Методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени"
Методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени"
Данная статья содержит методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени" ( музыка, чтение, окружающий мир, чувашский язык).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Чебоксары
Тема занятия: «Звуки и краски осени»
Авторы:
О.В.Ярукина
учитель начальных
классов
Е.Н.Данилова
учитель чувашского
языка
Чебоксары 2016
Интегрированные предметы: литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка, чувашский язык.
Тема занятия «Звуки и краски осени».
1 класс
Продолжительность занятия – 45 минут
Цель: уточнить и расширить представления учащихся об осенних изменениях в природе.
Задачи: формировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки рассматриваемых природных явлений и объектов; находить причинно-следственные связи в мире; обобщать и систематизировать наблюдения; формировать умение описывать сезонные изменения, характеризовать признаки осени; воспитывать любознательность, любовь к природе; развивать эмоциональное восприятие осенней природы. Познакомить детей с отражением осени в произведениях композиторов, писателей, художников. Познакомить с обрядами и традициями русского и чувашского народов, связанными с осенними изменениями в природе; показать мудрость народов, выразившуюся в поговорках, песнях; познакомить с народным календарем; способствовать воспитанию почтительного отношения к культурному наследию русского и чувашского народов.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Познавательные универсальные учебные действия:
- уметь отличать новое от уже известного;
- учиться находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать предметы;
- находить закономерности;
- называть последовательность простых знакомых действий;
- составлять простой план;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные умения:
- умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- учиться высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верное выполненное задание от неверного.
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
Личностные
- понимание необходимости бережного отношения к природе;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- понимание красоты окружающего мира.
Предметные
- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
-рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- различать виды эмоционального состояния человека;
Ход мероприятия:
Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в мир искусства, природы, в мир чувств. Нам предстоит очень интересная работа. Сегодня вы - исследователи, участники игры – путешествия. В дороге нам понадобятся не только знания, но и умения применять их. А чему будет посвящен наш урок-праздник, вы узнаете, отгадав загадку.
Зашумели ветра,
Облетела листва,
Птицы с криком на юг собираются,
Вновь дожди, холода.
Что за время, друзья,
Как же эта пора называется?
Итак, к нам в гости пришла осень. (Показать куклу – Осень. Далее включается клип про осень. На фоне звучащей музыки продолжить беседу.)
Осень наступила, Туча небо кроет,
Высохли цветы, Солнце не блестит,
И глядят уныло Ветер в поле воет,
Голые цветы. Дождик моросит.
Вянет и желтеет Воды зашумели
Травка на полях, Быстрого ручья,
Только зеленеет Птички улетели
Озимь на полях. В теплые края.
Давно ли мы с вами встречали лето. А вот уже и осень. Все движется, все изменяется. Один месяц приходит на смену другому. Одно время года сменяет предыдущее. Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Какой месяц идет сейчас? Но народ дал месяцам и другие
названия и, зная их, можно проследить за осенью: от ее начала до конца. (включить презентацию)
Итак, первый месяц осени – сентябрь. Как в народе называют этот месяц? Почему?
РУЕН – за желтый цвет;
РЕВУН – за ветряную погоду;
ХМУРЕНЬ – дни короткие, тучи плотно кроют небо.
Сентябрь еще называют месяцем синиц. В это время птицы наиболее активны.
За сентябрем идет октябрь. Какие названия подарил ему народ?
ПРЕДЗИМЬЕ – первый суровый месяц осени;
ЛИСТОБОЙ, ГРЯЗНИК, ВЕТРОДУЙ, ХЛЕБНИК – потому, что закрома полны, убраны все поля.
Ноябрь – третий месяц осени. Народ назвал его «ВОРОТАМИ ЗИМЫ», «МЕСЯЦЕМ МОЛОДОГО, ЗВОНКОГО ЛЬДА», «ПОЛУЗИМНИКОМ», потому, что наполовину уходит в зиму. (презентация Осень слайды 2-4)
В результате наблюдений народ создал пословицы, поговорки об осени:
«В СЕНТЯБРЕ НА БЕРЕЗЕ И ЛИСТ НЕ ДЕРЖИТСЯ»,
«В ОКТЯБРЕ НА ОДНОМ ЧАСУ И ДОЖДЬ И СНЕГ»,
«ОКТЯБРЬ КОГДА ЧЕМ ЗЕМЛЮ КРОЕТ - КОГДА ЛИСТКОМ, КОГДА СНЕЖКОМ».
Теперь обо все по порядку. В сказках, загадках осень часто сравнивается с художником. Как вы думаете, почему?
У природы есть свои праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первая капель. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля светится. Идешь по лесу – свет. Думаешь, пятно солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый, красный свет идет от осины. Красота! А какие слова близки по значению к слову «красивый»? (прекрасный, чудесный, изумительный, превосходный)
Наступление осени люди воспринимают по - разному: одним становится грустно, моросящий дождь наводит на них тоску. Других же окружающая красота воодушевляет. Они ждут, не дождутся осенних походов в лес за грибами и клюквой.
А как вы отнеслись к наступлению осени? Расскажите о своих чувствах.
Ранняя осень похожа на весну: Снова слышишь поющих птиц, распускаются цветы, бормочут тетерева, барабанят дятлы. Но оживление это перед долгим затишьем.
Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена:
«МИГНУЛА ЛИПА ПЕСТРЫМ ПЕРОМ – ОСЕНЬ ПОЗВАЛА».
Удивительная, неповторимая эта пора – увядание. Для своей работы художник – осень взяла самые яркие краски. Березы и клены покрыла желтизной. А листья осинок разрумянила. Стал осинник ярко-красным, как огонь горит. Все деревья и кусты разукрасила: кого в желтый наряд, кого в ярко- красный. Лишь елочки остались зелеными. Чист и прозрачен воздух. По прозрачному высокому небу бегут облака. Всю эту красоту осеннего леса вы можете увидеть на картине И.С.Остроухова «Золотая осень». (включить презентацию) (презентация Осень слайды 5-14)
Здесь нет слов, одни краски. Но глядя на эту картину, попробуйте угадать, что хотел сказать нам художник? Как он относится к осени?
А теперь познакомьтесь с картинами других художников, посвященных осени. (Обратить внимание учащихся на работы чувашских художников)
Осени были рады не только художники, но и поэты. Вспомните, какие стихотворения об осени вы знаете? (Дети читают стихотворения)
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали от чего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
-Что случилось вдруг?
И ответил папа:
-Это осень, друг.
Н.Антонова
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
З.Федоровская
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Вот и осень к нам пришла,
Милости просим.
И подарки принесла.
Вон их, сколько хочешь.
Мы зайдем сначала в парк,
Соберем листочки,
А теперь бегом все в лес,
Ждут нас там грибочки.
Раз-два, раз-два.
Рыжики, опята, грузди и маслята.
Вон и красный мухомор,
Но его мы не возьмем.
Вы замерзли, не беда.
Вмиг согреемся, друзья,
Раз-два, раз-два.
Вот и дома, всем пока!
А как вы думаете, почему деревья сбрасывают на зиму листья? Это случайность?
Итак, изменила окраску листва на деревьях, побурела трава, а дальше…
Какие изменения происходят в жизни птиц, насекомых, животных? Одни птицы покидают родные места днем, другие – ночью, одни летят поодиночке, другие стаями. Поодиночке скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зарянки. (Дети объясняют названия этих птиц) (Презентация). Но большинство птиц улетают стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнями, корневищами, пнями, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму. Крот чистит подземные галереи, белка сушит грибы. В сентябре родятся зайчата, их называют листопадничками. (слайды 15-24 презентация Осень)
Но вот пошел первый липкий снег. Линяет заяц – беляк, белка. Барсуки, ежи готовят себе норки, утепляя их листьями. А вот и первые гости прилетели – красногрудые снегири и свиристели. Но наши гости и сами расскажут сейчас об изменениях в своей жизни.
СЦЕНКА:
А вот и белка, и зайчишка,
Колючий ежик, бурый мишка.
Сейчас мы их сказать попросим,
Как все они встречают осень.
ЗАЯЦ: Пора мне, зайчику, линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.
БЕЛКА: А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
На зиму делаю запас,
Мне очень холодно сейчас.
МЕДВЕДЬ: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед.
Проснусь, когда весна придет.
ЕЖ: Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это.
Устал я – выбился из сил.
Сучков себе я принесу.
Квартиру сделаю в лесу.
А теперь вспомним работы человека в саду, огороде. Люди собрали большой урожай овощей, фруктов; сделали заготовки на зиму.
Осень вдохновила художников, композиторов, поэтов на создание гениальных произведений.
А какие праздники принесла с собой осень? Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. В середине ноября отмечался «Синичкин праздник». Отмечали праздник первого снега.
(Ребята исполняют песню «Осенины»)
Осенью наступает пора жатвы. На полях убирают зерно. В старину колосья срезали серпами. Эту тяжелую работу обычно выполняли женщины. Чтобы облегчить свой труд, во время жатвы они пели жнивные песни.
(Дети исполняют песню «Серпы золотые»)
В конце жатвы последний сноп уносили с поля и ставили в доме. Дети бросали колоски на крыши домов и пели песни – заклички.
(Дети исполняют песню «Восенушка – осень»)
Далее работу продолжает учитель чувашского языка.
Ребята, к нам в гости пришла Осень – Кĕркунне. Осень не только красива, но и богата. Скажите – чем? (дети отвечают). Правильно, ребята, осень богата своим урожаем. Давайте расскажем Осени какой урожай овощей мы собрали.
Кĕркунне: Ырă кун пултăр, ачасем! Эпĕ - Кĕркунне. Кĕркунне çумăр çăвать. Сарă, хĕрлĕ, хăмăр çулçăсем ÿкеççĕ. Ачасем кишĕр, кăшман, çĕр улми пуçтараççĕ.
(Осень: Добрый день, ребята! Я – Осень. Осенью дождь идет. Желтые, красные коричневые листья падают. Дети собирают урожай моркови, свеклы, картофеля.)
Учитель: Поможем Осени собрать урожай. Она вам будет говорить описание овощей, а вы будете отгадывать. За правильный ответ получите листочки. (Демонстрируется презентация «Овощи» - 1 слайд)
Кĕркунне (Осень):
Хĕрлĕ, çаврака, хÿреллĕ (кăшман) (Красная, круглая, с хвостиком) (свекла)
Хĕрлĕ сарă, тутлă (кишĕр) (Оранжевая, вкусная) (морковь)
Учитель: А теперь посмотрим правильные ответы (2 слайд). И посчитайте – кто сколько листочков собрал. (Дети считают, количество листьев называют по-чувашски: пĕрре-один, иккĕ-два, виççĕ-три, тваттă-четыре, пиллĕк-пять, улттă-шесть).
Учитель: Ребята, все эти овощи и листья Осень принесла для вас в подарок. Давайте и мы подарим ей свой подарок - споем песню.
(Дети поют на чувашском языке) – 3 слайд.
Кишĕр тутлă, кишĕр тутлă,
Кишĕр тутлă, усăллă.
Тутлă, усăллă,
Тутлă, усăллă.
(По аналогии дети поют и про другие овощи).
Учитель: Осень для вас нарисовала картину. Но прилетел Ветер и все краски раскидал. Давайте поможем Осени, соберем ей краски. (Учитель называет цвет по-чувашски, дети его находят на картинке и показывают указкой)- 4 слайд.
Кĕркунне: Тавтапуç, ачасем!
Вот и подошел к концу наш урок. Осень – чудесное время года. И сегодня к нам в гости она пришла не с пустыми руками. Примите небольшие, но полезные подарки. (Дети получают яблоки)
Приложение
Текст песни «Осенины на Руси»
Улетай, журавлик, да не насовсем, Из-за моря ты весну мне принеси. Расскажи, журавлик, расскажи ты всем - Осенины нынче на Руси.
Осень, осень золотые кружева, Осень, осень расписные рукава, Осень, осень бусы-ягоды горят, Осень, подари нам свой наряд.
В этот лес осенний, терем расписной. Я войду и ахну - до чего красив. Пёстрою листвою он шумит надо мной, Осенины нынче на Руси.
Осень, осень золотые кружева, Осень, осень расписные рукава, Осень, осень бусы-ягоды горят, Осень, подари нам свой наряд.
Где-то в перелесках бродит дух грибной, Что ты хочешь, то у осени проси. Наслаждайся красотою неземной, Осенины нынче на Руси.
Осень, осень золотые кружева, Осень, осень расписные рукава, Осень, осень бусы-ягоды горят, Осень, подари нам свой наряд.
Обыгрывание заклички в хороводе «Восенушка - Осень»
Восенушка – Осень
Гости недель восемь
Со громами сильными
Со дождями, с ливнями,
Лей-ка дождик с неба
Больше будет хлеба.
Жнивные песни
Жали мы, жали,
Жали, пожинали;
Жнеи молодые,
Серпа золотые,
Нива долговая,
Постать широкая,
По месяцу жали,
Серпы поломали,
В краю не бывали,
Людей не видали.
Список использованной литературы:
1.Агапова И.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 кл./ И.А.Агапова, М.А.Давыдова.- 9-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 304 с.: ил.- (Детский праздник).
2.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с., ил.
3.Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с., ил.
4.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с., ил.