kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация по теме:"Соли аммония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

•углубить и расширить знания учащихся о солях, образованных сложным катионом аммония; •познакомить с общими и специфическими свойствами солей аммония; •развивать умения, наблюдать, делать выводы, обобщать при проведении лабораторных опытов, продолжать развивать умения в записи уравнений реакций в ионном виде; •применять теоретические знания для составления прогнозов; •воспитывать умения общаться в коллективе, прививать трудолюбие, умение слушать и слышать, корректировать ответы, брать на себя ответственность за работу каждого члена группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме:"Соли аммония"»

9 класс  Тема урока:  «Соли аммония»   Подготовила: учитель химии «МОУ школы № 90» г. Донецка Манякина Лариса Павловна Донецк 2019

9 класс Тема урока: «Соли аммония»

Подготовила:

учитель химии

«МОУ школы № 90» г. Донецка

Манякина Лариса Павловна

Донецк 2019

2 Цели: углубить и расширить знания учащихся о солях, образованных сложным катионом аммония; познакомить с общими и специфическими свойствами солей аммония; развивать умения, наблюдать, делать выводы, обобщать при проведении лабораторных опытов, продолжать развивать умения в записи уравнений реакций в ионном виде; применять теоретические знания для составления прогнозов; воспитывать умения общаться в коллективе, прививать трудолюбие, умение слушать и слышать, корректировать ответы, брать на себя ответственность за работу каждого члена группы.  Оборудование: твердые соли аммония: хлорид, сульфат, нитрат и их растворы; растворы нитрата серебра, хлориды бария, гидроксид натрия, серной кислоты; лакмусовая бумага. Посуда для проведения опытов.

2

Цели:

  • углубить и расширить знания учащихся о солях, образованных сложным катионом аммония;
  • познакомить с общими и специфическими свойствами солей аммония;
  • развивать умения, наблюдать, делать выводы, обобщать при проведении лабораторных опытов, продолжать развивать умения в записи уравнений реакций в ионном виде;
  • применять теоретические знания для составления прогнозов;
  • воспитывать умения общаться в коллективе, прививать трудолюбие, умение слушать и слышать, корректировать ответы, брать на себя ответственность за работу каждого члена группы.

Оборудование: твердые соли аммония: хлорид, сульфат, нитрат и их растворы; растворы нитрата серебра, хлориды бария, гидроксид натрия, серной кислоты; лакмусовая бумага. Посуда для проведения опытов.

Девиз урока 3 «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». М.В. Ломоносов  «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» О.М. Нефёдов

Девиз урока

3

«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

М.В. Ломоносов

«Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя»

О.М. Нефёдов

План урока 4  I. Организационный этап. II. Проверка домашнего задания. III. Изучение нового материала

План урока

4

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала

III. Изучение нового материала   5 Соли аммония NH 4 NO 3 нитрат аммония Кристаллическая решетка  NH₄Cl – соли содержащие сложный ион NH 4 + , по строению и по свойствам похожи на соответствующие соли натрия и калия: по знаку и величине заряда и по численному значению радиуса приблизительно равны  R NH 4 + =0,143 нм, R K + =0,133 нм Физические свойства:  соли аммония – твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.

III. Изучение нового материала

5

Соли аммония

NH 4 NO 3

нитрат аммония

Кристаллическая решетка

NH₄Cl

– соли содержащие сложный ион NH 4 + , по строению и по свойствам похожи на соответствующие соли натрия и калия: по знаку и величине заряда и по численному значению радиуса приблизительно равны

R NH 4 + =0,143 нм, R K + =0,133 нм

Физические свойства:  соли аммония – твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.

6   Состав   Строение     Молекула образована ковалентной полярной связью    Есть возможность образовать донорно-акцепторную связь

6

Состав

Строение

Молекула образована

ковалентной полярной связью

Есть возможность образовать

донорно-акцепторную связь

СОЛИ АММОНИЯ 7 NH 4 NO 3 нитрат аммония (аммиачная селитра) (NH 4 ) 2 CO 3  карбонат аммония  NH 4 Cl  хлорид аммония  (нашатырь)  ( NH 4 ) 2 HPO 4   гидрофосфат аммония (NH 4 ) 2 SO 4   сульфат аммония NH 4 HCO 3  гидрокарбонат аммония

СОЛИ АММОНИЯ

7

NH 4 NO 3

нитрат аммония

(аммиачная селитра)

(NH 4 ) 2 CO 3

карбонат аммония

NH 4 Cl

хлорид аммония

(нашатырь)

( NH 4 ) 2 HPO 4

гидрофосфат аммония

(NH 4 ) 2 SO 4

сульфат аммония

NH 4 HCO 3

гидрокарбонат аммония

Задание № 1. Обсуждение физических свойств солей аммония. 8 Каждая группа из 4 (по 6-7 чел.) используя таблицу растворимости солей и проводя аналогию с соответствующими солями калия выполняет задание (находятся на столах) отвечают на вопросы по образцам выданных соли: 1. агрегатное состояние; 2. цвет; 3. отношение к воде.

Задание № 1. Обсуждение физических свойств солей аммония.

8

Каждая группа из 4 (по 6-7 чел.) используя таблицу растворимости солей и проводя аналогию с соответствующими солями калия выполняет задание (находятся на столах) отвечают на вопросы по образцам выданных соли:

1. агрегатное состояние;

2. цвет;

3. отношение к воде.

9 Вспомните о химических свойствах солей металлов! Химические свойства солей аммония Вспомните правила Т/Б!

9

Вспомните о химических свойствах солей металлов!

Химические свойства солей аммония

Вспомните правила Т/Б!

10 Задание № 2: практическим путем, соблюдая  при этом правила техники безопасности,  подтвердить химические свойства солей аммония. 1-я группа проводит реакцию между солью и кислотой, с записью уравнения реакции в молекулярном и ионном виде. 2-я группа проводит реакцию «соль+щелочь». 3-я группа проводит реакцию «соль+соль». 4-я группа проводит реакцию «соль+соль», используя для реакции нитрат серебра. По окончанию опыта учащиеся каждой группы записывают уравнения реакций в тетрадях и на доске и делают выводы.

10

Задание № 2: практическим путем, соблюдая при этом правила техники безопасности, подтвердить химические свойства солей аммония.

  • 1-я группа проводит реакцию между солью и кислотой, с записью уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.
  • 2-я группа проводит реакцию «соль+щелочь».
  • 3-я группа проводит реакцию «соль+соль».
  • 4-я группа проводит реакцию «соль+соль», используя для реакции нитрат серебра.

По окончанию опыта учащиеся каждой группы записывают уравнения реакций в тетрадях и на доске и делают выводы.

11 Задание № 3. Записать уравнение электролитической диссоциации для солей аммония: а) хлорида аммония; б) нитрата аммония; в) карбонат аммония; г) сульфат аммония.  а) NH 4 Cl↔ NH 4 + + Cl - ; б) NH 4 NO 3 ↔ NH 4 + + NO 3 - ; в)(NH 4 ) 2 CO 3 ↔ 2NH 4 + + CO 3 2 ; - г) (NH 4 ) 2 SO 4 ↔ 2NH 4 + + SO 4 2-

11

Задание № 3. Записать уравнение электролитической диссоциации для солей аммония:

  • а) хлорида аммония;
  • б) нитрата аммония;
  • в) карбонат аммония;
  • г) сульфат аммония.

а) NH 4 Cl↔ NH 4 + + Cl - ;

б) NH 4 NO 3 ↔ NH 4 + + NO 3 - ;

в)(NH 4 ) 2 CO 3 ↔ 2NH 4 + + CO 3 2 ; -

г) (NH 4 ) 2 SO 4 ↔ 2NH 4 + + SO 4 2-

12 Демонстрацию данного опыта проводит учитель! Качественная реакция на ион аммония Ион аммония обусловливает общее для всех солей аммония свойство: его соли реагируют с щелочами при нагревании с выделением аммиака например: или в ионном виде:  NH 4 + + OH - ↔ H 2 O + NH 3 ↑  Данные уравнения учащиеся записывают самостоятельно с дальнейшим обсуждением.

12

Демонстрацию данного опыта проводит учитель!

Качественная реакция на ион аммония

Ион аммония обусловливает общее для всех солей аммония свойство: его соли реагируют с щелочами при нагревании с выделением аммиака например:

или в ионном виде:

NH 4 + + OH - ↔ H 2 O + NH 3

Данные уравнения учащиеся записывают самостоятельно с дальнейшим обсуждением.

Все аммонийные соли при нагревании разлагаются 13 2. Карбонат аммония разлагается даже без нагревания   1. Реакция разложения хлорида аммония при высокой температур е   (NH 4 ) 2 CO 3 → NH 3 ↑+CO 2 ↑+H 2 O  NH 4 Cl→NH 3 ↑+HCl   Возгонка хлорида аммония

Все аммонийные соли при нагревании разлагаются

13

2. Карбонат аммония разлагается даже без нагревания

1. Реакция разложения хлорида аммония при высокой температур е

(NH 4 ) 2 CO 3 → NH 3 ↑+CO 2 ↑+H 2 O

NH 4 Cl→NH 3 ↑+HCl

Возгонка хлорида аммония

Демонстрацию данного опыта проводит учитель с сопровождением материала презентации и комментариями! 14 Разложение дихромата аммония  NH 4 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 +  N 2 ↑+4H 2 O

Демонстрацию данного опыта проводит учитель с сопровождением материала презентации и комментариями!

14

Разложение дихромата аммония

NH 4 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 ↑+4H 2 O

«Дым без огня» 15 Демонстрацию данного опыта проводит учитель с комментариями! Аммиак взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Опыт: стеклянную палочку или стакан, смоченные раствором аммиака, поднести к другой палочке или стакану, смоченным соляной кислотой, — появится густой белый дым 

«Дым без огня»

15

Демонстрацию данного опыта проводит учитель с комментариями!

Аммиак взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония.

Опыт: стеклянную палочку или стакан, смоченные раствором аммиака, поднести к другой палочке или стакану, смоченным соляной кислотой, — появится густой белый дым 

Учащиеся самостоятельно подготовили материал по способу получения солей, работая с дополнительными источниками. 16 Задание № 4.  Способы получения солей. Соли аммония получают взаимодействием аммиака или его водного раствора с кислотами.  1. Нитрофосфатный метод поучения нитрата аммония ( способ Одда ): Ca(NO 3 ) 2  + 4H 3 PO 4  + 8NH 3     CaHPO 4   + 2NH 4 NO 3  + 3(NH 4 ) 2 HPO 4  2. ​По способу Габера из азота и водорода синтезируется аммиак, в результате чего образуется нитрат аммония: 

Учащиеся самостоятельно подготовили материал по способу получения солей, работая с дополнительными источниками.

16

Задание № 4. Способы получения солей.

Соли аммония получают взаимодействием аммиака или его водного раствора с кислотами.

1. Нитрофосфатный метод поучения нитрата аммония ( способ Одда ):

Ca(NO 3 ) 2  + 4H 3 PO 4  + 8NH 3     CaHPO 4   + 2NH 4 NO 3  + 3(NH 4 ) 2 HPO 4

2. ​По способу Габера из азота и водорода синтезируется аммиак, в результате чего образуется нитрат аммония: 

  • 3H 2  + N 2     2NH 3  при давлении, высокой температуре и катализаторе​
  • NH 3  + 2O 2     HNO 3  + H 2 O ​
  • HNO 3  + NH 3     NH 4 NO 3  
С данным материалом можно ознакомить учащихся на уроке при наличии учебного времени или на самостоятельное изучение. 17 Применение аммиака и солей аммония:

С данным материалом можно ознакомить учащихся на уроке при наличии учебного времени или на самостоятельное изучение.

17

Применение аммиака и солей аммония:

  • 1,2 — в холодильных установках;
  • 3 — производство минеральных удобрений;
  • 4 — производство азотной кислоты;
  • 5 — для паяния;
  • 6 — получение взрывчатых веществ;
  • 7 — в медицине и в быту (нашатырный спирт)
С данным материалом можно ознакомить учащихся на уроке при наличии учебного времени или на самостоятельное изучение. 18 1) Гидрокарбонат аммония NH 4 HCO 3 и карбонат аммония (NH 4 ) 2 CO 3  Будущим хозяйкам на заметку! 2) Аммиачная селитра (нитрат аммония) – прекрасное азотное удобрение. Любителям получать высокие урожаи на огороде! NH 4 NО 3  Применяют в кондитерском деле, так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным, например: NH 4 HCO 3   NH 3 ↑ + H 2 O + CO 2 ↑ 3) Аммиачная селитра (нитрат аммония) – взрывчатое вещество! В смеси с порошками алюминия и угля используют в качестве взрывчатого вещества — аммонала , который широко применяют при разработке горных пород. Осторожно взрывоопасно!

С данным материалом можно ознакомить учащихся на уроке при наличии учебного времени или на самостоятельное изучение.

18

1) Гидрокарбонат аммония NH 4 HCO 3 и карбонат аммония (NH 4 ) 2 CO 3 Будущим хозяйкам на заметку!

2) Аммиачная селитра (нитрат аммония) – прекрасное азотное удобрение.

Любителям получать высокие урожаи на огороде!

NH 4 3

Применяют в кондитерском деле, так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным, например:

NH 4 HCO 3NH 3 ↑ + H 2 O + CO 2

3) Аммиачная селитра (нитрат аммония) – взрывчатое вещество!

В смеси с порошками алюминия и угля используют в качестве взрывчатого вещества — аммонала , который широко применяют при разработке горных пород.

Осторожно взрывоопасно!

19 IV. Закрепления Из предложенных формул веществ составить цепочку превращений: NH 3 , NH 4 OH, N 2 , NH 4 Cl, (NH 4 ) 2 SO 4 , NH 4 NO 3 .  Дома записать уравнения реакций, согласно этой схеме.

19

IV. Закрепления

Из предложенных формул веществ составить цепочку превращений:

NH 3 , NH 4 OH, N 2 , NH 4 Cl, (NH 4 ) 2 SO 4 , NH 4 NO 3 .

Дома записать уравнения реакций, согласно этой схеме.

20 Подведение итогов   1. Оценка работы учащихся в группах: Оценка работы учащихся в группах лидерами групп и учителем. а) что узнали нового? б) интересно или нет было на уроке? в) что больше всего заинтересовало? г) кто и почему оставался равнодушным (если такие были)? д) каждая группа «поет дифирамбы» соли – синквейн, с которой работали. 2. Задание на дом:

20

Подведение итогов

1. Оценка работы учащихся в группах:

  • Оценка работы учащихся в группах лидерами групп и учителем.
  • а) что узнали нового?
  • б) интересно или нет было на уроке?
  • в) что больше всего заинтересовало?
  • г) кто и почему оставался равнодушным (если такие были)?
  • д) каждая группа «поет дифирамбы» соли – синквейн, с которой работали.

2. Задание на дом:

  • учить § 26,
  • решить задачи № 4, 5;
  • приготовить информацию о применении солей аммония.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация по теме:"Соли аммония"

Автор: Манякина Лариса Павловна

Дата: 13.02.2019

Номер свидетельства: 499569


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства