«Формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования ЦОРов»
образовательные модульные мультимедиа системы - информационный и контрольный модули)
Конспект урока в11 классе по теме «Карбоновые кислоты»
Цели урока:
Сформировать понятие о карбоновых кислотах и их классификации.
Рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатуры
Научиться характеризовать химические свойства карбоновых кислот в сравнении с минеральными и использовать полученные знания в быту.
Развивать исследовательские компетенции учащихся при организации лабораторной работы и проблемного изучения информационных ресурсов.
Воспитывать культуру общения и сотрудничества через работу в паре и коллективе.
Оборудование и материалы:
На столе учителя: лимоны, апельсины, яблоки, черная смородина, ваза;
образцы кислот: уксусная, стеариновая.
Лабораторное оборудование и реактивы на столах учащихся: лакмус, штативы с пробирками, цинк, медная проволока, раствор уксусной кислоты; памятка по составлению названий, таблица с тривиальными названиями некоторых кислот.
В кабинете: компьютер с мультимедийным проектом для учителя и компьютеры для учащихся.
Тип урока - изучение нового материала.
План урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация
3. Целеполагание – постановка задач
4. Изучение новой темы с поэтапным закреплением
5. Рефлексия занятия
6. Контроль знаний – выполнение заданий контрольного модуля
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Приветствие
2. Мотивация
Перед вами ваза, она пуста, но сейчас мы её наполним. Я кладу в неё яблоко, кислое яблоко, апельсин и лимон, лимон и еще лимон. Вот и наполнили вазу. Какой вкус вы ощущаете во рту? (Кислый).
А знаете ли вы, что уже с древних времён для придания пищи кисловатого привкуса люди использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы, что продолжают делать и в настоящее время. А что же придает этим фруктам, овощам и ягодам кислый вкус? ( Кислоты). Действительно, кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических соединений, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке, карбоновых кислот.
Тема урока «Карбоновые кислоты» (слайд №2)
3. Целеполагание (слайд №3)
сформулировать определение
вывести общую формулу
изучить классификацию и принципы номенклатуры
овладеть навыками составления изомеров
изучить физические и химические свойства
рассмотреть способы получения
оценить разнообразие органических кислот
познать области применения некоторых карбоновых кислот
4. Изучение нового материала – поэтапная рефлексия
4.1. Состав и классификация карбоновых кислот (слайд №4)
Цель: изучить состав, строение и классификацию кислот
Вопросы для учащихся после изучения
1 информационного блока ЦОРа
Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
Какова их функциональная группа?
Определите общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот
Ответы запишите в тетради.
4.2. Гомологический ряд и номенклатура кислот (слайд №5)
Цель: изучить гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, научиться давать им названия по номенклатуре ИЮПАК и познакомиться с рациональными названиями некоторых из них
Вопросы для учащихся после изучения
2 информационного блока ЦОРа
Таблицы
Назовите предыдущего и последующего гомологов этановой (уксусной) кислоты
4.3. Изомерия карбоновых кислот (слайд №6)
Цель: изучить виды изомерии характерные для предельных одноосновных карбоновых кислот
Вопросы для учащихся после изучения информационного блока ЦОРа
Запишите в тетрадь изомеры бутановой кислоты, дайте им названия
А) СН3-СН-СООН Б) СН3-СН2-СН2-СОН
СН3
В) СН3-СО-О-СН2-СН3 г) СН3-СН2-СООН
Знакомство с межклассовой изомерией (вещество под буквой В имеет такой же качественный и количественный состав как и бутановая кислота С4Н8О2
4.4. Физические свойства (слайд №7)
Цель: изучить физические свойства низших и высших карбоновых кислот
Вопросы для учащихся после изучения 3 информационного блока ЦОРа
4.5. Химические свойства (слайд №8)
Цель: изучить хим. свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими на примере уксусной кислоты
Лабораторные опыты – ТБ при работе с кислотами – аккуратное обращение, вызывает ожоги)
(записать уравнения реакций в тетрадь)
Диссоциация
Взаимодействие с металлами
Вопросы для учащихся после изучения
4 информационного блока ЦОРа ( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).
С какими веществами взаимодействуют карбоновые кислоты? Назовите характерные свойства как для органических так и неорганических кислот.
( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).
Способы получения: промышленные и лабораторный (для уксусной кислоты)
(Здесь же о применении в быту - как приправа к пище и как консервант).
Рефлексия – сопоставление поставленных задач с достигнутыми (слайд№11).
Планировали
сформулировать определение
вывести общую формулу
изучить классификацию и принципы номенклатуры
овладеть навыками составления изомеров
изучить физические и химические свойства
рассмотреть способы получения
оценить разнообразие
познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться
Достигли
Знаем
Владеем
Умеем характеризовать
Компьютерное тестирование (выполнение заданий контрольного модуля), в соответствии с предписанием (слайд №12)
Задание для учащихся
Ответьте на вопросы контрольного модуля: №1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10
Оцени себя
Если вы выполнили правильно 8-7 заданий (горит зелёный фонарик), значит усвоили материал урока на «5»
Если 6-5 заданий значит усвоили материал
на «4»
Если 4- 3 – на «3» бала
Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в вашей таблице ответов они отмечены красным цветом)
Подведение итогов, Д/З -§ 20 , № 1-4
Учитель химии Черемисина Р.В.