kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Cl

F

F

Br

At

I

Мы изучим непременно, 
Элементы галогены
(А по-русски – солероды), 
Все от фтора и до йода. 
Даже новенький астат 
Быть в семействе этом рад.

Тема урока: Галогены. 

В  одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли?
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов?

  1. Характеристика  химического элемента.

Заполни таблицу.

1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.

символ

Название элемента

№ периода

№ группы

Ar

F

Cl

Br

I

At

2. Строение (схема электронного строения) и свойства

символ

Число е на внеш.слое

Число эл.слоев

R атома

неМе

ЭО

Окислительная способность

F

Cl

Br

I

At


 

Что общего в строении всех атомов галогенов?
– Чем отличаются атомы галогенов по строению?
Почему  возрастает атомный радиус в группе?
Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?
– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом?

Вставь пропущенные по смыслу слова.

В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________, общее количество электронов в атоме_____________, количество электронов на последнем уровне ____________.

Окислительные свойства _____________________.

Угадай элемент!

& Открытие данного вещества  произошло в 1826г. Антуаном Баларом, двадцатичетырехлетним  лаборантом  химии.

& Пары этого вещества очень ядовиты.

& Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества.

  • Многие соединения обладают успокоительным действием

 

2.Физические свойства

Заполни таблицу

Формулы простых веществ

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

t0

плав.

t0

кип.





 

– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?

Угадай элемент!

  •      Данное вещество  впервые было получено  шведским химиком К. Шееле в 1774 г.
  • Во время первой мировой войны это вещество применяли в качестве боевого отравляющего средства. При содержании этого вещества в воздухе количеством 0,9 мл/л смерть наступает в течении пяти минут.
  • Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им об еззараживают воду)  и при применении отбеливателя

3.Химические свойства

Взаимодействие с металлами

С хлором непосредственно могут соединяться все металлы. Если металлы могут иметь различную степень окисления, то при реакции с хлором они обычно проявляют высшую:

Cu0+Cl20 =Cu+2 Cl2 -1

Запишите уравнения реакций   хлора с металлами.

Вывод: галогены _________ в реакции с металлами.

Взаимодействие с водородом  

H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2  = 2HI – Q

Что можно сказать о скорости химических реакций?  Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?

  •  

Угадай элемент!

В 1811г. Б.Куртуа, сыном известного селитровара,  из золы морских водорослей было  получено это вещество.

  • Молекулы этого вещества обладают уникальной способностью проникать в организм даже через неповрежденную кожу. Поэтому спиртовую настойку этого вещества применяют для лечения внутрикожных воспалений.
  • Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством

Взаимодействие с солями

Хлор хвалился: “Нет мне равных!”,
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!”

Йод своей красой гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,
хоть зловонным, но - румяным,
Бил себя он грозно в грудь:
“Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.

Фтор молчал и думал: “Эх!.
Ведь приду – окислю всех ….”

Помогите им решить их спор.

Выполнение эксперимента.

Правила по ТБ:

1. Наливать небольшие количества реактивов, не более 1 мл.

2. Запах определять, направляя ладонью к себе поток воздуха.

Экспериментальная работа “Окислительные свойства галогенов”

Порядок выполнения:

1. В пробирки налейте небольшое количество иодида натрия и бромида натрия.

2. Добавьте хлорную воду и крахмал.

3. Опишите наблюдаемые явления.

4. Запишите уравнения реакции и составьте СЭБ.

NaI + Cl2 —> …….

NaBr + CL2 —> ……

5. Сделайте вывод._________________________________________________________

Учитель:

- А как же будет фтор проявлять себя в растворах солей?

Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 –  Br2  –  I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Почему для фтора эта реакция нехарактерна?

Фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород.

2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2 

 Какие образуются вещества в реакции?

NaCl+ F2 =

KBr +F2 =

NaI + F2 =

(Значит самый главный и важный галоген - фтор, затем хлор, бром и йод).

 Сделайте вывод:_________________________________________________________

 

 

Угадай элемент!

 

  • В свободном состоянии это очень ядовитый газ. Некоторые ученые, когда получали и изучали его свойства, поплатились своим здоровьем.

&  В 1886 году А. Муассан  (Нобелевская премия) впервые получил это вещество  в свободном состоянии

& Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали.

  • Его соединения добавляют в зубную пасту
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоэвристическая программа по химии»

Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Cl

F

F





Мы изучим непременно, 
Элементы галогены
(А по-русски – солероды), 
Все от фтора и до йода. 
Даже новенький астат 
Быть в семействе этом рад.

Br

At

I





Тема урока: Галогены. 



– В одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли?
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).
Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов?


  1. Характеристика  химического элемента.

Заполни таблицу.

1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.

символ

Название элемента

№ периода

№ группы

Ar

F





Cl





Br





I





At






2. Строение (схема электронного строения) и свойства

символ

Число е на внеш.слое

Число эл.слоев

R атома

неМе

ЭО

Окислительная способность

F







Cl







Br







I







At









– Что общего в строении всех атомов галогенов?
– Чем отличаются атомы галогенов по строению?
Почему  возрастает атомный радиус в группе?
Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?
– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом?

Вставь пропущенные по смыслу слова.

В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________, общее количество электронов в атоме_____________, количество электронов на последнем уровне ____________.

Окислительные свойства _____________________.

Угадай элемент!



  • Открытие данного вещества  произошло в 1826г. Антуаном Баларом, двадцатичетырехлетним  лаборантом  химии.

  • Пары этого вещества очень ядовиты.

  • Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества.

  • Многие соединения обладают успокоительным действием





2.Физические свойства

Заполни таблицу

Формулы простых веществ

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

Растворимость в воде

t0

плав.

t0

кип.

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 



 

 

 

 

 



 

 

 

 

 










– Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?
– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?


Угадай элемент!



  • Данное вещество  впервые было получено  шведским химиком К. Шееле в 1774 г.

  • Во время первой мировой войны это вещество применяли в качестве боевого отравляющего средства. При содержании этого вещества в воздухе количеством 0,9 мл/л смерть наступает в течении пяти минут.

  • Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им об еззараживают воду)  и при применении отбеливателя


3.Химические свойства

Взаимодействие с металлами

С хлором непосредственно могут соединяться все металлы. Если металлы могут иметь различную степень окисления, то при реакции с хлором они обычно проявляют высшую:

Cu0+Cl20 =Cu+2 Cl2 -1

Запишите уравнения реакций хлора с металлами.

Вывод: галогены _________ в реакции с металлами.

Взаимодействие с водородом  

H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2  = 2HI – Q

– Что можно сказать о скорости химических реакций?  Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?








  • В 1811г. Б.Куртуа, сыном известного селитровара,  из золы морских водорослей было  получено это вещество.

    Угадай элемент!

  • Молекулы этого вещества обладают уникальной способностью проникать в организм даже через неповрежденную кожу. Поэтому спиртовую настойку этого вещества применяют для лечения внутрикожных воспалений.

  • Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством


Взаимодействие с солями

Хлор хвалился: “Нет мне равных!”,
Галоген я самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Все на свете отбелю!”

Йод своей красой гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый, как ночь,
Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,
хоть зловонным, но - румяным,
Бил себя он грозно в грудь:
“Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.

Фтор молчал и думал: “Эх!..
Ведь приду – окислю всех ….”

Помогите им решить их спор.

Выполнение эксперимента.

Правила по ТБ:

1. Наливать небольшие количества реактивов, не более 1 мл.

2. Запах определять, направляя ладонью к себе поток воздуха.

Экспериментальная работа “Окислительные свойства галогенов”

Порядок выполнения:

1. В пробирки налейте небольшое количество иодида натрия и бромида натрия.

2. Добавьте хлорную воду и крахмал.

3. Опишите наблюдаемые явления.

4. Запишите уравнения реакции и составьте СЭБ.

NaI + Cl2 — …….

NaBr + CL2 — ……

5. Сделайте вывод._________________________________________________________

Учитель:

- А как же будет фтор проявлять себя в растворах солей?

Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 –  Br2  –  I2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.

– Почему для фтора эта реакция нехарактерна?

Фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород.

2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2 


Какие образуются вещества в реакции?

NaCl+ F2 =

KBr +F2 =

NaI + F2 =

(Значит самый главный и важный галоген - фтор, затем хлор, бром и йод).

Сделайте вывод:_________________________________________________________



Угадай элемент!


  • В свободном состоянии это очень ядовитый газ. Некоторые ученые, когда получали и изучали его свойства, поплатились своим здоровьем.

  •  В 1886 году А. Муассан  (Нобелевская премия) впервые получил это вещество  в свободном состоянии

  • Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали.

  • Его соединения добавляют в зубную пасту






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»

Автор: Цебрик Лада Анатольевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства