kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Введение. Атомы химических элементов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по химии в 8 классе проводится после изучения темы "Введение. Атомы химических элементов". Форма проведения -  игра КВН. Включает 6 конкурсов. Во время игры проводится рекламная пауза. В конце урока старшеклассники показывают занимательные опыты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Введение. Атомы химических элементов"»

Химия 8 класс.

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Введение. Атомы химических элементов»

Тип урока – обобщающий.

Форма проведения: КВН
Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах химических элементов, их роли в природе и жизни человека; подготовить обучающихся к проведению контрольной работы по данной теме.
Задачи.
I. Образовательные.
Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об элементах и простых веществах, их нахождении в природе, физических и химических свойствах, способах получения и применения.
Закрепление и углубление знаний обучающихся о соединениях химических элементов, их составе и способах получения.
Закрепление и расширение знаний о связи химии с практической жизнью.

II. Воспитательные.
Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.
Экологическое воспитание на основе знаний о влиянии химии элементов в природе, их значении для жизни на Земле.
Формирование у обучающихся научного мировоззрения.

III. Развивающие.

Развитие познавательного интереса к химии.
Развитие логического мышления обучающихся на примерах сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.
Развитие речи, памяти, внимания, воображения.

Оформление:

  • Таблицы и плакаты по теме "Строение атома. Атомы химических элементов»

  • Модели «Кристаллических решеток химических элементов»

  • Оборудование к конкурсу " Экологическая паутина”

  • Оборудование к опыту "Вулкан на столе”, »Рана на руке», »Несгораемый платок»

Межпредметные связи:
С географией – нахождение химических элементов и их соединений в природе.
С биологией – биологическая роль химических элементов.
С экологией – значение для жизни на Земле; способы повышения плодородия почвы, экологические проблемы.
С историей – история открытия и применения элементов и их соединений.

ПЛАН:
1. Домашнее задание – конкурс стенгазет, название команды, девиз команды
2. Разминка – работа с карточками химических элементов.
3. Исторический конкурс (викторина)
4. «Экологическая паутина».
5. Экологический лабиринт
6. Конкурс капитанов.
7. Подведение итогов
8. Лаборатория «Занимательная химия»

Во время игры проводится рекламная пауза - подготовленные небольшие выступления по применению химических элементов.


ХОД УРОКА:

Объявление темы, цели и задач КВНа. Знакомство с жюри (учащиеся старших классов).

Конкурс 1. Домашнее задание (конкурс стенгазет, название команды, девиз команды) Представление команд, оценивание их домашнего задания.
Конкурс 2. Разминка

-1)работа с карточками химических элементов на знание формул, символов, произношения по латыни символов элементов.
2)вычислить молекулярные массы для веществ :
КОН, HJ, CaO.

Конкурс 3. Викторина
Каждому члену команды индивидуально по времени зачитываются вопросы. За каждый правильный ответ ставится 1 балл, если участник самостоятельно не справляется с заданием, команда может помочь, но набирает 0,5 баллов. Если команда не знает правильного ответа, право ответа переходит к другой команде.
Вопросы:
Команда №1
1.Как называется химический элемент названный в честь России? (рутений)
2.Какой заряд в ядре атома имеет электрон?(отрицательный)
3.Как называется химический элемент названный в честь Польши? (Полоний)
4.Какой порядковый номер имеет сера в периодической системе?(16)
5. Как называется химический элемент названный в честь старинного города Парижа? (Лютеций)
6.Как называется химический элемент названный в честь древнегреческого героя? (Тантал)
7.Какое количество химических элементов известно на сегодняшний день?(119)
8.Что такое атомная масса, какое обозначение она имеет? (это масса одного атома, Аr)
9.Какой заряд имеет нейтрон в атоме, как его вычислить? (нейтральный, из относительной атомной массы вычесть порядковый номер)
10.На какие подгруппы делится группа? (на главные и побочные)
11. Как называется химический элемент, названный в честь земли? (Теллур)
12. Как называется химический элемент, названный в честь германии? (Германий)
13.Как с древнеегипетского переводится химия? (черная земля и черная наука)
14.Как называлась химия в средние века? (Алхимия)
15.Что такое простое вещество? (Вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
Команда №2

1.Как называется химический элемент, названный в честь луны? (селен)
2.Какой химический элемент имеет латинское название аргентум? (серебро)
3.Что такое протон? (положительная частица в атоме)
4.Как называется химический элемент, названный в честь старинной Франции? (Галий)
5.Как с дрегреческого переводится химия? (литье)
6.Что такое философский камень? (Вещество, с помощью которого хотели получать из неблагородных металлов благородные, - золото, серебро)
7.Кто является основоположником Периодической системы химический элементов? (Д.И.Менделеев)
8.Что такое молекулярная масса? Какое обозначение она имеет? (Это масса одной молекулы вещества, Мr)
9. Как называется химический элемен,т названный в честь Европы?(европий)
10. Какой химический элемент имеет полное латинское название «Оксигениум» (кислород)
11.Какое количество электронов имеет кислород? (восемь)
12. Какие бывают периоды в периодической системе и на что они делятся? ( малые и большие, на ряды)
13.Каких элементов больше в ПС- металлов или неметаллов? (Металлов больше, примерно 88)
14.Как называется химический элемент, названный в честь создателя ПС, какой его порядковый номер? (менделевий, № 101)
15. Как называется химический элемент, названный в честь Америки? (амереций)

Конкурс 4.«Экологическая паутина»
…Не то, что мните вы, природа:
Ни слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

На доске нарисована мелом паутина. На паутине расположены карточки с номерами. В игре участвуют одновременно 2 команды. Право первого хода достается команде, набравшей меньшее количество баллов за предыдущие конкурсы. Игроки называют номера, ведущий снимает с доски номерок и обнаруживает под ним, что там скрывается. Если карточка пустая, то зачитывается вопрос стоящий под этим номером, если нет, то на ней может быть изображены:
«паук»-переход хода;
«вода»-все очки которые набрали, смываются;
«жемчужина»-добавление команде 1 балла;
1.Практически неисчерпаемым источником экологически чистого топлива водорода является это вещество? (ВОДА)
2.Какой химический элемент входит в состав гемоглобина, являющийся белком переносимым кислород? (ЖЕЛЕЗО)
3. «ПАУК»
4. В городском воздухе этот ядовитый газ, образуется при неполном сгорании веществ, содержится в большей концентрации, чем любой другой загрязнитель? (УГАРНЫЙ ГАЗ)
5.»ВОДА»
6. Известный климатолог еще в 1962 году М.И.Будыко одним из первых опубликовал сообщение о том, что сжигание человечеством огромного количества топлива приведет к возрастанию этого газа? (УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)
7.»ЖЕМЧУЖИНА»
8.Эти соли, если они попадут в организм в повышенных количествах, ослабевляют иммунитет, вызывают заболевания кожи, повышаю частоту инфекционных заболеваний. (НИТРАТЫ)
9. «ПАУК»
10.Эти кислоты могут выпасть на поверхность Земли вместе с дождем? (АЗОТНАЯ КИСЛОТА)
11. Какой химический элемент входит в состав хлорофилла, пигмент зеленых растений, участвующий в фотосинтезе и образовании кислорода?(МАГНИЙ)
12. Чем образован озоновый экран? Какую защитную функцию в себе несет? (ОЗОН- аллотропная модификация кислорода, защищает от УФ)
13.Способность концентрировать этот тяжелый металл отличаются мхи и лишайники, поэтому его содержание в организмах северных оленей в десятки раз выше, чем в организмах оленей, живущих обитающих в умеренных широтах. (РТУТЬ)
14. Очень часто отравление этим металлом происходит из-за неправильного использования термометров, барометров, диффузно-вакуумных насосов (РТУТЬ)
15.Явление, когда в атмосфере содержится большая концентрация углекислого газа называется?
(ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ)
16. Оксиды каких химических элементов, повышают кислотность атмосферных осадков? (СЕРЫ И УГЛЕРОДА)
17. «ЖЕМЧУЖИНА»
18. Особенно опасным источником загрязнения грунтовых вод являются именно эти свалки (СВАЛКИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ)

Конкурс 5. Экологический лабиринт
Раздается вариант лабиринта на столы участников. В это время жюри подсчитывает все результаты. Вместе с 2-мя командами проходим лабиринт, отвечая на вопросы (да или нет). Пока не окажемся в конце пути.

Конкурс 6.Конкурс капитанов.
Капитаны команд выходят к доске и расписывают положение в ПС и строение атома химического элемента, например железа:
Fe № 26
Номер группы- VIII В, номер периода IV (большой)
Электронов -26,протонов -26,нейтронов -30
Подведение итогов:
По результатам набранных баллов объявляется команда-победитель. В зависимости от степени активности и правильности ответов участники получают положительные оценки.
Жюри конкурса после объявления результатов зачитывает клятву «ХИМИКА», после которой 8-ми классники посвящаются в «Братство химии»
КЛЯТВА ХИМИКА
Принимая с глубокой признательностью даруемые мне знания
И постигая тайны химической науки,
Клянусь именами Михаила Васильевича Ломоносова,
Дмитрия Ивановича Менделеева,
Александра Михайловича Бутлерова
И всех наших Учителей:
в течение всей жизни не омрачать чести химического братства,
в которое ныне вступаю.
Клянусь!
Учеников Учителя считать своими братьями и сестрами и нести потомкам знания свои и Учителя, приумножая их бескорыстно.
Клянусь!
Нарушивший ее или давший ложную клятву да будет отвергнут всем нашим сообществом и предан забвению на все времена.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

После клятвы учащимся надеваются символические медали «Юный химик»
Старшеклассники показывают занимательные опыты:

Опыт № 1 "Вулкан на столе”
Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом на асбестовую сетку и поджигают лучиной
Опыт № 2 "Несгораемый платок”
Платочек из хлопчатобумажной или льняной ткани смачиваем тщательно водой, чтобы не осталось сухих мест. Затем смачиваем ацетоном или спиртом. После каждой операции ткань слегка отжимаем. Смоченный платок поджигаем горящей лучиной и держим его тигельными щипцами на вытянутой руке.

Опыт № 3 "Кровь из раны”
Для демонстрации взять тупой нож. Нож показывают зрителям. Затем обрабатывают рану (для дезинфекции) раствором FeCl3, а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони, на пол (предварительно застеленный белой бумагой) обильно течет кровь. Ладонь, на которой кровь также осталась, протирают тряпочкой, смоченной раствором фторида натрия или калия. Показывают зрителям, что раны нет и ладонь совершенно чистая.

Использованная литература:

  1. Домашний огород. Н. А. Смирнов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Россельхозиздат, 1982

  2. Популярная библиотека химических элементов. Книга 1-ая. – 3-е изд., исправл. и доп. - М.: "Наука”, 1983

  3. Предметная неделя химии в школе. Э. Б. Дмитренко (и др); под общ. ред.

К. Н. Задорожного.- Ростов и/Д.: Феникс, 2006.-256 с.- (Библиотека учителя).

  1. Элементы периодической системы Д. И. Менделеева. Г. Н. Фадеев. Книга для учащихся. – 2-е изд., перераб. - М.: "Просвещение”, 1985




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Введение. Атомы химических элементов"

Автор: Баженова Елена Викторовна

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560549

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Статья "Устные формы опроса учащихся на уроках химии как один из методов повышения качества образования" "
    ["seo_title"] => string(119) "stat-ia-ustnyie-formy-oprosa-uchashchikhsia-na-urokakh-khimii-kak-odin-iz-mietodov-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "113356"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1409993793"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по химии 8класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-khimii-8klass"
    ["file_id"] => string(6) "184897"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426104877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства