kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: "Галогены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель использует на уроке иновационные технологии: проблемногообучения, личностно-ориентированного, разноуровневого, развивающего обучения, информационно-коммуникационне, способствующих развитию познавательного интереса обучающихся, их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного материала. Демонстрация опытов проводится с использованием коллекции ЕК ЦОР, способствующие развитию наблюдательности, исследовательских способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Галогены"»

Конспект открытого урока (мастер-класса) по теме:

«Общая характеристика галогенов». 9 класс.

Подготовила учитель химии МБОУ СОШ №4 г. Ставрополя Сергеева И.Д.

Раздел: Преподавание

Педагогическая цель


Обучения - сформировать умение составлять сравнительную характеристику галогенов как свободных атомов и простых веществ (строение атомов, физические и химические свойства). Повторить, обобщить, закрепить и конкретизировать на материале химии галогенов важнейшие химические понятия.

Воспитания- способствовать формированию научно-материалистического мировоззрения, причинности познаваемости явлений, взаимообусловленности в природе; сформировать убеждение в том, что опыт- это инструмент познания, что мир познаваем, учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.

Развития- формирование культуры общения при работе в парах, трудолюбия, формирование отношения к познанию как к социально-культурной ценности человечества.

Тип, вид урока


Урок постановки учебной задачи, комбинированный

Планируемые результаты (предметные)



Умения составлять характеристику галогенов по их положению

в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; характеризовать состав, строение молекул галогенов, физические и химические свойства галогенов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки галогенов, их физическими и химическими свойствами; составлять уравнения

реакций, характеризующих химические

свойства галогенов —

простых веществ; наблюдать

и описывать реакции с участием

галогенов с помощью естественного

(русского или родного)

языка и языка химии

Личностные результаты


Понимание значимости естественнонаучных

знаний в повседневной

жизни, технике, медицине,

для решения практических

задач. Умение грамотно обращаться

с веществами в химической

лаборатории и в быту

Универсальные учебные действия (метапредметные)


Умения использовать знаково-

символические средства для раскрытия

сущности процессов;

осуществлять сравнение и классификацию,

устанавливать причинно-

следственные связи; проводить

наблюдения, делать выводы

Формы и методы обучения


Групповая (просмотр презентации, работа с текстом), парная работа, индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок

Понятия и термины


Строение атомов галогенов; физические свойства галогенов; химические свойства галогенов.

Демонстрации. Лабораторные опыты.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. ЦОРВзаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей

Оборудование


Компьютер, проектор, презентация «Общая характеристика галогенов», интерактивная доска, ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица «Галогены», карточки с заданиями.

Вид используемых на уроках средств ИКТ

Универсальные (электронные книги, компьютер, интерактивная доска)

Образовательные ресурсы


*http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (далее выбрать раздел).



Ход урока.

1.Организационная структура урока.

ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания)

Проверка домашнего задания./7-12 мин/

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Диалог на уроке. Демонстрационный химический эксперимент /10-15 мин/.

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Обобщение и систематизация пройденного материала. /10-15 мин/.

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание /3-5 мин/.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

2. Устные вопросы у доски:

Вопросы и задания.

1) Охарактеризуйте строение атомов водорода, его изотопов. Объясните причину двойственного

положения водорода в Периодической системе Д. И. Менделеева.

2) Послушайте сообщение о применении тяжелых изотопов водорода (индивидуальная пре-

зентация обучающегося).

3) Охарактеризуйте физические свойства простого вещества — водорода и способы его получения

в лаборатории и в промышленности.

4) Дайте характеристику химических свойств водорода.

5) Преобразуйте схему в уравнения реакций с участием водорода и его соединений:

H2→ HCl → H2→ H2O → KOH → H2

KH

II. Диалог на уроке. Демонстрационный химический эксперимент

1)Формирование умений характеризовать строение атомов галогенов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;

2)характеризовать строение молекул галогенов; составлять сравнительную характеристику физических и химических свойств галогенов.

3)Актуализация знаний обучающихся об окислительно-восстановительных реакциях.

Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 20 учебника.

III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Положение галогенов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов.

2. Галогены – простые вещества и их свойства.

1. Положение галогенов в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение их атомов.

Вопросы и задания:

1) Какое положение занимают галогены в периодической таблице Д. И. Менделеева?

2) Сколько электронов содержат атомы галогенов на внешнем энергетическом уровне? Какие свойства проявляют галогены? (7 электронов, типичные неметаллы)

-Какие значения высшей и низшей степени окисления проявляют галогены в соединениях? Может

ли фтор проявлять в соединениях положительную степень окисления? Обоснуйте ответ.

- Как в подгруппе галогенов изменяются металлические свойства? (Возрастают сверху вниз.

В пределах каждого периода галогены обладают наибольшей электроотрицательностью).

2. Галогены – простые вещества и их свойства.

Проблемный вопрос урока. Какими особыми физическими и химическими свойствами

обладают галогены? Чем обусловлены сильные окислительные свойства галогенов — простых

веществ? (слайд)

1) Какой тип химической связи существует в молекулах галогенов? (ковалентная неполярная химическая связь).

2) Какой тип кристаллической решетки свойственен галогенам? (молекулярная кристаллическая решетка).

3) Какими физическими свойствами должны обладать галогены — простые вещества?

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ.

Запись в тетради:

Галогены: VII группа, главная подгруппа -F, Cl, Br, I, At. (слайд)

Строение внешнего энергетического уровня атомов галогенов: nS2 nP5 (слайд)

Высшая степень окисления в соединениях +7 (кроме фтора), низшая степень окисления–1.

Г2 — простые вещества — галогены, промежуточные значения: 0, +1 , +3, +5

Физические свойства галогенов: (слайд)

F2 фтор, светло-желтый газ с резким раздражающим запахом.

Cl2 хлор, желто-зеленый газ с резким удушливым запахом.

Br2 бром красно-бурая жидкость с резким зловонным запахом.

I2 иод- серо-черные кристаллы (пары́ — фиолетовые) с резким запахом.

Сверху вниз по группе Увеличение температуры кипения, температуры плавления, интенсивности окраски простых веществ — галогенов.

Демонстрация лабораторного опыта №3 «Растворимость иода в органических растворителях»- коллекция ЕК ЦОР по теме.

4) Как в названиях галогенов отражаются их свойства? (Название галогены переводится как «рождающие соли»).

Запись в тетради.

Химические свойства галогенов: (слайд)

Галогены – сильнейшие окислители. Химическая активность галогенов уменьшается в ряду:

F2 Cl2 Br2 I2.

Галогены взаимодействуют практически со всеми простыми веществами, наиболее энергично реакция протекает с металлами.

Взаимодействие галогенов с металлами с образованием солей-галогенидов («солерождающие»-групповое название) (слайд)

Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.


Zn + F2 = ZnF2


2Na + Cl2 = 2NaCl

t

2Fe + Cl2 = 2FeCl3


2Na + I2 = 2NaI.


Cu + Br2 = CuBr2


Fe + I2 = FeI2


2Al + 3I2 = 2All3

5) Как будет изменяться скорость взаимодействия галогенов с водородом от фтора к иоду?

Аргументируйте свою точку зрения.

Взаимодействие галогенов с водородом (слайд)

Н2 + F2 = 2HF – со взрывом

H2 + Cl2 = 2HCl – при облучение со взрывом

Н2 +Br2 = 2HBr – при нагревании без взрыва

Н2 + I2 = 2HI – медленно при нагревании без взрыва

Скорость реакции уменьшается.

С кислородом взаимодействует только фтор: F2 + О2 = О2 F2 (слайд)

Остальные галогены с кислородом непосредственно не взаимодействует.

Хлор и бром с углеродом, азотом, кислородом не реагируют. С другими неметаллами реагируют:

2P +3 Cl2 = 2PCl3

6) Как должна изменяться химическая активность галогенов — простых веществ от хлора к иоду?

Запись в тетради.

Bытеснение галогенами друг друга из растворов солей(слайд):

Ряд активности галогенов F2 Cl2 Br2 I2 Так, хлор вытесняет бром и йод (но не фтор), бром в состоянии вытеснить только йод из растворов соответствующих солей. (cлайд )

Правило: Более активный галоген вытесняет менее активный. Иод не вытесняет галогены из их солей.

Лабораторный опыт№4: «Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов)- коллекция ЕК ЦОР по теме.

Cl2 + 2NaBr = 2naCl + Br2

Br2 + 2NaI = 2 NaBr + I2


Взаимодействие галогенов с водой (слайд)

Фтор не вытесняет галогены из растворов солей, т.к. взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород:

2F2 + 2 H2O = 4HF + O2

Хлор взаимодействует с водой с образованием двух кислот:

Cl2 + H2O = HClO + HCl.



7) Может ли иод вытеснить хлор из раствора хлорида натрия? Аргументируйте свой ответ.

Запись в тетради.

8) Послушайте сообщение об истории открытия галогенов (индивидуальная презентация

обучающегося).

III. Домашнее задание: Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

§ 20; выполнить задания № 6 и 7

IV. Первичное закрепление учебного материала. Обобщение и систематизация пройденного материала.

Вопросы:

1)Где расположены галогены в ПСХЭ?

2)Какое количество внешних электронов содержится в оболочке атомов этих элементов?

3)какие степени окисления могут проявлять элементы галогены в соединениях?

4)как изменяется радиус в подгруппе?

5)Как изменяются окислительно-восстановительные свойства элементов в подгруппе?

6) Что означает термин «галоген»?

7) В виде каких молекул существуют галогены в свободном состоянии?

8)В каком агрегатном состоянии существуют простые вещества –галогены?

Учащиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока. Какими особыми физическими и химическими свойствами обладают галогены? Чем обусловлены сильные окислительные свойства галогенов — простых веществ?

V. Рефлексия.

Учитель: Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

-Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

-Что осталось непонятным при выполнении работы?

V1. Подведение итогов.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

Учитель: Внимательно просмотрите свои записи в тетради. Все ли Вы успели сделать на уроке?

Если нет, тогда обратитесь за разъяснениями к учителю или к своим одноклассникам.

Урок окончен. Спасибо за урок всем. До свидания. (Слайд)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок по теме: "Галогены"

Автор: Сергеева Ирина Дмитриевна

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»"
    ["seo_title"] => string(101) "alghoevristichieskaia-proghramma-dlia-samostoiatiel-nogho-izuchieniia-uchashchimisia-tiemy-galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "290877"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455030714"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Презентация на тему "Галогены""
    ["seo_title"] => string(30) "prezentatsiia_na_temu_galogeny"
    ["file_id"] => string(6) "555971"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1597763778"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация к уроку химии в 9 классе на тему "Галогены" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-9-klassie-na-tiemu-galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "140788"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418021518"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тест по теме: "Галогены и их свойства" "
    ["seo_title"] => string(41) "tiest-po-tiemie-galoghieny-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "100303"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402376041"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация к уроку:"Обобщение темы: "Неметаллы: галогены, кислород,сера,азот, фосфор." "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-obobshchieniie-tiemy-niemietally-ghaloghieny-kislorod-siera-azot-fosfor"
    ["file_id"] => string(6) "165580"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422818903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства