Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека»
сс Дата-16 .03.15
Урок химии 9 класс
ТЕМА «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека»
Цель: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения, свойствах; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека;
расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека;
развивать навыки выполнения химического эксперимента, прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов – биологии, литературы, музыки, географии, математики (устанавливать межпредметные связи).
Оборудование: электрическая лампочка, ртутный термометр, зеркало, эмалированная кастрюля (или миска), электрический чайник, столовые приборы из нержавейки и мельхиора и серебра. Муляжи фруктов и овощей. . На столах учащихся - 2 пробирки с раствором яичного белка, щелочь, сульфат меди.
Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д. И. Менделеев).
Ход урока:
Дорогие ребята! Сегодня у нас обобщение по теме меиаллы. Вы вспомните все, что рассматривали на предыдущих занятиях о металлах и свойствах их соединений.
На повестке дня три вопроса.
Металлы главных подгрупп.
Металлы побочных подгрупп. Железо и его соединения.
Токсическое действие металлов на организм человека.
Вступительное слово учителя:
Если мы будем внимательны, то обнаружим вокруг себя множество «металлических» элементов.
Вот электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой.
В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью – единственным металлом, который при обычных условиях находится в жидком состоянии. Подойдем к зеркалу – увидим свое отражение в тончайшем слое металлического серебра, который нанесен на стекло. На кухне стоит кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом), покрытая блестящим слоем никеля. Нагревательный элемент электрического чайника сделан из нихрома (это сплав никеля и хрома) и упрятан в спиральный защитный кожух – трубочку из сплава алюминия с магнием и медью или из титана. Сахар в чашке будем размешивать ложкой из мельхиора – сплава меди и никеля. А сколько деталей из самых разных металлов и сплавов в часах, телевизоре, калькуляторе, автомобиле!.
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Вопрос: Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно к нам пришло? (инд. задан. Альбина)
Вопрос: Какое место занимают металлы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?
Каковы особенности строения их атомов? (ДАНИЯР, СТАС)
1. Металлы главных подгрупп
- Отгадайте чудесную головоломку: Прибавьте к определению человека, который владеет тайнами, три буквы в конце слова, и вы получите название мягкого серебристо-белого металла, горящего ярким белым светом. (маг – магний).
1. Составьте уравнения практически осуществимых реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите техническое название соединения калия, которое используется для приготовления тугоплавкого стекла: _ _ _ _ _ .
А) K2O + H2O → _______________________ П
Б) Na2O + Ba(OH)2 → ___________________В
В) Mg + Cl2 →__________________________ О
Г) NaOH + SO3 → _______________________Т
Д) Li2O + CaSO4 → _____________________ Д
Е) Ca(OH)2 + HCl → _____________________ А
Ж) Li2O + CuO → _______________________ Л
З) NaOH + ZnCl2 → ______________________ Ш
Вопрос: сделайте вывод о свойствах металлов и их соединений.
Вывод: в организме человека находится 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.
Работа В ГРУППАХ Вопрос: охарактеризуйте роль 1гр-натрия и магния, «2гр-кальция в организме человека. (инд. задание) Работа по таблице №1.
Подготовка 3мин, ответы 1мин
ЗАГАДКИ Первый слог – предлог известный,
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву «й»
Чтобы целое узнать,
Надо вам металл назвать.
(натрий)
2 группа
Удивительный металл –
Кем же только но не стал,
Вместе с группою (-он)
Побелили весь этаж
Из него и карбонат иона
Скульптор сделал Апполона.
(кальций)
3 группа
Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока-
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я …
(алюминий)
4 группа
Среди металлов самый славный
Важнейший, древний элемент
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной.
«Черный ящик» – С помощью последовательных вопросов отгадайте, изделие из какого металла находится в черном ящике?
Какой металл называют «пришельцем из космоса»?
Какой самый используемый металл в мире?
Какой металл придает нашей крови красный цвет?
Измените только одну последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны для жизнедеятельности организма, и вы получите название металла, главную составляющую часть чугуна и стали.
(все вопросы про железо)
2. Железо и его соединения.
Вопрос: Какой элемент содержится в яблоках? (железо)
Слово ст. научного сотрудника: На столе – муляжи фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока – в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.
Вопросы: Какова роль меди для человека? (инд. з.) Какова биологическая роль железа в организме человека? ( инд. з.)
Задание: Используя данные таблицы №2 , скажите какие продукты необходимо включать в рацион, чтобы восполнить недостаток железа?
Вывод: «Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества».
Да, действительно, мы выяснили, что металлы играют огромную роль в жизнедеятельности организма. Но так ли уж они безобидны?
-Осуществите цепочку превращений:
1. 2. 3.
K → KCl → KOH → KNO3
Реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительную, а №3 – в ионном виде.
*Прочитайте, как описывает взрыв в пещере рудничного газа Л. Буссенар в произведении «Похитители бриллиантов»:
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».
Напишите формулы веществ, о которых упоминается в отрывке. Составьте уравнения всех описанных реакций.
5. А. М. Горький «Сказки об Италии»: «На его (Тамерлана) страшной седой голове – белая шапка с рубином на острой верхушке. А в ушах царя – серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки. Рубин врачует сердце, мозг, силу, память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы».
Вычислите массовую долю алюминия в природном корунде.
3. Токсическое действие металлов на организм человека.
Организуем работу с таблицей №3.
К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?
В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывают на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (таллия)
Что произойдет с организмом при действии на него цинка?
Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?
Лабораторный опыт, цель которого – экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешать белок с гидроксидом натрия и медным купоросом – выпадает осадок фиолетового цвета. Вывод: белок разрушается.
Общий вывод заседания кафедры.
Мы часто говорим об охране животных и растений. А надо ли охранять человека?
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя – версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь!
С. Островой.
Учитель- в завершении нашего урока попрошу вас выполнить тестовые задания Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека».
Вариант 1.
Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba
А) не изменяются
Б) ослабевают
В) усиливаются
Г) изменяются периодически
В самородном состоянии встречается в природе
А) алюминий
Б) медь
В) хром
Г) магний
3Сталь – это сплав
А) марганца с хлором
Б) никеля с кремнием
В) фосфора с серой
Г) железа с углеродом
Реагирует с водой при комнатной температуре
А) железо
Б) цинк
В) медь
Г) кальций
Регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений ионы
А) железа
Б) магния
В) лития
Г) калия
Допишите предложения
Сегодня я узнал(а)
Я удивился(лась)
Теперь я умею
Я хотел(а) бы
Вариант 2.
Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Na
А) не изменяются
Б) ослабевают
В) усиливаются
Г) изменяются периодически
Широко используется в электротехнике
А) железо
Б) медь
В) литий
Г) кальций
Бронза – это сплав
А) цинка с оловом
Б) алюминия с марганцем
В) железа с фосфором
Г) меди с оловом
Не реагирует с водой даже при нагревании
А) магний
Б) цинк
В) железо
Г) медь
Проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека, понижают артериальное давление соли
А) кальция
Б) стронция
В) магния
Г) алюминия
РЕФЛЕКСИЯ ответить на вопросы «Что вы сегодня узнали нового?», «Что хотели бы еще узнать?» - чтобы наметить темы для следующего заседания. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
Сегодня я узнал (а)______________________________________
Я удивился (лась)_______________________________________
Теперь я умею _________________________________________
Я хотел (а) бы __________________________________________
САМО -В ЗАИМО оценивание
Д/З повторить что считаешь плохо усвоенным по теме металлы.