Конспект урока по химии
«Полимеры»
10 класс
Учитель химии: Мелихова Тамара Ивановна
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о полимерах как высокомолекулярных соединениях
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся представление о классификации полимеров; реакциях, лежащих в основе их получения, свойствах.
Развивающие: развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать, развивать представления о причинно-следственных явлениях, познаваемости мира.
Воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, коллекции пластмасс, волокон и каучуков, презентация к уроку
Ход урока
Организационный момент:
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку и на оборудование урока.
1.Сообщение темы и цели урока (слайд 1, 2)
2.Актуализация знаний
- Что вам известно о полимерах?
- Какие реакции лежат в основе получения полимеров?
(самостоятельная работа учащихся : работа с учебником стр. 77 – 78, выписать в тетрадь определения: полимеры (слайд 3), реакция полимеризации (слайд 4,5), реакция поликонденсации) (слайд 6, 7).
3. Классификация полимеров.
Геометрическая структура молекул – форма макромолекулы – зависит от строения основной цепи и может быть
а) линейной (полиэтилен);
б) разветвленной (крахмал);
в) пространственной (резина).
(Рассказ учителя с демонстрацией слайда 8)
4. Полимеры по пространственному строению
(самостоятельная работа учащихся: прочитать материал стр. 81, 2,3,4 абзац и рассказать по схеме слайда 9 о пространственном строении полимеров).
5. Классификация полимеров по происхождению.
(самостоятельная работа учащихся: прочитать материал, используя жизненный опыт, ответить на вопрос: какие различают полимеры по происхождению, учащиеся работают с коллекциями пластмасс, волокон и каучуков. (слайд 10)
6. По свойствам и применению полимеры разделяют на пластмассы, эластомеры, волокна. слайд 11)
(рассказ учителя с демонстрацией коллекционного материала)
7. По отношению к температуре полимеры разделяются на термопластичные (при нагревании размягчаются и в этом состоянии легко изменяют форму) и термореактивные (при нагревании становятся пластичными, а затем утрачивают пластичность) (слайд 12)
(рассказ учителя)
8. Классификация полимеров по способу получения: природные и химические:
- природные: растительного происхождения (целлюлоза, крахмал), животного происхождения (белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук), минеральные (минералы, горные породы, волокно асбест);
- химические – химические полимеры, полученные переработкой природного полимера, называются искусственными (эфиры, целлюлозы), а химические полимеры, полученные синтезом, называются синтетическими (полиэтилен, капрон, лавсан). (слайд 13,14,15)
(сообщения учащихся)
Закрепление (из коллекции выбрать полимер и дать характеристику по следующему плану)
План характеристики полимера (слайд 16)
Название полимера
Мономер, структурное звено. Степень полимеризации.
Форма макромолекулы
Реакция синтеза
Особенности физических свойств
Применение
Задание на дом: (слайд 17)
§ 21. Вопросы и упражнения на стр. 166 № 1,2.