Учитель использует на уроке иновационные технологии: проблемногообучения, личностно-ориентированного, разноуровневого, развивающего обучения, информационно-коммуникационне, способствующих развитию познавательного интереса обучающихся, их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного материала. Демонстрация опытов проводится с использованием коллекции ЕК ЦОР, способствующие развитию наблюдательности, исследовательских способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Галогены"»
Конспект открытого урока (мастер-класса) по теме:
«Общая характеристика галогенов». 9 класс.
Подготовила учитель химии МБОУ СОШ №4 г. Ставрополя Сергеева И.Д.
Раздел: Преподавание
Педагогическая цель
Обучения - сформировать умение составлять сравнительную характеристику галогенов как свободных атомов и простых веществ (строение атомов, физические и химические свойства). Повторить, обобщить, закрепить и конкретизировать на материале химии галогенов важнейшие химические понятия.
Воспитания- способствовать формированию научно-материалистического мировоззрения, причинности познаваемости явлений, взаимообусловленности в природе; сформировать убеждение в том, что опыт- это инструмент познания, что мир познаваем, учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.
Развития- формирование культуры общения при работе в парах, трудолюбия, формирование отношения к познанию как к социально-культурной ценности человечества.
Тип, вид урока
Урок постановки учебной задачи, комбинированный
Планируемые результаты (предметные)
Умения составлять характеристику галогенов по их положению
в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; характеризовать состав, строение молекул галогенов, физические и химические свойства галогенов; устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки галогенов, их физическими и химическими свойствами; составлять уравнения
реакций, характеризующих химические
свойства галогенов —
простых веществ; наблюдать
и описывать реакции с участием
галогенов с помощью естественного
(русского или родного)
языка и языка химии
Личностные результаты
Понимание значимости естественнонаучных
знаний в повседневной
жизни, технике, медицине,
для решения практических
задач. Умение грамотно обращаться
с веществами в химической
лаборатории и в быту
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Умения использовать знаково-
символические средства для раскрытия
сущности процессов;
осуществлять сравнение и классификацию,
устанавливать причинно-
следственные связи; проводить
наблюдения, делать выводы
Формы и методы обучения
Групповая (просмотр презентации, работа с текстом), парная работа, индивидуальная (беседа, работа с тестом), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).
Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок
Понятия и термины
Строение атомов галогенов; физические свойства галогенов; химические свойства галогенов.
Демонстрации. Лабораторные опыты.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. ЦОРВзаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей
F2 фтор, светло-желтый газ с резким раздражающим запахом.
Cl2 хлор, желто-зеленый газ с резким удушливым запахом.
Br2 бром красно-бурая жидкость с резким зловонным запахом.
I2 иод- серо-черные кристаллы (пары́ — фиолетовые) с резким запахом.
Сверху вниз по группе Увеличение температуры кипения, температуры плавления, интенсивности окраски простых веществ — галогенов.
Демонстрация лабораторного опыта №3 «Растворимость иода в органических растворителях»- коллекция ЕК ЦОР по теме.
4) Как в названиях галогенов отражаются их свойства? (Название галогены переводится как «рождающие соли»).
Запись в тетради.
Химические свойства галогенов: (слайд)
Галогены – сильнейшие окислители. Химическая активность галогенов уменьшается в ряду:
F2 Cl2 Br2 I2.
Галогены взаимодействуют практически со всеми простыми веществами, наиболее энергично реакция протекает с металлами.
Взаимодействие галогенов с металлами с образованием солей-галогенидов («солерождающие»-групповое название) (слайд)
Выполнение заданий сопровождается последующей само- или взаимопроверкой и, в случае необходимости, коррекцией допущенных ошибок.
Zn + F2 = ZnF2
2Na + Cl2 = 2NaCl
t
2Fe + Cl2 = 2FeCl3
2Na + I2 = 2NaI.
Cu + Br2 = CuBr2
Fe + I2 = FeI2
2Al + 3I2 = 2All3
5) Как будет изменяться скорость взаимодействия галогенов с водородом от фтора к иоду?
Аргументируйте свою точку зрения.
Взаимодействие галогенов с водородом (слайд)
Н2 + F2 = 2HF – со взрывом
H2 + Cl2 = 2HCl – при облучение со взрывом
Н2 +Br2 = 2HBr – при нагревании без взрыва
Н2 + I2 = 2HI – медленно при нагревании без взрыва
Скорость реакции уменьшается.
С кислородом взаимодействует только фтор: F2 + О2 = О2 F2(слайд)
Остальные галогены с кислородом непосредственно не взаимодействует.
Хлор и бром с углеродом, азотом, кислородом не реагируют. С другими неметаллами реагируют:
2P +3 Cl2 = 2PCl3
6) Как должна изменяться химическая активность галогенов — простых веществ от хлора к иоду?
Запись в тетради.
Bытеснение галогенами друг друга из растворов солей(слайд):
Ряд активности галогенов F2 Cl2 Br2 I2 Так, хлор вытесняет бром и йод (но не фтор), бром в состоянии вытеснить только йод из растворов соответствующих солей. (cлайд )
Правило: Более активный галоген вытесняет менее активный. Иод не вытесняет галогены из их солей.
Лабораторный опыт№4: «Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов)- коллекция ЕК ЦОР по теме.
Cl2 + 2NaBr = 2naCl + Br2
Br2 + 2NaI = 2 NaBr + I2
Взаимодействие галогенов с водой (слайд)
Фтор не вытесняет галогены из растворов солей, т.к. взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород:
2F2 + 2 H2O = 4HF + O2
Хлор взаимодействует с водой с образованием двух кислот:
Cl2 + H2O = HClO + HCl.
7) Может ли иод вытеснить хлор из раствора хлорида натрия? Аргументируйте свой ответ.
Запись в тетради.
8) Послушайте сообщение об истории открытия галогенов (индивидуальная презентация
обучающегося).
III. Домашнее задание: Учитель дает комментарий к домашнему заданию.
§ 20; выполнить задания № 6 и 7
IV. Первичное закрепление учебного материала. Обобщение и систематизация пройденного материала.
Вопросы:
1)Где расположены галогены в ПСХЭ?
2)Какое количество внешних электронов содержится в оболочке атомов этих элементов?
3)какие степени окисления могут проявлять элементы галогены в соединениях?
4)как изменяется радиус в подгруппе?
5)Как изменяются окислительно-восстановительные свойства элементов в подгруппе?
6) Что означает термин «галоген»?
7) В виде каких молекул существуют галогены в свободном состоянии?
8)В каком агрегатном состоянии существуют простые вещества –галогены?
Учащиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока. Какими особыми физическими и химическими свойствами обладают галогены? Чем обусловлены сильные окислительные свойства галогенов — простых веществ?
V. Рефлексия.
Учитель: Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.
-Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
-Что осталось непонятным при выполнении работы?
V1. Подведение итогов.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.
Учитель: Внимательно просмотрите свои записи в тетради. Все ли Вы успели сделать на уроке?
Если нет, тогда обратитесь за разъяснениями к учителю или к своим одноклассникам.
Урок окончен. Спасибо за урок всем. До свидания. (Слайд)