kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени" ( музыка, чтение, окружающий мир, чувашский язык).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для проведения интегрированного занятия " Звуки и краски осени"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Чебоксары














Тема занятия: «Звуки и краски осени»









Авторы:

О.В.Ярукина

учитель начальных

классов

Е.Н.Данилова

учитель чувашского

языка



















Чебоксары 2016


Интегрированные предметы: литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка, чувашский язык.

Тема занятия «Звуки и краски осени».

1 класс

Продолжительность занятия – 45 минут

Цель: уточнить и расширить представления учащихся об осенних изменениях в природе.

Задачи: формировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки рассматриваемых природных явлений и объектов; находить причинно-следственные связи в мире; обобщать и систематизировать наблюдения; формировать умение описывать сезонные изменения, характеризовать признаки осени; воспитывать любознательность, любовь к природе; развивать эмоциональное восприятие осенней природы. Познакомить детей с отражением осени в произведениях композиторов, писателей, художников. Познакомить с обрядами и традициями русского и чувашского народов, связанными с осенними изменениями в природе; показать мудрость народов, выразившуюся в поговорках, песнях; познакомить с народным календарем; способствовать воспитанию почтительного отношения к культурному наследию русского и чувашского народов.

Оборудование: компьютер, проектор, кукла – Осень, презентация – клип «Красота осени», презентация «Осень», презентация «Осень в творчестве художников», костюмы зайца, медведя, ежа, белки, яблоки.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога;

- вступать в беседу на уроке и в жизни;

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь отличать новое от уже известного;

- учиться находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать предметы;

- находить закономерности;

- называть последовательность простых знакомых действий;

- составлять простой план;

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

Регулятивные умения:

- умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- учиться высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному плану;

- учиться отличать верное выполненное задание от неверного.

- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

Личностные

- понимание необходимости бережного отношения к природе;

- понимание своей сопричастности к жизни страны;

- понимание красоты окружающего мира.

Предметные

- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

- характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

-рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

- различать виды эмоционального состояния человека;


Ход мероприятия:

Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в мир искусства, природы, в мир чувств. Нам предстоит очень интересная работа. Сегодня вы - исследователи, участники игры – путешествия. В дороге нам понадобятся не только знания, но и умения применять их. А чему будет посвящен наш урок-праздник, вы узнаете, отгадав загадку.

Зашумели ветра,

Облетела листва,

Птицы с криком на юг собираются,

Вновь дожди, холода.

Что за время, друзья,

Как же эта пора называется?

Итак, к нам в гости пришла осень. (Показать куклу – Осень. Далее включается клип про осень. На фоне звучащей музыки продолжить беседу.)

Осень наступила, Туча небо кроет,

Высохли цветы, Солнце не блестит,

И глядят уныло Ветер в поле воет,

Голые цветы. Дождик моросит.

Вянет и желтеет Воды зашумели

Травка на полях, Быстрого ручья,

Только зеленеет Птички улетели

Озимь на полях. В теплые края.

Давно ли мы с вами встречали лето. А вот уже и осень. Все движется, все изменяется. Один месяц приходит на смену другому. Одно время года сменяет предыдущее. Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. Какой месяц идет сейчас? Но народ дал месяцам и другие

названия и, зная их, можно проследить за осенью: от ее начала до конца. (включить презентацию)

Итак, первый месяц осени – сентябрь. Как в народе называют этот месяц? Почему?

РУЕН – за желтый цвет;

РЕВУН – за ветряную погоду;

ХМУРЕНЬ – дни короткие, тучи плотно кроют небо.

Сентябрь еще называют месяцем синиц. В это время птицы наиболее активны.

За сентябрем идет октябрь. Какие названия подарил ему народ?

ПРЕДЗИМЬЕ – первый суровый месяц осени;

ЛИСТОБОЙ, ГРЯЗНИК, ВЕТРОДУЙ, ХЛЕБНИК – потому, что закрома полны, убраны все поля.

Ноябрь – третий месяц осени. Народ назвал его «ВОРОТАМИ ЗИМЫ», «МЕСЯЦЕМ МОЛОДОГО, ЗВОНКОГО ЛЬДА», «ПОЛУЗИМНИКОМ», потому, что наполовину уходит в зиму. (презентация Осень слайды 2-4)

В результате наблюдений народ создал пословицы, поговорки об осени:

«В СЕНТЯБРЕ НА БЕРЕЗЕ И ЛИСТ НЕ ДЕРЖИТСЯ»,

«В ОКТЯБРЕ НА ОДНОМ ЧАСУ И ДОЖДЬ И СНЕГ»,

«ОКТЯБРЬ КОГДА ЧЕМ ЗЕМЛЮ КРОЕТ - КОГДА ЛИСТКОМ, КОГДА СНЕЖКОМ».

Теперь обо все по порядку. В сказках, загадках осень часто сравнивается с художником. Как вы думаете, почему?

У природы есть свои праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первая капель. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля светится. Идешь по лесу – свет. Думаешь, пятно солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый, красный свет идет от осины. Красота! А какие слова близки по значению к слову «красивый»? (прекрасный, чудесный, изумительный, превосходный)

Наступление осени люди воспринимают по - разному: одним становится грустно, моросящий дождь наводит на них тоску. Других же окружающая красота воодушевляет. Они ждут, не дождутся осенних походов в лес за грибами и клюквой.

А как вы отнеслись к наступлению осени? Расскажите о своих чувствах.

Ранняя осень похожа на весну: Снова слышишь поющих птиц, распускаются цветы, бормочут тетерева, барабанят дятлы. Но оживление это перед долгим затишьем.

Одна из первых примет осени – желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена:

«МИГНУЛА ЛИПА ПЕСТРЫМ ПЕРОМ – ОСЕНЬ ПОЗВАЛА».

Удивительная, неповторимая эта пора – увядание. Для своей работы художник – осень взяла самые яркие краски. Березы и клены покрыла желтизной. А листья осинок разрумянила. Стал осинник ярко-красным, как огонь горит. Все деревья и кусты разукрасила: кого в желтый наряд, кого в ярко- красный. Лишь елочки остались зелеными. Чист и прозрачен воздух. По прозрачному высокому небу бегут облака. Всю эту красоту осеннего леса вы можете увидеть на картине И.С.Остроухова «Золотая осень». (включить презентацию) (презентация Осень слайды 5-14)

Здесь нет слов, одни краски. Но глядя на эту картину, попробуйте угадать, что хотел сказать нам художник? Как он относится к осени?

А теперь познакомьтесь с картинами других художников, посвященных осени. (Обратить внимание учащихся на работы чувашских художников)

Осени были рады не только художники, но и поэты. Вспомните, какие стихотворения об осени вы знаете? (Дети читают стихотворения)

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали от чего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

-Что случилось вдруг?

И ответил папа:

-Это осень, друг.

Н.Антонова

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

З.Федоровская

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И.Бунин


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Вот и осень к нам пришла,

Милости просим.

И подарки принесла.

Вон их, сколько хочешь.

Мы зайдем сначала в парк,

Соберем листочки,

А теперь бегом все в лес,

Ждут нас там грибочки.

Раз-два, раз-два.

Рыжики, опята, грузди и маслята.

Вон и красный мухомор,

Но его мы не возьмем.

Вы замерзли, не беда.

Вмиг согреемся, друзья,

Раз-два, раз-два.

Вот и дома, всем пока!

А как вы думаете, почему деревья сбрасывают на зиму листья? Это случайность?

Итак, изменила окраску листва на деревьях, побурела трава, а дальше…

Какие изменения происходят в жизни птиц, насекомых, животных? Одни птицы покидают родные места днем, другие – ночью, одни летят поодиночке, другие стаями. Поодиночке скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зарянки. (Дети объясняют названия этих птиц) (Презентация). Но большинство птиц улетают стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, чибисы – в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнями, корневищами, пнями, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму. Крот чистит подземные галереи, белка сушит грибы. В сентябре родятся зайчата, их называют листопадничками. (слайды 15-24 презентация Осень)

Но вот пошел первый липкий снег. Линяет заяц – беляк, белка. Барсуки, ежи готовят себе норки, утепляя их листьями. А вот и первые гости прилетели – красногрудые снегири и свиристели. Но наши гости и сами расскажут сейчас об изменениях в своей жизни.

СЦЕНКА:

А вот и белка, и зайчишка,

Колючий ежик, бурый мишка.

Сейчас мы их сказать попросим,

Как все они встречают осень.

ЗАЯЦ: Пора мне, зайчику, линять.

Пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

БЕЛКА: А я спешу, спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу.

На зиму делаю запас,

Мне очень холодно сейчас.

МЕДВЕДЬ: В берлогу скоро лягу спать,

За осенью – зима опять.

Пусть мне во сне приснится мед.

Проснусь, когда весна придет.

ЕЖ: Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето.

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это.

Устал я – выбился из сил.

Сучков себе я принесу.

Квартиру сделаю в лесу.

А теперь вспомним работы человека в саду, огороде. Люди собрали большой урожай овощей, фруктов; сделали заготовки на зиму.

Осень вдохновила художников, композиторов, поэтов на создание гениальных произведений.

А какие праздники принесла с собой осень? Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. В середине ноября отмечался «Синичкин праздник». Отмечали праздник первого снега.

(Ребята исполняют песню «Осенины»)

Осенью наступает пора жатвы. На полях убирают зерно. В старину колосья срезали серпами. Эту тяжелую работу обычно выполняли женщины. Чтобы облегчить свой труд, во время жатвы они пели жнивные песни.

(Дети исполняют песню «Серпы золотые»)

В конце жатвы последний сноп уносили с поля и ставили в доме. Дети бросали колоски на крыши домов и пели песни – заклички.

(Дети исполняют песню «Восенушка – осень»)


Далее работу продолжает учитель чувашского языка.

Ребята, к нам в гости пришла Осень – Кĕркунне. Осень не только красива, но и богата. Скажите – чем? (дети отвечают). Правильно, ребята, осень богата своим урожаем. Давайте расскажем Осени какой урожай овощей мы собрали.

Кĕркунне: Ырă кун пултăр, ачасем! Эпĕ - Кĕркунне. Кĕркунне çумăр çăвать. Сарă, хĕрлĕ, хăмăр çулçăсем ÿкеççĕ. Ачасем кишĕр, кăшман, çĕр улми пуçтараççĕ.

(Осень: Добрый день, ребята! Я – Осень. Осенью дождь идет. Желтые, красные коричневые листья падают. Дети собирают урожай моркови, свеклы, картофеля.)

Учитель: Поможем Осени собрать урожай. Она вам будет говорить описание овощей, а вы будете отгадывать. За правильный ответ получите листочки. (Демонстрируется презентация «Овощи» - 1 слайд)

Кĕркунне (Осень):

  1. Хĕрлĕ, çаврака, хÿреллĕ (кăшман) (Красная, круглая, с хвостиком) (свекла)

  2. Хĕрлĕ сарă, тутлă (кишĕр) (Оранжевая, вкусная) (морковь)

  3. Симĕс, вăрăм (хăяр) (Зеленый, длинный) (огурец)

  4. Çаврака, йÿçĕ (сухан) (Круглый, кислый) (лук)

  5. Сарă, çаврака (çарăк) (Желтая, круглая) (репа)

  6. Хĕрлĕ, тутлă, çаврака (помидор) (Красный, вкусный, круглый) (помидор)

Учитель: А теперь посмотрим правильные ответы (2 слайд). И посчитайте – кто сколько листочков собрал. (Дети считают, количество листьев называют по-чувашски: пĕрре-один, иккĕ-два, виççĕ-три, тваттă-четыре, пиллĕк-пять, улттă-шесть).

Учитель: Ребята, все эти овощи и листья Осень принесла для вас в подарок. Давайте и мы подарим ей свой подарок - споем песню.

(Дети поют на чувашском языке) – 3 слайд.

Кишĕр тутлă, кишĕр тутлă,

Кишĕр тутлă, усăллă.

Тутлă, усăллă,

Тутлă, усăллă.

(По аналогии дети поют и про другие овощи).

Учитель: Осень для вас нарисовала картину. Но прилетел Ветер и все краски раскидал. Давайте поможем Осени, соберем ей краски. (Учитель называет цвет по-чувашски, дети его находят на картинке и показывают указкой)- 4 слайд.

Кĕркунне: Тавтапуç, ачасем!

Вот и подошел к концу наш урок. Осень – чудесное время года. И сегодня к нам в гости она пришла не с пустыми руками. Примите небольшие, но полезные подарки. (Дети получают яблоки)



Приложение


Текст песни «Осенины на Руси»

Улетай, журавлик, да не насовсем,
Из-за моря ты весну мне принеси.
Расскажи, журавлик, расскажи ты всем -
Осенины нынче на Руси.

Осень, осень золотые кружева,
Осень, осень расписные рукава,
Осень, осень бусы-ягоды горят,
Осень, подари нам свой наряд.

В этот лес осенний, терем расписной.
Я войду и ахну - до чего красив.
Пёстрою листвою он шумит надо мной,
Осенины нынче на Руси.

Осень, осень золотые кружева,
Осень, осень расписные рукава,
Осень, осень бусы-ягоды горят,
Осень, подари нам свой наряд.

Где-то в перелесках бродит дух грибной,
Что ты хочешь, то у осени проси.
Наслаждайся красотою неземной,
Осенины нынче на Руси.

Осень, осень золотые кружева,
Осень, осень расписные рукава,
Осень, осень бусы-ягоды горят,
Осень, подари нам свой наряд.


Обыгрывание заклички в хороводе «Восенушка - Осень»


Восенушка – Осень

Гости недель восемь

Со громами сильными

Со дождями, с ливнями,

Лей-ка дождик с неба

Больше будет хлеба.



Жнивные песни

Жали мы, жали,

Жали, пожинали;

Жнеи молодые,

Серпа золотые,

Нива долговая,

Постать широкая,

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

Список использованной литературы:


1.Агапова И.А. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины: для учащихся 1-5 кл./ И.А.Агапова, М.А.Давыдова.- 9-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 304 с.: ил.- (Детский праздник).

2.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с., ил.

3.Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с., ил.

4.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 224 с., ил.

Интернет – ресурсы:

  1. https://youtu.be/RAyj--zd5rs (клип «Осень»)

  2. http://images.clipartpanda.com/tomato-clipart-tomato_310440.jpg (помидор)

  3. http://vladnews.ru/uploads/news/2014/09/04/6eda90020d6070760418c6d26d8077c2.jpg (овощи)

  4. http://malahov-plus.com/uploads/posts/2012-03/1331465851_repa.jpg (репа)

  5. http://www.oncc.ru/wp-content/uploads/2015/09/228.jpg (морковь)

  6. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b7d5afaa3be1373d83d540e2460aed0e&n=33&h=215&w=287 (огурец)

  7. http://cs627423.vk.me/v627423442/43b77/72OlaHHY-Hw.jpg (свекла)

  8. http://weylin.ru/wp-content/uploads/2015/09/277.jpeg (лук)

  9. http://malenkajastrana.my1.ru/74-1/094/6.jpg (картина «Осень»)

  10. http://co12.nevseoboi.com.ua/wallpapers/mix/1347960259-1632855-0209402_www.nevseoboi.com.ua.jpg (И.Остроухов «Золотая осень»)

  11. http://muzaz.ru/uploads/images/n/i/k/nikolaj_shishkin_zolotaja_osen.jpg (И.Шишкин «Золотая осень»)

  12. http://musiclessons.ucoz.com/papka/pap4/img22.jpg (И.Левитан «Золотая осень»)

  13. http://az.budclub.ru/img/a/aksakow_s_t/text_0080/polenov_osen.jpg (В.Поленов «Осень в Абрамцеве»)

  14. http://музыкальная-фантазия.рф/files/gallery/brodsky-opavshie-listya.jpg (И.Бродский «Опавшие листья»)

  15. http://www.artsait.ru/art/f/feshin/img/32.jpg (Н.Фешин «Чувашские девушки»)

  16. http://artgallary.altervista.org/albums/zhivopis/feshin/f1osen.1900-e.jpg (Н.Фешин «Осень»)

  17. http://www.siriusso.ru/image/cache/data/gallery/danilov/1314013460_osen-selest1--600-500x500.jpg (А.Данилов)

  18. http://www.culture21.ru/Home/541/medal/polia2/p.jpg (Ю.Матросов)

  19. http://artnow.ru/img/874000/874670.jpg (В.Лукиянов «Осеннее утро»)

  20. http://fs00.infourok.ru/images/doc/237/145655/2/img5.jpg (кукушка)

  21. http://www.scientificlib.com/en/Biology/Animalia/Chordata/Aves/images/AlcedoAtthis1.jpg (зимородок)

  22. https://c1.staticflickr.com/1/119/289652929_837d8ed916_b.jpg (зарянка)

  23. http://s09.radikal.ru/i182/1211/cc/fb42e737df39.jpg (снегири)

  24. http://www2.picturepush.com/photo/a/12483950/img/12483950.jpg (дикие утки)

  25. http://i283.photobucket.com/albums/kk304/tazinka/image244done.jpg (чибисы)

  26. http://www.епресса.рф/upload/iblock/b16/b1671a36f828543c96a101ce23e9483b.jpg (дикие гуси)

  27. http://uralskie-zapovedniki.ru/taganai/images/pic/animals_tagan5.jpg (свиристель)

  28. http://www.encyclopediaofukraine.com/pic%5CH%5CA%5CHare%20blue_white.jpg (зайцы)

  29. http://img-fotki.yandex.ru/get/4115/102205733.4f/0_9941b_43e121c9_XL.jpeg.jpg (белка зимой)

  30. http://msk.mr7.ru/public/article/images/dace4bdc834b60f38fc21eac80712678154d0953.jpg (белка летом)

  31. http://www.niceimage.ru/pic/201305/1920x1080/niceimage.ru-47067.jpg (осень-1)

  32. http://oformi.net/uploads/gallery/main/11/oformi_net_25_osen.jpg (осень-2)

  33. http://www.setwalls.ru/download.php?file=201502/1600x900/setwalls.ru-75133.jpg (осень-3)

  34. http://img.izismile.com/img/img5/20121005/1000/magnificent_autumn_colours_in_full_bloom_44.jpg (осень-4)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ярукина Ольга Васильевна, Данилова Елена Николаевна

Дата: 18.05.2018

Номер свидетельства: 470045


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства