kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать знания о типах химических реакции

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"»

Конспект урока на тему: «Реакции обмена»


ФИО: Абакумова Татьяна Николаевна


Предмет: химия


Класс 8


УМК: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа.


Цель урока: сформировать умения записывать уравнения реакций обмена, продолжить формировать навыки проведения лабораторных работ и систематизировать знания по всем четырём типам реакций.

Задачи урока:

Образовательная:

В результате урока ученики узнают:

  • что такое реакция обмена;

  • как отличить реакцию обмена от других химических реакций;

  • что такое реакции нейтрализации, как частный случай реакции обмена;

  • условия течения химических реакций между растворами до конца (правило Бертолле)

Развивающая:

  • ученики учатся обобщать и систематизировать знания о типах химических реакций;

  • учатся выявлять сущность реакций обмена;

  • развивают умение записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена.

Воспитательная:

  • ученики продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной, коллективной работы;

  • убеждаются в необходимости привлечения средств науки химии к пониманию и описанию процессов, идущих в окружающем мире;

  • в процессе лабораторного опыта осознают необходимость точного выполнения алгоритма деятельности.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа, лабораторный опыт, групповая работа.

Средства обучения:

  • учебно-материальные: химические реактивы, материальные принадлежности для химических опытов, компьютер, проектор, книги, ТСО;

  • дидактико-методические: химический язык, химический эксперимент, дидактический материал;

  • психолого-педагогические: познавательные задания (вопросы, тесты, алгоритмы).

Форма организации работы в классе: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование и реактивы: реактивы, компьютер, проектор.

Хронометраж урока:

1. Организационный этап – 1 мин
2. Целеполагание и мотивация – 1 мин
3. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 6 мин
4. Усвоение новых знаний и способов действий – 17 мин
6. Закрепление и применение полученных знаний – 9 мин
7. Рефлексия – 1 мин
8. Подведение итогов – 3 мин
9. Домашнее задание – 2 мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы умные, мы дружные , мы внимательные, мы старательные, мы отлично учимся, все у нас получится!

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

И начать урок я хочу с загадки:

Эти явления знаете вы В жизни нашей встречаются они, А отличают эти явления - взаимные превращения, И образуются всегда – новые вещества

Что же это за явления? ( химические реакции)

Учитель: Совершенно, верно. А кто ответит, что такое химическая реакция?

Какие типы реакций вы изучили?

Итак, очевидно, что сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым типом химических реакций.

/Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш/.

Вопрос: Что мы сделали? /Обменялись/.

Какой тип реакции остался?

Определим цель. (Учащиеся формулируют цель урока).

Для того, чтобы приступить, нам необходимо проверить домашнее задание. На столе у каждого лежит технологическая карта урока. На протяжении всего урока вы будете заполнять бланки у Вас на столе, и выполнять задания накопительного тестирования. В конце урока при подведении итогов оценки буду выставлять не я, а вы себе сами.

На доске ответы к домашней работе.

Начинается накопительное тестирование:

Предлагается определить типы химической реакции и уравнять их (на слайде записаны):

  1. СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu (после первых трех реакций посмотреть, что произошло с гвоздем)

  2. Cu(ОН)2=СuO+H2O

  3. H2O+P2O5=H3PO4

  4. NaOH+H2SO4=Na2SO4+H2O

Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Это - наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о  которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока: «Реакции обмена».

На урок пришли мы дружно

Что же здесь узнать нам нужно?

Суть реакции обмена

Всем умело объяснять!

Уметь писать все уравнения

И предвидеть, что писать!

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Сравните уравнения химических реакций

1. Fe + H2SO4 → FeSO4 + H2↑

2. FeO + H2SO4 → FeSO4 + H2O

Что в этих реакциях общее, а что разное?

В чем сущность реакций обмена?

AB+CD = AD+CB

Сложные вещества обмениваются своими составными частями

Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена - это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.

На доске определения других типов реакций + новое

3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).

Беседа с классом:

  1. Какая химическая связь в NaOH?

  2. Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты? (В р-ре гидроксида натрия Na+ и OH- , а в растворе соляной кислоты H+ и Cl-).

  3. Какие это ионы по составу? По заряду?

      (Na+, Cl- и H+ -простые, а ОН- -сложный; Na+ и H-катионы, а ОН- и Cl-анионы). Запись уравнения реакции

Na+OH- + H+Cl- = Na+Cl- + H+OH-2О)

Вопрос классу: 1)Какая среда в  растворе гидроксида натрия? (Ответ: щелочная).

2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).

3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

щелочная +кислотная = нейтральная 

среда       среда           среда

(     ОН-    +       Н+      =   Н2О  )

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?  


Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).

   Вид реакции-реакция нейтрализации.

(Ученики сами формулируют понятия).

3.2.  б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:

гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

Учитель перед учениками выставляет проблему:  Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?

1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2 Запись уравнения реакции учеником: СuSO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой: гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

На доске ученик записывает уравнение реакцииCu(OH)2+2HCl=CuCl2+2H2O

Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.

3.3.Учитель: Назовите, в каких классах соединений мы встречаем ионную связь? (Ответ: ионная связь в солях и основаниях). Учитель перед учениками выставляет новую проблему. Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями? б) солью и кислотой? Демонстрация: А) Na2SO4 и BaCl2      Б)  Н2SO4  и BaCl2Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.

 Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + ↓BaSO4    

  Н2SO4  + BaCl2 = 2HCl + ↓BaSO4    

3.4. Лабораторный опыт. Инструктаж по ТБУченики проводят реакцию между Na2CO3 и HNO3Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, рассуждают.

Подводится итог этой части урока. Ученики делают вывод: реакции обмена протекают между сложными веществами, т.е. между основаниями и кислотами, солями и щелочами, солями и кислотами, между солями.

3.5. Учитель перед классом ставит  проблемный вопрос: Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами? Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании. Ученик на доске записывает уравнение реакции: CuO +  Н2SO4  = CuSO4 + H2O

3.6. Условия течения реакций между растворами до конца. Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца. Учитель перед классом ставит проблемный вопрос: Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца? Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.

3.7. Демонстрация опыта: NaOH и KCl

NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH

Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.

4. Закрепление и применение полученных знаний.

Игра «Что лишнее?» (На слайдах). 1. 2Н2  +  О2 =  2Н2О

  1. NaOH + HCl = NaCl + H2O

  2. СаО + СО2 = СаСО3                             

  3. Zn(OH)2 = ZnO +H2OСuО + Н2 = Cu + Н2О                           

2H2O = 2H2 + O2

2. MgCO3 = MgO + CO2                      

4.  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2                     

CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2                  

NaOH + HCl = NaCl + H2O


Задача: Какой объем оксида углерода (IV) выделится при н. у. в результате взаимодействия соляной кислоты массой 7,3 г и карбоната натрия?

1. Составим уравнение реакции:

2НС1 + Na2CO3 = 2NaCl + Н2О + СО2

2. Находим количество вещества (n) соляной кислоты:

n (HCl) = m(HCI)/ М(НСl)= 7,3г/36,5г/моль = 0,2 моль

3. Определяем количество вещества СО2 (v (CO2)), для этого составляем пропорцию и решаем ее:

2 моль НСI — 1 моль СО2

0,2 моль НСI — х моль СО2

х = 0,2•1/2= 0,1 моль СО2

4. Находим объем (V) СО2:

V (СО2) = n(CO2) • Vm = 0,1 • 22,4 = 2,24 л.

Ответ: в результате реакции выделится 2,24 л. углекислого газа.


5. Рефлексия.

Верны ли утверждения? Ответь Да или Нет

• 1. Реакция обмена - это реакция между простыми и сложными веществами

• 2. Реакция обмена протекает между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями

• 3. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется вода.

• 4. Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ, осадок или вода.

• 5. Реакция обмена идет до конца, только когда образуется газ.

• 6. Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.

• 7.Любая реакция обмена является реакцией нейтрализации.


Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?

Смайлики


6. Подведение итогов занятия.

Подведем итоги нашего урока. Сформулируем понятия:

  • Реакция обмена

  • Реакция нейтрализации

  • Условия течения реакции между растворами до конца

  1. Домашнее задание:

§__,

на «3» упр. 4.

на «4» упр. 3,4.

на «5» упр. 3,4,5.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Открытый урок по химии на тему: "Реакции обмена"

Автор: Абакумова Татьяна Николаевна

Дата: 26.04.2021

Номер свидетельства: 579314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация к интегрированному уроку на тему: "Мир зеркала" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-intieghrirovannomu-uroku-na-tiemu-mir-zierkala"
    ["file_id"] => string(6) "158711"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421775275"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Путешествие в страну химии "
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "181459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425358993"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Решение задач по уравнениям химических реакций "
    ["seo_title"] => string(59) "rieshieniie-zadach-po-uravnieniiam-khimichieskikh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "171556"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423678447"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок по химии в 8 классе по теме:«Расчеты по химическим уравнениям»"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_khimii_v_8_klassie_po_tiemie_raschiety_po_khimichieskim_uravnie"
    ["file_id"] => string(6) "360517"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1479588229"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства