Тема предложенного урока для класса с углубленным изучением химии.
Предполагает проверку знаний строения атома, способов получения, свойств простых веществ и их соединений. Способствует закреплению знаний техники безопасности при выполнении химического эксперимента. Осуществляется проверка знаний по решению комбинированных расчетных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серебро и соединения серебра »
УРОК ХИМИИ В 11 классе
Тема «Серебро и соединения серебра»
Учитель: Коваленко В.И.
г. Уральск, школа-лицей № 35
Цель: - продолжить ознакомление учащихся с элементами побочной подгруппы I группы на примере серебра и его соединений.
Задачи: а) образовательные
- продолжить изучение свойств металлов;
- распространение в природе, способы получения, применение.
б) развивающие
- умение анализировать, наблюдать, устанавливать межпредметные связи, делать выводы;
- развитие познавательного интереса;
- закрепление знаний по оборудованию, соблюдение техники безопасности;
- умение использовать современное электронное оборудование;
- умение работать с дополнительной литературой.
в) воспитательные
- развитие интереса к предмету;
- сосредоточенности, наблюдательности, сопоставления и анализа.
Оборудование: хим. реактивы, необходимые при выполнении эксперимента во время опроса; для обнаружения ионов серебра, проведения реакции «серебряного зеркала»; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- эксперимент;
- систематизация;
- обобщение.
План урока: 1 - организационный момент;
2 - проверка домашнего задания (домашнее задание по меди и ее соединениям);
3 - изучение новой темы;
4 - обобщение, систематизация;
5 - домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1 орг момент (1мин) – готовность учащихся к уроку, отсутствующие.
2 проверка дом задания:
А) на экране интерактивной доски предлагаются вниманию учащихся следующие вопросы, на которые они дают устные ответы:
а) Укажите формулы веществ, с которыми реагирует медь:
HCl разб HNO3 конц AgNO3 р-р Cl2
б) с водными растворами каких веществ реагирует оксид меди (II):
HCl KNO3 H2SO4 KOH разб
в) не образуется при взаимодействии меди с конц серной кислотой вещества:
CuS CuSO4 H2 SO2
г) при термическом разложении нитрата меди (II) образуются:
Cu(NO3)2 CuO NO NO2
д) на какой стадии превращений образуется осадок, укажите его формулу:
Cu Cu(NO3)2 CuCl2 CuS H2S
Б) привести 2 примера участия меди или ее соединений в органической химии:
В качестве ответа можно предположить:
Взаимодействие оксида меди (II) со спиртами при нагревании с написанием уравнения на интерактивной доске и подтвердить экспериментально, проделав опыт (нагреть медную проволоку в пламени спиртовки и внести ее в пробирку с этиловым спиртом, обратить внимание на протекающие при этом изменения) C2H5OH + CuO → CH3COH + Cu + H2O; выяснить роль меди в этой реакции.
- На примере изучения меди и ее соединений было выяснено о особенностях в строении атомов элементов побочных подгрупп. Сравним строение атомов меди и серебра. Найдем сходство и отличие, выясним валентные состояния серебра формулы соединений, которые он образует.
- Рассмотреть строение атома серебра. Что общего с медью?
(с помощью учащихся на доске составляется электронная формула строения атома серебра и выясняются его валентность, формулы оксида и гидроксида):
Ag + 47, 1s22s22p63s23p63d104s24p64d105s1. Строение внешнего электронного уровня аналогичное с медью, но валентность у серебра равна только (I), образует оксид Ag2O, осадок темно - коричневого цвета, гидроксид – отсутствует.
- Распространение в природе и способы получения.
Важнейшие минералы – аргентит Ag2S, прустит Ag3AsS3. В виде самородков серебро встречается реже, чем медь и золото.
- Физические свойства серебра.
Менее активный металл, чем медь, с кислородом непосредственно не взаимодействует, но реагирует с озоном и обладает большим сродством к сере.
2Ag + O3 → Ag2O + O2 2Ag + S → Ag2S
- Химические свойства серебра, применение серебра и его соединений.
Серебро реагирует с кислотами – окислителями:
2Ag + 2H2SO4 (конц.) → Ag2SO4 + SO2 + 2H2O
Ag + 2HNO3 (конц.) → AgNO3 + NO2 + H2O
3Ag + 4 HNO3 (разб) → 3 AgNO3 + NO + H2O
Уравнения записываются и уравниваются учащимися методом ионных полурекций на доске самостоятельно.
- Свойства оксида серебра и его гидроксида.
Оксид серебра разлагается даже при небольшом нагревании:
2Ag2O → 4Ag + O2
Восстанавливается до металла
Ag2O + CO → 2Ag + CO2 Ag2O + H2O2 → 2Ag + H2O + O2
- Соли и их применение. Качественная реакция на ион серебра.
AgCl – белый творожистый осадок, качественная реакция на ионы серебра.
AgBr – осадок желтого цвета, неустойчив на воздухе, легко разлагается:
2AgBr → 2Ag + Br2
AgNO3, растворимая соль серебра, как медицинский препарат называется ляпис и используется при кожных заболеваниях.
4 обобщение и закрепление знаний.
Осуществить превращения:
Ag AgNO3 AgCl Ag(NH3)2Cl
Ag2O Ag
Укажите условия протекания реакций.
5 домашнее задание – по записям в тетради, решить задачу:
К раствору, содержащему 3,88 г смеси NaI и KBr, добавили 78 мл 10% раствора нитрата серебра (плотность раствора 1,09 г/мл). Выпавший осадок отфильтровали. Фильтрат может прореагировать с 13,3 мл соляной кислоты с концентрацией 1,5 моль/л. Определите массовую долю солей в исходной смеси и объем хлороводорода (н.у.) необходимый для приготовления соляной кислоты.