kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Производство чугуна и стали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе рассказывает о производстве чугуна и стали

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Производство чугуна и стали»

    1. Ролевая игра

9 класс

Тема: «Производство чугуна и стали»


Цель

  • познакомить учащихся с производством чугуна и стали;

  • Знать какие химические процессы происходят при получении стали и чугуна, как называются печи.

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • воспитывать коммуникативные качества, профориентация


Оборудование и реактивы: коллекции «Металлы», интерактивная доска;

слайды «Плавка чугуна в доменной печи», «Выплавка стали в кислородном конвертере»;

предметы из чугуна, стали;

рисунки «Первая доменная печь».

бейджики с Ф.И.О. участников;



Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщение учителем темы, задачи ставят учащиеся

Я Знаю, Я хочу Узнать Я узнал.

( Роли исполняют учащиеся).

эколог – Альбина Адильбек

Данияр Канатович Уваркин -Главный механик

Александр Григорьевич Тятов– пресс-секретарь

Инженер по охране труда. – Вячеслав Александрович Чуканов

Химик – технолог комбината – Алина Ивановна Куцева

геолог – Станислав Сергеевич Мальцев

старший лаборант.-Маржан Берикболова

Ершова Надежда Сергеевна Инженер по охране труда.


учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня

Заседание ОАО «Казцинк» прошу считать открытым!


Учащиеся по очереди выступают за трибуной-остальные учащиеся выполняют в тетради конспект

пресс-секретарь Первые печи для выплавки железа имели 2 отверстия: вверху и внизу. На дно такой печи насыпали древесный уголь, а затем слой руды и снова уголь. Уголь поджигали и продували через печь воздух, раздувая пламя мехами. Углерод восстанавливал железо из руды.

В древности железо получали также в «сыродутных» печах, которые на самом деле представляли собой просто прорытые в толще глины норы. Такие «норы» выходили одним концом на склон оврага, и горение угла в печи поддерживалось ветром. Пользовались еще «волчьими ямами» - домницами (от славянского слова «дмути» - дуть), которые вырывали в земле.

Сыродутным способом получали «крицу» - лепешку «мягкого» железа, в котором почти не было примеси углерода. Тепло от горения древесного угля не хватало для того, чтобы металл расплавлялся полностью. Поэтому крица захватывала примеси шлака – расплавленной пустой породы. От него избавлялись в кузнице, выбивая молотом

Геолог –(показ коллекции полезные ископаемые) Сырьем для производства чугуна и стали являются железные руды (

  1. магнетит Fe3O4 (содержит до 72% Fe),

  2. гематит Fe2O3 (содержит до 65% Fe),

  3. лимонит Fe2O3 · nH2O (содержит до 60% Fe),

  4. пирит FeS2 (≈ 47% Fe),

В некоторых местах встречается минерал сидерит, основная составная часть которого – карбонат железа (II) FeCO3. Его тоже используют для производства чугуна и стали.

Главный механик. (Показывает на интерактивной доске слайд «Плавка чугуна в доменной печи») Доменная печь имеет форму двух усеченных конусов, соединенных основаниями.

Высота доменной печи более 60 м, диаметр – около 10 м.

Стены доменной печи выкладывают из огнеупорного кирпича и снаружи скрепляют стальной оболочкой.

Верхняя часть доменной печи называется колошником, средняя – шахтой, а наиболее широкая – распаром. В самом низу находится горн, имеющий цилиндрическую форму. Внизу горна накапливаются жидкий чугун и шлак, в верхней части горна есть отверстие для вдувания воздуха. Наверху домны имеется автоматическое загрузочное устройство. Внутренний объем печи 5000 м3.

Химик-технолог. Печь работает в режиме противотока. Сверху в печь непрерывно подается раздробленная до определенных размеров руда и кокс. Снизу вверх движется нагретый газ – восстановитель – монооксид углерода СО: он получается в нижней части домны при сгорании кокса в потоке воздуха, обогащенного кислородом. При сгорании углерода вначале образуется углекислый газ СО2, который проходит через расположенный кокс и превращается с СО. Он восстанавливает железо из оксида железа (III) через промежуточные продукты (пишет на доске).

Итак, 1) С+О2 → СО2;

2) СО2 + С→2СО

3) 3Fe2О3+СО → 2Fе3О4+СО2

4) Fе3О4+СО → 3FeО+СО2

5) FeО+СО → Fе + СО2

В результате получаем чугун – сплав железа, содержащий 3,0 – 4,5 % углерода (показывает образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).

старший лаборант Чугун хрупок, при ударе ломается. Изделия из него массивны и тяжелы: станины и маховики машин, решетки, крышки люков, трубы, мясорубки, сковородки (демонстрирует изделия из чугуна). Основная часть чугуна используется для передела его в сталь.

Главный механик. (Показывает на интерактивной доске «Выплавка стали в кислородном конвертере») Конвертер – большой металлический сосуд грушевидной формы. Изнутри конвертер выложен огнеупорной кладкой.

Загружают конвертор в горизонтальном положении.

Воздух или чистый кислород подается в конвертор под давлением через фурму.

Химик-технолог. Сущность передела чугуна в сталь в конвертере сводится к удалению из чугуна избыточного углерода, кремния, фосфора и серы путем их оплавления, связывания и удаления в виде шлака (пишет на доске):

t

2С+О2 → 2CО

t

Si+О2 → SiО2

t

4Р+5О2 → 2Р2О5

t

S+О2 → SО2

Получаем сталь – сплав железа, содержащий менее 2% углерода (демонстрирует образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).

старший лаборант Сталь упруга, поддается ковке и прокатке, прочна. Ее можно ковать и штамповать из нее различные мелкие детали машин, прокатывать в листы. Чем больше в стали углерода, тем она тверже. Наш комбинат производит как твердые, так и мягкие стали. Мягкие стали применяют для изготовления кузовов автомобилей, корпусов холодильников, консервных банок, листов кровельного железа, твердые стали – для изготовления быстрорежущих инструментов. (Демонстрирует изделия из стали)

Отдел кадров. Основными работниками доменного производства являются мастер-плавильщик и горновой.

Труд мастера-плавильщика весьма ответственный. Чтобы получить чугун высокого качества, надо не только понимать, что происходит внутри доменной печи, но и уметь управлять этим процессом. С помощью десятков приборов и по внешним признакам (наблюдение через «глазки»), а также по результатам анализов проб чугуна и шлака мастер-плавильщик контролирует ход технологического процесса в доменной печи, определяет состав и качество получаемого чугуна. Он устанавливает состав шихты, движение воздуха, контролирует температуру внутри печи. Главное в его работе – уметь быстро найти отклонения от нормального течения процесса и принять нужное решение.

Горновые обеспечивают своевременный выпуск чугуна и шлака из печи. Они обязаны также следить за состоянием холодильных устройств.

В производстве стали ведущей является профессия сталевара. О процессах в конвертере сталевар судит по внешним признакам металла: оттенки цвета, яркость, текучесть. Сталевар должен вовремя ввести в печь необходимые дозы добавок-ферросплавов, известняка, углерода.

Инженер по охране труда. Все рабочие горячих цехов обеспечиваются специальными жаропрочными комбинезонами, защитными масками, обувью.

наша служба заботится о здоровье не только рабочих, но и руководящих сотрудников. Поэтому предлагаю сделать в работе совещания двухминутный перерыв для производственной гимнастики. (Проводит физминутку под музыку).

Эколог. При обжиге железных руд, например, пирита FeS2, образуются газы, содержащие оксид серы (IV) SO2 и оксид серы (VI) SO3. При попадании этих газов в атмосферу образуются «кислотные» дожди. Вот как это происходит. (Показывает на рисунке). Диоксид серы из труб комбината разносится по окрестностям, порой на большое расстояние. Потом собираются тучи, и идет дождь… Но капли воды поглощают из воздуха оксид серы и превращаются в серную кислоту: Н2О + SO3 = Н2SO4

Она-то и угнетает растительность, отнимает у почвы плодородие. (Демонстрирует эксперимент по определению кислотности сначала дистиллированной, а затем дождевой воды индикатором. Результаты сравнивает.)

Чтобы предотвратить это явление, на комбинате реализуется принцип безотходного производства. Доменный газ направляется на регенерацию и после разбавления воздухом вновь используется в доменном процессе. Это значительно снижает загрязнение окружающей среды.

Всем спасибо за выступления !


5. Закрепление материала просмотр презентации

6. тест

1 вариант

1.Сталь – это сплав Fe, содержащий ___________ % C


2.Сырьем для производства чугуна является:


3.Аппарат для выплавки чугуна называется


4.В производстве стали ведущей является профессия


5.Из чугуна делают

2вариант

. 1.Чугун – это сплав Fe, содержащий ___________ % C.

2.Чугун отличается от стали следующими свойствами

_________

3.Аппарат для выплавки стали называется___________

4.Основными работниками доменного производства являются:

5Сталь применяют для изготовления


7Домашнее задание

§30 повторить


8 Рефлексия - Я узнал

и оценивание


9. Итоги урока- 2 звезды одно пожелание


1 вариант 2 вариант




1.Сталь – это сплав Fe, содержащий ___________ % C. 1.Чугун – это сплав Fe, содержащий ___________ % C.


2.Сырьем для производства чугуна является: 2.Чугун отличается от стали следующими свойствами:

а) __________________________________________ а) __________________________________________

б) __________________________________________ б)___________________________________________



3.Аппарат для выплавки чугуна называется _________ 3.Аппарат для выплавки стали называется___________

__________________________________ __________________________




.



4.В производстве стали ведущей является профессия 4.Основными работниками доменного производства

___________________ . являются:

а)_____________________________

5.Из чугуна делают: б)_____________________________

а)___________________________________________

б)___________________________________________ 5Сталь применяют для изготовления:

в)___________________________________________ а)__________________________________

г)___________________________________________ б)__________________________________

д)___________________________________________ в)__________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Производство чугуна и стали

Автор: Долдонова Гульмира Саиндолдиновна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Металлургический комплекс России "
    ["seo_title"] => string(37) "mietallurghichieskii-komplieks-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115969"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412182872"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Производство стали"
    ["seo_title"] => string(18) "proizvodstvo_stali"
    ["file_id"] => string(6) "619616"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1670523742"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "тесты по георафии 9 класс"
    ["seo_title"] => string(28) "tiesty-po-ghieorafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "279003"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453180539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Металлургический комплекс. Цветная и чёрная металлургия Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(80) "mietallurghichieskii-komplieks-tsvietnaia-i-chiornaia-mietallurghiia-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "198555"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428418709"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока на тему " Свойства металлов 6 кл" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-mietallov-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "129215"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415646822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства