~~Методическая разработка урока химии в 9 классе.
Тема: «Соли аммония».
Цель:
- знакомство с понятием «соли аммония»;
- способствование дальнейшему развитию логического мышления учащихся: умению сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развитие навыков самообразования: работа с инструкцией, подготовка плана ответа;
- воспитание необходимости соблюдать правила по технике безопасности, экономно расходовать реактивы, аккуратно проводить экспериментальную работу.
Тип урока: комбинированный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предлагает выполнить самостоятельную работу на два варианта (см. приложение №1)
Предлагает проверить задания, выполнив соответствующие записи на доске.
Просит сравнить состав продуктов реакций двух вариантов.
Задаёт вопрос: «К какому классу веществ относятся эти соединения? Почему?»
Записывают уравнения реакций между предложенными парами веществ, определяют принадлежность к классу неорганических веществ продуктов реакции, составляют уравнения их распада на ионы.
Вызванные ученики записывают уравнения реакций для 1 и 2 вариантов. Учащиеся класса сравнивают состав продуктов реакций двух вариантов, устанавливают сходство: наличие аниона кислотного остатка и находят главный отличительный признак: катион NH4..
Указывают на принадлежность к классу солей, так как в составе веществ имеется катион и анион кислотного остатка.
Познавательные УУД: знаково-символические:
моделирование;
логические:
анализ, сравнение состава веществ-продуктов реакций.
Регулятивные УУД:
самостоятельность, определение и понимание учебной задачи.
Познавательны УУД:
логические:
анализ и сравнение состава полученных веществ во всех предложенных реакциях.
Коммуникативные УУД:
слушать и слышать одноклассников.
Познавательные УУД:
логические:
обобщение знаний о составе веществ класса солей.
2.Постановка учебной задачи и целеполагание.
Обращается с вопросами: « С составом и свойствами солей мы познакомились в 8 классе. Что новое мы узнаем о веществах этого класса? Как можно сформулировать тему нашего урока?»
Какую задачу мы поставим перед собой?
Каким способом можно определить свойства солей аммония?»
«Что следует помнить при выполнении химического эксперимента?»
Напоминает о необходимости экономно расходовать реактивы.
Отвечают: «Соли аммония и их свойства».
(Учитель конкретизирует тему.)
Ставят задачу: изучить химические свойства солей аммония.
Предлагают выполнить химический эксперимент.
Говорят о правилах по технике безопасности при работе с веществами.
Познавательные УУД:
определение объекта изучения.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Познавательные УДД:
постановка и решение проблемы.
Регулятивные УДД: планирование учебной деятельности и работа по плану.
3. Решение учебной задачи.
Организует работу в 4 группах. Предлагает познакомиться с инструкцией по выполнению эксперимента (см. приложение №2)
В течение работы групп консультирует учащихся.
Говорит: «Время, отведённое на выполнение лабораторной работы, подошло к концу. Приступаем к защите полученных результатов».
Предлагает сравнить результаты, полученные в группах.
Обращается к классу с вопросом: «Укажите, по каким признакам соли аммония относятся к классу солей?»
Работают в группах с предложенным набором реактивов согласно инструкции (см. инструкцию №.)
Каждая группа зачитывает план защиты работы и производит отчёт согласно этого плана.
Отмечают общие свойства рассмотренных солей аммония, их практическое значение.
Перечисляют признаки , сходные для солей аммония и для веществ класса «Соли».
Коммуникативные УУД:
интегрирование в группы, определение своих функций каждым членом группы, умение помогать другим и стремление к эффективной работе, взаимодействие с учителем.
Познавательные УУД:
навыки пользования инструкцией, знаково-символическая запись информации; создание алгоритма защиты результатов работы.
Регулятивные УУД:
планируют учебную
деятельность и работают по плану.
Коммуникативные УУД:
умение точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.
Познавательные УУД:
логические: анализ и синтез полученной информации, установление причинно-следственной связи между свойствами веществ и их применением.
Познавательные УУД:
логические: формирование понятия.
Предлагает сравнить продукты термического разложения солей аммония:
NH4Cl =NH3 + HCl
NH4NO3 = N2 + 2H2O
Обращается к классу с вопросом: «Как объяснить неодинаковый состав продуктов данных реакций? Причину этого мы будем искать на следующем уроке».
Сравнивают состав продуктов данных реакций.
(Сталкиваются с затруднением. Не могут выполнить задание, так как не имеют знаний об особенностях термического разложения солей аммония)
Познавательны УУД:
логические:
анализ и сравнение информации.
Личностные УУД: познавательная мотивация.
4. Задание на дом.
Предлагает домашнее задание на выбор (по уровням сложности). (См. приложение №4.)
Записывают выбранное задание в тетрадь.
Личностные УУД:
адекватное оценивание себя, самооценка.
5. Рефлексия.
Оцените Вашу работу на уроке. Что получилось? Что не получилось? В чём были затруднения? Почему они возникли? Над чем надо ещё поработать?
Анализируют и оценивают свою работу и работу группы
Личностные УДД:
адекватное оценивание себя и других, понимание причин успешности и неуспешеости.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Задание №1.
Составить уравнения реакций взаимодействия:
1 вариант:
а) аммиака и соляной кислоты;
б) аммиака и азотной кислоты;
в) гидроксида аммония и серной кислоты.
2 вариант:
а) натрия и серы;
б) оксида натрия и оксида серы (VI);
в) оксида лития и серной кислоты.
Задание №2.
Записать уравнения диссоциации продуктов данных реакций. Определить принадлежность полученных соединений к классу неорганических веществ, объяснить своё решение.
Приложение №2
Инструкция к лабораторной работе «Свойства солей аммония»
1. Исследуйте растворимость в воде солей аммония.
2. Обсудите возможность взаимодействия предложенных солей аммония со щелочами, кислотами и другими солями.
3. Определите общие и специфические свойства солей аммония, составьте уравнения реакций в молекулярном , ионно-молекулярном полном и кратком видах.
4.Предположите области применения солей аммония. На каких свойствах основано их применение?
5. Составьте и запишите план защиты полученных результатов работы.
6 По окончанию работы приведите рабочее место в порядок.