kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическое занятие "Приготовление раствора соли с заданной массовой долей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа «Приготовление раствора соли с заданной массовой долей»

Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.

Цели и задачи урока. Научить на практике применять знания о массовой доле растворённого вещества, рассчитывать массовую долю вещества в растворе, готовить растворы с заданной массовой долей вещества, проверить и закрепить знания о применении растворов и их значении в жизни человека.Развивать понятия «вещество», «раствор», «массовая доля растворённого вещества»; общеучебные навыки: умение анализировать задание, выделять главное, вести расчёты, оформлять практическую работу в тетради, распределять обязанности в группе, выполнять требования техники безопасности.В ходе моделирования реальной ситуации на уроке  вовлечь учащихся в значимую деятельность с целью развития и  воспитания гуманизма, готовности помогать людям, умения концентрироваться в сложной ситуации, добиваться положительного результата и испытывать удовлетворение от результатов проделанной работы.

Оборудование. Проектор,видеофильм «Землетрясения»  КМП – МРЕG  Movie File. Раздаточный материал: карточки – задания  выдаются каждому учащемуся.

Химическое оборудование: лабораторные весы, плоскодонные колбы, объёмом 100 мл, химические стаканы, стеклянные палочки; вещества: поваренная соль, вода.  

Ход урока

Этапы урока

1. Целеполагание.

Оценочно-мотивационный этап.Организация класса. Объявление темы урока, цели, форм работы и предполагаемого результата.

Цель урока:в ходе практической деятельности учащихся повторить, закрепить и расширить знания о значении растворов в жизни человека, умение вести расчёты массовой доли вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей вещества;

развивать: понятия «раствор», «растворение», «массовая доля растворённого вещества»; умение производить расчёты  с использованием понятия «массовая доля»; общеучебные навыки;

воспитывать: понимание значения знаний и возможности их применения в жизненных ситуациях, для спасения людей, для развития науки и техники, для новых открытий; профессиональная ориентация учащихся; способность мечтать и идти своей дорогой к мечте.

2.Постановка проблемы.

Мы с вами изучили, что такое массовая доля растворённого вещества, как её вычислять, как правильно готовить растворы и что для этого нужно. Но зачем нам нужны эти знания?Смысл ответов сводится к тому, что знать и уметь готовить растворы необходимо в медицине, химической науке, технике, пищевой промышленности.

В вашей жизни нужны растворы? Какие? Как вы их используете?А насколько необходимы знания и умения готовить растворы для вас лично? В жизни вы сталкивались с такой проблемой? Учащиеся отвечают, что готовить растворы с определённой массовой долей вещества им не приходилось.  

Сегодня на уроке вам представится такая возможность.  И от чёткости и правильности ваших действий будет зависеть многое. Вы почувствуете ответственность за общее дело. Научитесь распределять обязанности в группе, чтобы достигнуть цели. И, надеюсь, поймёте, как велика ценность знаний в различных сторонах человеческой жизни. И что знания могут спасать и спасают человеческую жизнь.  А вы – личности,  которым по плечу любое дело. 

3.Проработка содержания темы.

Урок продолжается просмотром видеофильма о природной катастрофе, где в результате землетрясения происходят разрушения зданий, люди вынуждены покидать свои дома, есть раненые и им требуется срочная помощь.Далее разыгрывается ситуация, когда учащиеся становятся теми людьми, профессии которых связаны со спасением людей в подобных ситуациях. Медицинским работникам необходимо спасать людей, для этого им требуются лекарства, причём лекарства в растворах с определённой концентрацией.   Мы с вами будем лаборантами, которые готовят растворы лекарственных препаратов  для спасения людей. И вы понимаете, какая ответственность ложится на ваши плечи! Все растворы должны быть приготовлены быстро и правильно, чтобы  врачи смогли оказать своевременную помощь пострадавшим.

Класс делится на 6 групп (группы по 4 человека, ребята в группе с разной теоретической подготовкой). В каждой группе назначается самими ребятами старший лаборант, который координирует действия своей группы.Старший лаборант получает задание для своей группы. Он сверяет ответы, получает навески соли. Задаёт вопросы, если возникли затруднения.

Инструктаж по технике безопасности. Чтобы научиться спасать людей и быть им полезным, необходимо соблюдать правила техники безопасности на практической работе. Необходимо выполнять только те задания, которые предусмотрены заданиями практической работы. Нужно быть аккуратными, внимательными, осторожно обращаться с лабораторной посудой.

Критерии оценки работы учащихся: перед выполнением практической работы учитель сообщает, что верно выполненная 1 часть соответствует оценке «3», 2 части  -- «4», вся работа – «5».  Чёткость выставления оценок повышает мотивацию учащихся и дисциплинирует их. 

Практическая работа «Приготовление раствора вещества с заданной массовой долей»

Цель: научиться готовить растворы с определённой концентрацией растворённого вещества.

Карточки-задания:

Вариант № 1.

1.  Приготовьте 50 г 10% раствора поваренной соли.2.  Прилейте к полученному раствору 10 мл воды и вычислите массовую долю соли в растворе.3.  Ко второму раствору прибавьте 4 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Вариант № 2.

1.  Приготовьте 30 г 20% раствора поваренной соли.2.  Прилейте к нему 15 мл воды и вычислите массовую долю полученного раствора.3.  Ко второму раствору прибавьте 3 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Вариант № 3.

1.  Приготовьте 45 г 10% раствора поваренной соли.2.  Прилейте к нему 14 мл воды и вычислите массовую долю полученного раствора.3.  Ко второму раствору прибавьте 2,5 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Вариант № 4.

1.  Приготовьте 55 г 12% раствора поваренной соли.2.  Прилейте к нему 10 мл воды и вычислите массовую долю полученного раствора.3.  Ко второму раствору прибавьте 4 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

Учащиеся решают задачу № 1. Затем старшие лаборанты проверяют ответ у учителя. Если ответ верный, получают навеску соли и готовят раствор. Это первый этап выполнения работы.

Далее учащиеся переходят к выполнению задания № 2.  Сначала готовят раствор № 2. Затем вычисляют массовую долю растворённого вещества и сверяют свои ответы. И только в случае верного ответа, получают навеску соли для третьего уровня.

Выполняют задание № 3: готовят третий раствор, вычисляют массовую долю полученного раствора. Проверяют правильность вычислений. Подписывают раствор, например, 14,06% раствор NaCl и приклеивают маркировку на колбу с приготовленным раствором.

Приготовленные растворы сдают учителю.  Эти растворы, условно, необходимы для спасения пострадавших. 

4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке мы учились готовить растворы с заданной концентрацией растворённого вещества. Зачем вы должны знать, как готовить растворы? Ответы учащихся: для того, чтобы в будущем уметь готовить растворы лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств,  других веществ и помогать людям, спасать их жизни.

Поднимите руки, кто сделал все задания верно?  У кого получились два задания? Кто справился только с одним заданием? Теперь вы знаете свои оценки за выполнение практической работы.

Вы ребята, молодцы! Вы показали, что ответственные задания вам по плечу. Не у всех получилось полностью выполнить задание, но вы же сделали одно из них. Значит, надо ещё немного усилий, и у вас всё получится.

Что сегодня понравилось, запомнилось на уроке? Какое чувство вы испытали, когда ответы получались правильными?

Понравилось то, что они чувствовали ответственность за результаты своей работы, что представляли себя в реальной ситуации и испытывали радость и удовлетворение от результатов своей работы.На экране идут кадры, где работают спасатели,  выполняя свою нелёгкую работу. У школьников  создаётся впечатление   сопричастности  происходящему, что усиливает воспитательный аспект урока.

Учитель: «Я горжусь вами. И уверена, что вы не растеряетесь в сложной ситуации и с честью выполните любое задание. Пусть сегодняшний урок будет началом более серьёзного отношения к вашему труду – учебе».

Домашнее задание: приготовьте сообщение о значении растворов в жизни человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Приготовление раствора соли с заданной массовой долей" »

План конспект урока

ФИО учителя, должность

Сидорова Любовь Анатольевна, учитель химии

Образовательное учреждение, населенный пункт

МБОУ «Гимназия №11», г. Норильск

Предмет

Химия

Название учебно-методического комплекса или иных пособий издательства «Дрофа», использованных при подготовке конспекта

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 266 с.


Класс

8 класс

Тема урока /мероприятия

Практическая работа «Приготовление раствора соли с заданной массовой долей»

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Цели и задачи урока

Научить на практике применять знания о массовой доле растворённого вещества, рассчитывать массовую долю вещества в растворе, готовить растворы с заданной массовой долей вещества, проверить и закрепить знания о применении растворов и их значении в жизни человека.

Развивать понятия «вещество», «раствор», «массовая доля растворённого вещества»; общеучебные навыки: умение анализировать задание, выделять главное, вести расчёты, оформлять практическую работу в тетради, распределять обязанности в группе, выполнять требования техники безопасности.

В ходе моделирования реальной ситуации на уроке вовлечь учащихся в значимую деятельность с целью развития и воспитания гуманизма, готовности помогать людям, умения концентрироваться в сложной ситуации, добиваться положительного результата и испытывать удовлетворение от результатов проделанной работы.

Оборудование и материалы

Проектор,видеофильм «Землетрясения» КМП – МРЕG Movie File

Раздаточный материал: карточки – задания выдаются каждому учащемуся.

Химическое оборудование: лабораторные весы, плоскодонные колбы, объёмом 100 мл, химические стаканы, стеклянные палочки; вещества: поваренная соль, вода.

Использованные источники

  1. Габриелян О.С.. Химия.  8-9 классы: Методическое пособие – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2005.

  2. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. «Химия. 8 класс». Настольная книга учителя.– М.: Дрофа, 2004.

  3. Габриелян О.С. «Неорганическая химия в тестах, задачах, упражнениях 8 класс» - М: Дрофа 2009

  4. Габриелян О.С., Н.П. Воскобойникова. «Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы».- М: Дрофа 2005

  5. Горковенко М. Ю.. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам. – М.: ВАКО, 2004.

  6. Назарова Т.С.,  , Лаврова В.Н. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы.- М.: Владос,2004.

  7. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. CD Электронное учебное издание к УМК

Ход урока


Этапы урока

Время, продолжительность этапа

Подробное описание метода работы, этапа педагогической технологии, направленного на развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), предметных или других действий.

Описание действий участников образовательного процесса

Целеполагание

2 мин.

Оценочно-мотивационный этап.

Организация класса. Объявление темы урока, цели, форм работы и предполагаемого результата.

Цель урока:

в ходе практической деятельности учащихся повторить, закрепить и расширить знания о значении растворов в жизни человека, умение вести расчёты массовой доли вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей вещества;

развивать: понятия «раствор», «растворение», «массовая доля растворённого вещества»; умение производить расчёты с использованием понятия «массовая доля»; общеучебные навыки;

воспитывать: понимание значения знаний и возможности их применения в жизненных ситуациях, для спасения людей, для развития науки и техники, для новых открытий; профессиональная ориентация учащихся; способность мечтать и идти своей дорогой к мечте.

В начале урока учитель объявляет тему и ставит цель урока. Называет формы работы учащихся и результат, которого они должны добиться в ходе выполнения заданий.


Постановка проблемы

4 мин.

Мы с вами изучили, что такое массовая доля растворённого вещества, как её вычислять, как правильно готовить растворы и что для этого нужно. Но зачем нам нужны эти знания?

Смысл ответов сводится к тому, что знать и уметь готовить растворы необходимо в медицине, химической науке, технике, пищевой промышленности.

В вашей жизни нужны растворы? Какие? Как вы их используете?

А насколько необходимы знания и умения готовить растворы для вас лично? В жизни вы сталкивались с такой проблемой?

Учащиеся отвечают, что готовить растворы с определённой массовой долей вещества им не приходилось.

Фронтальная беседа с учащимися. Ответы учащихся.

Формирование ожиданий учеников (при необходимости)

2 мин.

Сегодня на уроке вам представится такая возможность. И от чёткости и правильности ваших действий будет зависеть многое. Вы почувствуете ответственность за общее дело. Научитесь распределять обязанности в группе, чтобы достигнуть цели. И, надеюсь, поймёте, как велика ценность знаний в различных сторонах человеческой жизни. И что знания могут спасать и спасают человеческую жизнь. А вы – личности, которым по плечу любое дело.

Слово учителя

Проработка содержания темы
























































































Подведение итогов урока. Рефлексия.

5 мин.




























25 мин.





























































5 мин.

























Урок продолжается просмотром видеофильма о природной катастрофе, где в результате землетрясения происходят разрушения зданий, люди вынуждены покидать свои дома, есть раненые и им требуется срочная помощь.

Далее разыгрывается ситуация, когда учащиеся становятся теми людьми, профессии которых связаны со спасением людей в подобных ситуациях. Медицинским работникам необходимо спасать людей, для этого им требуются лекарства, причём лекарства в растворах с определённой концентрацией. Мы с вами будем лаборантами, которые готовят растворы лекарственных препаратов для спасения людей. И вы понимаете, какая ответственность ложится на ваши плечи! Все растворы должны быть приготовлены быстро и правильно, чтобы врачи смогли оказать своевременную помощь пострадавшим.


Класс делится на 6 групп (группы по 4 человека, ребята в группе с разной теоретической подготовкой). В каждой группе назначается самими ребятами старший лаборант, который координирует действия своей группы.

Старший лаборант получает задание для своей группы. Он сверяет ответы, получает навески соли. Задаёт вопросы, если возникли затруднения.


Инструктаж по технике безопасности. Чтобы научиться спасать людей и быть им полезным, необходимо соблюдать правила техники безопасности на практической работе. Необходимо выполнять только те задания, которые предусмотрены заданиями практической работы. Нужно быть аккуратными, внимательными, осторожно обращаться с лабораторной посудой.

Критерии оценки работы учащихся: перед выполнением практической работы учитель сообщает, что верно выполненная 1 часть соответствует оценке «3», 2 части -- «4», вся работа – «5». Чёткость выставления оценок повышает мотивацию учащихся и дисциплинирует их.


Практическая работа № 5

«Приготовление раствора вещества с заданной массовой долей»

Цель: научиться готовить растворы с определённой концентрацией растворённого вещества.


Карточки-задания:


Вариант № 1.

1. Приготовьте 50 г 10% раствора поваренной соли.


2. Прилейте к полученному раствору 10 мл воды и вычислите массовую долю соли в растворе.


3. Ко второму раствору прибавьте 4 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.




Вариант № 2.

1. Приготовьте 30 г 20% раствора поваренной соли.


2. Прилейте к нему 15 мл воды и вычислите массовую долю полученного раствора.


3. Ко второму раствору прибавьте 3 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.





Вариант № 3.

1. Приготовьте 45 г 10% раствора поваренной соли.


2. Прилейте к нему 14 мл воды и вычислите массовую долю полученного раствора.


3. Ко второму раствору прибавьте 2,5 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.




Вариант № 4.

1. Приготовьте 55 г 12% раствора поваренной соли.


2. Прилейте к нему 10 мл воды и вычислите массовую долю полученного раствора.


3. Ко второму раствору прибавьте 4 г поваренной соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.



Учащиеся решают задачу № 1. Затем старшие лаборанты проверяют ответ у учителя. Если ответ верный, получают навеску соли и готовят раствор. Это первый этап выполнения работы.

Далее учащиеся переходят к выполнению задания № 2. Сначала готовят раствор № 2. Затем вычисляют массовую долю растворённого вещества и сверяют свои ответы. И только в случае верного ответа, получают навеску соли для третьего уровня.

Выполняют задание № 3: готовят третий раствор, вычисляют массовую долю полученного раствора. Проверяют правильность вычислений. Подписывают раствор, например, 14,06% раствор NaCl и приклеивают маркировку на колбу с приготовленным раствором.


Приготовленные растворы сдают учителю. Эти растворы, условно, необходимы для спасения пострадавших.



На сегодняшнем уроке мы учились готовить растворы с заданной концентрацией растворённого вещества. Зачем вы должны знать, как готовить растворы?


Ответы учащихся: для того, чтобы в будущем уметь готовить растворы лекарственных препаратов, дезинфицирующих средств, других веществ и помогать людям, спасать их жизни.

Поднимите руки, кто сделал все задания верно? У кого получились два задания? Кто справился только с одним заданием? Теперь вы знаете свои оценки за выполнение практической работы.

Вы ребята, молодцы! Вы показали, что ответственные задания вам по плечу. Не у всех получилось полностью выполнить задание, но вы же сделали одно из них. Значит, надо ещё немного усилий, и у вас всё получится.


Что сегодня понравилось, запомнилось на уроке? Какое чувство вы испытали, когда ответы получались правильными?


Понравилось то, что они чувствовали ответственность за результаты своей работы, что представляли себя в реальной ситуации и испытывали радость и удовлетворение от результатов своей работы.


На экране идут кадры, где работают спасатели, выполняя свою нелёгкую работу. У школьников создаётся впечатление сопричастности происходящему, что усиливает воспитательный аспект урока.


Учитель: «Я горжусь вами. И уверена, что вы не растеряетесь в сложной ситуации и с честью выполните любое задание. Пусть сегодняшний урок будет началом более серьёзного отношения к вашему труду – учебе».


Ответы

Вариант № 1.


(навески: 5 г, 4 г)

  1. 5 г соли, 45 мл воды

  2. 8,33 %

  3. 14,06%


Вариант № 2.


(навески: 6 г, 3 г)

  1. 6 г соли, 24 мл воды

  2. 13,33 %

  3. 18,75%


Вариант № 3.


(навески: 4,5 г, 2,5 г)

  1. 6 г соли, 39 мл воды

  2. 7,627 %

  3. 11,382 %


Вариант № 4.


(навески: 6,6 г, 4 г)

  1. 6,6 г соли, 48,4 мл воды

  2. 10,154 %

  3. 15,36 %




Групповая работа учащихся





Домашнее задание (если имеется)

2 мин.

Домашнее задание: приготовьте сообщение о значении растворов в жизни человека.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практическое занятие "Приготовление раствора соли с заданной массовой долей"

Автор: Сидорова Любовь Анатольевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям по химии"
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskiieriekomiendatsiiklaboratornymrabotamipraktichieskimzaniatiiampokhimii"
    ["file_id"] => string(6) "301480"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456929895"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по химии 8класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-khimii-8klass"
    ["file_id"] => string(6) "184897"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426104877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства