Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства солей аммония. Применение солей аммония.
Задачи:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий:
соли аммония
качественные реакции на ион аммония
химические свойства солей аммония
2. Формирование следующих специальных умений и навыков:
умение составлять химические уравнения реакций
умение пользоваться химической символикой и химическим языком
умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами
выполнять требования техники безопасности
3. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности
4. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства солей аммония. Применение солей аммония.
Задачи:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий:
соли аммония
качественные реакции на ион аммония
химические свойства солей аммония
2. Формирование следующих специальных умений и навыков:
умение составлять химические уравнения реакций
умение пользоваться химической символикой и химическим языком
умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами
выполнять требования техники безопасности
3. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности
4. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.
На прошлом занятии мы рассматривали соединения азота со степенью окисления (-3) на примере аммиака. На данном уроке мы продолжим рассматривать соединения азота с этой степенью.
Для начала давайте вспомним с вами, какие соединения относятся к солям и как они называются.
(Дают определение, перечисляют)
А как вы думаете, из чего будут состоять соли аммония.
(Отвечают)
В молекуле этой соли вместо ионов металлов находится: сложный катион (NH4)+, производное аммиака. Сегодня мы проведем реакции и посмотрим похожи ли соли аммония на другие соли.
Тема урока: “Соли аммония”.
Давайте сформулируем определение солей аммония.
Соли аммония это соединения, состоящие из катиона аммония и анионов кислотных остатков.
Строение солей аммония. (схема рисуется на доске)
.Чтобы рассмотреть свойства солей аммония вспомним, как образуется ион аммония.
Вывод: при образовании донорно-акцепторной связи– образуется ион аммония, обладающий такими же свойствами как ионы К +, Na+ при взаимодействии с ионами Cl- , SO42– образуются соли аммония.
2. Получение солей аммония.
Многие из вас слышали поговорку «Дыма без огня не бывает».
Сейчас мы с вами посмотрим на самом ли деле это так?
Проведение опыта «Дым без огня»
Мы с вами опровергли пословицу, что дыма без огня не бывает. Но это не просто дым, это частицы твёрдого вещества в воздухе. Произошла химическая реакция.
Определите формулу дыма, записав химическую реакцию.
NH3 + НCL = NH4Cl – р-ция соединения
Какими еще способами можно получить хлорид аммония?
Будут ли соли аммония проявлять характерные свойства класса солей?
Ответы учащихся.
Радиус иона аммония по величине близок к радиусу иона калия, поэтому соли аммония и внешне, и по свойствам похожи на соли калия: это бесцветные, хорошо растворимые кристаллические вещества, вступающие в те же реакции, что и соли щелочных металлов.
Как правило, это реакции ионного обмена:
3. Физические и химические свойства солей аммония
Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторную работу.
Правила техники безопасности.
1)Качественная реакция на ион аммония.
Оборудование и реактивы: пробирка, спиртовка, держатель, раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, лакмусовая бумажка.
1. В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.
2. Добавьте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.
Нагрейте содержимое пробирки до кипения, но не кипятите.
Внесите красную лакмусовую бумагу в выделяющиеся пары.
Запишите наблюдения и дайте им объяснения.
Запишите соответствующие уравнения реакции.
Вывод: реактивом на ион аммония (NH4+) является щелочь. Выделяется аммиак, обнаруживается по запаху (это качественная реакция на ион аммония).
Разложение хлорида аммония.
Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирка, держатель, кристаллический хлорид аммония.
На дне пробирки лежит несколько кристалликов хлорида аммония.
Аккуратно нагрейте пробирку, держа ее наклонно.
Когда на внутренней поверхности пробирки возле отверстия появится белый налет, прекратите нагревание.
Запишите наблюдения и дайте им объяснение.
Запишите соответствующие уравнения реакции.
Разложение при высокой температуре.
NH4Cl = NH3 + НCl (качественная реакция )
3)Взаимодействие с кислотами.
Оборудование и реактивы: пробирка, карбонат аммония, соляная кислота.
– разложение солей аммония с выделением аммиака, соли аммония обладают всеми свойствами солей.
4) Взаимодействие с другими солями:
(NH4)2SO4 + BaCI2 = 2NH4CI + BaSO4
5) Разложение:
Демонстрация опыта “Вулкан”.
В фарфоровой ступке тщательно растирают 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония. Порошок (NH4)2Cr2O7 высыпают на большую металлическую пластинку или лист асбестового картона, придавая ему форму горки. На вершине “вулкана” гвоздем или палочкой делают лунку и вливают в нее 1–2 мл этилового спирта. Спирт поджигают спичкой, и свет в комнате гасят.
От тепла горения спирта начинает бурно разлагаться бихромат аммония. При этом из “кратера” выбрасывается сноп ярких искр и “вулканический пепел” – грязно-зеленый оксид хрома (III), объем которого во много раз превышает объем взятого бихромата аммония.
Не смотря на то, что в реакции участвует соль аммония, аммиак не выделяется.
Кристаллический карбонат аммония разлагается даже без нагревания, поэтому неплотно закрытая банка с ним через несколько дней опустеет:
Какой вывод можно сделать?
1. Соли аммония похожи по строению, состоят из катиона и аниона. Катион аммония ведет себя как металл.
2. Не похожи по составу.
3. При взаимодействии с щелочами выделяется аммиак.
Самостоятельно заполните кластер, записанный в начале урока.
4. Применение солей аммония.
5. Закрепление.
2) “Да” или “нет”.
Утверждения.
1) Ион аммония имеет заряд -1 -
2) Соли аммония белые кристаллические вещества +
3) Все соли аммония хорошо растворимы в воде +
4) Дыма без огня не бывает -
5) Соли аммония обладают всеми свойствами солей +
6) Степень окисления азота в ионе аммония -4 -
8) Соли аммония можно определить действием щёлочи +
9) Аммиак не имеет характерного запаха _
10) Нашатырный спирт – это раствор аммиака в воде +
6. Домашнее задание. П. 26.
Вопрос 1, 2.
Вопрос 4, 5, кто на “4” или “5”. Реакции в конспекте расписать как окислительно-восстановительные.