Методические рекомендации по проведению интегрированных занятий
Методические рекомендации по проведению интегрированных занятий
Педагогическое творчество представляет собой системное образование. Оно включает многие элементы, характеризующие личностно-профессиональную деятельность преподавателя. Творчество педагога – одна из составляющих успешной работы. Задача педагога, планирующего интегрированный урок, - научить студентов мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. И для этого нужно, чтобы подростки пытались взглянуть на явления заново.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению интегрированных занятий»
Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков
Педагогическое творчество представляет собой системное образование. Оно включает многие элементы, характеризующие личностно-профессиональную деятельность преподавателя. Творчество педагога – одна из составляющих успешной работы.
Задача педагога, планирующего интегрированный урок, - научить студентов мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. И для этого нужно, чтобы подростки пытались взглянуть на явления заново.
Результатами интеграции могут стать:
▪ систематизация знаний;
▪ обобщение знаний, умений, навыков, способствующих комплексному применению ЗУН, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной и профессиональной деятельности молодого специалиста в современных условиях;
▪ усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов студентов;
▪ более эффективное формирование убеждений и достижение всестороннего развития личности и профессиональной направленности.
Творчески работающий педагог постоянно ищет такие формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволят добиться положительной динамики в результатах обучения.
Интеграция дает возможность показать студентам «мир в целом», осуществление профильной дифференциации в обучении, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок студентов, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения.
Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили подростки, это средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы студентов в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Интегрированные уроки помогают решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. На интегрированных уроках формируются компетенции: ценностно-смысловые; информационные; коммуникативные.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание студентов и стимулирует их познавательную деятельность, снимается утомляемость и перенапряжение студентов за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Интегрированный урок требует от преподавателей дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, преподаватели должны учитывать: цель и задачи урока, подбор источников информации, которые бы отвечали целям урока; определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации; создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний; переработку содержания.
Основные положения методики интегрированного урока:
Четкое определение цели и задач урока с позиции интегрирования.
Хорошее знание содержания изучаемого материала и взаимосвязи программного и дополнительного материала.
В соответствии с новым подходом к содержанию изучаемого материала необходим пересмотр методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности.
Педагоги, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем, выявить общие направления данных тем и обозначить цель и задачи будущего интегрированного урока, которые должны быть направлены на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента.
следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования.
не забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов высокого профессионализма. Педагоги должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках, уметь слаженно взаимодействовать, показывая пример взаимного сотрудничества, уметь импровизировать.
Тема урока: «Алкины. Строение молекулы ацетилена. Свойства. Получение и применение ацетилена. Газовая сварка стали»
Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний и умений студентов о непредельных углеводородах на примере алкинов.
Задачи:
Совершенствовать умения студентов анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами, применение в будущей профессии.
Продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха, политехнического мышления студентов, самостоятельности, ответственности, профессиональной компетентности, трудолюбия, умения работать в коллективе, уважать точку зрения товарищей.
Развивать умения постановки и поиска решения проблем, организовывать свою учебную деятельность, навыки логического мышления.
Компетенции, на формирование которых направлен урок:
учебно-познавательная компетенция (аспект: нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач, анализ, рефлексия, самооценка своей деятельности);
коммуникативная компетенция (аспекты устной и письменной коммуникации);
информационная компетенция (аспект обработки информации).
Тип урока: ЗОСЗ (занятие обобщения и систематизации знаний)
МПС: география «Природные сырьевые ресурсы в РК», геометрия «Пространственное строение молекул», информатика «Использование программ «АсtivInspire», «MovieMaker»», охрана труда «Требование техники безопасности при сварочных работах», производственное обучение «Выполнение сварочных работ 2 квалификационного разряда», «Сварка сталей», промышленная экология и защита окружающей среды «Горючие газы и здоровье человека», общая биология «Актуальные проблемы современной экологии»
Оборудование и реактивы: интерактивная доска, флипчарт «Алкины. Строение молекулы ацетилена. Свойства. Получение и применение ацетилена. Газовая сварка стали», лист оценки знаний, буклет «Алкины», таблицы «Строение молекул ацетилена и пропина», «Синтезы на основе ацетилена», «Гомологический ряд алканов», раздаточный материал.
Структура проведения урока:
Мобилизующее начало урока.
Постановка цели и задач урока.
Чтение и анализ эпиграфа.
Знакомство структурой урока.
Актуализация, коррекция и обобщение отдельных фактов, событий и явлений.
Мотивационное задание: Что находится за шторкой?
Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний.