kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обобщение в 9 классе по химии, на котором повторяется тема "Металлы" их значение для человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека»

сс Дата-16 .03.15


Урок химии 9 класс

ТЕМА «Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека»

Цель: обобщить знания учащихся о металлах, особенностях их строения, свойствах; показать разнообразие их свойств и значение в жизнедеятельности человека;

           расширить и углубить знания о роли металлов в организме человека;

           развивать навыки выполнения химического эксперимента, прививать навыки самостоятельной работы, учить четко и грамотно выражать свои мысли, максимально использовать знания, полученные при изучении других предметов – биологии, литературы, музыки, географии, математики (устанавливать межпредметные связи).

Оборудование: электрическая лампочка, ртутный термометр, зеркало, эмалированная кастрюля (или миска), электрический чайник, столовые приборы из нержавейки и мельхиора и серебра. Муляжи фруктов и овощей. . На столах учащихся - 2 пробирки с раствором яичного белка, щелочь, сульфат меди.

Девиз урока: «Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества» (Д. И. Менделеев).

Ход урока:

Дорогие ребята! Сегодня у нас обобщение по теме меиаллы. Вы вспомните все, что рассматривали на предыдущих занятиях о металлах и свойствах их соединений.

На повестке дня три вопроса.

  1. Металлы главных подгрупп.

  2. Металлы побочных подгрупп. Железо и его соединения.

  3. Токсическое действие металлов на организм человека.

Вступительное слово  учителя:

 Если мы будем внимательны, то обнаружим вокруг себя множество «металлических» элементов.

Вот электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой.

В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью – единственным металлом, который при обычных условиях находится в жидком состоянии. Подойдем к зеркалу – увидим свое отражение в тончайшем слое металлического серебра, который нанесен на стекло. На кухне стоит кастрюля из нержавеющей стали (сплава железа с хромом), покрытая блестящим слоем никеля. Нагревательный элемент электрического чайника сделан из нихрома (это сплав никеля и хрома) и упрятан в спиральный защитный кожух – трубочку из сплава алюминия с магнием и медью или из титана. Сахар в чашке будем размешивать ложкой из мельхиора – сплава меди и никеля. А сколько деталей из самых разных металлов и сплавов в часах, телевизоре, калькуляторе, автомобиле!.

Металлов много есть, но дело не в количестве:

В команде работящей металлической

Такие мастера, такие личности!

Преуменьшать нам вовсе не пристало

Заслуги безусловные металлов

Пред египтянином, китайцем, древним греком

И каждым современным человеком.

Вопрос: Каково происхождение слова «металл»? Откуда оно к нам пришло?   (инд. задан. Альбина)

Вопрос: Какое место занимают металлы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева?

               Каковы особенности строения их атомов? (ДАНИЯР, СТАС)

1. Металлы главных подгрупп

- Отгадайте чудесную головоломку: Прибавьте к определению человека, который владеет тайнами, три буквы в конце слова, и вы получите название мягкого серебристо-белого металла, горящего ярким белым светом. (маг – магний).

1. Составьте уравнения практически осуществимых реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите техническое название соединения калия, которое используется для приготовления тугоплавкого стекла: _ _ _ _ _ .

А) K2O + H2O → _______________________ П

Б) Na2O + Ba(OH)2 → ___________________В

В) Mg + Cl2 →__________________________ О

Г) NaOH + SO3 → _______________________Т

Д) Li2O + CaSO4 → _____________________ Д

Е) Ca(OH)2 + HCl → _____________________ А

Ж) Li2O + CuO → _______________________ Л

З) NaOH + ZnCl2 → ______________________ Ш


Вопрос: сделайте вывод о свойствах металлов и их соединений.

Вывод: в организме человека находится 81 химический элемент из 92 встречающихся в природе. Человеческий организм – сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.

Работа В ГРУППАХ Вопрос: охарактеризуйте роль 1гр-натрия и магния, «2гр-кальция в организме человека. (инд. задание) Работа по таблице №1.

Подготовка 3мин, ответы 1мин


ЗАГАДКИ Первый слог – предлог известный,

Слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра,

К ней добавьте букву «й»

Чтобы целое узнать,

Надо вам металл назвать.

(натрий)

2 группа

Удивительный металл –

Кем же только но не стал,

Вместе с группою (-он)

Побелили весь этаж

Из него и карбонат иона

Скульптор сделал Апполона.

(кальций)

3 группа

Из глины я обыкновенной,

Но я на редкость современный.

Я не боюсь электротока,

Бесстрашно в воздухе лечу;

Служу на кухне я без срока-

Мне все задачи по плечу.

Горжусь своим я именем:

Зовусь я …

(алюминий)

4 группа

Среди металлов самый славный

Важнейший, древний элемент

В тяжелой индустрии главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии

Он нужен всей стране родной.

«Черный ящик» – С помощью последовательных вопросов отгадайте, изделие из какого металла находится в черном ящике?

  1. Какой металл называют «пришельцем из космоса»?

  2. Какой самый используемый металл в мире?

  3. Какой металл придает нашей крови  красный цвет?

  4. Измените только одну последнюю букву в названии органа, вырабатывающего и выделяющего гормоны для жизнедеятельности организма, и вы получите название металла, главную составляющую часть чугуна и стали.

                                                                             (все вопросы про железо)

2. Железо и его соединения.

Вопрос: Какой элемент содержится в яблоках? (железо)

Слово ст. научного сотрудника: На столе – муляжи фруктов и овощей. Эти плоды связаны с темой урока – в них есть металлы. Например, чеснок – единственный продукт питания, содержащий германий, от которого зависит крепость кровеносных сосудов. Кукуруза содержит золото, обеспечивающее работу нервной системы.

Вопросы: Какова роль меди для человека? (инд. з.) Какова биологическая роль железа в организме человека? ( инд. з.)

Задание: Используя данные таблицы №2 , скажите какие продукты необходимо включать в рацион, чтобы восполнить недостаток железа?

Вывод: «Академик Ферсман говорил, что железо – не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. Оно основа культуры и промышленности. Оно орудие войны и мирного труда, и во всей таблице Менделеева невозможно найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества».

Да, действительно, мы выяснили, что металлы играют огромную роль в жизнедеятельности организма. Но так ли уж они безобидны?

-Осуществите цепочку превращений:

1. 2. 3.

K → KCl → KOH → KNO3

Реакцию №1 разберите как окислительно-восстановительную, а №3 – в ионном виде.

*Прочитайте, как описывает взрыв в пещере рудничного газа Л. Буссенар в произведении «Похитители бриллиантов»:

«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Напишите формулы веществ, о которых упоминается в отрывке. Составьте уравнения всех описанных реакций.


5. А. М. Горький «Сказки об Италии»: «На его (Тамерлана) страшной седой голове – белая шапка с рубином на острой верхушке. А в ушах царя – серьги из рубинов Цейлона, из камней цвета губ красивой девушки. Рубин врачует сердце, мозг, силу, память человека, сапфир хранит и умножает мужество, очищает глаза, укрепляет мускулы».

Рубин – разновидность корунда, окрашенная в кроваво-красный цвет, сапфир – синяя разновидность корунда.

Вычислите массовую долю алюминия в природном корунде.




3. Токсическое действие металлов на организм человека.

Организуем работу с таблицей №3.

  • К чему может привести избыток ионов натрия? Солей магния?

  • В Интернете в 1995 г. появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у нее прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили ее в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывают на серьезное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными. Действие какого металла на организм человека связано с выпадением волос? (таллия)

  • Что произойдет с организмом при действии на него цинка?

  • Какие последствия для человеческого организма может иметь удаление из него всех металлов?

Лабораторный опыт, цель которого – экспериментально доказать действие солей некоторых металлов на белок. Смешать белок с гидроксидом натрия и медным купоросом – выпадает осадок фиолетового цвета. Вывод: белок разрушается.

Общий вывод заседания кафедры.

Мы часто говорим об охране животных и растений. А надо ли охранять человека?

Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек – он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя – версты и время,

И от атомных бурь он ослеп.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночества? Встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь!

С. Островой.




Учитель- в завершении нашего урока попрошу вас выполнить тестовые задания Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека».


Вариант 1.

  1. Металлические свойства в ряду элементов Be, Mg, Ca, Sr, Ba

А) не изменяются

Б) ослабевают

В) усиливаются

Г) изменяются периодически


  1. В самородном состоянии встречается в природе

А) алюминий

Б) медь

В) хром

Г) магний


3Сталь – это сплав

А) марганца с хлором

Б) никеля с кремнием

В) фосфора с серой

Г) железа с углеродом


  1. Реагирует с водой при комнатной температуре

А) железо

Б) цинк

В) медь

Г) кальций


  1. Регулируют белковый и углеводный обмен, влияют на процесс фотосинтеза и рост растений ионы

А) железа

Б) магния

В) лития

Г) калия


Допишите предложения

Сегодня я узнал(а)

Я удивился(лась)

Теперь я умею

Я хотел(а) бы


Вариант 2.

  1. Металлические свойства в ряду элементов Si, Al, Mg, Na

А) не изменяются

Б) ослабевают

В) усиливаются

Г) изменяются периодически


  1. Широко используется в электротехнике

А) железо

Б) медь

В) литий

Г) кальций


  1. Бронза – это сплав

А) цинка с оловом

Б) алюминия с марганцем

В) железа с фосфором

Г) меди с оловом


  1. Не реагирует с водой даже при нагревании

А) магний

Б) цинк

В) железо

Г) медь


  1. Проявляют антисептическое и сосудорасширяющее действие в организме человека, понижают артериальное давление соли

А) кальция

Б) стронция

В) магния

Г) алюминия



РЕФЛЕКСИЯ ответить на вопросы «Что вы сегодня узнали нового?», «Что хотели бы еще узнать?» - чтобы наметить темы для следующего заседания. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:

Сегодня я узнал (а)______________________________________

Я удивился (лась)_______________________________________

Теперь я умею _________________________________________

Я хотел (а) бы __________________________________________

САМО -В ЗАИМО оценивание

Д/З повторить что считаешь плохо усвоенным по теме металлы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщение по теме «Металлы». Металлы в организме человека

Автор: Долдонова Гульмира Саиндолдиновна

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "План проведения открытого интегрированного занятия Тема урока «Свойства металлов и сплавов. Трансформаторы»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_proviedieniia_otkrytogho_intieghrirovannogho_zaniatiia_tiema_uroka_svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "355556"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478345158"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "План проведения открытого интегрированного урока теоретического обучения Тема «Свойства металлов и сплавов. Трансформаторы»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_proviedieniia_otkrytogho_intieghrirovannogho_uroka_tieorietichieskogho_obuc"
    ["file_id"] => string(6) "355492"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478333886"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Металлы и экология» (Обобщение знаний по теме «Металлы». Решение задач). "
    ["seo_title"] => string(81) "mietally-i-ekologhiia-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-mietally-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111918"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408043246"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Применение спиртов. Пагубное воздействие спиртов на организм человека. "
    ["seo_title"] => string(79) "primienieniie-spirtov-paghubnoie-vozdieistviie-spirtov-na-orghanizm-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "189363"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426872813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "«Ценные элементы в нашей жизни» "
    ["seo_title"] => string(37) "tsiennyie-eliemienty-v-nashiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "126111"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415115598"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства