Практическая работа "Получение этилена и опыты с ним"
Практическая работа "Получение этилена и опыты с ним"
Урок-практикум по теме «Получение этилена и опыты с ним». Проводится как заключительный по теме «Этиленовые углеводороды», для закрепления практических навыков учащихся. Урок способствует развитию творческих способностей учащихся, содержит рекомендации по формированию практических навыков эксперимента в домашних условиях. Задания теоретического и практического характера, предложенные учащимся, разнообразные средства обучения, способствуют развитию познавательных интересов учащихся к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- знать лабораторный способ получения этилена, правила ТБ при работе
с органическими веществами и концентрированными кислотами;
- уметь практически получать этилен, доказывать его непредельные
свойства характерными реакциями, составлять уравнения
данных химических реакций;
- воспитывать умение работать в ГПС/группах постоянного состава/,
наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тип урока: урок-практикум
Форма обучения: ГПС - при выполнении практической работы, индивидуальная- при оформлении результатов работы.
Методы обучения: наглядно-практический, частично- поисковый, самостоятельная работа учащихся.
Средства обучения: учебник «Химия-11» /ЕМН/, интерактивная доска,
видео сюжеты «Получение этилена и опыты с ним», схема- алгоритм для выполнения практической работы, набор реактивов и химической посуды.
Ход урока:
I Мотивация / вступительное слово учителя/
Химики- это люди, которые познают мир своими руками, а если выражаться более научно, основной метод их работы- экспериментальный. Есть много доступных и интересных опытов, которые по плечу начинающим химикам. При их выполнении нужно помнить, что даже самый простой химический эксперимент требует к себе очень серьезного отношения: он должен быть поставлен грамотно, правильно и обязательно проведен с соблюдением всех правил техники безопасности.
Вы, выпускники школы, обучаетесь в классе по естественно- математическому направлению. После окончания школы кто- то из вас обязательно напрямую свяжет свою жизнь с химией, а если и нет, то косвенно будет с ней соприкасаться, работая в сельском хозяйстве, отраслях промышленности, медицине и других сферах. Химические знания вам пригодятся обязательно, ведь они- атрибут образованного, всесторонне- развитого человека, а выполняя химический эксперимент на уроках химии, вы приобретете такие важные для будущей жизни качества как внимательность, наблюдательность, аккуратность и ответственность.
II Сообщение темы, цели и задач урока.
III Запись в тетрадь для практических работ темы, цели, необходимых для работы реактивов и оборудования.
IV Подготовка к проведению практической работы, актуализация ЗУН учащихся:
- просмотр видео сюжетов /«Получение этилена, взаимодействие с раствором перманганата калия, взаимодействие с бромной водой, горение»/
- беседа об особенностях и ходе проведения практической работы:
а) назовите основной лабораторный способ получения этилена;
б )какова роль прокаленного песка или фарфоровых кусочков при выполнении ПР;
в) перечислите последовательность собирания прибора для получения и сбора этилена/ схема прибора демонстрируется на интерактивной доске/;
- беседа о правилах техники безопасности:
а) при собирании газа этилена;
б)при проверке прибора для собирания этилена на герметичность;
в) при нагревании веществ;
г) при работе с концентрированной серной кислотой;
V. Составление схемы- алгоритма для выполнения практической работы
/ составляется учителем совместно с учащимися и проецируется на интерактивной доске- приложение А /
VI. Выполнение практической работы / форма работы- ГПС, в каждой ГПС- консультант, фиксирующий в листе контроля коэффициент участия каждого члена группы при выполнении практической работы – приложение Б/
VII. Итог урока /учитель-приложение В/
Рефлексия / творческие работы учащихся/
Смешали кислоту и этанол,
Затем собрали мы прибор.
Если будет он герметичный,
Этилен получится отличный. /А. Хамзина/
Обесцветил «марганцовку»,
Воду бромную успел,
Потому что, он- непредельный
C2H4- газ этилен / К. Файзулина/
Поджигаем этилен, факел яркий заалел,
H2O и CO2 – результат сего огня. / О. Кирш/
VIII. Домашнее задание. /Провести ЛО по теме «Непредельные углеводороды»; И.И.Балаев «Домашний эксперимент по химии» М.Просвещение, 1999г, стр. 90-91/
Опыт №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Речной песок и глину очистить от примесей, прокалить и высушить. Одну треть пробирки заполнить данной смесью и добавить три миллилитра одеколона. Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой и нагреть. Выделяющийся газ пропустить через раствор перманганата калия, затем поджечь. Как доказать, что выделяющийся газ- этилен? Как можно объяснить химизм получения и взаимодействия этилена с перманганатом калия?
Опыт №2. Применение этилена для дозревания плодов.
В две стеклянные банки поместите по два недозрелых плода помидоров, по возможности одинаковых размеров. Накройте банки кусками картона, смазав нижние края вазелином. В одну банку пропустить этилен, вторая- контроль. Обе банки оставить на двое суток, после чего сравнить результаты опыта в обеих банках. Что наблюдается? Такой же опыт можно проделать с недозрелыми плодами груш и дынь.
Приложение АСхема- алгоритм выполнения ПР № 2
«Получение этилена и изучение его свойств»
СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ!
Получение этилена дегидратацией этилового спирта
В сухую пробирку налей 1,5-5мл
C2H2OH и 3-4 мл H2SO4
Добавь песок /прокаленный/ или осколки фарфора
Закрой пробкой с газоотводной трубкой
Нагрей
Взаимодействие этилена с бромной водой
Возьми пробирку с бромной водой
Пропусти выделяющийся этилен
Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия Возьми пробирку с подкисленным раствором перманганата калия
Пропусти выделяющийся этилен
Горение этилена
Поверни газоотводную трубку с выделяющимся этиленом отверстием вверх