Тема урока: Фосфор и его важнейшие соединения
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о фосфоре и его соединениях, значении этих веществ в природе и в жизни человека
Задачи:
1. Образовательные: способствовать формированию, на метапредметном уровне, системы знаний у учащихся об образуемых элементом фосфором веществах, играющих важную роль в природе и жизни человека.
2. Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.
3. Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: стандартный с элементами критического мышления
Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический, исследовательский.
Оборудование: Компьютер, Проектор, Ноутбуки для каждого ученика, Листы А4 и А3 по 6 штук, маркеры.
Структура урока:
Организационный момент
Проверка знаний
Мотивационный этап. Актуализация знаний
Этап изучения темы
Закрепление. Проверка знаний
Оценка результатов урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Я дарю свою улыбку Вам, подарите свои улыбки друг другу. Начнем наш урок.
II. Проверка знаний
Интерактивное тестирование по вариантам по теме: «Азот. Соединения азота» (см. Приложение 1)
III.Мотивационный этап Актуализация опорных знаний. (Слайды 1-5).
Учитель. Мы продолжаем изучение отдельных элементов периодической системы Д. И. Менделеева, и вас ждут новые открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже «понять что-либо значит открыть вновь». Сегодня на уроке речь пойдет о химическом элементе, участвующем в детективной истории, отрывок из которой я вам сейчас прочту.
«…Да. Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки никто из нас, смертных, еще не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившие на нас из тумана…Страшный пес величиной с молодую львицу. Чудовище лежало перед нами… Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». Узнали? Что же это за произведение? (Ответы учащихся). Да, вы правы. Это отрывок из произведения Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». Назовите химический элемент, который замешан в этой истории. (Ответы учащихся). Правильно! Это фосфор. Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан Дойль? Выясним сегодня на уроке. Поскольку мы с вами изучаем не первую группу химических элементов, я прошу вас сформулировать цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке. (Ответы учащихся). Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание А.Е. Ферсмана: «Фосфор – элемент жизни и мыслительной деятельности». Что имел в виду Ферсман? (Учащиеся говорят о значении фосфора с точки зрения биологии: без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей). Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева (Ответы учащихся)
IV. Этап изучения темы.
Учитель: Перед вами на столах лежит лист с таблицей. В данной таблице три графы: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Заполните первые две графы: Что вы ЗНАЕТЕ о фосфоре и его соединениях, и что вы ХОТИТЕ УЗНАТЬ. Спасибо. Отложите листы в сторону. А теперь я предлагаю Вам вспомнить План характеристики вещества. (Ответы учащихся)
1) Деление на группы
Учитель: Сегодня мы вместе с вами попробуем взглянуть на фосфор и его соединения глазами историка, геолога, физика, химика, биолога, медика. Для этого я вам предлагаю разделиться на соответствующие группы. Выбирая цвет жетона, вы определяете в какую группу попадете (слайд 6)
2) Работа в группах.
Учитель: Повторите Правила работы в группе (слайд 7). Распределите роли в своих группах. Изучите материал параграфа учебника, согласно вашему виду деятельности (в соответствии с названием группы). Подготовьте наглядную информацию об изученном материале в виде кластера, опорной схемы, коллажа, таблицы и т.д. (Лист формата А4).
3) Физминутка
4) Взаимообучение
Представители от групп (спикеры) отправляются в другие группы для обучения своему материалу. Каждой группе выдается чистый лист формата А3, на котором должна быть представлена информация о фосфоре и его соединениях в виде постера. После прибытия в свою группу отсутствующему ученику объясняется материал по постеру, оформленному в процессе взаимообучения.
4) Предоставление обратной связи.
Учитель: Оцените свою работу в группе, заполнив таблицу по определению сотрудничества (слайд 8). Что было легче всего? Что трудно давалось? В чем причины? Вернемся к листам с таблицей «ЗХУ». Заполните третью графу. Прокомментируйте свои таблицы. Остались у вас вопросы по теме урока?
V. Закрепление.
1) Беседа
Какими свойствами обладает фосфор? Возможны ли явления, описанные в повести А.Конан Дойля? (Артур Конан Дойль не учел химические свойства фосфора. Да в темноте светится только белый фосфор, но он очень ядовит: 0,1 г. вещества – смертельная доза, и наносить его на морду собаки нельзя, т.к. облизав морду, собака может умереть. Еще белый фосфор на воздухе легко окисляется, переходя при этом в оксид фосфора(V). Как только процесс окисления заканчивается морда собаки перестала бы светится. Оксид фосфора(V) очень гигроскопичное вещество, оно притягивает к себе воду. Помните, что на болотах стоял туман, из которого выскочило «чудовище». Туман – это сконденсированные пары воды. Тогда оксид фосфора(V) под действием влаги превращается в фосфорную кислоту. Может ли что-либо сделать собака, обмазанная ядовитым веществом и кислотой? Белый фосфор можно было бы нанести на шерсть собаки, не допустив ее гибели, если смешать его малое количество с вазелином или воском. А может быть использовалось светящее вещество, без запаха в виде пасты, которое называется люминофор, или фосфоры. Он имеет сложный состав и используется как фотолюминисцентный пигмент.
Академик Ферсман А. Е. назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Как бы вы объяснили это высказывание? (ответы учащихся)
2) Прочитайте стихотворение (слайд 9), составьте цепочку превращений, запишите уравнения реакций.
В мире превращений, вы знаете явления!
Пусть эти превращения дадут вам уравнения.
Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю,
Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!
Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,
Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура.
Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…
А сейчас в тетради дети напишите превращения эти!
Самопроверка и самооценка. (Слайд 10)
VI. Оценка результатов урока.
Рефлексия «Пять пальцев».
Большой палец – для меня было значимым и интересным …..
Указательный палец - я сегодня понял (-а) ….
Средний палец – для меня было сложным ….
Безымянный палец – моя оценка … потому что ….
Мизинец – я хотел (-а) бы узнать
Выставление оценок.
Домашнее задание
Кроссворд (Приложение 2)
Творческое задание: презентация «Биологическое значение фосфора»
Учитель: Я хотела бы завершить наш урок стихотворением-посвящением фосфору:
О фосфор, ты наш лучший друг.
Всегда нам в жизни нужен.
Находишься всегда вокруг
И есть в болотной луже.
Ты, фосфор, нужен для костей,
И очень нужен для детей.
Ты ярко светишь в темноте,
Бываешь в рыбе и на дне.
Без фосфора нам жизни нет!
Передаём ему привет!
Тема: Фосфор и его важнейшие соединения |
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
| | |