Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"»
Конспект урока на тему: «Реакции обмена»
ФИО: Абакумова Татьяна Николаевна
Предмет: химия
Класс 8
УМК: ГабриелянО.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.
Цель урока:сформировать умения записывать уравнения реакций обмена, продолжить формировать навыки проведения лабораторных работ и систематизировать знания по всем четырём типам реакций.
Задачи урока:
Образовательная:
В результате урока ученики узнают:
что такое реакция обмена;
как отличить реакцию обмена от других химических реакций;
что такое реакции нейтрализации, как частный случай реакции обмена;
условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле)
Развивающая:
ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;
учатся выявлять сущность реакций обмена;
развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.
Воспитательная:
ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;
убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;
в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.
Средства обучения:
учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;
дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;
Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование и реактивы:реактивы, компьютер, проектор.
Хронометраж урока:
1. Организационный этап – 1 мин 2. Целеполагание и мотивация – 1 мин 3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 6 мин 4. Усвоение новых знаний и способов действий – 17 мин 6. Закрепление и применение полученных знаний – 9 мин 7. Рефлексия – 1 мин 8. Подведение итогов – 3 мин 9. Домашнее задание – 2 мин
Ход урока:
1. Организационный момент.
Мы умные, мы дружные , мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, все у нас получится!
2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.
И начать урок я хочу с загадки:
Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества
Что же это за явления? ( химические реакции)
Учитель: Совершенно, верно. А кто ответит, что такое химическая реакция?
Какие типы реакций вы изучили?
Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций.
/Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш/.
Вопрос: Что мы сделали? /Обменялись/.
Какой тип реакции остался?
Определим цель. (Учащиесяформулируют цель урока).
Для того, чтобы приступить, нам необходимо проверить домашнее задание. На столе у каждого лежит технологическая карта урока. На протяжении всего урока вы будете заполнять бланки у Вас на столе, и выполнять задания накопительного тестирования. В конце урока при подведении итогов оценки буду выставлять не я, а вы себе сами.
На доске ответы к домашней работе.
Начинается накопительное тестирование:
Предлагается определить типы химической реакции и уравнять их (на слайде записаны):
СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu (после первых трех реакций посмотреть, что произошло с гвоздем)
Cu(ОН)2=СuO+H2O
H2O+P2O5=H3PO4
NaOH+H2SO4=Na2SO4+H2O
Идет обсуждение. Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция? Ученики затрудняются определить тип 4 реакции. Это - наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о которой мы сегодня узнаем. Ученики в тетрадях записывают тему урока: «Реакции обмена».
На урок пришли мы дружно
Что же здесь узнать нам нужно?
Суть реакции обмена
Всем умело объяснять!
Уметь писать все уравнения
И предвидеть, что писать!
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Сравните уравнения химических реакций
1. Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2↑
2. FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O
Что в этих реакциях общее, а что разное?
В чем сущность реакций обмена?
AB+CD = AD+CB
Сложные вещества обмениваются своими составными частями
Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена - это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.
На доске определения других типов реакций + новое
3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).
Беседа с классом:
Какая химическая связь в NaOH?
Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты? (В р-ре гидроксида натрия Na+ и OH- , а в растворе соляной кислоты H+ и Cl-).
Какие это ионы по составу? По заряду?
(Na+, Cl- и H+ -простые, а ОН- -сложный; Na+ и H+ -катионы, а ОН- и Cl- -анионы). Запись уравнения реакции
Na+OH- + H+Cl- = Na+Cl- + H+OH- (Н2О)
Вопрос классу: 1)Какая среда в растворе гидроксида натрия? (Ответ: щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).
щелочная +кислотная = нейтральная
среда среда среда
( ОН- + Н+ = Н2О )
Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?
Вывод:Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).
3.2. б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
Учитель перед учениками выставляет проблему: Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?
1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2 Запись уравнения реакции учеником: СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой: гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.
На доске ученик записывает уравнение реакцииCu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O
Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.
3.3.Учитель: Назовите, в каких классах соединений мы встречаем ионную связь? (Ответ: ионная связь в солях и основаниях). Учитель перед учениками выставляет новую проблему. Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями? б) солью и кислотой? Демонстрация: А) Na2SO4 и BaCl2 Б) Н2SO4 и BaCl2Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.
Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + ↓BaSO4
Н2SO4 + BaCl2 = 2HCl + ↓BaSO4
3.4. Лабораторный опыт. Инструктаж по ТБУченики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.
Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.
3.5. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос: Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами? Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании. Ученик на доске записывает уравнение реакции: CuO + Н2SO4 = CuSO4 + H2O
3.6. Условия течения реакций между растворами до конца. Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос: Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца? Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.
3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl
NaOH+ KCl ≠ NaCl + KOH
Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.
4. Закрепление и применение полученных знаний.
Игра «Что лишнее?» (На слайдах). 1. 2Н2 + О2 = 2Н2О
NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО2 = СаСО3
Zn(OH)2 = ZnO +H2OСuО + Н2 = Cu + Н2О
2H2O = 2H2 + O2
2. MgCO3 = MgO + CO2
4. CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Задача: Какой объем оксида углерода (IV) выделится при н. у. в результате взаимодействия соляной кислоты массой 7,3 г и карбоната натрия?
1. Составим уравнение реакции:
2НС1 + Na2CO3 = 2NaCl + Н2О + СО2 ↑
2. Находим количество вещества (n) соляной кислоты:
n (HCl) = m(HCI)/ М(НСl)= 7,3г/36,5г/моль = 0,2 моль
3. Определяем количество вещества СО2 (v (CO2)), для этого составляем пропорцию и решаем ее:
2 моль НСI — 1 моль СО2
0,2 моль НСI — х моль СО2
х = 0,2•1/2= 0,1 моль СО2
4. Находим объем (V) СО2:
V (СО2) = n(CO2) • Vm = 0,1 • 22,4 = 2,24 л.
Ответ: в результате реакции выделится 2,24 л. углекислого газа.
5. Рефлексия.
Верны ли утверждения? Ответь Да или Нет
• 1. Реакция обмена - это реакция между простыми и сложными веществами
• 2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями
• 3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода.
• 4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода.
• 5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ.
• 6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.
• 7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
Смайлики
6. Подведение итогов занятия.
Подведем итоги нашего урока. Сформулируем понятия: