В данной разработке урока учитель играет роль организатора познавательной деятельности учителя. Задания для учащихся построены таким образом, что проявиться лидерство в классе, обязательно имеются задания для одаренных ребят, задания потребуют от учеников навыков работы по технологии "критического мышления"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Алюминий" химия 9 класс »
Описание конкурсных материалов.
Автор (ФИО, ОУ, должность)
Курило Наталья Николаевна, ГУ «Аршалинская средняя школа», учитель биологии и химии.
Название
«Алюминий»
Форма
Флипчарт
Учебный предмет, класс
Химия, 9 класс
Название раздела учебного курса
«Важнейшие металлы, их соединения в природе. Значение металлов»
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал
ActivInspire, веб- камера
Цели, задачи дидактического материала
Получить разнообразные сведения об алюминии, усвоить знания об особенностях строения атома алюминия, его физических и химических свойствах;
научиться устанавливать взаимосвязь между алюминием и его соединениями.
Содержание дидактического материала
Флипчарт включает 10 слайдов. Слайды содержат обобщающую информацию к выступлению групп, проверки по образцу, видео опыты и вспомогательную информацию: о правилах работы в группе, критериях оценивания, написание синквейна.
Литература: журнал «Химия в школе», №4, 2003г, с.32 В.Мухаметов «Microsoft Office учителю химии»
Возможности использования дидактического материала:
- учителем;
-учащимися.
Учитель использует в начале урока - ориентационно-мотивационный этап, в середине –самообучение, для корректировки знаний и в конце, для подведения итогов урока – использованы элементы критического мышления на операционно-исполнительском этапе. На протяжении всего урока прослеживается оценивание учащимися учащихся класса, а также оценивание учителем, через критериальное оценивание.
Тема: « Алюминий».
Цель: изучить свойства алюминия и области применения алюминия.
Задачи:
-образовательные: познакомить учащихся с характеристикой химических элементов ||| группы; изучить состав и строение молекул, физические и химические свойства алюминия. Научить давать характеристику алюминия, как химического элемента и простого вещества в сравнении с металлами | и || групп главных подгрупп. Закрепить понятие амфотерности на примере алюминия и его соединений.
- развивающие: развивать умения записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия и его соединений (оксида и гидроксида) в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде. Продолжить формирование логического мышления, умения проводить сравнение, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование, развивать навыки самообразовательной работы, через умения работать с дополнительной литературой, интернет сайтами, составлять блок- схемы.
- воспитательные: способствовать дальнейшему развитию коммуникативных, познавательных и др. компетенций , через работу в группах (воспитать культуру общения через работу в парах "ученик - ученик", "учитель - ученик"). Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям. Воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента (установление причинно-следственной зависимости: между составом, строением, свойствами и применением).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интернет, веб - камера, видео опыты: «взаимодействие алюминия с простыми веществами», «Взаимодействие алюминия со щелочами», «Амфотерность алюминия». Набор для проведения опыта (горелка, держатель, алюминиевая фольга). Флипчарт, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжения металлов, периодическая система Д. И. Менделеева, коллекция "Алюминий", рабочие листы.
Ход урока.
1. Организационный момент.(2 мин) Заранее на стикерах написать названия фруктов или овощей (например: огурец, томат, баклажан). Учащиеся при входе в кабинет , по очереди берут стикеры. Таким образом произойдёт жеребьевка и учащиеся займут места в классе соответствующим образом, т.е. по группам ( 1 группа- огурец, 2 гр- томат, 3 гр.- баклажан).
Учитель: Здравствуйте! Прежде, чем мы начнем работать, хочется чтобы вы настроились на хорошую работу и позитивные эмоции. Повторяйте за мной: ( слайд 1)
Я хороший
Я умный
Я активно работаю
Мне интересно учиться
Я узнаю много нового
Я легко справлюсь с любыми заданиями
Я помогу однокласснику
У меня всё получиться
Молодцы, а теперь за работу. Но для дальнейшей работы мы с вами должны вспомнить – правила работы в группе и критерии оценивания вашей работы. (слайд 2)
Критерии оценивания
Правила работы в группах
укладываться в отведенное время
доступность и полнота изложения
аккуратность оформления
выслушивать всех и каждого
говорить спокойно
выступающие от группы (спикеры), каждый раз разные
обязательно активное участие каждого члена группы
2. Опрос домашнего задания.(5 мин)
1. Индивидуальный опрос (у доски).
1 ученик - Запиши уравнения реакций, которые доказывают химические свойства металлов
| группы.(3 уравнения)
2 ученик - Запиши уравнения реакций, которые доказывают химические свойства металлов
|| группы.(3 уравнения)
3 ученик – Составь схему, отражающую виды жесткости воды и способы её устранения.
2. Работа классу. (слайд 3)
1 вариант
2 вариант
Даны вещества: HCl, CO2, H2O, CuCl2
Напишите реакции взаимодействия между данными веществами и …
CaO
Ca(OH)2
3.Изучение нового материала. (слайд 4). (1 мин)
1.. Подготовка к восприятию нового материала.(кумулятивная беседа)
Учитель: Что лишнее?
Учащиеся: рисунок В.
Учитель: Почему?
Учащиеся: так как на рисунках А и С изображено то, что изготовлено из алюминия.
Учитель: Верно. Кто может сказать, теперь, как будет звучать тема нашего урока?
Учащиеся: Алюминий.
2..Изучение нового материала.
1) Работа в группах. В каждой группе самому сильному ученику дать дополнительное задание- распределить кто , из членов группы, за что отвечает и в конце оценить работу каждого.
Задание1 Каждая группа получает карточку – задание. Для быстрого выполнения, каждый член группы должен получить свою часть задания.(Приложение 1) (5 минут)
1 группа - Характеристика алюминия как химического элемента. Характеристика простого вещества алюминия
группа – Физические свойства алюминия
3 группа- Химические свойства алюминия
2) Выступление спикеров групп. (по 2 минут каждой группе)
3) После выступления 3 группы, дополнения от учителя.(3 мин)
Учитель: В электрохимическом ряду напряжения металлов- алюминий располагается рядом со щелочными и щелочноземельными металлами, т.е. с активными металлами. Но в повседневной жизни мы пользуемся алюминиевой посудой (чайники, кастрюли)- кипятим в них воду, варим в ней и с этой посудой ничего не происходит. Почему? Причина этого- оксидная пленка на поверхности алюминия.
Демонстрация- нагревание фольги на огне- происходит провисание её, виден, как бы чехольчик- это Al2 O3 . Направить веб-камеру. И увеличенное изображение демонстрировать на интерактивной доске. Причем эта оксидная плёнка защищает алюминий от окисления в отличие от оксидной пленки на поверхности железа. Поэтому перед проведением опытов с алюминием я счищала с него оксидную пленку.
4) Просмотр видео опытов: «Взаимодействие алюминия с бромом, водой и щелочью». (слайд 5,6). Просмотр данных опытов скорректирует знания учащихся по данному вопросу.(3 мин)
5) Проверка по образцу (слайд 7) (2 мин)
6) Просмотр видео опыта «Амфотерные свойства гидроксида алюминия», далее скорректировать знания учащихся по данному вопросу темы урока.(3 мин) (слайд 8)
7) Физ. минутка.(1 минута)
В работах профессора М. М. Кольцевой доказано, что тренировки тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, мышления, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
1)Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху - снизу.
2)Потирание рук. Способствует приливу крови и эмоциональной усталости.
3)Колечко. Поочередно и как можно быстрее учащиеся перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, и т д в прямом и обратном порядке.
8) Задание 2. Работа в группах
Учитель: Запишите уравнение реакции доказывающие получение алюминия из бокситов, путём электролиза. ( Учитель проходит и смотрит правильность выбора учащимися и правильность написания уравнения реакции) (1 мин)
9) Задание 3. Индивидуально - 1 ученик Перейди по ссылке: http://hl.mailru.su/gcached?q=cache:Y3NTBo1kmyMJ:http%3A//cvetmet.ucoz.ru/index/istorija_aluminija/0-6. Подготовь историческую справку, об открытии алюминия. (2 минуты).
10) Задание 4. Работа в группах ( пока готовиться сообщение об открытии алюминия) (2 минуты)
Учитель: Составьте схему, из которой видно где используется алюминий человечеством.
Какая группа сделала работу первой та и выступает, остальные – дополняют ответ.(1 мин)
11) Выступление оценщиков.(2 минуты)
3. Закрепление.
№1 Первичная проверка понимания
Вставьте пропущенные слова (2 мин) . Далее учащиеся (внутри своей группы) осуществляют взаимопроверку. (1 мин) (слайд 9)
№2 Вторичная проверка понимания учебного материала.
Индивидуально. Каждый член группы получает карточку, где имеются 3 задания (1,2 и 3 уровня). Учащимся дается время на выполнение заданий. В зависимости от своих способностей, учащиеся за данный промежуток времени выполнят и разное количество заданий.(Приложение 2) (4 мин)
4. Подведение итогов.(4 минут)
А) Синквейн (слайд 10)
1 строка-1 существительное (тема)
2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка- предложение (отношение к теме)
5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы)
Зачитывают с каждой группы, лучшую работу- синквейн
Б) комментирование оценок за урок
5. Домашнее задание.§ 39,40 упр 3 на стр 118 (в начале урока записано на доске).