Военно-химическая игра «зарница»
Мистер Х
Цель: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома.
Задачи:
- продолжить формирование навыков работы с дополнительной информацией, умения обобщать и делать выводы из полученных результатов.
- продолжить формирование навыков работы с опорными схемами.
- продолжить формирование навыков коллективной работы.
Оборудование: компьютер, интернет, проектор, физическая карта России, Карта Бурятии «Полезные ископаемые», Периодическая таблица химических элементов,,энциклопедии, магниты, чёрный ящик, алюминиевая ложка, учебник «Химия 9 кл»,тетради для контрольных работ, карточки с инструкцией по технике безопасности, конверты с заданиями, бумага А3, маркеры, плакат «Руды цветных металлов», пробирки, держатели для пробирок.
Реактивы: алюминий, вода, соляная кислота, щёлочь натрия.
Пояснение к уроку.
Урок проходит в форме игры «Зарница», где соревнуются 3 отряда специального назначения ( по рядам). Каждый спец.отряд выполняет спец.операции и спец.задания, в ходе которых самостоятельно приобретают новые знания и в конце урока должны отгадать предмет чёрного ящика. При выполнении спец. заданий предусмотрены формы работы: индивидуальные, парные, коллективные. В каждом отряде выбираются по 1-2 человека разведчиков и тайных агентов (желательно сильные учащиеся), которые выполняют отдельные задания. К концу урока на доске собирается по отдельным блокам, составленным отрядами, разведчиками и тайными агентами логически опорная схема по алюминию. Урок сопровождается презентацией
Каждый из 3-х спец.отрядов проходят этапы:
- операция «Место дислокации»
- контр. Наступление «Физические свойства простого вещества»
- операция захват «Секретная лаборатория»
- операция штурм «Уничтожение объекта»
- спец.задание «Работа с контурной картой»
Задание разведчиков 1-го спец. отряда- выяснить месторождения алюминия в России и составить блок-схему.
Задание тайного агента 1-го спец. отряда- найти информацию об истории открытия элемента и составить блок-схему.
Задание разведчиков 2-го спец. отряда- выяснить природные соединения алюминия и составить блок-схему.
Задание тайного агента 2-го спец. отряда- выяснить месторождения алюминия в Бурятии и составить блок-схему.
Задание разведчиков 3-го спец. отряда- выяснить применение алюминия и составить блок-схему.
Задание тайного агента 3-го спец. отряда- выяснить как получают алюминий и составить блок-схему.
Урок проводится при изучении «Химии» 9 класса ( под ред. О. С. Габриеляна) или в курсе «География России» в 9 классе (под. Ред. В.П.Пятунина).
Учитель. Спрятан в ящике предмет
Вы должны найти ответ
Вещь незаменимая
Вещь необходимая.
Пройдя все этапы военно-химической игры «Мистер Х», изучив секретную документацию вы должны отгадать какой предмет спрятан в чёрном ящике. Спец.отряды, которые выполнят все боевые задачи будут представлены к наградам.
В каждом спец.отряде выбирают 1-2 разведчиков и тайных агентов, им учитель в конвертах раздаёт особые задания.
1. операция. «Место дислокации объекта» ( 5-6 мин) Работая в отряде, определите местоположение элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в планшетах.
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа :
Электронная формула:
2.контр.наступление «Физические свойства простого вещества» (5 мин)
Запишите в планшетах физические свойства вещества:
Цвет:
Запах:
Металлический блеск:
Твердость:
Пластичность:
Теплопроводность:
Электропроводность:
Плотность:
Температура плавления
3. операция захват (10мин)
«Секретная лаборатория». Работая в группах по 6 человек, проделайте опыты, составьте уравнения химических реакций алюминия (см. таблицу). Сделайте выводы. Перед началом выполнения второго этапа необходимо внимательно изучить инструкцию по технике безопасности.
Взаимодействия алюминия
С простыми веществами
Со сложными веществами
4. операция штурм «Уничтожение объекта» (5мин)
Работая индивидуально, выполните одно задание (по выбору)
Условные обозначения: ? -задание на «3», ?- на «4», ?-на «5».
? Закончите уравнение реакции. Напишите его в полном и сокращенном ионном виде:
Al + HCl →…(вариант I)
AI + H2SO4 →…(вариантl l)
? Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:
AI → Al2O3 → AI(NO3)3 (вариант l)
AI → AICI3 → Al(NO3)3 (вариант I I)
? Определите неизвестное вещество и напишите уравнения реакций в соответствии со схемой:
AI →…→ Al(OH)3 (вариант I)
AI →…→ AICI3 (вариант I l)
Учитель. Настало время проверить достоверность собранной информации и подвести итоги.-10 мин. ( По слайдам презентации учащиеся проверяют, обсуждают, дополняют, делают выводы). Разведчики и тайные агенты знакомят всех (некоторые используя географические карты) с собранной информацией и вывешивают на доску свои блоки опорной схемы.
В течение последующих 5 минут каждый спец.отряд получает последнее спец. задание- зашифровать полученную информацию в блоки и дополнить ЛОС на доске.
Задание конверта для 1 спец.отряда- «Общие ведения алюминия»
Задание конверта для 2 спец.отряда- «Физические свойства алюминия»
Задание конверта для 3 спец.отряда- «Химические свойства алюминия»
Учитель. Без какого предмета, сделанного из нетоксичного металла не обойтись каждый день солдату? Что находится в чёрном ящике?
Благодарю всех за проявленное мужество и героизм. Настало время для награждений.
Домашнее задание: 1.составить кроссворд или расширить (дополнить) блоки ЛОС по темам- получение, история, экология производства алюминия.
2. Нанести на контурные карты месторождения алюминия в Бурятии.