Первоначальные химические понятия – первая тема школьного курса химии. Значение ее велико, т.к. она является залогом успешного овладения учащимися последующего материала. При изучении данной темы формируются фундаментальные понятия и представления, на основе которых, в дальнейшем, строятся теоретические концепции химии. Поэтому необходимо, чтобы ученики успешно усвоили важнейшие из этих понятий, и в первую очередь такие, как "атом", "молекула", "химическое явление", "химическая формула", "химическое уравнение", "вещество", "признаки химической реакций" и др. Глубокое понимание атомно-молекулярной сущности строения вещества облегчит учащимся восприятие в дальнейшем, теории строения вещества и других теоретических вопросов предмета химии. В рамках данной темы у учащихся формируется умение выявлять главные, типичные признаки веществ и явлений, группировать их на типы, классы и т.п., что позволит увидеть в классификации важнейших классов соединений и типов реакций не нагромождение фактов, а естественное объединение на основе определенных признаков.
Немаловажное значение имеет первое знакомство школьников с химическим экспериментом. При его самостоятельном выполнении учащиеся овладевают практическими умениями и навыками обращения с веществами и лабораторным оборудованием, а осуществление таких простейших операций, как растворение, взвешивание, нагревание, отстаивание, фильтрование, повышает уровень политехнической подготовки учащихся. Использование учебного химического эксперимента убедит учащихся в том, что знание химических процессов и условий их протекания дает возможность управлять химическими явлениями и процессами.
Значение вводной темы определяются еще и тем, что здесь закладывается основы химического языка.
Следует учесть, что о некоторых понятиях, таких как, атом, молекула, вещество, учащиеся получили представление ранее, на уроках природоведения, биологии, физики. Это дает возможность продолжать формирование и развитие знаний, умений, навыков на основе межпредметных связей.
Изучение первой темы курса химии имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся. Познавая с помощью атомно-молекулярного учения строение веществ, учащиеся убеждаются в материальности мира.
И, конечно же, огромная роль изучения первоначальных химических понятий заключается в развитии интереса учащихся к химии. Известно, что еще до начала изучения химии, в младших классах, у школьников возникает интерес к химии, и с первых же уроков химии необходимо поддерживать и развивать его. Этому способствуют новизна предмета, химический эксперимент, связь с жизнью и с другими науками, и то, что вводная тема дает массу возможностей для привлечения средств наглядности и различных форм занимательности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первоначальные понятия химии»
МБОУ СОШ с. Кадгарон Ардонского района
РСО-Алания
Открытый урок по теме:
«Первоначальные понятия в химии»
Выполнила учитель химии МБОУ СОШ с.Кадгдрон
Урок - общественный смотр знаний по теме:
« Первоначальные понятия в химии»
Урок проводится в игровой форме.
Обучающиеся 8-х классов Кадгаронской средней общеобразовательной школы первый год изучают химию, поэтому им интересно получать знания в форме игры.
Цель урока:
Обобщить первоначальные химические понятия. Закрепить умения определять степень окисления элементов, определять типы химических реакций, рассчитывать относительную молекулярную массу, а также расставлять коэффициенты методом подбора.
Задачи урока:
Закрепить умение ребят решать задачи на нахождение массовой доли элемента. Проводить опыты по разделению смесей, а также закрепить умения пользоваться спиртовой и химической посудой.
Выработать умение работать самостоятельно и в группе. Научиться умению выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Весь класс делится на 2 команды. Каждая команда получает домашнее задание:
Придумать название команды и девиз.
Составить кроссворд с использованием первоначальных химических понятий (оценивается содержательность, объём работы одинаковый).
Приготовить 1-2 сообщения из рубрики «Охрана или загрязнение окружающей среды в Ардонском районе или в РСО-А. ».
Ход урока:
Вступление.
Учитель: Здравствуйте! Недавно у нас прошло открытое мероприятие «Посвящение в ХИМИКИ». Сегодня у нас урок- смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия» будет проходить в форме игры, и вы должны будете пройти несколько этапов, выполнить разные задания.
Цель нашего урока -обобщить первоначальные химические понятия, закрепить полученные умения и навыки, применяя их на практике. Оценивать ваши ответы будут члены нашего жюри ( директор, завуч, учащиеся 11 профильного класса).
Начнем урок со стихов замечательного русского ученого М.В.Ломоносова
«В земное недро, ты Химия,
Проникни взора остротой
И что содержит в нем Россия
Драги сокровища открой»
Поистине, сокровищами являются те знания, которые накапливает человек в течение всей своей жизни.
Итак, мы начинаем КВН с конкурса: «Давайте знакомиться!»
2.Основная часть.
1 Конкурс «Приветствие
Учитель: Ваше задание - надо представить свою команду, ее название, девиз (класс поделен на 2 команды).
-Выступают учащиеся.
Учитель: Спасибо командам. А теперь мы приступаем к проведению второго конкурса «Разминка».
2 Конкурс «Разминка».
Учитель: Данном конкурс о химических элементах или веществах. Ваша задача – определить, о чем говорится в предложениях, если о химическом элементе, то вы ставите букву - «э», если о веществе? то букву- «в». Задание выполняем по карточкам. Работают все самостоятельно (работа индивидуальная). Задание оценивается по пятибалльной системе. Приступаем к выполнению.
Медь входит в состав медного купороса.
Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.
Железо входит в состав ржавчины.
Железо во влажном воздухе ржавеет.
Сера смешана с железом.
Оксид меди состоит из кислорода и меди.
Ответ: э,в,э,в,в,э.
Ассистенты собирают работы и передают в жюри. Жюри выводит средний балл для каждой команды.
Учитель: А теперь мы приступаем к проведению третьего конкурса «Химик-эрудит».
3 Конкурс «Химик-эрудит» ( индивидуально-групповая работа).
Учитель: Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе мы узнаем, как вы усвоили понятие « степень окисления», научились определять ее.
Сейчас каждая команда получит карточку с заданием, и в течение 2 минут вы работаете всей командой: определяете степень окисления элементов в формулах веществ.
Задание: Определите степень окисления элементов в формулах веществ.
Учитель: А теперь переходим ко второму этапу конкурса. Давайте выясним как вы усвоили закон сохранения массы веществ, как научились расставлять коэффициенты методом подбора, а также определять тип химической реакции.
Задание выполняем по сборнику «Проверочные работы по химии» Глориозова П.А; Рысс В.Л, которые находятся у вас на столе.
1 команда: стр.13 вариант 3, задание 2
2 команда: стр. 13 вариант 4, задание 2
Это задание выполняют только 2 человека от каждой команды.
Учитель: А остальные ученики, не занятые письменной работой вместе со мной отвечают на вопросы. Отвечает представитель той команды, кто быстрей поднимет руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл
Вопросы:
Что называют степенью окисления?
Чему равна степень окисления простого вещества?
Что называют молекулой?
Что называют химическим уравнением?
Что называют химическим элементом?
Какие вещества называют простыми?
Какие вещества называют сложными?
Какие явления называют физическими?
Какие явления называют химическими?
10. Какая связь называется ионной?
11. Что называется электроотрицательностью?
Учитель: А сейчас давайте проверим, правильно ли ребята написали уравнения реакций, определили тип химических реакций.
Ассистенты собирают работы и передают в жюри.
Учитель: Ну что же, вы, вероятно, устали, вам пришлось много потрудиться, и сейчас мы отдохнем. Я приглашаю вас на конкурс «Домашнее Задание».
Конкурс- «Домашнее Задание»
Учитель: Этот конкурс представляет собой небольшие сценки на химическую тему.
Учитель: Отдохнули, а теперь - за дело. Следующий наш конкурс «К вершине знаний». Этот конкурс по решению задач. Лишь тот доберется до «вершины», кто сумеет быстро и верно решить задачу. Работать будем по карточкам (работа в группе).
Конкурс «К вершине знаний»
Учитель: Каждая команда получает задание и три минуты работает: определяет массовую долю элементов в соединениях.
Задание: Определите массовые доли элементов в следующих соединениях.
1 команда: Li2O, P2O5 , H2CO3 ,
2 команда: K2O , Al2O3 , H2SiO3 ,
Через три минуты ассистенты собирают работы и передают в жюри. Жюри проверяет, и результаты записывают в таблицу.
Учитель: Пришло время конкурса
«Юный химик».
Конкурс «Юный химик»
К демонстрационному столу приглашаются по 1 человеку от каждой команды, они вытягивают карточку с заданием и выполняют его.
За правильностью работы следят ассистенты из 11 класса.
Задание:
1 команда: Дана смесь серы и железа. Разделите смесь. Какая это смесь?
2 команда: Дана смесь песка и воды. Разделите смесь. Какая это смесь?
Учитель: Пока ребята выполняют эту работу, мы разгадаем кроссворд «Лабораторное дело» (в кроссворде зашифровано лабораторное оборудование, посуда). Подсказки на вопросы находятся на столе (что зашифровано в кроссворде, находится на столе: фарфоровая ступка, пестик, мерный цилиндр, асбестовая сетка, спиртовка, фильтр, штатив, воронка, делительная воронка).
Учитель: Ответив на вопросы, вы узнаете, фамилию великого русского химика, физика-экспериментатора, который разработал процесс приготовления бездымного пороха. За верный ответ вы получаете балл (работают все учащиеся, не занятые практической частью).
Учитель: Этот великий русский ученый Д.И. Менделеев. Он открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находиться в жидком состоянии. Девиз всей его деятельности был такой: «Посев научный взойдет для жатвы народной».
Учитель: Давайте вернемся к демонстрационному столу. Наши химики-экспериментаторы покажут нам результаты опытов и проанализируют проделанную работу.
Учитель оценивает работу, а ассистенты записывают результаты в таблицу.
Учитель: К сегодняшнему уроку каждая команда приготовила кроссворд. Давайте их разгадаем.
Учитель раздает кроссворды, выполненные на ватмане. Каждая команда получает кроссворд от другой команды. Учитель засекает время и через 3 минуты ассистенты забирают кроссворды. Жюри оценивает правильность ответов и их количество. Результаты заносят в таблицу.
Учитель: Ребята, сейчас мы приступаем ко второму домашнему заданию- конкурсу «Экологическому».
Конкурс «Экологический»
Учитель: Охрана окружающей среды - одна из самых важных проблем не только в нашем районе и в области, но и на всей планете.
Планета когда-то прекрасной была
И реки струились прозрачней стекла
Был снег белоснежным и дождь, как слеза,
Сияла на солнце небес бирюза
Планету природы, искусный резец
Миньонами лет превращал в образец
Но сейчас….
Истыкали трубы просторы небес
Отравлены воды, испакощен лес
Плывут облака точно черная ночь
Дышать и животным и людям невмочь.
Учитель: Вам было дано задание- подготовить сообщения из рубрики « Охрана или загрязнение окружающей среды». Давайте послушаем сообщения. ( Выступают учащиеся)
Жюри дает оценку каждой команде и записывает результаты в таблицу.
Учитель: А пока жюри подводит итог, ассистент из 11 класса покажет вам занимательные опыты ( ассистент показывает опыты).
Учитель: Все явления, которые вы сейчас наблюдали, являются химическими.
Жюри подводит итог урока.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы обобщили первоначальные химические понятия. Закрепили умения решать задачи на нахождение массовой доли элементов, определять типы химических реакций и расставлять коэффициенты методом подбора, а также проводить опыты по разделению смесей. И результатом вашей работы будут оценки жюри. Выступает председатель жюри с итогами работы.