Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии по теме "Алканы"»
Урок химии 10 класс.
Тема урока: « Алканы».
Цель урока: дать понятие алканов как класса органических соединений.
Задачи:
Образовательная: формирование у обучающихся представлений о гомологическом ряде, изомерии, правилах номенклатуры на примере алканов; изучить пространственное строение молекул алканов.
Развивающая: развивать речь, путем обогащения словаря, развивать творческое и логическое мышление; развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию; создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами
.Воспитательная: способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных углеводородов.Раздаточный материал: шаростержневые модели, тестовая работа.
Словарь: алканы, гомологи, изомеры,радикалы
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.
2. Подведение учащихся к теме урока.
- Что изучает органическая химия ?( изучает углеводороды и их производные).
- Какие соединения мы называем углеводородами? ( орг. соединения, состоящие из двух элементов - углерода и водорода)
Опыт 1. 1.Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На шарике, имитирующем атом углерода, наметьте четыре равноудалённые друг от друга точки и вставьте стержни, к которым присоединены водородные шарики. Получили модель молекулы метана. Сделайте пять одинаковых моделей
2.Отнимите от каждой из двух молекул по 1 атому водорода и соедините остатки (радикалы) вместе. Получили модель молекулы этана. Сделайте 2-ю такую же модель. 3.Если отнять от этана молекулу водорода, то получим радикал – этил. К этилу присоединим радикал метил и получим пропан.
4.При соединении между собой двух этилов образуется молекула бутана.
5.Отнимем от молекулы бутана один водород, и на его место присоединим радикал метил. Получили ещё один гомолог – пентан. Метан, этан, пропан, бутан, пентан и т. д. – гомологи.
Гомологи – вещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – СН2 – .(запись в тетради)
Опыт 2.
Возьмём модель молекулы пентана.
Н Н Н Н Н
| | | | |
Н – С – С – С – С – С – Н пентан С5Н12 ( н-пентан)
| | | | |
Н Н Н Н Н
Отнимем группу СН3 – и присоединим её на место Н у второго атома С. Получим
Н Н Н Н
| | | |
Н – С – С – С – С – Н С5Н12 2-метилбутан
| | | |
Н НСН Н Н
|
Н
Отнимем ещё одну группу СН3 – и присоединим её опять у второго атома С
на место второго атома Н. Получим:
Н
|
Н НСН Н
| | |
Н – С – С – С – Н С5Н12 2,2 –диметилпропан
| | |
Н НСН Н
|
Н
Изомеры – это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разные строение и свойства.(запись в тетради)
Алгоритм составления названий алканов.(Информационная корточка)
1.Выбрать в молекуле самую длинную цепочку углеродных атомов. 2.Пронумеровать цепочку с того конца, к которому ближе разветвление молекулы. 3.Основа названия – название углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи. 4.Перечислить перед основой названия все заместители основной цепи с указанием номеров углеродных атомов, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки ди-, три-, тетра- и т. д. 5.Отделить запятыми все цифры друг от друга, буквы от цифр – дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды. 6.Углеводороды нормального строения обозначают буквой н, например:
4.Проверка знания. Дан ряд формул веществ. Выберите из них гомологи и изомеры. Записать названия алканов.
Например, гомологи 1,3,4. изомеры 1 и 5, 3 и 7.
1.СН3 – СН2 – СН2– СН2– СН2– СН3
2.СН3 – СН– СН2 – СН3
|
СН3
СН3
|
3.СН3 – С– СН2 – СН3
|
СН3
4.СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
5.СН3 – СН– СН– СН3
| |
СН3 СН3
СН3
|
6.СН3 – С– СН3
|
СН3
Ответы:Гомологи - 1и 4; 3 и 6Изомеры - 1,3 и 5; 2, 4 и 6
Написание структурных формул.
Сначала записывают открытую цепь, затем нумеруют атомы углерода и расставляют заместители. В заключение дописывают атомы водорода, чтобы каждый атом углерода оказался четырехвалентным. Рассмотрим на примере 2,5,6-триметилоктан.
4. Закрепление темы
1. Напишите структурные формулы следующих веществ:
а) 2,3 – диметилбутана,
б) 2,4 – диметил - 3 – этилпентана
в) н – пентана
2. Если вы усвоили номенклатуру алканов, то сможете самостоятельно назвать каждый из них. Перепишите в тетрадь структурные формулы алканов, приведенные в задании и назовите эти вещества.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Вернутся к плану урока, посмотреть 1-5 пунктов, ответить на вопросы
- достигли ли мы поставленной цели?
- что нового на уроке узнали?
- что было интересным?
6. Домашнее задание:
1) выучить определения, выучить гомологический ряд алканов, наменклатуру радикалов алканов
2) выполнить задание « Написать структурные формулы алканов», « Написать названия алканов по формуле» (карточки)