kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока химии по теме "Алканы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии по теме "Алканы" для обучающихся 11 класса коррекционной школы для обучающихся с нарушенеъием слуха

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии по теме "Алканы"»

Урок химии 10 класс.

Тема урока: « Алканы».

Цель урока: дать понятие алканов как класса органических соединений.

Задачи:

Образовательная: формирование у обучающихся представлений о гомологическом ряде, изомерии, правилах номенклатуры на примере алканов; изучить пространственное строение молекул алканов.

Развивающая: развивать речь, путем обогащения словаря, развивать творческое и логическое мышление; развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию; создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами

.Воспитательная: способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:  Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных углеводородов. Раздаточный материал: шаростержневые модели, тестовая работа.

Словарь: алканы, гомологи, изомеры, радикалы

Ход урока

I.  Организационный момент.

Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

2. Подведение учащихся к теме урока.

- Что изучает органическая химия ?( изучает углеводороды и их производные).

- Какие соединения мы называем углеводородами? ( орг. соединения, состоящие из двух элементов - углерода и водорода)

- Написать формулы метана - молекулярную, структурную, электронную

Сообщение темы , целеполагание:

Тема урока: «Алканы. Гомологи и изомеры алканов»

Посмотрите 5 пунктов плана и сформулируйте цель урока. 

1.Определение. Формула. 2.Строение. 3.Гомологический ряд. 4.Изомерия. 5.Номенклатура. .

3. Объяснение темы.

АЛКАНЫ – это насыщенные углеводороды, в молекулах которых атомы углерода соединены между собой только одинарной связью. (запись в тетради)

СnH2n+2 , где n≥1

Лабораторная работа. «Моделирование молекул предельных углеводородов». Оборудование: пластилин 2-х цветов, палочки. Лабораторную работу проводим парами.

Опыт 1. 1.Соберите шаростержневую модель молекулы метана. На шарике, имитирующем атом углерода, наметьте четыре равноудалённые друг от друга точки и вставьте стержни, к которым присоединены водородные шарики. Получили модель молекулы метана. Сделайте пять одинаковых моделей

2.Отнимите от каждой из двух молекул по 1 атому водорода и соедините остатки (радикалы) вместе. Получили модель молекулы этана. Сделайте 2-ю такую же модель. 3.Если отнять от этана молекулу водорода, то получим радикал – этил. К этилу присоединим радикал метил и получим пропан.

4.При соединении между собой двух этилов образуется молекула бутана.

5.Отнимем от молекулы бутана один водород, и на его место присоединим радикал метил. Получили ещё один гомолог – пентан.
Метан, этан, пропан, бутан, пентан и т. д. – гомологи.

Гомологивещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько групп – СН2 – .(запись в тетради)

Опыт 2.

Возьмём модель молекулы пентана.

Н Н Н Н Н

| | | | |

Н – С – С – С – С – С – Н пентан С5Н12 ( н-пентан)

| | | | |

Н Н Н Н Н

Отнимем группу СН3 – и присоединим её на место Н у второго атома С. Получим

Н Н Н Н

| | | |

Н – С – С – С – С – Н С5Н12 2-метилбутан

| | | |

Н НСН Н Н

|

Н

Отнимем ещё одну группу СН3 – и присоединим её опять у второго атома С

на место второго атома Н. Получим:

Н

|

Н НСН Н

| | |

Н – С – С – С – Н С5Н12 2,2 –диметилпропан

| | |

Н НСН Н

|

Н

Изомерыэто вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но разные строение и свойства.(запись в тетради)



Алгоритм составления названий алканов.(Информационная корточка)

1.Выбрать в молекуле самую длинную цепочку углеродных атомов. 2.Пронумеровать цепочку с того конца, к которому ближе разветвление молекулы. 3.Основа названия – название углеводорода с тем же числом углеродных атомов, что и в самой длинной цепи. 4.Перечислить перед основой названия все заместители основной цепи с указанием номеров углеродных атомов, при которых они стоят. Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки ди-, три-, тетра- и т. д. 5.Отделить запятыми все цифры друг от друга, буквы от цифр – дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды. 6.Углеводороды нормального строения обозначают буквой н, например:

4.Проверка знания. Дан ряд формул веществ. Выберите из них гомологи и изомеры. Записать названия алканов.



Например, гомологи 1,3,4. изомеры 1 и 5, 3 и 7.

1.СН3 – СН2 – СН2– СН2– СН2– СН3

2.СН– СН – СН– СН3

|

СН3

СН3

|

3.СН– С – СН– СН3

|

СН3

4.СН– СН– СН– СН– СН3


5.СН– СН – СН – СН3

| |

СНСН3

СН3

|

6.СН– С – СН3

|

СН3


Ответы: Гомологи - 1и 4; 3 и 6 Изомеры - 1,3 и 5; 2, 4 и 6





Написание структурных формул.

Сначала записывают открытую цепь, затем нумеруют атомы углерода и расставляют заместители. В заключение дописывают атомы водорода, чтобы каждый атом углерода оказался четырехвалентным. Рассмотрим на примере 2,5,6-триметилоктан.

4. Закрепление темы

1. Напишите структурные формулы следующих веществ:

     а) 2,3 – диметилбутана,

     б)  2,4 – диметил - 3 – этилпентана

     в) н – пентана

2. Если вы усвоили номенклатуру алканов, то сможете самостоятельно назвать каждый из них. Перепишите в тетрадь структурные формулы алканов, приведенные в задании  и назовите эти вещества.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Вернутся к плану урока, посмотреть 1-5 пунктов, ответить на вопросы

- достигли ли мы поставленной цели?

-  что нового на уроке узнали?

- что было интересным?

6. Домашнее задание:

1) выучить определения, выучить гомологический ряд алканов, наменклатуру радикалов алканов

2) выполнить задание « Написать структурные формулы алканов», « Написать названия алканов по формуле» (карточки)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока химии по теме "Алканы"

Автор: Лихачева Ирина Валентиновна

Дата: 09.12.2025

Номер свидетельства: 678661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока химии в 10 классе  с ИКТ на тему:"Алканы" и "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimii-v-10-klassie-s-ikt-na-tiemu-alkany-i-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "135608"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416938497"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Методическая разработка открытого урока по химии на тему: "Алканы"."
    ["seo_title"] => string(66) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_khimii_na_temu_alkany"
    ["file_id"] => string(6) "493054"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545902833"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка интегрированного урока, тема "Алкины. Получение и применение ацетилена.  Газовая сварка стали""
    ["seo_title"] => string(102) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaalkinypoluchieniieiprimienieniieatsietilienagazovaiasvarkastali"
    ["file_id"] => string(6) "339386"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471244131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Методическая разработка открытого урока по химии на тему "Алканы""
    ["seo_title"] => string(68) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_uroka_po_khimii_na_temu_alkany_1"
    ["file_id"] => string(6) "512829"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559227065"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Предельные и непредельные углеводороды" "
    ["seo_title"] => string(49) "priediel-nyie-i-niepriediel-nyie-ughlievodorody-1"
    ["file_id"] => string(6) "190747"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427213905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства