kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные методы повышают качество обучения на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках химии»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ



Стриганова Нина Алексеевна, учитель химии высшей категории, отличник образования РС(Я)




Особое место среди активных форм обучения занимают те, которые в реальном учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации. Это деловые игры, аукционы знаний «советы директоров», производственные совещания, уроки КВН, уроки «Справочное бю- ро» и другие формы. Цель деловых игр: на основе моделирования производственных процессов в форме оперативных совещаний, советов директоров дается учащимся представление о вопросах, обсуждаемых на современном химическом производстве. В школьном курсе не предусмотрено обучение учащихся какой-либо химической профессии, но многие учебные темы связаны с про- блемами экологии, ресурсообеспечения, технологии, практическим применением химических знаний. Деловая игра требует большой подготовительной работы, но это стоит того, так как фор- мирует умение учащихся вести дискуссию, аргументировать ответ, делать выводы. При подго- товке деловой игры, надо учитывать и то, что огромной остается дистанция между сведениями о химической технологии в школьных учебниках, и той технологией, которая используется на со- временных предприятиях. Химическое производство в Якутии отсутствует, а в программе школьного курса химии есть такие темы: «Производство серной кислоты», «Синтез аммиака», «Производство чугуна и стали» и другие, поэтому эти темы мы изучаем в форме деловых игр. Например, урок по теме «Производство чугуна. Научные принципы химических производств». Девиз урока: «Процесс современного производства обеспечивается слаженной четкой работой людей различных специальностей». Класс разбит на три группы: 1 группа—управленческий ап- парат; 2 группа--организующая работу (технологи, снабженцы, начальники цехов; 3 группа— осуществляющая химическое производство. Ставлю перед классом проблему: Продумать, в ка- ком районе на территории Якутии наиболее выгодно построить доменное производство, учиты- вая все—экономические затраты на сырье, трудовые ресурсы, сбыт продукции, запасы железной руды, каменного угля и природного газа, транспортные узлы. Ребята определяют место строи- тельства г. Нерюнгри, так как ближайшее и самое крупное месторождение железной руды – Цен- трально-Алданское, каменный уголь и обогатительная фабрика на месте, природный газ в бас- сейне реки Вилюй. Есть железная дорога, трудовые ресурсы, образовательные учреждения, спо- собные подготовить кадры. Каждый «специалист» высказывает свою точку зрения. Ребята спо- рят, обсуждают и приходят к выводу, что строительство доменной печи на территории Якутии не выгодно и нерентабельно, так как:

  1. Сырье и сбыт на разных концах страны.

  2. Экология г.Нерюнгри напряжена из-за работы угольного разреза (добыча составляет 500 тысяч тонн в год) и обогатительной фабрики.

  3. Необходимо строительство газопровода.

В девятых классах при обобщении темы «Углерод и кремний» я обычно провожу «Аукцион знаний». Задача такого урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, показать тесную связь химии с жизнью. Предметы, выставленные на аукцион знаний: мел, простой карандаш, стеклорез, таблетки «карболен», пищевая сода, химический стакан, силикатный клей, чайная пара для любителей чая. Сегодня мы продаем понравившийся предмет за знания. Желающие приобрести данный предмет, должны как можно полнее рассказать о нем с точки зрения изучен- ной темы. С молотка продается карандаш. Его купит тот, кто полнее ответит о свойствах графита. На этом уроке мы услышали интересные сообщения ребят о керамике, стекле, пищевой и каль- цинированной соде, алмазах. Одно из сообщений: алмазы были известны народам с древности. Слово «алмас», что означает «твердейший». Алмаз обладает наибольшей твердостью из всех из- вестных в природе веществ. Он в 1000 раз тверже кварца и в 150 раз – корунда. Алмазы хорошие проводники тепла, электризуются при трении, не представляют преграды для рентгеновских лу- чей и химически устойчивы. Ни одна из известных концентрированных кислот, даже при повы- шенной температуре не действует на них. Алмаз не проводит электрического тока, прозрачный, иногда встречаются алмазы синей, зеленой и красноватой окраски. Вес алмаза измеряется в каратах. А что такое карат? В пустынных районах Аравийского полуострова есть дерево ювелиров «Каратина силиква», косточка плодов которого весит точно 0,2 грамма, т.е. один карат. Ювелиры древности и применяли для своих весов эту гирьку. Крупные алмазы редкость, их число невелико и каждый имеет свою «биографию». Алмаз «Куллинан» обнаружен в 1905 году на руднике «Премьер» и до огранки имел величину женского кулака и весил 3025 каратов (605 грамм). При подготовке к уроку ребята использовали дополнительную литературу, закрепили полученные на предыдущих уроках знания.

В восьмых классах при изучении темы «Растворы. Вода» провожу урок спектакль. Вода- это так просто и понятно, что вряд ли вызовет интерес к изучаемой теме, но если подойти к ней нестандартно, то можно увлечь ребят. Подготовка данного нестандартного урока происходит на занятиях кружка, который посещают учащиеся восьмых классов. Шла до войны на экранах кино- театров веселая кинокомедия «Волга—Волга» и был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстегивая ленивых лошадей:

Удивительный вопрос:

Почему я водовоз? Потому что без воды И не туды, и не сюды.

В этой песенке скрыт глубочайший подтекст, ибо вода для жизни—вещество номер один. Что же собой представляет вода? Дальше на уроке «появляются» Волька, Хоттабыч, учитель, ве- дущие, которые разыгрывают действия с демонстрацией опытов. Цель урока—вызвать интерес к изучаемой теме, и мы добились этого. На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало. Урок по теме «Вода в природе и способы ее очистки».Людям всех стран нужна цветущая земля, чистые реки и моря, чистый воз- дух. Поэтому о воде не случайно слагались стихи, песни, писались картины. На этом уроке про- водим конкурс «минутка» на знание стихотворений, пословиц, поговорок о воде (учащимся зара- нее было предложено подобрать материал).

«Безбрежная ширь океана и тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана и все это –только вода. В кружева будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это, а в сущности—только вода».

Интерес у учащихся вызвало краткое сообщение о значении воды для живых организмов. В организмах идет обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в тече- ние 28 лет, у черепахи—один год, у человека—один месяц. От разговора о большом значении во- ды следует логический и естественный переход к вопросам экономного ее расходования ибереж- ного отношения к воде.

Уроки викторины «Что? Где? Когда?» можно проводить в любом классе по любой теме. Викторина – эффективная форма урока, позволяющая решить комплекс задач обучения и воспи- тания. Главные из них: закрепление, обобщение и систематизация изучаемого материала, провер- ка глубины и прочности знаний учащихся по теме; ликвидация пробеловв знаниях: развитие по- знавательного интереса к предмету. Вопросы по возможности подбираются с «изюминкой». При изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Мен делеева» я обычно провожу химический турнир. Это дает возможность учащимся запомнить био- графические данные русского химика Менделеева, и используя периодическую таблицу лучше знать символы химических элементов. Например, командам даю такие задания: назовите элемен- ты, начинающиеся на букву «с» (серебро, селен, сера, скандий, стронций, свинец, сурьма, сама- рий, сиборгий), на букву «а». Или задаются такие вопросы:

1.Назовите имение Менделеевых?

2.Что любил делать на досуге Д.И. Менделеев?

3.Где работал Д.И. Менделеев в последние годы жизни?

4.Где находится кратер Д.И. Менделеева? (кратер расположен на Луне вблизи моря Москвы).

5.Где установлены памятники Д.И. Менделееву?(на родине Д.И. Менделеева в г. Тобольске и в Санкт-Петербурге.


ВЫВОДЫ:


  1. Работая над подготовкой нестандартных уроков, учащиеся приобретали опыт самостоятельной работы с различными источниками информации.

  2. Применение знаний в различных ситуациях расширяет политехнический кругозор и способствует совершенствованию экологического и экономического воспитания.

  3. Нетрадиционные уроки всегда сопровождаются повышенным интересом учащихся к изучаемому материалу, а следовательно повышается и качество их знаний, и уровень обще учебных умений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках химии

Автор: Нина Алексеевна Стриганова

Дата: 07.11.2022

Номер свидетельства: 616851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок по теме "Электрические цепи. Характеристики электрических цепей" "
    ["seo_title"] => string(101) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-eliektrichieskiie-tsiepi-kharaktieristiki-eliektrichieskikh-tsiepiei"
    ["file_id"] => string(6) "112957"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409040858"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Социально-педагогическое значение, сущность, функции нестандартных форм урока как проблема психолого-педагогической науки "
    ["seo_title"] => string(142) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-znachieniie-sushchnost-funktsii-niestandartnykh-form-uroka-kak-probliema-psikhologho-piedaghoghichieskoi-nauki"
    ["file_id"] => string(6) "245531"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446138677"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Применение инновационных педагогических технологий на уроках географии . "
    ["seo_title"] => string(88) "primienieniie-innovatsionnykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "149197"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420006429"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Индивидуальный проект по внедрению инновационных методов и технологий повышения эффективности образовательного процесса. "
    ["seo_title"] => string(137) "individual-nyi-proiekt-po-vniedrieniiu-innovatsionnykh-mietodov-i-tiekhnologhii-povyshieniia-effiektivnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "225841"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439917680"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект урока учебной практики " Приготовление дрожжевого теста и изделий из него""
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-uchiebnoi-praktiki-prighotovlieniie-drozhzhievogho-tiesta-i-izdielii-iz-niegho"
    ["file_id"] => string(6) "252463"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447395618"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства