kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по теме: "Неметаллы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.

2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать  навыки устной и письменной речи.

3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме: "Неметаллы"»


Дата:____________

Обобщение по теме: «Неметаллы».


Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении неметаллов с использованием методов социальных технологий.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.

2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.

3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.


Тип урока: повторение и обобщение знаний.

Методы обучения:

- словесный (беседа);

- наглядный (наблюдение при проведении опытов);

- практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).


Ход урока:


I. Организационный момент. (2 мин).

Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин).

Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать расчетные и качественные задачи. Работать вы будете в группах. Каждой из групп будут даны свои задания, а этапы для всех команд одинаковые. Вот эти этапы:

1) Разминка, 2) Удивительные вещества и элементы, 3) Расчетная задача, 4) Распознавание, 5) Химический кроссворд.

Затем мы с вами подведём итоги и выясним, какая же команда больше всех знает о неметаллах. А теперь познакомимся с нашими командами (команды представляют себя).

Оценивать вашу работу будут жюри (см. приложение №1).

III.

Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера (29 мин).


1) Учитель. Первое задание - разминка. Предлагаю вам выполнить тест, каждый правильный ответ принесёт вашей команде 1 балл. Время на задание -5 мин. (Тесты команды сдают жюри).


Вариант I

Выберите правильный ответ.

  1. Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет:

а) Si, б) C, в) Sn, г)Ge.

2. Химическая связь в молекуле аммиака:

а) ионная, б) ковалентная полярная, в) металлическая,

г) ковалентная неполярная.

3. Оксид азота (V) может взаимодействовать:

a) c H2O, б) H2SO4 , в ) NaOH, г) CaO

4. Химическое равновесие в системе: FeO (k) + H2 (г) ↔ Fe (k) + H2O-Q

смещается в сторону исходных веществ:

а) при повышении давления, б) повышения температуры,

в) при понижении давления, г) понижения температуры.

5. Формула вещества, обозначенного Х в схеме превращений веществ:

P → X → H3PO4,

а) PH3 , б)P2O3, в) P2O5 .

6. Оксид серы (IV) реагирует с обоими веществами пары:

а) кислородом и водой, б) оксидами кальция и углерода (IV),

в) медью и серной кислотой.

7. Массовая доля азота в азотной кислоте равна:

а) 20, б) 22,2 , в) 14,0, г) 76,2.

8. Электронная формула атома фосфора:

а) 1s²2s²2p³, б) 1s²2s²2p63s² 3p³, в) 1s²2s²2p5, г) 1s²2s²2p63s² 3p5.

9. Высшая валентность азот проявляет в соединении:

а) N2O, б) NO, в) N2O3, г) N2O5.

10. Коэффициент перед формулой окислителя в уравнении реакции, схема которой H2S + O2 → H2O + SO2 равен:

а) 1, б)2, в) 3, г) 4.


Вариант II

Выберите правильный ответ.

  1. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома Si:

а) 3s² 3p² , б) 3s² 3p4, в) 4s² 4p2 , г) 4s² 4p4 .

2. В ряду химических элементов P → As → Sb → Bi

металлические свойства:

а) усиливаются, б) не изменяются, в) ослабевают, г) изменяются периодически.

3. При пропускании CO2 через водный раствор карбоната натрия:

а) образуется гидроксид натрия, б) выпадает осадок карбоната натрия,

в) образуется гидрокарбонат натрия, г) образуется угольная кислота.

4. Валентность азота в соединениях NO2 и NH3 соответственно равна:

а) IV и III, б)V и III, в) II и III , г) V и I.

5. Оксид серы (VI) реагирует:

а) с водой, б) азотной кислотой, в) кислородом, г) оксидом алюминия,

д) гидроксидом калия.

6. Формула вещества с ковалентной неполярной связью:

а) HCl, б)F2 , в)Na2O , г) H2S.

7. Химическое равновесие в системе 2SO2 +O2 ↔ 2SO3 + Q смещается в сторону продукта реакции:

а) при использовании катализатора, б) повышение температуры, в) понижении давления, г) понижении температуры.

8. Кремниевая кислота образуется при взаимодействии:

а) кремния с водой, б) оксида кремния с водой, в) силиката натрия с соляной кислотой, г) оксида кремния со щелочью.

9. Массовая доля серы в серной кислоте равна:

а) 14,3, б) 32, в) 32, 6, г) 65,3.

10. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции магния с азотом равен: а) 1, б) 2, в) 3, г)4.


2) Учитель. Жюри подводит итоги первого задания, а мы с вами переходим к следующему этапу: «Удивительные вещества и элементы». Каждой команде будут задаваться вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл.


«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».

(БЛИЦ-ВОПРОС)

  1. В какой капусте много йода? (В морской).

  2. Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).

  3. Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).

  4. Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).

  5. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).

  6. О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).

  7. Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).

  8. Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).

  9. Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).

  10. Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).

  11. Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)

  12. Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).

  13. Какова формула озона? (О3).

  14. Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).

  15. Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).

  16. Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).

  17. Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).

  18. Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).

  19. Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).

  20. В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).

  21. Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).

  22. Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).

При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).

  1. Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).

  2. Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)


3) Учитель. А какой же любитель химии не умеет решать задачи? Следующий этап: «Расчётная задача». Вам необходимо решить задачи, а уровень, какой вы выберите, зависит от вас, от этого зависит и количество баллов. Время на решение задач- 8 мин. (см. приложение №2).


4) Учитель. Этап «Распознавание». Ребята, вам необходимо выполнить практическое задание, объяснить и составить уравнения химических реакций. Максимальное количество баллов за это задание - 4. Время на подготовку 3 мин.

Задание: Распознайте с помощью реактивов растворы следующих веществ:

Задание команде №1: Na2CO3 , Na2SiO3 , NaNO3.

Задание команде №2: NaCl, Na2SO4, NaNO3.

Задание команде №3: Na2CO3, Na2SO4 , NaNO3.

Задание команде №4: AlCl3, Na2SO4, NaNO3.

Учитель. Проверяем задание каждой команды. ( Команды описывают ход эксперимента и делают выводы.)


5) Учитель: А теперь ребята, давайте немного отдохнем и отгадаем кроссворд. Та команда, которая первая справится, получает 5 баллов, вторая-4 и т.д. Время на выполнение-5 мин.


Химический кроссворд

По горизонтали:
1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.
4. Это вставляют в воронку при фильтровании.
5. Неметалл, твердый, желтого цвета.
8. Инертный газ.
9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).

По вертикали:
2. Количество вещества.
3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.
6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».
7. Составная часть воздуха.


IV. Проверка выполнения заданий (2 мин).

Учитель. Жюри сейчас подводит итоги всех конкурсов. А вам, ребята, я предлагаю оценить работу каждого ученика вашей команды за урок. (Рефлексия).

V. Подведение итогов и оценка результатов урока (3 мин).

Учитель. Предоставляем слово жюри. (Жюри подводит итоги всех этапов, определяет команду – победитель)

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы показали все свои знания, умения решать расчётные и качественные задачи по теме: «Неметаллы».

VI. Домашнее задание (2 мин). Подготовиться к контрольной работе по теме: «Неметаллы».

Спасибо за урок.


































Приложение №1


ПРОТОКОЛ


этап


п

«Тест»

«Удиви-тельные вещества и элемен-ты»

«Расчет-ная

задача»

«Распоз-навание»

«Химии-ческий крос-сворд»

Итог

Команда № 1







Команда № 2







Команда № 3







Команда № 4








БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ


Команда:

Вариант:



Вопрос

Правильные

ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10














БЛАНК ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ


Команда:

Уровень:








Приложение №2

Этап «Расчетная задача»

Вариант I

Первый уровень (3 балла).

1. Сколько граммов гидроксида кальция потребуется для нейтрализации 5,6 л хлороводовода?

2.Сколько литров аммиака нужно взять для получения 4,9 г бромида аммония?

3. При взаимодействии 0,1 моль магния с разбавленной серной кислотой получается сульфат магния. Определите его массу.


Второй уровень (4 балла).

1. Сколько граммов 10 % раствора гидроксида натрия потребуется для нейтрализации 8,96 л соляной кислоты.

2. Сколько граммов хлорида аммония получится при взаимодействии 8 г хлороводорода с 3г аммиака.


Третий уровень (5 баллов).

Сколько граммов осадка образуется при пропускании 11,2 л углекислого газа через 900 г 10 % раствора гидроксида бария Ba(OH)2?


Вариант II

Первый уровень (3 балла).

1. Сколько л углекислого газа получится при сжигании 3,2 г метана CH4?

2. Определите массу серы, вступившей в реакцию с алюминием количеством вещества 3 моль, если образуется сульфид алюминия Al2S3.

3. Определите количество вещества сульфата магния, образовавшегося при взаимодействии 6 г магния с разбавленной серной кислотой.


Второй уровень (4 балла).

1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?

2. Оксид углерода (IV), полученный действием избытка соляной кислоты на карбонат кальция массой 4 г растворили в воде массой 2 кг. Рассчитайте массовую долю оксид углерода (IV) в полученном растворе.


Третий уровень (5 баллов).

На смесь меди и оксида меди (II) массой 75 г подействовали избытком концентрированной азотной кислоты. При этом выделился газ объемом 26,88 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди (II) в исходной смеси.


Вариант III

Первый уровень (3 балла).

1. Сколько граммов оксида фосфора(V) образуется при сжигании 3,1 г фосфора.

2. При пропускании углекислого газа через раствор, содержащий 28 г гидроксида калия KOH, получили после выпаривания соль- K2CO3. Определите массу этой соли.

3. Определите массовую долю меди в сульфате меди (II) CuSO4.


Второй уровень (4 балла).

1. В лаборатории имеется раствор с массовой долей H2SO4 10 % . Какая масса этого раствора потребуется для растворения 1,8 г магния?

2. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим серную кислоту массой 30 г (н. у.).


Третий уровень (5 баллов).

К раствору объемом 153,5 мл с массовой долей гидроксида калия 16 % и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объемом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20 % и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли - K2SO4.







Вариант IV

Первый уровень (3 балла).

1. Через раствор, содержащий 30,9 г бромида натрия, пропустили избыток хлора, а выделившееся вещество красно-бурого цвета собрали. Определите массу этого вещества.

2. Какой объем водорода (н. у.) потребуется для полного восстановления 20 г оксида меди (II).

3. Определите массовую долю углерода в карбонате кальция.


Второй уровень (4 балла).

1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?

2. Смешали хлороводород массой 7,3 г с аммиаком массой 4 г. Определите массу образовавшейся соли и оставшегося после реакции газа.


Третий уровень (5 баллов).

К раствору, содержащему гидроксид кальция массой 1,48 г, прилили раствор массой 150 г с массовой долей карбоната натрия 5 %. Определите массу образовавшегося гидроксида натрия.




Приложение№3

Ответы на расчётные задачи:

Вариант I

Первый уровень:

  1. 9, 25 г

  2. 1,12 л.

  3. 12 г.

Второй уровень:1. 160 г. 2. 9,44 г.

Третий уровень: 98, 5 г.


Вариант II

Первый уровень:

  1. 4,48 л.

  2. 144 г.

  3. 0,25 моль.

Второй уровень:1.183 мл. 2.0,088 %.

Третий уровень: 48,8 %.


Вариант III

Первый уровень:

  1. 7,1 г.

  2. 34, 5 г.

  3. 40 %.

Второй уровень: 1. 73,5 г. 2. 4,48 л

Третий уровень: 34, 8 г.


Вариант IV

Первый уровень:

  1. 24 г.

  2. 5,6 л

  3. 12 %.

Второй уровень: 1.183 мл. 2.10,7 г NH4Cl , 0,6 г NH3.

Третий уровень: 1,6 г.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ:

ВАРИАНТ №1

Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


б

б

а,в,г

г

в

а

б

б

г

в

Вариант№2

Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


а

а

в

а

а,г,д

б

г

в

в

в



ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД:

По горизонтали: 1. Бром. 4. Фильтр. 5. Сера. 8. Аргон. 9. Титан.
По вертикали: 2. Моль. 3. Фосфор. 6. Радон. 7. Азот.







11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщение по теме: "Неметаллы"

Автор: Икрамова Екатерина Владимировна

Дата: 18.12.2018

Номер свидетельства: 491363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Презентация к уроку:"Обобщение темы: "Неметаллы: галогены, кислород,сера,азот, фосфор." "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-k-uroku-obobshchieniie-tiemy-niemietally-ghaloghieny-kislorod-siera-azot-fosfor"
    ["file_id"] => string(6) "165580"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422818903"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Простые вещества неметаллы". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prostyie-vieshchiestva-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "193057"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427559165"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Тест "Неметаллы". 9 класс"
    ["seo_title"] => string(25) "tiest-niemietally-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257743"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1448379473"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Решение расчетных задач. Повторение по теме "Неметаллы их соединения"."
    ["seo_title"] => string(84) "rieshieniie-raschietnykh-zadach-povtorieniie-po-tiemie-niemietally-ikh-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "278813"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453134573"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Своя игра в 9 классе "Неметаллы" "
    ["seo_title"] => string(35) "svoia-ighra-v-9-klassie-niemietally"
    ["file_id"] => string(6) "103846"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402641395"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства