kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Производство чугуна и стали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе рассказывает о производстве чугуна и стали

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Производство чугуна и стали»

    1. Ролевая игра

9 класс

Тема: «Производство чугуна и стали»


Цель

  • познакомить учащихся с производством чугуна и стали;

  • Знать какие химические процессы происходят при получении стали и чугуна, как называются печи.

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • воспитывать коммуникативные качества, профориентация


Оборудование и реактивы: коллекции «Металлы», интерактивная доска;

слайды «Плавка чугуна в доменной печи», «Выплавка стали в кислородном конвертере»;

предметы из чугуна, стали;

рисунки «Первая доменная печь».

бейджики с Ф.И.О. участников;



Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщение учителем темы, задачи ставят учащиеся

Я Знаю, Я хочу Узнать Я узнал.

( Роли исполняют учащиеся).

эколог – Альбина Адильбек

Данияр Канатович Уваркин -Главный механик

Александр Григорьевич Тятов– пресс-секретарь

Инженер по охране труда. – Вячеслав Александрович Чуканов

Химик – технолог комбината – Алина Ивановна Куцева

геолог – Станислав Сергеевич Мальцев

старший лаборант.-Маржан Берикболова

Ершова Надежда Сергеевна Инженер по охране труда.


учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня

Заседание ОАО «Казцинк» прошу считать открытым!


Учащиеся по очереди выступают за трибуной-остальные учащиеся выполняют в тетради конспект

пресс-секретарь Первые печи для выплавки железа имели 2 отверстия: вверху и внизу. На дно такой печи насыпали древесный уголь, а затем слой руды и снова уголь. Уголь поджигали и продували через печь воздух, раздувая пламя мехами. Углерод восстанавливал железо из руды.

В древности железо получали также в «сыродутных» печах, которые на самом деле представляли собой просто прорытые в толще глины норы. Такие «норы» выходили одним концом на склон оврага, и горение угла в печи поддерживалось ветром. Пользовались еще «волчьими ямами» - домницами (от славянского слова «дмути» - дуть), которые вырывали в земле.

Сыродутным способом получали «крицу» - лепешку «мягкого» железа, в котором почти не было примеси углерода. Тепло от горения древесного угля не хватало для того, чтобы металл расплавлялся полностью. Поэтому крица захватывала примеси шлака – расплавленной пустой породы. От него избавлялись в кузнице, выбивая молотом

Геолог –(показ коллекции полезные ископаемые) Сырьем для производства чугуна и стали являются железные руды (

  1. магнетит Fe3O4 (содержит до 72% Fe),

  2. гематит Fe2O3 (содержит до 65% Fe),

  3. лимонит Fe2O3 · nH2O (содержит до 60% Fe),

  4. пирит FeS2 (≈ 47% Fe),

В некоторых местах встречается минерал сидерит, основная составная часть которого – карбонат железа (II) FeCO3. Его тоже используют для производства чугуна и стали.

Главный механик. (Показывает на интерактивной доске слайд «Плавка чугуна в доменной печи») Доменная печь имеет форму двух усеченных конусов, соединенных основаниями.

Высота доменной печи более 60 м, диаметр – около 10 м.

Стены доменной печи выкладывают из огнеупорного кирпича и снаружи скрепляют стальной оболочкой.

Верхняя часть доменной печи называется колошником, средняя – шахтой, а наиболее широкая – распаром. В самом низу находится горн, имеющий цилиндрическую форму. Внизу горна накапливаются жидкий чугун и шлак, в верхней части горна есть отверстие для вдувания воздуха. Наверху домны имеется автоматическое загрузочное устройство. Внутренний объем печи 5000 м3.

Химик-технолог. Печь работает в режиме противотока. Сверху в печь непрерывно подается раздробленная до определенных размеров руда и кокс. Снизу вверх движется нагретый газ – восстановитель – монооксид углерода СО: он получается в нижней части домны при сгорании кокса в потоке воздуха, обогащенного кислородом. При сгорании углерода вначале образуется углекислый газ СО2, который проходит через расположенный кокс и превращается с СО. Он восстанавливает железо из оксида железа (III) через промежуточные продукты (пишет на доске).

Итак, 1) С+О2 → СО2;

2) СО2 + С→2СО

3) 3Fe2О3+СО → 2Fе3О4+СО2

4) Fе3О4+СО → 3FeО+СО2

5) FeО+СО → Fе + СО2

В результате получаем чугун – сплав железа, содержащий 3,0 – 4,5 % углерода (показывает образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).

старший лаборант Чугун хрупок, при ударе ломается. Изделия из него массивны и тяжелы: станины и маховики машин, решетки, крышки люков, трубы, мясорубки, сковородки (демонстрирует изделия из чугуна). Основная часть чугуна используется для передела его в сталь.

Главный механик. (Показывает на интерактивной доске «Выплавка стали в кислородном конвертере») Конвертер – большой металлический сосуд грушевидной формы. Изнутри конвертер выложен огнеупорной кладкой.

Загружают конвертор в горизонтальном положении.

Воздух или чистый кислород подается в конвертор под давлением через фурму.

Химик-технолог. Сущность передела чугуна в сталь в конвертере сводится к удалению из чугуна избыточного углерода, кремния, фосфора и серы путем их оплавления, связывания и удаления в виде шлака (пишет на доске):

t

2С+О2 → 2CО

t

Si+О2 → SiО2

t

4Р+5О2 → 2Р2О5

t

S+О2 → SО2

Получаем сталь – сплав железа, содержащий менее 2% углерода (демонстрирует образец из коллекции, отправляет его по ряду для ознакомления).

старший лаборант Сталь упруга, поддается ковке и прокатке, прочна. Ее можно ковать и штамповать из нее различные мелкие детали машин, прокатывать в листы. Чем больше в стали углерода, тем она тверже. Наш комбинат производит как твердые, так и мягкие стали. Мягкие стали применяют для изготовления кузовов автомобилей, корпусов холодильников, консервных банок, листов кровельного железа, твердые стали – для изготовления быстрорежущих инструментов. (Демонстрирует изделия из стали)

Отдел кадров. Основными работниками доменного производства являются мастер-плавильщик и горновой.

Труд мастера-плавильщика весьма ответственный. Чтобы получить чугун высокого качества, надо не только понимать, что происходит внутри доменной печи, но и уметь управлять этим процессом. С помощью десятков приборов и по внешним признакам (наблюдение через «глазки»), а также по результатам анализов проб чугуна и шлака мастер-плавильщик контролирует ход технологического процесса в доменной печи, определяет состав и качество получаемого чугуна. Он устанавливает состав шихты, движение воздуха, контролирует температуру внутри печи. Главное в его работе – уметь быстро найти отклонения от нормального течения процесса и принять нужное решение.

Горновые обеспечивают своевременный выпуск чугуна и шлака из печи. Они обязаны также следить за состоянием холодильных устройств.

В производстве стали ведущей является профессия сталевара. О процессах в конвертере сталевар судит по внешним признакам металла: оттенки цвета, яркость, текучесть. Сталевар должен вовремя ввести в печь необходимые дозы добавок-ферросплавов, известняка, углерода.

Инженер по охране труда. Все рабочие горячих цехов обеспечиваются специальными жаропрочными комбинезонами, защитными масками, обувью.

наша служба заботится о здоровье не только рабочих, но и руководящих сотрудников. Поэтому предлагаю сделать в работе совещания двухминутный перерыв для производственной гимнастики. (Проводит физминутку под музыку).

Эколог. При обжиге железных руд, например, пирита FeS2, образуются газы, содержащие оксид серы (IV) SO2 и оксид серы (VI) SO3. При попадании этих газов в атмосферу образуются «кислотные» дожди. Вот как это происходит. (Показывает на рисунке). Диоксид серы из труб комбината разносится по окрестностям, порой на большое расстояние. Потом собираются тучи, и идет дождь… Но капли воды поглощают из воздуха оксид серы и превращаются в серную кислоту: Н2О + SO3 = Н2SO4

Она-то и угнетает растительность, отнимает у почвы плодородие. (Демонстрирует эксперимент по определению кислотности сначала дистиллированной, а затем дождевой воды индикатором. Результаты сравнивает.)

Чтобы предотвратить это явление, на комбинате реализуется принцип безотходного производства. Доменный газ направляется на регенерацию и после разбавления воздухом вновь используется в доменном процессе. Это значительно снижает загрязнение окружающей среды.

Всем спасибо за выступления !


5. Закрепление материала просмотр презентации

6. тест

1 вариант

1.Сталь – это сплав Fe, содержащий ___________ % C


2.Сырьем для производства чугуна является:


3.Аппарат для выплавки чугуна называется


4.В производстве стали ведущей является профессия


5.Из чугуна делают

2вариант

. 1.Чугун – это сплав Fe, содержащий ___________ % C.

2.Чугун отличается от стали следующими свойствами

_________

3.Аппарат для выплавки стали называется___________

4.Основными работниками доменного производства являются:

5Сталь применяют для изготовления


7Домашнее задание

§30 повторить


8 Рефлексия - Я узнал

и оценивание


9. Итоги урока- 2 звезды одно пожелание


1 вариант 2 вариант




1.Сталь – это сплав Fe, содержащий ___________ % C. 1.Чугун – это сплав Fe, содержащий ___________ % C.


2.Сырьем для производства чугуна является: 2.Чугун отличается от стали следующими свойствами:

а) __________________________________________ а) __________________________________________

б) __________________________________________ б)___________________________________________



3.Аппарат для выплавки чугуна называется _________ 3.Аппарат для выплавки стали называется___________

__________________________________ __________________________




.



4.В производстве стали ведущей является профессия 4.Основными работниками доменного производства

___________________ . являются:

а)_____________________________

5.Из чугуна делают: б)_____________________________

а)___________________________________________

б)___________________________________________ 5Сталь применяют для изготовления:

в)___________________________________________ а)__________________________________

г)___________________________________________ б)__________________________________

д)___________________________________________ в)__________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Производство чугуна и стали

Автор: Долдонова Гульмира Саиндолдиновна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393057

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Металлургический комплекс России "
    ["seo_title"] => string(37) "mietallurghichieskii-komplieks-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115969"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412182872"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Производство стали"
    ["seo_title"] => string(18) "proizvodstvo_stali"
    ["file_id"] => string(6) "619616"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1670523742"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "тесты по георафии 9 класс"
    ["seo_title"] => string(28) "tiesty-po-ghieorafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "279003"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1453180539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Металлургический комплекс. Цветная и чёрная металлургия Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(80) "mietallurghichieskii-komplieks-tsvietnaia-i-chiornaia-mietallurghiia-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "198555"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428418709"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "конспект урока на тему " Свойства металлов 6 кл" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-mietallov-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "129215"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415646822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства