атомов материала, из которого сделан катод.

    • Но не только электроны входят в состав атомов.

    • Физик Анри Беккерель (слайд 9) обнаружил, что природный минерал, содержащий соль урана, тоже испускает неведомое излучение, засвечивая фотопластинки, закрытые от света. Это явления было названо радиактивностью.

    • Различают три вида радиактивных лучей:

    • α – лучи, состоит из α – частиц, с зарядом в 2 раза больше заряда электрона, но с положительным знаком

    • β – лучи представляют собой поток электронов

    • γ –лучи электромагнитные волны, не несущие электрического заряда

    • Эти открытия доказали, что атом имеет сложное строение – состоит из более мелких (элементарных) частиц.

    • Как же устроен атом?

    • Резерфорд (слайд 10)исследовал особенности прохождения альфа-частиц через тонкие металлические пластинки. На основании этих опытов ученый предложил планетарную модель атома: в центре атома - ядро, вокруг которого вращаются электроны. Резерфорд исследовал особенности прохождения альфа-частиц через тонкие металлические пластинки.

    • На основании этих опытов ученый предложил планетарную модель атома: в центре атома - ядро, вокруг которого вращаются электроны.

    • (слайд 11)В Солнечной системе планеты вращаются вокруг Солнца

    • В атоме электроны вращаются вокруг атомного ядра, которое заряжено положительно и притягивает отрицательно заряженные электроны.

    • (слайд 12) Атомы-это химические частицы, являющиеся пределом химического разложения любого вещества. Атомы не делимы химическим путём.

    • Учитель: Число протонов и электронов в атоме равно порядковому номеру элемента. Масса атома складывается из массы протонов и нейтронов.(слайд 13 – 14)

    • Протоны имеют заряд, равный заряду электронов, но противоположный по знаку (+1), и массу, примерно равную атому водорода. Число протонов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева. ( 11р или р+)

    • Нейтроны не несут заряда, они нейтральны и имеют массу, примерно равную массе протона, т.е. 1. Число нейтронов находят по формуле: N = A – Z ( 10n или n0)

    • Электроны имеют заряд «–». Число электронов равно порядковому номеру элемента в таблице Д.И. Менделеева (ē)

    • Массовое число – сумма чисел протонов и нейтронов в атоме

    • Например (слайд 15) Определить состав ядра атома углерода?

    • Какой состав имеют атомные ядра? 1 1 H, 2 1 H, 3 1 H

    • Чем отличаются по составу атомные ядра? числом нейтронов

    • Что у них одинаково? число протонов и заряд ядра.

    • Это изотопы. Что такое изотопы? Это – разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число

    • Изотопы водорода имеют названия протий, дейтерий, тритий.

    • Выводы: (слайд 17)

    • • Атом является мельчайшей частицей вещества

    • • Вся масса атома сосредоточена в его ядре, объем которого чрезвычайно мал по сравнению с объемом атома

    • • Атом – сложная нейтральная частица, состоящая из протонов, электронов и нейтронов

    • • Атом электронейтрален, так как содержит одинаковое число протонов и электронов, равное порядковому номеру элемента

    • Закрепление Учащиеся получают на столы задания (приложение 2). Часть ребят, работают у доски вместе с учителем, остальные (кто разобрался в теме) самостоятельно на оценку. (7 минут):

    • Задание 1. Выберите верные утверждения: (слайд 18)

  1. Ядро атома содержит протоны и нейтроны, суммарная масса которых равна массовому числу атома.

  2. Нейтрон – это электронейтральная частица с массой равной 1.

  3. Ядро атома не имеет заряда .

  4. Электрон – это отрицательно заряженная частица с массой, равной 1.

  5. Химический элемент – это мельчайшая частица, сохраняющая его химические свойства .

    • Верные утверждения – 1,2,4,5

    • Задание 2. Тест «Строение атома» (слайд 19)

    • 1. Положительно заряженная частица называется

    • А) электрон Б) протон В) нейтрон

    • 2. Отрицательно заряженная частица называется…

    • А) электрон Б) протон В) нейтрон

    • 3. Частица, не имеющая заряд, называется…

    • А) электрон Б) протон В) нейтрон

    • 4. Ядро атома состоит из

    • А) протонов и электронов Б) нейтронов В) нейтронов и протонов

    • 5. Вокруг ядра вращаются…

    • А) электроны Б) нейтроны В) протоны

    • 6. В переводе с греческого «атом» означает:

    • А) простейший Б) неделимый В) мельчайший

    • 7. Заряд ядра атома серы равен:

    • А) +3 Б) +26 В) +16

    • 8. Ядро атома лития состоит из 3 протонов и 4 нейтронов. Сколько вокруг ядра вращается электронов?

    • А) 3 Б) 4 В) 0

    • Верные ответы: 1-Б, 2 –А, 3 –В, 4 –В, 5 – А, 6 –Б, 7 – В, 8 – А.

    • Задание 3. Определите состав атомных ядер у элементов с порядковым номером 16, 14, 26, 30, 35. (слайд 20)

    • Задание 4. (слайд 21) Из смеси изотопов:2814 Si, 6429Cu, 188 O, 2311 Na, 115 B, 3717 CL, 2714 Si, 2614 Si 168O 6329 Cu, 3517 CL 178 O, 2211 Na, 105 B.

    • Выпишите изотопы:

    1. вариант – хлора

    2. вариант – кислорода

    • Домашнее задание (1 мин)

    • § 6-7, задание № 3-5, стр. 43

    • Рефлексия (1 мин).

    • (Оценка эмоционального состояния на уроке: (слайд 22)

  1. Все понятно

  2. Есть вопросы

  3. Не понравился урок

    • "Общая характеристика неметаллов"
    • Цели урока:

    • Обучающие цели: Актуализировать знания о металлах: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, физические свойства. Изучить положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Повторить кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические свойства.

    • Воспитывающие цели: Создавать условия для формирования у учащихся способности слушать друг друга, анализировать и дополнять ответы товарищей.

    • Развивающие цели: Способствовать развитию у учащихся логического мышления, способствовать умению учащихся описывать свойства веществ.

    • Оборудование: Образцы неметаллов, имеющиеся в лаборатории.

    • Тип урока: Водный урок, урок изучения новых знаний.

    • Полилог.

    • Методы, применяемые на уроке:

  1. Эвристическая беседа.

  2. Антитеза – противопоставление одних объектов природы другим: неметаллов металлам.

  3. Наблюдение (описать свойства веществ по фотографиям).

    • Ход урока 

    • I. Организационный момент.

    • II. Введение в тему урока.

    • Учитель начинает урок с демонстрации первого слайда (слайд 1) и вопроса учащимся:

    • Что изображено на фотографиях?

    • Рассмотрите фотографии и вспомните, какую тему вы изучали до сегодняшнего урока?

    • Ответ учащихся:

  • металлы.

    • Сегодня начнем изучать вещества, которые используются для изготовления предметов, изображенных на втором слайде (слайд 2).

    • Какие это вещества?

    • Ответ учащихся:

  • Неметаллы.

    • Итак – тема урока «Общая характеристика неметаллов» (слайд 3).

    • 3. Общая характеристика неметаллов

    • Свойства и химия элементов-неметаллов являются более сложными и разнообразными в сравнении с таковыми для металлов.

    • Сегодня мы будем сравнивать свойства металлов и неметаллов, и в течение урока записывать свои выводы в таблицу 1 (слайд 4).

    • Таблица 1. Сравнение свойств металлов и неметаллов.

        • Характеристика

        • Металлы

        • Неметаллы

        • 1. Химические элементы

        • Положение в Периодической системе

        •  

        •  

        • Особенности строения атомов

        • 1. Количество электронов на внешнем электронном слое

        •  

        •  

        • 2. Радиус атома

        •  

        •  

        • 3. Окислительно-восстановительные свойства

        •  

        •  

        • 2. Простые вещества

        • Тип химической связи

        •  

        •  

        • Кристаллическая решетка

        •  

        •  

        • Общие физические свойства

        • 1. Состояние при обычных условиях

        •  

        •  

        • 2. Цвет

        •  

        •  

        • 3. Блеск

        •  

        •  

        • 4. Пластичность или хрупкость

        •  

        •  

        • 5. Тепло- и электропроводность 

        •  

        •  

    • Таблица представлена на слайдах, и мы сможем проверять правильность в течение урока.

    • а. Положение неметаллов в ПС.

    • Рассмотрев ПС, вспомните, где находятся металлы (слайды 5, 6 и 7)?

    • Ответ учащихся:

  • В главных подгруппах ниже диагонали В – At

  • В побочных подгруппах

    • Тогда, где же находятся неметаллы (слайд 8)?

    • Ответ учащихся:

  • Неметаллы расположены в правом верхнем углу ПСХЗ (вдоль и над диагональю В - At).

    • Всего 22 элемента являются неметаллами в периодической системе.

    • Запишем в таблицу.

    • б. Особенности атомного строения элементов-неметаллов.

    • Теперь рассмотрим особенности строения атомов.

    • Вопрос: запишем схемы строения атомов, элементов, записанных на доске (слайд 9).

    • В правой колонке – металлы, в левой – неметаллы.

    • Рассмотрим внешний слой:

    • Ответ учащихся:

  • У металлов….

    • Следующая характеристика: радиус атома.

    • Рассмотрите картинки (слайд 10) и ответьте на вопрос: какие это элементы, что общего в их расположении в ПС?

    • Ответ учащихся:

  • Это элементы натрий и хлор, расположенные в 3 периоде.

    • Как меняется радиус атомов в периоде?

    • Ответ учащихся:

  • Уменьшается.

    • Т. е. у неметаллов радиус меньше.

    • Запишем в таблицу.

    • Переходим к окислительно-восстановительным свойствам.

    • Вспомним – металлы проявляют ….. восстановительные …. свойства.

    • А неметаллы?

    • Ответ учащихся:

  • Окислительные.

    • Только?

    • Разберемся?

    • Рассмотрим реакции горения некоторых неметаллов в кислороде.

    • Подробнее разберем горение серы. Запишем уравнение, баланс (слайд 11).

    • Т.е. неметаллы и окислители и восстановители.

    • Мы рассмотрели химические элементы, проверим таблицу (слайд 12).

    • в. Характеристика простых веществ неметаллов.

    • Теперь переходим к простым веществам.

    • Работаем со второй частью таблицы (слайд 13).

    • Первое – тип связи.

    • Какой связью образованы простые вещества металлы?

    • Ответ учащихся:

  • Металлической

    • Неметаллы?

    • Ответ учащихся:

  • Ковалентной неполярной.

    • Записали.

    • Какой тип кристаллической решетки у веществ с металлической связью (слайд 14)?

    • Ответ учащихся:

  • Металлическая

    • Ковалентной неполярной? Прежде, чем ответить, обратите внимание на рисунки. См. слайд.

    • Ответ учащихся:

  • Атомная или молекулярная.

    • Записали.

    • Кристаллическая решетка определяет физические свойства веществ.

    • Вспомним физические свойства веществ с металлической решеткой.

    • По таблице.

    • А какие у неметаллов. Рассмотрим (слайды 15-17).

    • Теперь проверим наши записи (слайд 18).

    • III. Повторение.

    • На обратной стороне листа поставьте в столбик пять цифр, и ответьте «Да» или «Нет» на вопросы представленные на слайде(слайд 20).

    • Проверим (слайд 21).

    • У кого все правильно – поднимите руку.

    • У кого одна ошибка? И так далее проверяем ответы.

    • В конце урока учитель может выставить отметки наиболее активным учащимся.

    • Вывод:

    • Неметаллы – химические элементы, атомы которых имеют большое число электронов на внешнем электронном слое, малый радиус и обладают преимущественно окислительными свойствами.

    • Неметаллы – простые вещества не обладают физическими свойствами металлов, проявляют большое разнообразие в свойствах, что объясняется различными типами кристаллических решеток.

    • План конспект экскурсии по теме

    • «Жизнь деревьев и кустарников зимой»

    • Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

    • Задачи: - актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

    • - развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

    • - воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры.

    • Оборудование: бланки с заданиями, карандаши, измерительные приборы, линейки

    • Ход экскурсии

    • 1. Беседа по технике безопасности.

    • - Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога.

    • При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы.

    • 2. Вводная экскурсия.

    • - Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего, это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии - познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

    • Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?

    • (К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)

    • - Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +220 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой.

    • Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников.

    • Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет.

    • (Учитель подводит учеников к деревьям.)

    • - Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет?

    • (Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)

    • - Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?

    • (У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)

    • - Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый.

    • (Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)

    • - Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?

    • (Почка – это зачаточный побег будущего листа.)

    • - Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается их различие?

    • (Почки различаются по окраске, форме.)

    • - Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?

    • (Супротивное, очередное, мутовчатое.)

    • - Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?

    • (Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)

    • - Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?

    • (Очередное расположение у тополя, клена.)

    • - Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?

    • (У дуба мутовчатое расположение.)

    • - Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.

    • (Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями. Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)

    • - Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?

    • (Да)

    • - Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут.

    • 3. Самостоятельная работа учащихся.

    • (Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.)

    • 5. Обобщающая беседа.

    • - Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?

    • (Зимой большинство растений не имеют листьев.)

    • - Действительно. С чем связано опадение листьев?

    • (Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )

    • - Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?

    • (Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)

    • - Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?

    • (Такое состояние называют покой.)

    • - Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?

    • (мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.)

    • 6. Подведение итогов.

    • - Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений.

    • Конспект урока "Кольчатые черви. Дождевой червь"
  • Агеева Надежда Петровна, учитель биологии

    • Разделы: Биология

    • Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, 
      которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, 
      как эти низкоорганизованные существа.
      Дарвин Ч.(1881)

    • Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

    • Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

    • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

  2. Развивающие:

    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

    • формирование критического мышления;

  3. Воспитательная:

    • воспитывать бережное отношение к природе;

    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

    • Тип урока – комбинированный.

    • Методы:

  • Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);

  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, видеопоказ, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);

  • Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с опорными конспектами, выполнение виртуальной лабораторной работы);

  • Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование).

    • Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

    • Оборудование: Компьютеры класса Pentium III и СD-диски («Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс». Кирилл и Мефодий, 2003 г.», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г.), ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms), Интернет, портрет Ч. Дарвина, опорный конспект (Приложение №1).

    • Ход урока

    • I. Актуализация знаний. Введение в тему.

    • Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

    • Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» (Приложение №4) (http://wormsmuseum.narod.ru/).

    • Учитель. ВОПРОСЫ:

    • Каких животных вы видите на экране?

    • Многие ли из вас видели их в природе?

    • Где они обитают?

    • Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

    • (Ответы учеников.)

    • Учитель:

  • озвучивает тему урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 1) (Приложение №3.)

  • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)

  • подводит к цели урока (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №2) (ребята предположительно формулируют цели урока)

    • По ходу урока ученики заполняют опорный конспект.

    • II. Изучение нового материала

    • 1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

    • К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки. (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №3)

    • Систематика дождевого червя(демонстрация «Кольчатые черви» слайд №4)

    • Тип Кольчатые черви - Annelida

    • Подтип Поясковые - Clitellata

    • Класс Малощетинковые – Oligochaeta

    • Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

    • Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

    • ВидДождевойчервь – Lumbricus terrestris

    • Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №5)

    • *** Дополнительная информация:

    • Экологические группы (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №6, интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/)

    • 2. Происхождение малощетинковых.

    • От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

    • Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

    • 3. Образ жизни

    • Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

    • Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

    • Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

    • 4. Внешнее строение.

    • Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу на компьютере.

    • Лабораторная работа «Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (ЦОР по теме «Лабораторная работа ««Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве» (диск №56 из комплекта СБППО «Первая помощь 1.0», название файла bio_2007_053_p.oms).

    • Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.

    • Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают в опорных конспектах (задание №1).

    • Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве и ответить на вопрос. Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

    • 5. Внутреннее строение

    • Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей. После завершения разбора и сравнения отвечают на проблемный вопрос. Изучив внутреннее строение дождевого червя, можно ли назвать их низкоорганизованными. Прав ли Ч. Дарвин?

    • (Электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс». Республиканский медиацентр, 2004 г).

    • Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №7), тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).

    • Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей хорошо развиты настоящие ткани.

    • А) Пищеварительная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», пищеварительная система) органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

    • В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

    • Б) Выделительная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», выделительная система) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

    • В) Кровеносная: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», кровеносная система) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

    • В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

    • Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

    • Д) Нервная система: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», нервная система)

    • Е) Размножение: (электронный диск «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», система размножения или половая система)

    • В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

    • Оплодотворение: (flash-анимация «Размножение» с диска «Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс») у малощетинковых червей перекрестное.

    • Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

    • Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

    • Учитель. Вернемся к эпиграфу урока. Обсуждение. Ответы учеников.

    • Приходят к выводу: у кольчатых червей в процессе эволюции появились прогрессивные изменения и среди различных червей кольчатые – наиболее высокоорганизованные.

    • 6. Роль дождевых червей в природе и жизни человека.

    • Учитель. Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.

    • А какой вред может нанести человек дождевым червям? (Ответы учеников.)

  • использует их для рыбной ловли,

  • в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,

  • строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,

  • режет при перекопке земли,

  • скармливает скоту и т.д.

    • Некоторые виды дождевых червей занесены в Красную книгу (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8).

    • Учитель: Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес:http://wormsmuseum.narod.ru/).

    • Сообщение «экскурсоводов» (два обучающихся выполнявших опережающее задание):

    • 1 экскурсовод.Музей Дождевого червя создан по общественной инициативе для просветительских целей. Задача экспозиции - дать посетителю посмотреть на дождевых червей другими глазами и понять красоту и сложность любого проявления жизни. Музей базируется в Москве, но способен путешествовать.

    • 2 экскурсовод. Этот сайт является электронной версией Музея дождевого червя - передвижной экспозиции, рассказывающей о замечательных животных - дождевых червях. Об их полной риска жизни, сложном поведении, удивительных способностях, друзьях и врагах, о рождении, любви и смерти. А также о том, как они устроены и что значат эти великие созидатели и преобразователи почвы для жизни на Земле. Посетители могут изучить странички:

  • Образ жизни и разнообразие дождевых червей

  • Дождевые черви - подземные архитекторы

  • О размножении, любви и потомстве

  • Дождевые черви в городе

  • Великие созидатели почвы. Органическое земледелие.

  • Враги дождевых червей

  • Дождевые черви - домашние животные

  • Чарльз Дарвин и дождевые черви

    • Для организации виртуального путешествия обучающиеся делятся на пары и изучают разделы музея. Совершая экскурсию необходимо ответить на вопросы и заполнить задание №3 опорного конспекта:

  1. Какую роль играют представители разных типов червей в природных сообществах?

  2. Какую роль играют дождевые черви в природе?

    • Обобщение, ответы учеников (демонстрация «Кольчатые черви» слайд № 9, роль дождевых червей в природе).

    • Учитель. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов.

    • В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Большое значение уделяется изучению и разведению дождевых червей.

    • Сообщение учеников о научно-исследовательском институте дождевого червя, расположенном в городе Владимире(Интернет сайт http://www.green-pik.ru/), ученики заполняют задание №3 опорный конспект о роли дождевых червей в жизни человека.

    • Данный информационный сайт содержит современную научную и практическую информацию о дождевых червях, их биологии, физиологии, биохимии и молекулярной биологии, а также о роли и месте дождевых червей в экосистеме, о современных технологиях переработки органических отходов с помощью дождевых червей. В нем помещена ценная практическая информацию о том, как выращивать дождевых червей и как ухаживать за ними, как получить вермикомпост из органических отходов.

    • В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования. Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы.

  1. Переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических удобрений с их помощью;

  2. По набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы. Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

    • Обобщение, (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №10, роль дождевых червей в жизни человека).

    • Учитель цитирует слова Ч. Дарвина «археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

    • Обращает внимание учеников к эпиграфу и задает вопрос. Действительно ли дождевые черви сыграли важную роль в истории мира? (Ответы учеников.)

    • Подведение итога урока. Общий вывод.

    • Закончить рассказ, об этих замечательных организмах, я хотела бы словами: «Дождевые черви являются ангелами-хранителями всего живого на земле, хотя и обитают под землёй».

    • IIIЗакрепление – выполнение теста (Приложение №2).

    • Домашнее задание (в опорных конспектах).

    • Учебник стр.128-13. Заполните таблицу «Внутреннее строение» в опорных конспектах.

    • Ответь на вопросы:

  1. На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?

  2. Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах Мурманской области?

    • Урок биологии 8 класс 
      Тема. Значение органов чувств. Анализаторы. 
      Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала. 
      проблемный вопрос урока: «Как мы ощущаем мир?» 
      Цель: 
      Раскрыть содержание понятия анализатор; сформировать знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующий на человека; видах ощущений; раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира. 
      Развивать умения оценивать значимость нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения; 
      Воспитывать умения устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов. 
      Повысить уровень готовности к уроку при выполнении самостоятельной работы. 
      Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Органы чувств», музыкальное сопровождение, тесты. 
      Ход урока 
      I. Организационный момент. Приветствие. Запись в тетради даты и темы урока. 
      II. проверка домашнего задания. 
      Строение и функции вегетативной нервной системы. 
      Таблица на доске заполняют поочередно: 
      Органы и системы органов Действия симпатического отдела Действия парасимпатического отдела 
      Сердце 
      Кровеносные сосуды 
      Пищеварительная система 
      Мочевыделительная система 
      зрачки Возбуждает 
      Сужение кровеносных сосудов 
      Тормозит деятельность ЖКТ 
      Расслабляет 
      Расширяет Успокаивает 
      Расширяет 
      Возбуждает деят-ть ЖКТ 
      Повышает 
      сужает 

      III. Актуализация опорных знаний. Слова Аристотеля на доске: 
      «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». 
      На столах у учащихся коробочки, склеенные из бумаги и платок, которым учащийся завязывает глаза соседу по парте. В коробки нельзя заглядывать до сигнала учителя. В коробочках лежат предметы, которые должны вызвать несомненный интерес у учащихся( например…. Яблоко, шахматная фигурка, линейка, карандаш, мешочек с запахом) 
      Учащиеся по сигналу открывают коробочку и рассматривают предметы, у того у кого завязаны глаза, должен ощупать предметы. После этого дается задание дать полную характеристику предметам, учащиеся работают в течении 2-3 минут, затем происходит обмен полученной информацией. 
      - каким путем вы получили эту информацию о предмете? 
      Используя органы чувств и знания о свойствах и качестве предметов. Об отдельных свойствах предмета нам сообщают наши ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Ощущение: это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире. 
      -сколько у человека чувств? (Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание) (слайд) 
      Оказывается и шестое чувство у нас имеется - чувство равновесия. Все это внешние чувства. Есть еще и те, что слушают организм изнутри. 
      Мозг каждый миг получает разнообразную информацию: о взаимоотношениях костей и суставов, о напряжении мышц и и натяжении сухожилий (так называемое костно-мышечное чувство, которое позволяет с закрытыми глазами знать, в каком положении друг от друга находятся части тела). 
      Поступают в мозг также сигналы о химическом составе крови, о давлении крови в сосудах, о степени наполнении желудка, кишечника, мочевого пузыря и т. д. 
      Не все из этих внутренних чувств человек осознает. 
      - что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внутренней среды? (рецепторы). 
      В них энергия внешнего мира, как писал И. П. Павлов, перерабатывается в нервный процесс. Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы расположены в специализированных органах чувств, их в организме множество. Например, на 1 см. кв. кожи имеется до 200-400 чувствительных окончаний, а всего их на поверхности тела до млрд. Во всех внутренних органах около 1 млрд. рецепторов. Они обращены как внутрь организма, так и во внешний мир. 
      - Как вы думаете, почему И. П. Павлов назвал рецепторы своеобразными щупальцами мозга? (слайд) 
      I – центр спинного мозга и ствола головного мозга 
      II – центры промежуточного мозга 
      III - центры коры больших полушарий. 
      Рецепторы – «щупальца мозга» 


      - Нервные концевые аппараты, первыми восприняв внешние сигналы, стимулируют к работе мозг. 
      Что произойдет, если человек или животное лишится рецепторов? Лучшим ответом на этот вопрос представляется следующий факт. В свое время С. П. Боткин показал И. М. Сеченову больную, которая ощущала внешний мир через осязания одной руки. Все её органы чувств были повреждены. Больная все время спала, и, только постучав по руке, её можно было разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по её руке. 
      По таблице (слайд) показываю органы зрения, слуха, вкуса, кожного чувства, а далее формирую вопросы: 
      - Где находятся рецепторы, и что является их раздражителем? 
      - какие рефлексы возникают при раздражении рецепторов органов обоняния, органа вкуса? 
      - Какие рефлексы появляются в ответ на раздражение кожных органов чувств? 
      - Как идут рефлекторные дуги всех этих рефлексов? 
      - Через какие нервы и через какие зоны коры больших полушарий? 
      Уточняю ответы учащихся, обращаю внимание на специфичность рецепторов разных органов чувств, воспринимающих определенные раздражения. Принцип строения органов чувств: рецепторы и вспомогательные части этих органов, помогающие улавливать определенные раздражители, усиливающие раздражение, защищающие органы. 
      (Слайд) подводит учащихся к раскрытию понятия «Анализатор» 

      Физический, физиологический процесс 
      химический 
      процессы Психический процесс ощущение 

      возбуждение 
      раздражение 
      проводящие пути 

      IV. Изучение нового материала. 
      - Глядя на лес, мы воспринимаем его в начале, как зеленую стенку. Вглядываясь пристальнее, мы начинаем различать деревья, кусты, траву и мох, просветы между деревьями. Лишь постепенно мы выделяем в виде отдельных свойств зеленый цвет листьев и хвои, белый цвет стволов берез, красно-бурый цвет коры сосен, темно-бурый цвет коры елей, голубой цвет неба. Об отдельных свойствах окраски предметов нам сообщают наши зрительные ощущения: 
      Точно так же воспринимаются звуки леса. (прослушать шум леса) Первоначально этой лесной шум от колеблющихся ветром листьев и ветвей деревьев, затем мы выделяем в этом шуме скрип стволов, шелест листьев, звон и стрекотание летающих насекомых, пение птиц, звуки человеческого голоса. Разные по силе, тембру, продолжи¬тельности, высоте и ритму, эти звуки дифференцируются в отдельные слуховые ощущения. 
      Ощущение - это непосредственное отражение свойств предметов и явлений внешнего мира и внутренней среды, воздействующих на органы чувств. 
      Долгое время было не ясно, как именно события внешнего мира и внутренние изменения преобразуются в ощущения. Объяснение нашел российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал учение об анализаторах, или сенсорных системах (от лат. seпsus - «чувство», «ощущение»). 
      - Что такое анализатор? 
      - Какое отличие между понятиями «орган чувств» И «анализатор». 
      Самостоятельная работа учащихся по изучению вопроса «Строение и функции анализатора». 
      Анализатор - это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий. Например, обонятельный анализатор состоит из обонятельных рецепторов, обонятельных нервов и обонятельной зоны коры больших полушарий. Реально существующие предметы и явления внешнего мира действуют на органы чувств. Возникающие в органах чувств нервные импульсы по нервам доходят до участков зон коры больших полушарий и вызывают ощущения. На основе ощущений, благодаря деятельнос¬ти коры больших полушарий образуются восприятия, которые отражают в нашем сознании не отдельные свойства вещей (цвет, запах, вкус, тяжесть), а их в целом - яблоко, автомашина и другой объект. Так в результате работы анализаторов люди правильно отражают и воспринимают внешний мир в своем сознании). 
      Да, мы воспринимаем не только отдельные свойства, но и весь предмет, т.е. наш мозг анализирует, выделяет эти свойства и тут же синтезирует, объединяет их, схва¬тывает предмет в целом. 
      Вспомните, как вы составляли характеристику предмета. Пальцы ощупывали его поверхности (шероховатая, гладкая, ровная, бугристая, теплая, холодная, сухая, влажная, колючая), глаза различали форму, цвет, другие признаки и т. д. все они ис¬ходили от одного предмета и поэтому всегда повторялись в более или менее сходном сочетании. Это привело к образованию соответствующих связей в коре. Благодаря им возникло отражение предмета в целом. Оно называется восприятием. 
      Процессы анализа и синтеза совершаются в мозгу таких высокоразвитых организ¬мов, как человек, очень быстро, практически одновременно. Большое значение в восприятии имеет прошлый опыт. Он позволяет по отдельным деталям быстро вос¬становить весь образ. 
      - Как вы думаете, как воспринимают лес люди разных специальностей: лесо¬вод, работник лесной промышленности, охотник, врач, художник? 
      (Лесовод – как предмет его заботы и охраны, работник лесной промышленности _ как объект для производства мебели и бумаги, охотник - как благоприятное место для охоты, врач - как место для создания санатория и лечения больных, художник _ как образ будущего произведения искусств). 
      Таким образом, восприятия - результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной ана¬литико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. 

      V. Гимнастика для глаз 
      VI. Закрепление изученного материала 
      1. Из каких частей состоит слуховой анализатор? 
      2. Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей? 
      3. Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в ничтожной концен¬трации, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реак¬ции организма не будет. Почему? ' 
      4. Почему при нарушении деятельность рецепторов человек и животные засы¬пают? 
      5. Где располагаются центры анализаторов? 
      6. Какие образования обеспечивают установление тесного взаимодействия меж¬ду всеми анализаторами и восприятие образов? 
      Нервные пути отдельных анализаторов направляются в строго определенные цен¬тры мозга:) Низшие центры анализаторов располагаются в спинном и продолгова¬том мозге, следующие по сложности - в промежуточном мозге, а высшие - в коре больших полушарий. В затылочной зоне располагается высший отдел зрительного анализатора, в височной - слухового, в теменной - кожного. Особые участки коры - ассоциативны: зоны - обеспечивают установление тесного взаимодействия между всеми анализаторами и участвуют в процессах восприятия образов. 
      VII. домашнее задание § 19 стр. 61-62 заполнить таблицу «Установите соответствие» на стр. 62


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Строение атома и изотопы

Автор: Калиаскарова Зульфия Дюсенбаевна

Дата: 10.02.2017

Номер свидетельства: 390206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Урок химии в 8 классе "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(40) "urok-khimii-v-8-klassie-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "130459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415900725"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Строение атома. Изотопы "
    ["seo_title"] => string(24) "stroieniie-atoma-izotopy"
    ["file_id"] => string(6) "244303"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445912848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тест по теме « Строение атома.  Атомная физика» "
    ["seo_title"] => string(48) "tiest-po-tiemie-stroieniie-atoma-atomnaia-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "223505"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1437751963"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Состав и строение атома. Изотопы."
    ["seo_title"] => string(33) "sostav_i_stroieniie_atoma_izotopy"
    ["file_id"] => string(6) "456587"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518368727"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства