Тема 1: Предмет химии
Урок 1
Тема урока: Предмет химии. Вещество. Свойства веществ.
Цель урока:
1. Сформировать понятия «наука химия», «вещество», «свойства веществ».
2. Дать первое представление о предмете
3. Научить учащихся определить и описывать свойства веществ, закрепить упражнениями умение сравнивать, находить существенные признаки, обобщить материал.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Я знакомлю учащихся с учебником химии, рассказываю о правилах работы с ним (слайд-2).
II. Рассказываю о предмете химии и провожу демонстрационные опыты.
Беседа с классом: 1) Почему химию изучают только в 8 классе, когда вы изучили такие предметы, как физика и биология?
2) Ребята, назовите мне учёных химиков, которых вы знаете.
А знаете ли вы, что 157 учёных всего мира награждены Нобелевской премией за вклад развития химии как науки (слайд-8,9).
III. Предмет химии.
Химия относится к естественным наукам. Мы изучаем окружающий нас мир во всём многообразии его форм. Химия сложная и интересная наука (слайд-5,6).
Работа с тетрадью.
Запись определения «химия – наука о веществах, их свойствах строении и превращений».
Показ демонстрационных опытов.
Получение «золотого дождя».
В одном стакане растворяют нитрат свинца в другом – иодид калия. Сливаю оба раствора вместе (избегать избытка иодида калия!). Выпадает желтый осадок иодида свинца. К полученной смеси добавляю немного воды, подкислённой уксусной кислотой, и нагреваю до полного растворения осадка. При охлаждении пробирки выпадают красивые блестящие золотистые чешуйчатые кристаллы иодида свинца. Это одна из наиболее красивых реакций в неорганической химии! Реакцию можно многократно повторять.
Реакции окрашивания пламени.
Известно, что катионы щелочных щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета. Для выполнения опыта беру несколько фарфоровых чашек и наливаю этиловый спирт. Добавляю в каждую чашку хорошо растёртые соли металлов. Поджигаю смесь. В каждой чашке образуется окрашенное пламя, цвет которого определяет катион, входящий в состав соли: ярко-малиновый - литий, желтый – натрий. Наиболее красивую окраску пламени придаёт литий.
В конце полугодия, когда вы изучаете основные понятия, то будете сами выполнять такие опыты
Роль химии как науки (слайд-10,11,12).
IV часть урока. Тела. Вещество.
Ребята, окружающий нас мир состоит из предметов или физических тел (слайд-13).
Демонстрация коллекций.
Стеклянные, деревянные, алюминиевые предметы.
Беседа с классом:
Что общего у этих предметов (слайд-14)?
Описание различных веществ с характеристики их физических свойств.
Свойства физические:
Вспомните из физики, какие
агрегатные состояния вещества
вы знаете (слайд-14)
Физические свойства веществ(слайд-15). Заполнение таблицы
Беседа с классом:
Ребята, какой мы сделаем вывод?
Вывод:
Работа с тетрадью.
1) Химия, одна из наук, изучающих природу, объясняющая, как и почему происходит живой природе явления.
2) Вещество форму не имеет.
3) Тело имеет форму, а из вещества состоят все тела.
V. Домашнее задание:
1) страница 5-7, вопрос 2, 6.
2) страница 8-10, вопросы 5-7.