kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания о типах химических реакции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"»

Конспект урока на тему: «Реакции обмена»


ФИО: Абакумова Татьяна Николаевна


Предмет: химия


Класс 8


УМК: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.


Цель урока: сформировать умения записывать уравнения реакций обмена, продолжить формировать навыки проведения лабораторных работ и систематизировать знания по всем четырём типам реакций.

Задачи урока:

Образовательная:

В результате урока ученики узнают:

  • что такое реакция обмена;

  • как отличить реакцию обмена от других химических реакций;

  • что такое реакции нейтрализации, как частный случай реакции обмена;

  • условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле)

Развивающая:

  • ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;

  • учатся выявлять сущность реакций обмена;

  • развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.

Воспитательная:

  • ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;

  • убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;

  • в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.

Средства обучения:

  • учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;

  • дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

  • психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).

Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование и реактивы: реактивы, компьютер, проектор.

Хронометраж урока:

1. Организационный этап – 1 мин
2. Целеполагание и мотивация – 1 мин
3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 6 мин
4. Усвоение новых знаний и способов действий – 17 мин
6. Закрепление и применение полученных знаний – 9 мин
7. Рефлексия – 1 мин
8. Подведение итогов – 3 мин
9. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы умные, мы дружные , мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, все у нас получится!

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

И начать урок я хочу с загадки:

Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества

Что же это за явления? ( химические реакции)

Учитель: Совершенно, верно. А кто ответит, что такое химическая реакция?

Какие типы реакций вы изучили?

Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций.

/Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш/.

Вопрос: Что мы сделали? /Обменялись/.

Какой тип реакции остался?

Определим цель. (Учащиеся формулируют цель урока).

Для того, чтобы приступить, нам необходимо проверить домашнее задание. На столе у каждого лежит технологическая карта урока. На протяжении всего урока вы будете заполнять бланки у Вас на столе, и выполнять задания накопительного тестирования. В конце урока при подведении итогов оценки буду выставлять не я, а вы себе сами.

На доске ответы к домашней работе.

Начинается накопительное тестирование:

Предлагается определить типы химической реакции и уравнять их (на слайде записаны):

  1. СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu (после первых трех реакций посмотреть, что произошло с гвоздем)

  2. Cu(ОН)2=СuO+H2O

  3. H2O+P2O5=H3PO4

  4. NaOH+H2SO4=Na2SO4+H2O

Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Это - наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о  которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока: «Реакции обмена».

На урок пришли мы дружно

Что же здесь узнать нам нужно?

Суть реакции обмена

Всем умело объяснять!

Уметь писать все уравнения

И предвидеть, что писать!

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Сравните уравнения химических реакций

1. Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2↑

2. FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O

Что в этих реакциях общее, а что разное?

В чем сущность реакций обмена?

AB+CD = AD+CB

Сложные вещества обмениваются своими составными частями

Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена - это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.

На доске определения других типов реакций + новое

3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).

Беседа с классом:

  1. Какая химическая связь в NaOH?

  2. Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты? (В р-ре гидроксида натрия Na+ и OH- , а в растворе соляной кислоты H+ и Cl-).

  3. Какие это ионы по составу? По заряду?

      (Na+, Cl- и H+ -простые, а ОН- -сложный; Na+ и H-катионы, а ОН- и Cl-анионы). Запись уравнения реакции

Na+OH- + H+Cl- = Na+Cl- + H+OH-2О)

Вопрос классу: 1)Какая среда в  растворе гидроксида натрия? (Ответ: щелочная).

2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).

3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

щелочная +кислотная = нейтральная 

среда       среда           среда

(     ОН-    +       Н+      =   Н2О  )

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?  


Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).

   Вид реакции-реакция нейтрализации.

(Ученики сами формулируют понятия).

3.2.  б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:

гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

Учитель перед учениками выставляет проблему:  Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?

1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2 Запись уравнения реакции учеником: СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой: гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

На доске ученик записывает уравнение реакцииCu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O

Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.

3.3.Учитель: Назовите, в каких классах соединений мы встречаем ионную связь? (Ответ: ионная связь в солях и основаниях). Учитель перед учениками выставляет новую проблему. Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями? б) солью и кислотой? Демонстрация: А) Na2SO4 и BaCl2      Б)  Н2SO4  и BaCl2Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.

 Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + ↓BaSO4    

  Н2SO4  + BaCl2 = 2HCl + ↓BaSO4    

3.4. Лабораторный опыт. Инструктаж по ТБУченики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.

Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.

3.5. Учитель перед классом ставит  проблемный вопрос: Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами? Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании. Ученик на доске записывает уравнение реакции: CuO +  Н2SO4  = CuSO4 + H2O

3.6. Условия течения реакций между растворами до конца. Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос: Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца? Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.

3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl

NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH

Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.

4. Закрепление и применение полученных знаний.

Игра «Что лишнее?» (На слайдах). 1. 2Н2  +  О2 =  2Н2О

  1. NaOH + HCl = NaCl + H2O

  2. СаО + СО2 = СаСО3                             

  3. Zn(OH)2 = ZnO +H2OСuО + Н2 = Cu + Н2О                           

2H2O = 2H2 + O2

2. MgCO3 = MgO + CO2                      

4.  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2                     

CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2                  

NaOH + HCl = NaCl + H2O


Задача: Какой объем оксида углерода (IV) выделится при н. у. в результате взаимодействия соляной кислоты массой 7,3 г и карбоната натрия?

1. Составим уравнение реакции:

2НС1 + Na2CO3 = 2NaCl + Н2О + СО2

2. Находим количество вещества (n) соляной кислоты:

n (HCl) = m(HCI)/ М(НСl)= 7,3г/36,5г/моль = 0,2 моль

3. Определяем количество вещества СО2 (v (CO2)), для этого составляем пропорцию и решаем ее:

2 моль НСI — 1 моль СО2

0,2 моль НСI — х моль СО2

х = 0,2•1/2= 0,1 моль СО2

4. Находим объем (V) СО2:

V (СО2) = n(CO2) • Vm = 0,1 • 22,4 = 2,24 л.

Ответ: в результате реакции выделится 2,24 л. углекислого газа.


5. Рефлексия.

Верны ли утверждения? Ответь Да или Нет

• 1. Реакция обмена - это реакция между простыми и сложными веществами

• 2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями

• 3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода.

• 4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода.

• 5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ.

• 6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.

• 7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации.


Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?

Смайлики


6. Подведение итогов занятия.

Подведем итоги нашего урока. Сформулируем понятия:

  • Реакция обмена

  • Реакция нейтрализации

  • Условия течения реакции между растворами до конца

  1. Домашнее задание:

§__,

на «3» упр. 4.

на «4» упр. 3,4.

на «5» упр. 3,4,5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"

Автор: Абакумова Татьяна Николаевна

Дата: 26.04.2021

Номер свидетельства: 579314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к интегрированному уроку на тему: "Мир зеркала" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-intieghrirovannomu-uroku-na-tiemu-mir-zierkala"
    ["file_id"] => string(6) "158711"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421775275"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Путешествие в страну химии "
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "181459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425358993"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Решение задач по уравнениям химических реакций "
    ["seo_title"] => string(59) "rieshieniie-zadach-po-uravnieniiam-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "171556"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423678447"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок по химии в 8 классе по теме:«Расчеты по химическим уравнениям»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_khimii_v_8_klassie_po_tiemie_raschiety_po_khimichieskim_uravnie"
    ["file_id"] => string(6) "360517"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479588229"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1660 руб.
2370 руб.
1830 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства