1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.
2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.
3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме: "Неметаллы"»
Дата:____________
Обобщение по теме: «Неметаллы».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах и применении неметаллов с использованием методов социальных технологий.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о положении неметаллов в периодической системе, строении их атомов, о физических и химических свойствах, о важнейших отраслях их применения.
2. Продолжить развивать умение применять полученные знания на практике при решении расчетных и качественных задач, умение использовать химическую терминологию, умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, совершенствовать коммуникативные умения (умение совместно принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения и уважать мнение другого человека), совершенствовать навыки устной и письменной речи.
3. Расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес учащихся к предмету.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Методы обучения:
- словесный (беседа);
- наглядный (наблюдение при проведении опытов);
- практический (тестирование, выполнение расчетных задач, проведение опытов).
Ход урока:
I. Организационный момент. (2 мин).
Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Знакомство учащихся с планом урока. (2 мин).
Учитель. Ребята, сегодня у нас с вами заключительный урок по теме: «Неметаллы». Вы должны будете показать свои знания о неметаллах, умения решать расчетные и качественные задачи. Работать вы будете в группах. Каждой из групп будут даны свои задания, а этапы для всех команд одинаковые. Вот эти этапы:
1) Разминка, 2) Удивительные вещества и элементы, 3) Расчетная задача, 4) Распознавание, 5) Химический кроссворд.
Затем мы с вами подведём итоги и выясним, какая же команда больше всех знает о неметаллах. А теперь познакомимся с нашими командами (команды представляют себя).
Оценивать вашу работу будут жюри (см. приложение №1).
III.
Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера (29 мин).
1) Учитель. Первое задание - разминка. Предлагаю вам выполнить тест, каждый правильный ответ принесёт вашей команде 1 балл. Время на задание -5 мин. (Тесты команды сдают жюри).
Вариант I
Выберите правильный ответ.
Наиболее ярко выраженные неметаллические свойства проявляет:
6. Формула вещества с ковалентной неполярной связью:
а) HCl, б)F2 , в)Na2O , г) H2S.
7. Химическое равновесие в системе 2SO2 +O2 ↔ 2SO3 + Q смещается в сторону продукта реакции:
а) при использовании катализатора, б) повышение температуры, в) понижении давления, г) понижении температуры.
8. Кремниевая кислота образуется при взаимодействии:
а) кремния с водой, б) оксида кремния с водой, в) силиката натрия с соляной кислотой, г) оксида кремния со щелочью.
9. Массовая доля серы в серной кислоте равна:
а) 14,3, б) 32, в) 32, 6, г) 65,3.
10. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции магния с азотом равен: а) 1, б) 2, в) 3, г)4.
2) Учитель. Жюри подводит итоги первого задания, а мы с вами переходим к следующему этапу: «Удивительные вещества и элементы». Каждой команде будут задаваться вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл.
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ».
(БЛИЦ-ВОПРОС)
В какой капусте много йода? (В морской).
Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).
Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).
Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).
Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)
Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).
Какова формула озона? (О3).
Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).
Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).
Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).
Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).
Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)
3) Учитель. А какой же любитель химии не умеет решать задачи? Следующий этап: «Расчётная задача». Вам необходимо решить задачи, а уровень, какой вы выберите, зависит от вас, от этого зависит и количество баллов. Время на решение задач- 8 мин. (см. приложение №2).
4) Учитель. Этап «Распознавание». Ребята, вам необходимо выполнить практическое задание, объяснить и составить уравнения химических реакций. Максимальное количество баллов за это задание - 4. Время на подготовку 3 мин.
Задание: Распознайте с помощью реактивов растворы следующих веществ:
Задание команде №1: Na2CO3 , Na2SiO3 , NaNO3.
Задание команде №2: NaCl, Na2SO4, NaNO3.
Задание команде №3: Na2CO3, Na2SO4 , NaNO3.
Задание команде №4:AlCl3, Na2SO4, NaNO3.
Учитель. Проверяем задание каждой команды. ( Команды описывают ход эксперимента и делают выводы.)
5) Учитель: А теперь ребята, давайте немного отдохнем и отгадаем кроссворд. Та команда, которая первая справится, получает 5 баллов, вторая-4 и т.д. Время на выполнение-5 мин.
Химический кроссворд
По горизонтали: 1. Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом. 4. Это вставляют в воронку при фильтровании. 5. Неметалл, твердый, желтого цвета. 8. Инертный газ. 9. Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).
По вертикали: 2. Количество вещества. 3. Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек. 6. Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся». 7. Составная часть воздуха.
IV. Проверка выполнения заданий (2 мин).
Учитель. Жюри сейчас подводит итоги всех конкурсов. А вам, ребята, я предлагаю оценить работу каждого ученика вашей команды за урок. (Рефлексия).
V. Подведение итогов и оценка результатов урока (3 мин).
Учитель. Предоставляем слово жюри. (Жюри подводит итоги всех этапов, определяет команду – победитель)
Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы показали все свои знания, умения решать расчётные и качественные задачи по теме: «Неметаллы».
VI. Домашнее задание (2 мин). Подготовиться к контрольной работе по теме: «Неметаллы».
Спасибо за урок.
Приложение №1
ПРОТОКОЛ
этап
№п
«Тест»
«Удиви-тельные вещества и элемен-ты»
«Расчет-ная
задача»
«Распоз-навание»
«Химии-ческий крос-сворд»
Итог
Команда № 1
Команда № 2
Команда № 3
Команда № 4
БЛАНК ОТВЕТОВ НА ТЕСТ
Команда:
Вариант:
Вопрос
Правильные
ответы
№
1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№ 7
№ 8
№ 9
№
10
БЛАНК ОТВЕТОВ НА ЗАДАЧУ
Команда:
Уровень:
Приложение №2
Этап «Расчетная задача»
Вариант I
Первый уровень (3 балла).
1. Сколько граммов гидроксида кальция потребуется для нейтрализации 5,6 л хлороводовода?
2.Сколько литров аммиака нужно взять для получения 4,9 г бромида аммония?
3. При взаимодействии 0,1 моль магния с разбавленной серной кислотой получается сульфат магния. Определите его массу.
Второй уровень (4 балла).
1. Сколько граммов 10 % раствора гидроксида натрия потребуется для нейтрализации 8,96 л соляной кислоты.
2. Сколько граммов хлорида аммония получится при взаимодействии 8 г хлороводорода с 3г аммиака.
Третий уровень (5 баллов).
Сколько граммов осадка образуется при пропускании 11,2 л углекислого газа через 900 г 10 % раствора гидроксида бария Ba(OH)2?
Вариант II
Первый уровень (3 балла).
1. Сколько л углекислого газа получится при сжигании 3,2 г метана CH4?
2. Определите массу серы, вступившей в реакцию с алюминием количеством вещества 3 моль, если образуется сульфид алюминия Al2S3.
3. Определите количество вещества сульфата магния, образовавшегося при взаимодействии 6 г магния с разбавленной серной кислотой.
Второй уровень (4 балла).
1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?
2. Оксид углерода (IV), полученный действием избытка соляной кислоты на карбонат кальция массой 4 г растворили в воде массой 2 кг. Рассчитайте массовую долю оксид углерода (IV) в полученном растворе.
Третий уровень (5 баллов).
На смесь меди и оксида меди (II) массой 75 г подействовали избытком концентрированной азотной кислоты. При этом выделился газ объемом 26,88 л (н.у.). Определите массовую долю оксида меди (II) в исходной смеси.
Вариант III
Первый уровень (3 балла).
1. Сколько граммов оксида фосфора(V) образуется при сжигании 3,1 г фосфора.
2. При пропускании углекислого газа через раствор, содержащий 28 г гидроксида калия KOH, получили после выпаривания соль- K2CO3. Определите массу этой соли.
3. Определите массовую долю меди в сульфате меди (II) CuSO4.
Второй уровень (4 балла).
1. В лаборатории имеется раствор с массовой долей H2SO4 10 % . Какая масса этого раствора потребуется для растворения 1,8 г магния?
2. Вычислите объем водорода, выделившегося при взаимодействии цинка массой 13 г с раствором, содержащим серную кислоту массой 30 г (н. у.).
Третий уровень (5 баллов).
К раствору объемом 153,5 мл с массовой долей гидроксида калия 16 % и плотностью 1,14 г/мл прилили раствор объемом 86,8 мл с массовой долей серной кислоты 20 % и плотностью 1,14 г/мл. Определите массу образовавшейся соли - K2SO4.
Вариант IV
Первый уровень (3 балла).
1. Через раствор, содержащий 30,9 г бромида натрия, пропустили избыток хлора, а выделившееся вещество красно-бурого цвета собрали. Определите массу этого вещества.
2. Какой объем водорода (н. у.) потребуется для полного восстановления 20 г оксида меди (II).
3. Определите массовую долю углерода в карбонате кальция.
Второй уровень (4 балла).
1. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 10 % (плотностью 1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16 г гидроксида натрия?
2. Смешали хлороводород массой 7,3 г с аммиаком массой 4 г. Определите массу образовавшейся соли и оставшегося после реакции газа.
Третий уровень (5 баллов).
К раствору, содержащему гидроксид кальция массой 1,48 г, прилили раствор массой 150 г с массовой долей карбоната натрия 5 %. Определите массу образовавшегося гидроксида натрия.
Приложение№3
Ответы на расчётные задачи:
Вариант I
Первый уровень:
9, 25 г
1,12 л.
12 г.
Второй уровень:1. 160 г. 2. 9,44 г.
Третий уровень: 98, 5 г.
Вариант II
Первый уровень:
4,48 л.
144 г.
0,25 моль.
Второй уровень:1.183 мл. 2.0,088 %.
Третий уровень: 48,8 %.
Вариант III
Первый уровень:
7,1 г.
34, 5 г.
40 %.
Второй уровень: 1. 73,5 г. 2. 4,48 л
Третий уровень: 34, 8 г.
Вариант IV
Первый уровень:
24 г.
5,6 л
12 %.
Второй уровень: 1.183 мл. 2.10,7 г NH4Cl , 0,6 г NH3.