Лабораторная работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. ………………………………………………………………………4
Лабораторная работа №2Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Приготовление дисперсных систем. ………………………………………………………….8
Лабораторная работа №3-4 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Лабораторная работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. ………………………………………………………………………4
Лабораторная работа №2Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Приготовление дисперсных систем. ………………………………………………………….8
Лабораторная работа №3-4 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. ………………………………………………………………………………10
Лабораторная работа №5Химические реакции. ………………………………………..14
Лабораторная работа №6Свойства соединений железа и хрома………………………..16
Лабораторная работа №7 Изготовление моделей молекул органических веществ. …...19
Лабораторная работа №8Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины……21
Лабораторная работа №9Кислородсодержащие органические соединения.
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала………………………………………24
Лабораторная работа №10 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков…………………………………………………27
Практическая работа № 1 Приготовление раствора заданной концентрации……………..31
Практическая работа № 2 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач………………………………………………………………………37
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон……………………………...45
Лабораторная работа №1
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Цель работы:
изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
закрепить представление о строении вещества.
Ход работы
Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.
Задание № 1
Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:
Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?
*Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).
Задание № 2.
Теоретическая часть
Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.
Валентность
Примеры формул соединений
I II III
I и II II и III II и IV III и V II, III и VI II, IV и VI
С постоянной валентностью H, Na, K, Li O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn Al, B
С переменной валентностью Cu Fe, Co, Ni Sn,Pb P Cr S
«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.
В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.
Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.
Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.
Положительный заряд атома равен числу протонов.
Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситеме
Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.
Электроны – частицы с отрицательнымзарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.
Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.
Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).
Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = A – Z
N – число нейтронов
A – массовое число
Z – число протонов.
Атом в целом электронейтрален.
Число электронов, движущихся вокруг ядра, равно числу протонов в ядре.
Определить число протонов, нейтронов и электронов и заряд ядра атома для следующих элементов, заполнив таблицу:
А) I, Na, CI, Са, Al
Б) S, P, C, K, Ne
B) F, O, B, Ba, Si
Г) H, N, Zn, Kr, As
Элемент
е-
р+
n0
Заряд ядра
Задание № 5.
Например: Найти массовые отношения элементов в оксиде серы (IV) SO2.
Последовательность действий
Выполнение действий
1.Записать формулу для вычисления массовых отношений
m(эл.1) : m(эл.2) = Ar (эл.1) ·n1 : Ar (эл.2) ·n2
2.Вычислить массовые соотношения серы и кислорода, подставив соотношения атомных масс
m(S): m(O) = 32: 16×2=32 : 32
2. 3. Сократить полученные числа на 32
m(S) : m(O) = 1: 1
Найти массовые отношения между элементами по химической формуле сложного вещества:
А) Са(ОН)2, CuNO3 Б) Na3P04, , H2SiO3
В) Na2Si03. Н3РО4 Г) H2SO3 , KNO3
Задание № 6.
Распределить вещества по классам неорганических соединений:
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№2
Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Приготовление дисперсных систем.
Цель:
получить дисперсные системы и исследовать их свойства
практически познакомиться со свойствами различных видов дисперсных систем;
провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование и реактивы:
дистиллированная вода;
вещества и растворы: карбонат кальция, масло, раствор глицерина, мука, желатин
фарфоровая чашка;
пробирки, штатив.
Теоретическая часть
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы.
Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :
Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.
Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.
При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции.
^
Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок . При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода. Это явление синерезиса
Различают 8 типов дисперсных систем.(д/с + д/ф)
Г+Ж→аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз.
Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц:_____________________________
____________________________________
____________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции ___________
____________________________________
____________________________________
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть несколько раз. Изучить свойства эмульсии. Добавить 2-3 капли глицерина.
Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц: _________________________________
_________________________________
_________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции _________________________________
_________________________________
_________________________________
*Внешний вид после добавления глицерина _______________________
________________________________
________________________________
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки (или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги
Наблюдения:
*Внешний вид и видимость частиц
_________________________________
_________________________________
_________________________________
*Способность осаждаться и способность к коагуляции__________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
*Наблюдается ли эффект Тиндаля
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:
Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К2 SО4, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН 7 , гидролиз идет по аниону.
Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН
Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)
Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.
Ход работы
Опыт
Результат
Испытание растворов индикаторами
В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия.
При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки.
1 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
2 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
3 пробирка ____________________________________
Цвет индикатора________________________________
Взаимодействие кислот с металами.
Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте.
Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl.
Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с основаниями
В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl.
Наблюдается _________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие кислот с солями
В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие щелочей с солями
В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его.
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Разложение нерастворимых оснований
В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать.
Наблюдается __________________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие солей с металлами
Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое.
Что наблюдаете?______________________________
Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Взаимодействие солей друг с другом
В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка.
Наблюдается _________________________________
Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Гидролиз солей различного типа
В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина.
Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
_____________________________________________
В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа.
Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________________________________________
_____________________________________________
Напишите уравнение реакции.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Определите реакцию среды растворов _____________________________________________
_____________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
1. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса
Налейте в пробирку 2—3 мл раствора медного купороса (сульфата меди (II)) и опустите в него стальную кнопку или скрепку.
Наблюдается _______________________
___________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды
В две пробирки прилейте по 1—2 мл раствора гидроксида натрия. Добавьте в каждую 2—3 капли раствора фенолфталеина. Затем прилейте в первую пробирку раствор азотной кислоты, а во вторую — раствор уксусной кислоты до исчезновения окраски.
После добавления фенолфталеина в пробирки наблюдается _______________
____________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
В две пробирки прилейте по 2 мл раствора карбоната натрия, а затем добавьте: в первую — 1—2 мл раствора соляной кислоты, а в другую — 1—2 мл раствора уксусной кислоты.
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.
В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую – столько же этой кислоты другой концентрации (1:10).
Укажите, в какой из пробирок реакция протекает более интенсивно. _______________________________________________________________________
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы.
В 3 пробирки (подписанные, под номерами) прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую - Mg, во вторую - Zn, в третью – Fe.
В какой пробирке реакция протекает быстрее? (или вообще не протекает)?
Напишите уравнения реакций. Какой фактор влияет на скорость реакции? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зависимость скорости взаимодействия оксида меди с серной кислотой от температуры.
В 3 пробирки (под номерами) налить по 3 мл раствора Н2SO4 (одинаковой концентрации). В каждую поместить навеску CuO (II) (порошок). Первую пробирку оставить в штативе; вторую - опустить в стакан с горячей водой; третью - нагреть в пламени спиртовки.
В какой пробирке цвет раствора меняется быстрее (голубой цвет)? ________________________________________________________________________
Что влияет на интенсивность реакции?________________________________________________________________ Напишите уравнение реакции.
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа№6
Свойства соединений железа и хрома
Цель работы: на практике изучить свойства соединений железа и хрома
Оборудование и реактивы: растворы солей железа (ɪɪ) и (ɪɪɪ), растворы солей хрома, кислот, щелочей, перманганата калия, пробирки.
Ход работы
Опыт
Результаты
1. Взаимодействие железа с кислотами
В одну пробирку налейте 2 мл 20%-го раствора соляной кислоты, в другую — серной кислоты той же концентрации, в третью — концентрированного раствора азотной кислоты, в четвертую — концентрированного раствора серной кислоты. Опустите в каждую из пробирок по канцелярской кнопке.
Что наблюдаете? _____________________________________
_____________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Почему в двух последних случаях не происходит химической реакции?
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
2. Получение гидроксида железа(П) и взаимодействие его с кислотами
Налейте в пробирку 2 — 3 мл свежеприготовленного раствора сульфата железа (П) и добавьте в нее немного раствора гидроксида натрия.
К полученному осадку, вначале белому, а затем позеленевшему, добавьте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете в начале реакции
______________________________________
______________________________________ и через 2 — 3 мин после начала реакции?
______________________________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
3. Получение гидроксида железа(Ш) и взаимодействие его с кислотами
Прилейте в пробирку 2 — 3 мл раствора хлорида железа(Ш) и добавьте немного раствора щелочи.
К выпавшему осадку прилейте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете?
______________________________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
4. Получение гидроксида хрома(Ш) и исследование его свойств
В две чистые пробирки прилейте по 2 мл раствора сульфата хрома(Ш) и с помощью пипетки добавьте по 5 —6 капель раствора щелочи.
В первую пробирку добавьте избыток раствора щелочи, а во вторую прилейте раствор соляной кислоты.
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Что наблюдаете? _______________________
______________________________________
Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
.
Общий вывод:_________________________________________________________________
научиться собирать шаростержневые модели молекул органических веществ;
закрепить знания на составление структурных формул изомеров и гомологов;
познакомиться с названиями органических веществ по систематической (международной) номенклатуре ИЮПАК.
построить шаростержневые и масштабные модели молекул первых гомологов предельных углеводородов и их галогенопроизводных.
Приборы и реактивы:
деревянные стержни,
материал для лепки (пластилин),
набор шаростержневых моделей.
Общие указания.
Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Изготовьте шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из светлой окраски, атомы хлора – из зеленого или синего цвета. Для соединения шариков используют палочки (спички, зубочистки). Написав формулу органического соединения, изготовьте его пространственную структуру, используя заранее приготовленные модели атомов и применяя знания о строении молекул предельных углеводородов (угол связи, длина связи, форма молекулы).
Ход занятия:
Задание 1. По формуле органического соединения напишите пространственную структуру: А) нонана Б) декан В) гексана Г) октана.
Задание 2. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров веществ
пентана, гексана, этана, дихлорметана CH2Cl2, в соответствии с ними сделайте шаровидные модели изомеров на примере бутана и изобутана
Н Н H H
| | | |
Н – С – C – C – C – H
| | | |
Н Н H H
Н H H
Н – С – C – C – H
| | |
H | H
H – C – H
|
H
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практические работы (в том числе работа на компьютере)
Лабораторная работа №8
Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Цель:
изучить физические свойства нефти, продуктов ее переработки.
Поместите в пробирку несколько кусочков с каучука и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Пробирку с каучуком нагрейте, и продукты разложения соберите в пробирку-приемник. Половину полученных жидких продуктов влейте в пробирку с 1—2 мл бромной воды. Оставшиеся жидкие продукты влейте в другую пробирку с раствором перманганата калия, слегка подкисленным серной кислотой.
В две пробирки налейте по 2—3 мл бензина. В одну из пробирок опусти кусочек резины, а в другую — такой же кусочек невулканизированного каучука. Закройте пробирки корковыми пробками и оставьте до следующего занятия. Через несколько дней можно будет убедиться, что каучук в бензине частично растворяется, а резина только набухает.
Используя ранее полученные знания и учебник О.С. Габиелян, И.Г. Остроумов Химия, тема: «Этиленовые и диеновые углеводороды» вам, предлагается выполнить следующие задания:
Задание №1. Как доказать, что в продуктах термического разложения каучук содержатся непредельные углеводороды?
2.Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот
Разбавьте уксусную кислоту наполовину водой и разлейте в четыре пробирки. В первую пробирку внесите 1-2 капли раствора лакмуса (отметьте цвет индикатора), затем нейтрализуйте кислоту раствором щелочи. Во вторую пробирку добавьте немного порошка магния, в третью — оксида меди (П), а в четвертую — карбоната натрия.
Отметьте цвет индикатора в 1-ой пробирке: __________________________________________
Составьте полные и краткие ионно-молекулярные уравнения реакций.
3.Доказательства непредельного характера жидкого жира
В одну пробирку налейте 1-2 см3 подсолнечного масла, во вторую поместите кусочек твердого животного жира и нагрейте ее до расплавления жира. К содержимому каждой пробирки добавьте немного бромной воды и встряхните смеси.
Отметьте, в какой из пробирок бромная вода обесцветилась. О чем это свидетельствует?
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Составьте уравнение реакции.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
4.Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II)
Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия и прибавьте не более трех капель раствора сульфата меди (II). К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь.
Нагрейте содержимое пробирки.
Что вы наблюдаете?
__________________________________________ Что доказывает данный опыт?
_______________________________________
__________________________________________
Какие соединения вступают в аналогичную реакцию? ______________________________
_______________________________________
Какие изменения вы наблюдаете? ____________
_________________________________________
О чем они свидетельствуют? ________________
_________________________________________
Какие вещества при нагревании с гидроксидом меди (II) ведут себя аналогичным образом?
______________________________________
Составьте уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
5.Качественная реакция на крахмал
К 0,5-1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода.
Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с йодом.
Нанесите несколько капель спиртового раствора йода на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля.
Что вы наблюдаете? ______________________
________________________________________
Какие изменения происходят?
________________________________________ Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении? ____________________________
Объясните наблюдаемое явление. ___________
________________________________________ Что вы наблюдаете? ______________________
___________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
В 2 пробирки налейте по 1-2 мл раствора белка и медленно, при встряхивании, по каплям добавьте в одну пробирку насыщенный раствор медного купороса, а в другую – раствор ацетата свинца. Отметьте образование труднорастворимых солеобразных соединений белка.
Данный опыт иллюстрирует применение белка как противоядия при отравлении тяжелыми металлами.
Сделайте выводы._____________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
Растворение белков
Многие белки растворяются в воде, что обусловлено наличием на поверхности белковой молекулы свободных гидрофильных групп. Растворимость белка в воде зависит от структуры белка, реакции среды, присутствия электролитов. В кислой среде лучше растворяются белки, обладающие кислыми свойствами, а в щелочной - белки, обладающие основными свойствами.
Альбумины хорошо растворяются в дистиллированной воде, а глобулины растворимы в воде только в присутствии электролитов.
Не растворяются в воде белки опорных тканей (коллаген, кератин, эластин и др.)
Оборудование и реактивы: - яичный белок;
- дистиллированная вода;
- раствор хлористого калия;
- кератин (шерсти или волос).
Ход работы:
К 2 каплям неразведенного яичного белка прибавляют 1 мл дистиллированной воды и перемешивают. При этом яичный альбумин растворяется, а яичный глобулин выпадает в виде небольшого осадка.
Проверяют растворимость в воде и 5% растворе хлористого калия белка кератина, содержащегося в шерсти и волосах.
Результаты работы оформить в виде таблицы:
Название белка
в Н2О
в 5% КСl
Денатурация белка спиртом.
Оборудование и реактивы: раствор белка; этанол, пробирки
Опыт
Результаты
К 1 мл 1% раствора белка добавляют 2 мл органического растворителя (96% этанола, хлороформа, ацетона или эфира) и перемешивают. Образование осадка можно усилить добавлением нескольких капель насыщенного раствора хлорида натрия.
Осаждение белков при нагревании.
Белки являются термолабильными соединениями и при нагревании свыше 50-60°С наступает денатурация. Сущность тепловой денатурации заключается в развертывании специфической структуры полипептидной цепи и разрушении гидратной оболочки белковых молекул, что проявляется заметным уменьшением их растворимости. Наиболее полное и быстрое осаждение происходит в изоэлектрической точке, т.е. при таком значении рН среды, когда суммарный заряд белковой молекулы равен нулю, поскольку при этом частицы белка наименее устойчивы. Белки, обладающие кислыми свойствами, осаждаются в слабокислой среде, а белки с основными свойствами – в слабощелочной. В сильнокислых или сильнощелочных растворах денатурированный при нагревании белок в осадок не выпадает, так как частицы его перезаряжаются и несут в первом случае положительный, а во втором отрицательный заряд, что повышает их устойчивость в растворе.
Оборудование и реактивы: - 1% раствор яичного белка;
- 1% раствор уксусной кислоты;
- 10% раствор уксусной кислоты ;
- 10% раствор гидроксида натрия;
-4 пробирки, держатель, спиртовка.
Опыт
Результаты
В четыре пронумерованные пробирки приливают по 10 капель 1% раствора яичного белка.
а) первую пробирку нагревают до кипения.
б) во вторую пробирку добавляют 1 каплю 1% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.
в) в третью пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора уксусной кислоты и нагревают до кипения.
г) в четвертую пробирку добавляют 1 каплю 10% раствора гидроокиси натрия и нагревают до кипения.
а) Раствор белка мутнеет, но так как частицы денатурированного белка несут заряд, они в осадок не выпадают. Это связано с тем, что яичный белок имеет кислые свойства (изоэлектрическая точка его равна рН 4,8) и в нейтральной среде заряжен отрицательно;
б) Выпадает осадок белка, так как раствор белка приближается к изоэлектрической точке и белок теряет заряд;
в) Осадка не образуется, так как в сильнокислой среде частицы белка приобретают положительный заряд (сохраняется один из факторов устойчивости белка в растворе);
г) Осадка не образуется, так как в щелочной среде отрицательный заряд частиц белка увеличивается.
научиться готовить раствор заданной концентрации, используя весы и мерную посуду.
Оборудование:
стеклянная лопаточка;
стакан объемом 50 мл;
стеклянная палочка с резиновым наконечником;
мерный цилиндр;
весы;
холодная кипяченая вода.
соли;
Теоретическая часть
Раствор- это однородная система , состоящая из растворителя ,растворенных веществ и продуктов их взаимодействия. Растворителем чаще всего является то вещество, которое в чистом виде имеет тоже агрегатное состояние, что и раствор, либо присутствует в избытке.
По агрегатному состоянию различают растворы: жидкие, твердые, газообразные. По соотношению растворителя и растворенного вещества : разбавленные, концентрированные , насыщенные, ненасыщенные , перенасыщенные. Состав раствора обычно передается содержанием в нем растворимого вещества в виде массовой доли, процентной концентраций и молярности.
Массовая доля (безразмерная величина) – это отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора:
Wм .д .= mраст. вещества/mраствора.
(учебникО.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Процентная концентрация ( %) – это величина показывающая сколько грамм растворенного вещества cсодержится в 100 гр. раствора :
W% = mраст. вещества100% /mраствора
(учебникО.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Молярная концентрация , или молярность (моль/литр)- это величина показывающая сколько молей растворимого вещества содержатся в 1 литре раствора:
См = mраст. вещес/Мr(раст. вещества )V раствора.
(учебникО.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, М. «Академия» 2013, с 57)
Ход работы:
1. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 20 г водного раствора поваренной соли с массовой долей соли 5 %.
Произведите расчеты:
Дано:
Найти:
Решение:
Приготовьте раствор. Для этого:
Отвесьте соль и поместите ее в стакан.
Отмерьте измерительным цилиндром необходимый объем воды и вылейте в колбу с навеской соли.
Внимание! При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости. Уровень жидкости прозрачных растворов устанавливают по нижнему мениску.
2. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией.
Задача: определите, какую массу соли и воды потребуется взять для приготовления 25 мл раствора хлорида калия, молярная концентрация которого 0,2 моль/л.
Произведите расчеты:
Дано:
Найти:
Решение:
Приготовьте раствор.
В соответствии с расчетами возьмите навеску соли, поместите ее в мерный стакан и добавьте немного воды (примерно 7-10 мл). помешивая стеклянной палочкой, растворите полностью соль, а затем прилейте воды до необходимого по условию задачи объема.
3. Задания для самостоятельного решения
1. Приготовлено 300 г 5%-ного раствора иода в этаноле. Рассчитайте массу (в граммах) использованного спирта
2. Какой объем (в литрах, н. у.) метаналя необходимо растворить в 500 мл воды, чтобы приготовить 30 %-ный формалин.
3. Приготовлен раствор из 219 г кристаллогидрата СаCl2 6Н2O и 1 л воды. Рассчитайте массовую долю (в %) безводной соли в этом растворе.
4. Определите количество гидроксида калия (моль), содержащееся в 3 л 25 %-ного раствора (плотность 1,24 г/мл).
5.Определите массовую долю (%) нитрита железа (II), если из 4 кг 15% раствора выпарили 1 кг.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практическая работа№2
Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
Цель:
получит экспериментально некоторые газы.
Оборудование:
гранулы цинка,
серная кислота,
хлорид цинка и азотная кислота;
сульфит натрия и серная кислота;
сульфат меди (II) и соляная кислота;
карбонат калия и соляная кислота.
Теоретическая часть
Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он примерно в полтора раза тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑.
Распознание:
Помутнение известковой воды (продувание углекислого газа через известковую воду) СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О ;
Горящую лучину опустить в сосуд с углекислым газом. Лучина гаснет.
Водород (Н2) – самый легкий, бесцветный газ, не имеет запаха.
Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание №5.
Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты; в) хлорида цинка и азотной кислоты; г) сульфита натрия и серной кислоты; д) сульфата меди (II) и соляной кислоты. Слейте попарно эти растворы, немного нагрейте, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему.
Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Общий вывод:_________________________________________________________________
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Практические работы (в том числе работа на компьютере)
Практическая работа№3
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
Цель:
опытным путем провести идентификацию предложенных органических веществ;
составить уравнения химических реакций в молекулярном виде;
провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Теоретическая часть
Полимеры- это органические соединения, состоящие из макромолекул с большой молекулярной массой (103 а.е.м и более)
Методы синтеза полимеров: полимеризация , поликонденсация.
Виды полимеров: термопластичные, термореактивные.
Характеристика полимеров.
ПОЛИЭТИЛЕН СН2=СН2+ СН2=СН2+..п → (-СН2-СН2-)п
Полупрозрачный , достаточно мягкий, эластичный материал, жирный на ощупь, легче воды. При нагревании вытягивается в нити, диэлектрик. Горит голубоватым пламенем, продолжает гореть вне пламени, испускает запах парафина, капает. Химически устойчив, прочен.
Применяют: Пленки, трубы, электро-изоляционные материалы, емкости и т.п.
ПОЛИВИНИЛХЛОРИД СН2=СНСL+ СН2=СНCL+..п → (-СН2-СНСL-)п Эластичный, жесткий в массе материал, цвет различный. При нагревании быстро размягчается. Горит небольшим коптящим пламенем, образуя черный хрупкий шарик, вне пламени гаснет. Выделяет острый запах.
Твердый, прозрачный материал. Цвет различный. Из расплава нити не вытягиваются ,но при нагревании размягчается. Горит желто- синем пламенем, потрескивает, распространяет специфический запах эфиров.
Твердый хрупкий, прозрачный (или молочного цвета). Термопластичен, вытягивается при нагревании в нити. Горит сильно- коптящим пламенем, испускает характерный запах. Горит вне пламени. Применение: Электро -изоляционные пленки , емкости, предметы быта.
Ф ЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНАЯ СМОЛА.
Сырье: фенол и формальдегид.
Жесткий, хрупкий материал .Диэлектрик ,стоек к воде, органическим растворителям и к кислотам средней концентрации. Термореактивен ,при нагревании разлагаются. Горит испуская запах фенола, вне пламени постепенно гаснет.
Применяют:
Текстолит – прессованная ХБ ткань и ФФС (шарикоподшипники, шестерни)
Карболит – древесная мука спрессованная с ФФС (телефонные аппараты)
Волокна –протяженные , гибкие и прочные тела ограниченной длины и малых поперечных размеров, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделия. Различают волокна:
Природные волокна- растительного(лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения. Химические волокна- искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно) Синтетические(найлон, капрон, лавсан).
Ход работы:
Опыт
Результаты
Опыт 1. Изучение свойств синтетического волокна
Тигельными щипцами внесите образец капронового волокна (изделия из капрона) в пламя спиртовки, затем поднесите влажную красную лакмусовую бумажку к выделяющимся газам.
Поместите немного капронового волокна в фарфоровую чашку и нагрейте ее. Когда волокно расплавится, прикоснитесь к нему стеклянной палочкой и, отведя ее в сторону, вытяните тонкую капроновую нить. Опыт повторите несколько раз.
В четыре пробирки поместите кусочки капронового волокна. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, во вторую — серной кислоты, в третью — гидроксида натрия, а в четвертую — ацетон. Осторожно встряхните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете?
Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
_____________________________________
_____________________________________
Какое свойство полимера проявилось в этом опыте?
______________________________________
______________________________________
Сделайте вывод об отношении капрона к различным веществам.
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Опыт 2. Распознавание волокон
Вам выданы пронумерованные пакетики, в которых содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными в таблице сведениями о волокнах, определите содержимое каждого пакетика.
Название
Характер горения
Отношение к концентрированным кислотам и щелочам
HNOj
H2S04
NaOH
Хлопок
Быстро сгорает; ощущается запах жженой бумаги; после сгорания остается серый пепел
Растворяется; раствор бесцветный
Растворяется
Набухает, но не растворяется
Вискоз
ное
То же
То же
Растворяется; раствор краснокоричневый
Растворяется
Шерсть и шелк натуральный
Горит; ощущается запах паленого пера; образуется хрупкий черный шарик
Желтое
окрашивание
Разрушается
Растворяется
Ацетат
ное
Горит в пламени, вне пламени гаснет; спекается в темный нехрупкий шарик
Растворяется; раствор бесцветный
Растворяется
Желтеет и растворяется
Капрон
При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик; из расплава вытягиваются нити; в пламени горит с неприятным запахом
То же
Растворяется; раствор бесцветный
Не растворяется
Внимание! Сжигать пластмассу и волокно над подставкой железного штатива,
над лотком для оборудования или над металлическим листом!
Последовательность анализа волокон
1. Распознавание волокон начните с их сжигания, которое проводите несколько раз. При этом проследите:
а) с какой скоростью происходит горение;
б) каков запах продуктов горения;
в) какой характер имеет остаток после сгорания.
Этим опытом вы установите принадлежность волокна к определенной группе: целлюлозным, белковым, синтетическим.
2.Отметьте действие продуктов горения или разложения на индикатор.
3.Проверьте действие на волокна кислот, щелочей и ацетона.
4. По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт
Исходные вещества
Признаки реакции
Горение
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие продуктов горения или разложения на индикатор
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие кислот
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие щелочей
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие ацетона
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Результаты распознавания
Опыт 3. Свойства полиэтилена
1. Исследуйте физические свойства полиэтилена (кусочек полиэтиленовой пробки, крышки и т. д.):
а) поведение в пламени спиртовки (горючесть, цвет пламени, образуется ли копоть при горении, продолжает ли гореть вне пламени, обладают ли продукты горения запахом)
Сделайте вывод о физических и химических свойствах полиэтилена на основе проведенных опытов.___________________________________________________________
В разных пронумерованных пакетиках содержатся образцы полимеров. Пользуясь приведенными в таблице приложений данными, определите содержимое каждого пакетика.
Распознавание полимеров
Полимер, состав
Внешние признаки
Отношение к нагреванию
Характер горения
Действие продуктов разложения или горения на индикаторы и другие вещества
Полиэтилен [-СН2-СН2-]n
Полупрозрачный, эластичный, на ощупь жирный
Размягчается, из расплава можно вытянуть нить
Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени
Не обесцвечивают раствор бромной воды
Поливинилхлорид
Относительно мягкий, при понижении температуры становится твердым и хрупким, цвет различный
Быстро размягчается
Горит коптящим пламенем, выделяя
хлоро-водород; вне пламени не горит
Окрашивают влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раствором AgN03 образуют белый осадок
Феноло –
формальдегидная смола
Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного
При сильном нагревании разлагается
Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет
Продукты разложения не исследуются
По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт
Исходные вещества
Признаки реакции
Горение
Образец 1
Образец 2
Образец 3
Действие продуктов горения или разложения на индикатор
Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.
Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.
Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.
Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.
Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.
Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.