Предмет | химия | Класс | 8 |
Тема урока | «Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20» |
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности |
Цели | сформировать у учащихся представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях; рассмотреть электронное строение атомов элементов первых трех периодов. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
научиться составлять электронные формулы атомов элементов первых трех периодов ПСХЭ; объяснять зависимость и закономерные изменения свойств химических элементов от электронного строения их атомов; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания; самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, прменять ранее полученные знания | -регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении электронных формул; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; -познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды; -коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; | проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов; оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности; руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Электронная формула, электронное облако, s-электроны, р-электроны, орбиталь. |
Организационная структура урока |
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время |
учителя | учащихся |
1 | Оргмомент | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствует много гостей. А гостям принято показывать самое лучшее. Давайте покажем им, как хорошо мы знаем химию. А для этого нужно не так уж и много: не отвлекаться, быть активными и внимательными. На уроке останемся только мы и химия. Давайте в очередной раз окунемся в волшебный мир этой науки! | Приветствуют учителя и гостей, организуют рабочее место. | Слайд №1 | 2 |
2 | Проверка домашнего задания. Актуалзация знаний. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования | Что мы изучали на прошлом уроке? Вспомним основные понятия. Фронтальный опрос. Чему равно общее количество электронов в атоме? Что такое энергетический уровень? Как определить число энергетических уровней? Как определить число электронов на внешнем уровне? Вашу готовность к уроку мы проверим при выполнении теста. (Приложение №1) Проверка правильности выполнения теста по слайду. | Отвечают на вопросы Выставляют оценку готовности к уроку. Выполнение теста. Выставление оценки за тест. | Слайд №2, 3 Слайд №4 Слайд №5 | 10 |
3 | Самоопределение к деятельности | Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Мы с вами знаем, что в химии, как и в любой другой науке существует свой язык, с помощью которого мы можем описать состав веществ, их свойства. Например, качественный и количественный состав веществ можно записать в виде ... (химических формул). Как вы думаете, можно ли записать особенности расположения электронов в атоме, используя специальные обозначения? Как бы вы назвали такую запись?(Электронная формула) Этому вы сегодня и научитесь на уроке. Давайте сформулируем тему нашего урока (постановка темы урока). Какие цели для себя вы поставите?(постановка целей урока: научиться составлять электронные формулы атомов химических элементов). Сегодня на уроке вы научитесь описывать особенности расположения элекронов в атоме с помощью электронных формул. | Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. | слайд № 6,7 | 3-4 |
4 | Работа по теме урока а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации регулятивные – планирование, прогнозирование. | 1. Беседа по теме урока, знакомство с видами электронных облаков 2. Используя текст учебника на стр. 32-33, составьте алгоритм, которым будете руководствоваться при записи электронных формул. | Работа с презентацией (работа в группе) Работа с учебником ( работа в группах) Составление алгоритма работы по теме урока | Слайд №9 Слайды №10-14 | 7 |
| б) Первичная проверка понимания | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция, коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств. | Составьте электронные формулы для элементов 3 периода. Сравните результаты друг с другом. Если у вас есть расхождения, поправьте друг друга. Если вы в чем -то не уверены, попросите помощи. Сравните результаты записей с контрольными. | Работа в группах. Проверка выполненной работы. | Слайды №15-17. | 10 |
5 | Первичное закрепление | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения. | Игра в «Крестики- нолики» (Приложение №2) Сравните свои результаты с контрольными | Работа в парах Проверка выполненной работы | Слайды №19-21 | 5 |
6 | Рефлексия | Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение. | Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока. Сделайте вывод, выполнена ли она. Представьте, что наш класс — атом. Вы являетесь элементарными частицами. Давайте посмотрим, выполнили ли мы задачи, которые поставили перед собой в начале урока. Для этого у вас на столах лежат жетоны разных цветов. Красный жетон — протоны — это значит, что я все понял, могу объяснить другому. Зеленый — нейтроны — по данной теме у меня остались вопросы. Желтый — электроны — недостаточно понял тему, сам ошибаюсь. Покажите, насколько вы достигли поставленную цель? | Индивидуальная работа. | Слайд №22 | 2-3 |
7 | Подведение итогов урока | Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание. | Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Попробуйте составить электронные формулы атомов элементов 4 периода К и Са? Какие данные об особенностях строения атома отражает электронная формула? В чем заключается причина сходства элементов, находящихся в одной группе? | Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности. Выполнение задания Выводы | Слайд №17 Слайд №23-24 | 4-5 |
8. | Домашнее задание | | Изучить текст учебника стр.32-33 задание 3 письменно Инд задания. (Приложение №3) | | Слайд №25, 26 | 2 |