kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Соединения фосфора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

познакомить учащихся с соединениями фосфора; способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

      Образовательные:

 - способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре и его соединениях как о наиболее активных веществах;

 - способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.

      Развивающие:

 - содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве,

 - развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений,

- развивать умения использовать химическую терминологию.

      Воспитательные:

- способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого,

- поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу,

- продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Соединения фосфора »

УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Тема: Соединения фосфора. (Оксид фосфора (v), ортофосфорная кислота, ортофосфаты).

Цель урока:

познакомить учащихся с соединениями фосфора; способствовать формированию на метапредметном уровне системы знаний об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

- способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре и его соединениях как о наиболее активных веществах;

- способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей.

Развивающие:

- содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве,

- развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений,

- развивать умения использовать химическую терминологию.

Воспитательные:

- способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого,

- поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу,

- продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.


Оборудование урока:

  • ПСХЭ Д.И.Менделеева,

  • Коллекция минералов

  • Реактивы: растворы фосфата калия, фосфата натрия, нитрата серебра.

  • 3 пробирки с распознаваемыми растворами солей натрия (хлорид, сульфат, фосфат)



Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальный опрос

  • Работа по карточкам у доски

  • Самостоятельная работа с учебником

  • Дидактическая игра «Верю - не верю»

  • Исследовательский лабораторный опыт


Педагогические приемы:

  • учебно-организационные (определение цели и задач урока, создание благоприятных условий деятельности)

  • учебно-информационные (работа с основными компонентами учебника, проведение сравнения, формулирование проблемы и определение способов ее решения)

  • учебно-логические (определение объектов анализа)

  • учебно-коммуникативные (выслушивание мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений)



ХОД УРОКА:


I.Организационный момент (1 мин.)


II. Актуализация знаний (10 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с соединениями одного неметалла, строение и свойства которого мы изучали на прошлом уроке.

1. 2 человека отвечают на вопросы на карточках у доски.

Карточка 1. Напишите уравнения реакций взаимодействия фосфора с кальцием, хлором, кислородом. Укажите, где фосфор является восстановителем, а где - окислителем.

Карточка 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Ca3P2 ---- PH3 ---- P2O5

2. Фронтальный опрос

Домашнее задание было – приготовить сообщения об открытии фосфора и его биологической роли. Слово предоставляется историку _____________

В 1669 год. Открытие этого элемента приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту. В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. В приёмнике оказалось вещество, испускавшее голубоватый свет. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р. Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения вещества. В 1771 году шведский химик К.Шееле  дал способ получения этого элемента из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий.

Немало легенд и «жутких» историй связано с фосфором.

Вопрос классу: Встречается ли описание изучаемого нами элемента в литературных произведениях?

Вспомним хотя бы известный рассказ Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». «… Да! Это была собака, огромная, Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор,- сказал я. «Да, и какой-то особый препарат,- подтвердил Холмс,- Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье».

Фосфор и его соединения имеют огромное биологическое значение для жизнедеятельности живых организмов. Слово предоставляется биологу _________

Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 1 г. фосфора. Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г. • Входит в состав костной ткани в виде ортофосфата Са3(Р04)2 и гидроксиапатита ЗСа3(Р04)2 • Са(ОН)2. • Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(Р04)2 • CaF2 Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии. • Необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. Академик А.Е. Ферсман назвал его «элементом мысли». Фосфор поступает в организм с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. Обычно всасывается 50—90% фосфора, меньше — при употреблении растительных продуктов, т. к. в них он содержится в виде трудноусвояемой фитиновой кислоты. Для правильного питания очень важно соотношение с кальцием. Оптимальным считается соотношение кальция и фосфора, равное 1:1,5. Реакция организма на недостаток фосфора Развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность. Реакция организма на избыток фосфора Развивается мочекаменная болезнь. Р4 и многие соединения фосфора высокотоксичные. Летальная доза Р4 равна 60 мг. Большую опасность представляют ожоги, возникающие при горении фосфора, из-за выделения большого количества тепла при взаимодействии образующегося при горении P2Os с влагой кожи. Получившаяся фосфорная кислота Н3Р04 проникает вглубь соединительной ткани, что приводит к отеку из-за прилива внеклеточной жидкости.

Вопросы классу:

- какие общие физические свойства характерны для фосфора?

- как можно одним словом выразить свойства фосфора? (неметалл)



III.Объяснение нового материала (34 мин.).


Открыли тетради и записали тему урока - Соединения фосфора.

Изучите самостоятельно (по учебнику) физические свойства и применение оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. (§ 22, стр 63).


Вопрос классу:

К каким классам неорганических веществ относятся высший оксид фосфора (v) и высший гидроксид фосфора (v)?


Химические свойства ортофосфорной кислоты представлены в таблице 17 учебника на стр.64.

Вопрос классу:

С какими веществами взаимодействует ортофосфорная кислота?

Me до H2

MeO

H3PO4 Me(OH)n

Соли кроме MeSO4, MeCln, Me(NO3)n


Запишите в тетради данную схему.

Домашнее задание: $ 22 упр.6 стр.70


В результате всех этих реакций получаются соли ортофосфорной кислоты.

Вопрос: Как можно доказать, что это соли – фосфаты?

Лабораторный опыт.

Качественная реакция на фосфат-ион.

Инструкция: Возьмите две чистые пробирки. В одну прилейте 2 мл фосфата натрия, в другую – 2 мл фосфата калия. В каждую прилить 2 мл нитрата серебра. Наблюдается выпадение желтого осадка – фосфата серебра. Запишите уравнение любой реакции в ионно-молекулярной формах.

Вопрос классу:

Что мы узнали о соединениях фосфора?



Я предлагаю вам провести исследование по обнаружению веществ.

Химический эксперимент.

Задание: В трех пробирках находятся следующие растворы солей натрия – фосфат натрия, нитрат натрия, хлорид натрия. Используя один реактив, определите, в каких пробирках (под каким номером) находится каждое из этих веществ? Результаты эксперимента запишите на листочке.

Дополнительное задание.

Генетическую связь между фосфором и его важнейшими соединениями можно представить следующей цепочкой превращений.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Р - Мg3P2 - РН3 - Р205 - Н3Р04 - Са3(Р04)2



IV. Закрепление изученного материала. (5мин.)

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с соединениями фосфора.

Рефлексивно-оценочный этап.

Ну, а теперь я хочу проверить, как вы поняли новый материал? Предлагаю игру «Верю – не верю»

Технология игры: Учитель загадывает вещество и задает правильные и неправильные вопросы о соединениях фосфора, их свойствах. Ученик поднимает красную карточку – «ДА», или зеленую – «НЕТ»


  • Веришь ли ты, что фосфор – жизненно-необходимый элемент?

  • Веришь ли ты, что фосфор – металл ?

  • Веришь ли ты, что оксид фосфора (v) относится к кислотным оксидам?

  • Веришь ли ты, что ортофосфорная кислота – сильный электролит?

  • Веришь ли ты, что с помощью качественной реакции можно определить фосфат-ионы?

  • Веришь ли ты, что реактивом на фосфат-ионы является серная кислота?

  • Веришь ли ты, что фосфор в природе встречается только в соединениях?

  • Веришь ли ты, что соединения фосфора используются в качестве минеральных удобрений?

  • Веришь ли ты, что знания, полученные на уроке, тебе пригодятся в жизни?


Оценки за работу на уроке.
















Открытый урок по химии

9 класс. Тема Соединения фосфора (оксид фосфора(v), ортофосфорная кислота, ортофосфаты).

Ход урока:

Этапы урока

Действия

учителя

Метод обучения

Действия

ученика

ВУС

Результат

Уровень

усвоения

Оганизацион-

ный момент

1.Психол.настрой.

2..Мотивация.

3.Организация

выбора способа работы и норм.


ОИ

ЧП

1.Слушают.

2.Задают вопросы.

3.Предлагают


3

1.Учащиеся

получили информацию

о способах и нормах работы.

2.Настрой на работу.

1

Подготовка к усвоению

новых

знаний

1.Организация понимания.

2.Беседа фронтальная.

3. Опрос фронтальный, индивидуальный

Р

ЧП

1.Слушают.

2.Отвечают на вопросы.

3.Воспроизводят изученную информацию.

4. Пытаются применить знания на практике.


3

1.Учащиеся понимают и принимают цели способы работы.

2.Воспроизведены необходимые

«старые» знания.

1

Изучение

нового

материала.

1.Организует самостоятельную работу с учебником.

2.Слушает выступления учащихся.

3.Организует химический эксперимент.

4.Оказывает помощь.

5.Организует первичное обобщение.

ПИ

ЧП

И

1.Выступают со своими сообщениями.

2.Обсуждают, задают вопросы.

3.Рисуют опорную схему.

4.Выдвигают версии для распознавания веществ.

5.Доказывают практическими примерами.

2,3

1.Опорная схема

2.Выводы по эксперименту

3

Закрепление

1.Организация понимания задач данного этапа.

2.Первичный контроль усвоения.

ЧП

Р

1.Отвечают на вопросы.

2.Рассуждают.

3.Предполагают.

4.Доказывают.

2,3

1.Первичный опыт по применению знаний.

2. Предупреж

дение ошибок.

2,3

Подведение итогов

1.Организация соотнесения Ц и Р

ЧП

1. Задают вопросы.

2.Соотносят Ц и Р.

3. Делают выводы.


2,3

1.Выводы о практ. значимости полученных знаний.

1,2

Разъяснение домашнего задания.

1.Запись д. з. на доске.

2. Пояснения к д.з.

ЧП

И

1.Слушают

2.Задают вопросы.

1

1.Получают задание.

2,3


Пояснения к таблице:

ВУС (выбор учебной ситуации) УУ(уровень усвоения)

1 – объясняет учитель; 1 – репродуктивный

2- ученик учится сам; 2 – применяют по образцу

3 – совместная работа 3 - исследовательский


МО (метод обучения )

ОИ объяснительно-иллюстративный

Р репродуктивный;

ПИ проблемно- исследовательский;

ЧП частично поисковый;

И исследовательский.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Соединения фосфора

Автор: Черкасова Светлана Николаевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "урок по теме "Фосфор и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-po-tiemie-fosfor-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "179353"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424977435"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока "Фосфор и его соединения" с использованием метода проектов "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-fosfor-i-iegho-soiedinieniia-s-ispol-zovaniiem-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "179218"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424962625"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "урок - проект "Фосфор" "
    ["seo_title"] => string(19) "urok-proiekt-fosfor"
    ["file_id"] => string(6) "179267"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424966238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Урок "Фосфор и его соединения""
    ["seo_title"] => string(29) "urokfosforiieghosoiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "300949"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456828432"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Задача о фосфоре, его свойствах и применении."
    ["seo_title"] => string(50) "zadacha_o_fosforie_iegho_svoistvakh_i_primienienii"
    ["file_id"] => string(6) "367183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481180655"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства