познакомить учащихся с соединениями фосфора; способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре и его соединениях как о наиболее активных веществах;
- способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.
Развивающие:
- содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве,
- развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений,
- развивать умения использовать химическую терминологию.
Воспитательные:
- способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого,
- поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу,
- продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Соединения фосфора »
УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Тема: Соединения фосфора. (Оксид фосфора (v), ортофосфорная кислота, ортофосфаты).
Цель урока:
познакомить учащихся с соединениями фосфора; способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре и его соединениях как о наиболее активных веществах;
- способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.
Развивающие:
- содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве,
- развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений,
- развивать умения использовать химическую терминологию.
Воспитательные:
- способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого,
- поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу,
- продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
3 пробирки с распознаваемыми растворами солей натрия (хлорид, сульфат, фосфат)
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальный опрос
Работа по карточкам у доски
Самостоятельная работа с учебником
Дидактическая игра «Верю - не верю»
Исследовательский лабораторный опыт
Педагогические приемы:
учебно-организационные (определение цели и задач урока, создание благоприятных условий деятельности)
учебно-информационные (работа с основными компонентами учебника, проведение сравнения, формулирование проблемы и определение способов ее решения)
учебно-логические (определение объектов анализа)
учебно-коммуникативные (выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений)
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент (1 мин.)
II. Актуализация знаний (10 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с соединениями одного неметалла, строение и свойства которого мы изучали на прошлом уроке.
1. 2 человека отвечают на вопросы на карточках у доски.
Карточка 1. Напишите уравнения реакций взаимодействия фосфора с кальцием, хлором, кислородом. Укажите, где фосфор является восстановителем, а где - окислителем.
Карточка 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Ca3P2 ---- PH3 ---- P2O5
2. Фронтальный опрос
Домашнее задание было – приготовить сообщения об открытии фосфора и его биологической роли. Слово предоставляется историку _____________
В 1669 год. Открытие этого элемента приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р. Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения вещества. В 1771 году шведский химик К.Шееле дал способ получения этого элемента из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий.
Немало легенд и «жутких» историй связано с фосфором.
Вопрос классу: Встречается ли описание изучаемого нами элемента в литературных произведениях?
Вспомним хотя бы известный рассказ Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». «… Да! Это была собака, огромная, Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор,- сказал я. «Да, и какой-то особый препарат,- подтвердил Холмс,- Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье».
Фосфор и его соединения имеют огромное биологическое значение для жизнедеятельности живых организмов. Слово предоставляется биологу _________
Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 1 г. фосфора.Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г. • Входит в состав костной ткани в виде ортофосфата Са3(Р04)2 и гидроксиапатита ЗСа3(Р04)2 • Са(ОН)2. • Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(Р04)2 • CaF2 Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии. • Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. Академик А.Е. Ферсман назвал его «элементом мысли». Фосфор поступает в организм с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. Обычно всасывается 50—90% фосфора, меньше — при употреблении растительных продуктов, т. к. в них он содержится в виде трудноусвояемой фитиновой кислоты. Для правильного питания очень важно соотношение с кальцием. Оптимальным считается соотношение кальция и фосфора, равное 1:1,5. Реакция организма на недостаток фосфора Развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность. Реакция организма на избыток фосфора Развивается мочекаменная болезнь. Р4 и многие соединения фосфора высокотоксичные. Летальная доза Р4 равна 60 мг. Большую опасность представляют ожоги, возникающие при горении фосфора, из-за выделения большого количества тепла при взаимодействии образующегося при горении P2Os с влагой кожи. Получившаяся фосфорная кислота Н3Р04 проникает вглубь соединительной ткани, что приводит к отеку из-за прилива внеклеточной жидкости.
Вопросы классу:
- какие общие физические свойства характерны для фосфора?
- как можно одним словом выразить свойства фосфора? (неметалл)
III.Объяснение нового материала (34 мин.).
Открыли тетради и записали тему урока - Соединения фосфора.
Изучите самостоятельно (по учебнику) физические свойства и применение оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. (§ 22, стр 63).
Вопрос классу:
К каким классам неорганических веществ относятся высший оксид фосфора (v) и высший гидроксид фосфора (v)?
Химические свойства ортофосфорной кислоты представлены в таблице 17 учебника на стр.64.
Вопрос классу:
С какими веществами взаимодействует ортофосфорная кислота?
Me до H2
MeO
H3PO4 Me(OH)n
Соли кроме MeSO4, MeCln, Me(NO3)n
Запишите в тетради данную схему.
Домашнее задание: $ 22 упр.6 стр.70
В результате всех этих реакций получаются соли ортофосфорной кислоты.
Вопрос: Как можно доказать, что это соли – фосфаты?
Лабораторный опыт.
Качественная реакция на фосфат-ион.
Инструкция: Возьмите две чистые пробирки. В одну прилейте 2 мл фосфата натрия, в другую – 2 мл фосфата калия. В каждую прилить 2 мл нитрата серебра. Наблюдается выпадение желтого осадка – фосфата серебра. Запишите уравнение любой реакции в ионно-молекулярной формах.
Вопрос классу:
Что мы узнали о соединениях фосфора?
Я предлагаю вам провести исследование по обнаружению веществ.
Химический эксперимент.
Задание: В трех пробирках находятся следующие растворы солей натрия – фосфат натрия, нитрат натрия, хлорид натрия. Используя один реактив, определите, в каких пробирках (под каким номером) находится каждое из этих веществ? Результаты эксперимента запишите на листочке.
Дополнительное задание.
Генетическую связь между фосфором и его важнейшими соединениями можно представить следующей цепочкой превращений. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Р - Мg3P2 - РН3 - Р205 - Н3Р04 - Са3(Р04)2
IV. Закрепление изученного материала. (5мин.)
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с соединениями фосфора.
Рефлексивно-оценочный этап.
Ну, а теперь я хочу проверить, как вы поняли новый материал? Предлагаю игру «Верю – не верю»
Технология игры: Учитель загадывает вещество и задает правильные и неправильные вопросы о соединениях фосфора, их свойствах. Ученик поднимает красную карточку – «ДА», или зеленую – «НЕТ»
Веришь ли ты, что фосфор – жизненно-необходимый элемент?
Веришь ли ты, что фосфор – металл ?
Веришь ли ты, что оксид фосфора (v) относится к кислотным оксидам?
Веришь ли ты, что ортофосфорная кислота – сильный электролит?
Веришь ли ты, что с помощью качественной реакции можно определить фосфат-ионы?
Веришь ли ты, что реактивом на фосфат-ионы является серная кислота?
Веришь ли ты, что фосфор в природе встречается только в соединениях?
Веришь ли ты, что соединения фосфора используются в качестве минеральных удобрений?
Веришь ли ты, что знания, полученные на уроке, тебе пригодятся в жизни?
Оценки за работу на уроке.
Открытый урок по химии
9 класс. Тема Соединения фосфора (оксид фосфора(v), ортофосфорная кислота, ортофосфаты).
Ход урока:
Этапы урока
Действия
учителя
Метод обучения
Действия
ученика
ВУС
Результат
Уровень
усвоения
Оганизацион-
ный момент
1.Психол.настрой.
2..Мотивация.
3.Организация
выбора способа работы и норм.
ОИ
ЧП
1.Слушают.
2.Задают вопросы.
3.Предлагают
3
1.Учащиеся
получили информацию
о способах и нормах работы.
2.Настрой на работу.
1
Подготовка к усвоению
новых
знаний
1.Организация понимания.
2.Беседа фронтальная.
3. Опрос фронтальный, индивидуальный
Р
ЧП
1.Слушают.
2.Отвечают на вопросы.
3.Воспроизводят изученную информацию.
4. Пытаются применить знания на практике.
3
1.Учащиеся понимают и принимают цели способы работы.