kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Карбоновые кислоты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет совершенствовать традиционную систему образования, вызывает интерес к химии, помогает формировать познавательные мотивы разных уровней, активность учащихся за счет разнообразия форм работы, что  обеспечивает качественное усвоение учащимися стандарта образования по предмету, формирует учебно-познавательные, информационные компетенции.

  В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов.Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники химии, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Урок по теме «Карбоновые кислоты» разработан с использованием ЦОР. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cheremisina urok»

«Формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования ЦОРов»

 

образовательные модульные мультимедиа системы - информационный и контрольный модули)


Конспект урока в11 классе по теме «Карбоновые кислоты»


Цели урока:


Сформировать понятие о карбоновых кислотах и их классификации.

Рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатуры

Научиться характеризовать химические свойства карбоновых кислот в сравнении с минеральными и использовать полученные знания в быту.

Развивать исследовательские компетенции учащихся при организации лабораторной работы и проблемного изучения информационных ресурсов.

Воспитывать культуру общения и сотрудничества через работу в паре и коллективе.


Оборудование и материалы:

  • На столе учителя: лимоны, апельсины, яблоки, черная смородина, ваза;

образцы кислот: уксусная, стеариновая.

  • Лабораторное оборудование и реактивы на столах учащихся: лакмус, штативы с пробирками, цинк, медная проволока, раствор уксусной кислоты; памятка по составлению названий, таблица с тривиальными названиями некоторых кислот.

  • В кабинете: компьютер с мультимедийным проектом для учителя и компьютеры для учащихся.


Тип урока - изучение нового материала.

План урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация

3. Целеполагание – постановка задач

4. Изучение новой темы с поэтапным закреплением

5. Рефлексия занятия

6. Контроль знаний – выполнение заданий контрольного модуля

7. Домашнее задание


Ход урока

1. Приветствие

2. Мотивация

Перед вами ваза, она пуста, но сейчас мы её наполним. Я кладу в неё яблоко, кислое яблоко, апельсин и лимон, лимон и еще лимон. Вот и наполнили вазу. Какой вкус вы ощущаете во рту? (Кислый).

А знаете ли вы, что уже с древних времён для придания пищи кисловатого привкуса люди использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы, что продолжают делать и в настоящее время. А что же придает этим фруктам, овощам и ягодам кислый вкус? ( Кислоты). Действительно, кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических соединений, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке, карбоновых кислот.

Тема урока «Карбоновые кислоты» (слайд №2)


3. Целеполагание (слайд №3)

  • сформулировать определение

  • вывести общую формулу

  • изучить классификацию и принципы номенклатуры

  • овладеть навыками составления изомеров

  • изучить физические и химические свойства

  • рассмотреть способы получения

  • оценить разнообразие органических кислот

  • познать области применения некоторых карбоновых кислот


4. Изучение нового материала – поэтапная рефлексия


4.1. Состав и классификация карбоновых кислот (слайд №4)


  • Цель: изучить состав, строение и классификацию кислот

  • Вопросы для учащихся после изучения

  • 1 информационного блока ЦОРа

  • Какие вещества называют карбоновыми кислотами?

  • Какова их функциональная группа?

  • Определите общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот

Ответы запишите в тетради.


4.2. Гомологический ряд и номенклатура кислот (слайд №5)


  • Цель: изучить гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, научиться давать им названия по номенклатуре ИЮПАК и познакомиться с рациональными названиями некоторых из них

  • Вопросы для учащихся после изучения

  • 2 информационного блока ЦОРа

  • Таблицы

  • Назовите предыдущего и последующего гомологов этановой (уксусной) кислоты


4.3. Изомерия карбоновых кислот (слайд №6)


  • Цель: изучить виды изомерии характерные для предельных одноосновных карбоновых кислот

  • Вопросы для учащихся после изучения информационного блока ЦОРа

  • Запишите в тетрадь изомеры бутановой кислоты, дайте им названия

А) СН3-СН-СООН Б) СН3-СН2-СН2-СОН

СН3

В) СН3-СО-О-СН2-СН3 г) СН3-СН2-СООН

Знакомство с межклассовой изомерией (вещество под буквой В имеет такой же качественный и количественный состав как и бутановая кислота С4Н8О2


4.4. Физические свойства (слайд №7)


Цель: изучить физические свойства низших и высших карбоновых кислот

Вопросы для учащихся после изучения 3 информационного блока ЦОРа

  • 1. Какие физические свойства характерны для уксусной кислоты (стеариновой) кислот?


4.5. Химические свойства (слайд №8)


Цель: изучить хим. свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими на примере уксусной кислоты


  • Лабораторные опыты – ТБ при работе с кислотами – аккуратное обращение, вызывает ожоги)

  • (записать уравнения реакций в тетрадь)

  1. Диссоциация

  2. Взаимодействие с металлами

  • Вопросы для учащихся после изучения

  • 4 информационного блока ЦОРа ( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).

  • С какими веществами взаимодействуют карбоновые кислоты? Назовите характерные свойства как для органических так и неорганических кислот.

( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).

  • Что называют реакцией этерификации?


    1. Способы получения: промышленные и лабораторный (для уксусной кислоты)

(Здесь же о применении в быту - как приправа к пище и как консервант).

  1. Рефлексия – сопоставление поставленных задач с достигнутыми (слайд№11).

Планировали

  • сформулировать определение

  • вывести общую формулу

  • изучить классификацию и принципы номенклатуры

  • овладеть навыками составления изомеров

  • изучить физические и химические свойства

  • рассмотреть способы получения

  • оценить разнообразие

  • познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться

Достигли

Знаем

  • определение

  • общую формулу

  • классификацию и принципы номенклатуры карбоновых кислот

Владеем

  • навыками составления изомеров

Умеем характеризовать

  • физические, химические свойства

  • способы получения

  • Будем использовать полученные знания в жизни (?)

  1. Компьютерное тестирование (выполнение заданий контрольного модуля), в соответствии с предписанием (слайд №12)

Задание для учащихся

  • Ответьте на вопросы контрольного модуля: №1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10

  • Оцени себя

  • Если вы выполнили правильно 8-7 заданий (горит зелёный фонарик), значит усвоили материал урока на «5»

  • Если 6-5 заданий значит усвоили материал

  • на «4»

  • Если 4- 3 – на «3» бала

  • Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в вашей таблице ответов они отмечены красным цветом)

  1. Подведение итогов, Д/З -§ 20 , № 1-4

Учитель химии Черемисина Р.В.


Просмотр содержимого документа
«Памятка по составлению названия»

Для определения названия кислоты в соответствии с номенклатурой IUPAC нужно придерживаться следующего порядка:


  1. Главную цепь выбирают таким образом, чтобы атом углерода карбоксильной группы оказался в ней.

  2. Нумерация атомов углерода главной цепи начинается с атома углерода карбоксильной группы.

  3. Полное название данной кислоты образуется от названия алкана с тем же числом атомов углерода в молекуле с добавлением «-овая кислота».

  4. Если углеводородный радикал разветвлен, то сначала называют номер атома углерода, при котором находится радикал, затем через дефис называют сам радикал. Обратите внимание, что отсутствие дефиса в данном случае считается за ошибку. Если с основной цепью соединены два различных радикала, то первым из них указывается наиболее простой. Если с основной цепью соединены два или более одинаковых радикалов, то их количество указывается с использованием соответствующих префиксов: -ди, -три, -тетра и т. д


Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме Карбоновые кислоты»

«Формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования ЦОРов»

 

образовательные модульные мультимедиа системы - информационный и контрольный модули)


Конспект урока в11 классе по теме «Карбоновые кислоты»


Цели урока:


Сформировать понятие о карбоновых кислотах и их классификации.

Рассмотреть основы международной и тривиальной номенклатуры

Научиться характеризовать химические свойства карбоновых кислот в сравнении с минеральными и использовать полученные знания в быту.

Развивать исследовательские компетенции учащихся при организации лабораторной работы и проблемного изучения информационных ресурсов.

Воспитывать культуру общения и сотрудничества через работу в паре и коллективе.


Оборудование и материалы:

  • На столе учителя: лимоны, апельсины, яблоки, черная смородина, ваза;

образцы кислот: уксусная, стеариновая.

  • Лабораторное оборудование и реактивы на столах учащихся: лакмус, штативы с пробирками, цинк, медная проволока, раствор уксусной кислоты; памятка по составлению названий, таблица с тривиальными названиями некоторых кислот.

  • В кабинете: компьютер с мультимедийным проектом для учителя и компьютеры для учащихся.


Тип урока - изучение нового материала.

План урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация

3. Целеполагание – постановка задач

4. Изучение новой темы с поэтапным закреплением

5. Рефлексия занятия

6. Контроль знаний – выполнение заданий контрольного модуля

7. Домашнее задание


Ход урока

1. Приветствие

2. Мотивация

Перед вами ваза, она пуста, но сейчас мы её наполним. Я кладу в неё яблоко, кислое яблоко, апельсин и лимон, лимон и еще лимон. Вот и наполнили вазу. Какой вкус вы ощущаете во рту? (Кислый).

А знаете ли вы, что уже с древних времён для придания пищи кисловатого привкуса люди использовали листья щавеля, стебли ревеня, сок лимона, ягоды кислицы, что продолжают делать и в настоящее время. А что же придает этим фруктам, овощам и ягодам кислый вкус? ( Кислоты). Действительно, кислый вкус во всех случаях обусловлен присутствием соединений одного класса органических соединений, который мы будем изучать на сегодняшнем уроке, карбоновых кислот.

Тема урока «Карбоновые кислоты» (слайд №2)


3. Целеполагание (слайд №3)

  • сформулировать определение

  • вывести общую формулу

  • изучить классификацию и принципы номенклатуры

  • овладеть навыками составления изомеров

  • изучить физические и химические свойства

  • рассмотреть способы получения

  • оценить разнообразие органических кислот

  • познать области применения некоторых карбоновых кислот


4. Изучение нового материала – поэтапная рефлексия


4.1. Состав и классификация карбоновых кислот (слайд №4)


  • Цель: изучить состав, строение и классификацию кислот

  • Вопросы для учащихся после изучения

  • 1 информационного блока ЦОРа

  • Какие вещества называют карбоновыми кислотами?

  • Какова их функциональная группа?

  • Определите общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот

Ответы запишите в тетради.


4.2. Гомологический ряд и номенклатура кислот (слайд №5)


  • Цель: изучить гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, научиться давать им названия по номенклатуре ИЮПАК и познакомиться с рациональными названиями некоторых из них

  • Вопросы для учащихся после изучения

  • 2 информационного блока ЦОРа

  • Таблицы

  • Назовите предыдущего и последующего гомологов этановой (уксусной) кислоты


4.3. Изомерия карбоновых кислот (слайд №6)


  • Цель: изучить виды изомерии характерные для предельных одноосновных карбоновых кислот

  • Вопросы для учащихся после изучения информационного блока ЦОРа

  • Запишите в тетрадь изомеры бутановой кислоты, дайте им названия

А) СН3-СН-СООН Б) СН3-СН2-СН2-СОН

СН3

В) СН3-СО-О-СН2-СН3 г) СН3-СН2-СООН

Знакомство с межклассовой изомерией (вещество под буквой В имеет такой же качественный и количественный состав как и бутановая кислота С4Н8О2


4.4. Физические свойства (слайд №7)


Цель: изучить физические свойства низших и высших карбоновых кислот

Вопросы для учащихся после изучения 3 информационного блока ЦОРа

  • 1. Какие физические свойства характерны для уксусной кислоты (стеариновой) кислот?


4.5. Химические свойства (слайд №8)


Цель: изучить хим. свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими на примере уксусной кислоты


  • Лабораторные опыты – ТБ при работе с кислотами – аккуратное обращение, вызывает ожоги)

  • (записать уравнения реакций в тетрадь)

  1. Диссоциация

  2. Взаимодействие с металлами

  • Вопросы для учащихся после изучения

  • 4 информационного блока ЦОРа ( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).

  • С какими веществами взаимодействуют карбоновые кислоты? Назовите характерные свойства как для органических так и неорганических кислот.

( Уравнения реакций с основными оксидами, основаниями и солями записать дома, пользуясь ресурсами учебника и информационного модуля).

  • Что называют реакцией этерификации?


    1. Способы получения: промышленные и лабораторный (для уксусной кислоты)

(Здесь же о применении в быту - как приправа к пище и как консервант).

  1. Рефлексия – сопоставление поставленных задач с достигнутыми (слайд№11).

Планировали

  • сформулировать определение

  • вывести общую формулу

  • изучить классификацию и принципы номенклатуры

  • овладеть навыками составления изомеров

  • изучить физические и химические свойства

  • рассмотреть способы получения

  • оценить разнообразие

  • познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться

Достигли

Знаем

  • определение

  • общую формулу

  • классификацию и принципы номенклатуры карбоновых кислот

Владеем

  • навыками составления изомеров

Умеем характеризовать

  • физические, химические свойства

  • способы получения

  • Будем использовать полученные знания в жизни (?)

  1. Компьютерное тестирование (выполнение заданий контрольного модуля), в соответствии с предписанием (слайд №12)

Задание для учащихся

  • Ответьте на вопросы контрольного модуля: №1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10

  • Оцени себя

  • Если вы выполнили правильно 8-7 заданий (горит зелёный фонарик), значит усвоили материал урока на «5»

  • Если 6-5 заданий значит усвоили материал

  • на «4»

  • Если 4- 3 – на «3» бала

  • Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в вашей таблице ответов они отмечены красным цветом)

  1. Подведение итогов, Д/З -§ 20 , № 1-4

Учитель химии Черемисина Р.В.


Просмотр содержимого документа
«таблица»

Формула кислоты

Международное название кислоты

Историческое название кислоты

Название соли

НСООН

Метановая

Муравьиная

Формиат

СН3СООН

Этановая

Уксусная

Ацетат

С2Н5СООН

Пропановая

Пропионовая

Пропионат

С3Н7СООН

Бутановая

Масляная

Бутират

С15Н31СООН

Гексадекановая

Пальмитиновая

Пальмитат

С17Н35СООН

Октодекановая

Стеариновая

Стеарат



Просмотр содержимого презентации
«Cheremisina urok»

ТЕМА «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»  COOH   HOOC – CH 2 – C – CH 2 – COOH   OH яблочная HOOC – СН - СН 2 –– COOH  ОН Щавелевая HOOC –– COOH

ТЕМА «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»

COOH

HOOC – CH 2 – C – CH 2 – COOH

OH

яблочная

HOOC – СН - СН 2 –– COOH

ОН

Щавелевая

HOOC –– COOH

ЗАДАЧИ

ЗАДАЧИ

  • сформулировать определение
  • вывести общую формулу
  • изучить классификацию и принципы номенклатуры
  • овладет ь навыками составления изомеров
  • изучить физические и химические свойства
  • рассмотреть способы получения
  • оценить разнообразие органических кислот
  • познать области применения некоторых карбоновых кислот
СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ Цель:  изучить состав, строение и классификацию кислот Вопросы: Какие вещества называют карбоновыми кислотами? Какова их функциональная группа? Определите общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот Ответы запишите в тетради.

СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ

  • Цель: изучить состав, строение и классификацию кислот
  • Вопросы:
  • Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
  • Какова их функциональная группа?
  • Определите общую формулу предельных одноосновных карбоновых кислот

Ответы запишите в тетради.

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД И НОМЕНКЛАТУРА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД И НОМЕНКЛАТУРА КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ

  • Цель: изучить гомологический ряд кислот, научиться давать им названия по номенклатуре ИЮПАК и познакомиться с рациональными названиями некоторых из них
  • Вопрос
  • Назовите предыдущего и последующего гомологов этановой (уксусной) кислоты
  • Таблицы
ИЗОМЕРИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНООСНОВНЫХ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ Цель: изучить виды изомерии характерные для предельных одноосновных карбоновых кислот Задание Выберите и запишите в тетрадь изомеры бутановой кислоты, дайте им названия А)СН3-СН-СООН Б) СН3-СН2-СН2-СОН  СН3 В) СН3-СО-О-СН2-СН3 г) СН3-СН2-СООН  Если вы затрудняетесь дать название воспользуйтесь памяткой

ИЗОМЕРИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНООСНОВНЫХ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ

  • Цель: изучить виды изомерии характерные для предельных одноосновных карбоновых кислот
  • Задание
  • Выберите и запишите в тетрадь изомеры бутановой кислоты, дайте им названия

А)СН3-СН-СООН Б) СН3-СН2-СН2-СОН

СН3

В) СН3-СО-О-СН2-СН3 г) СН3-СН2-СООН

Если вы затрудняетесь дать название воспользуйтесь памяткой

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Цель: изучить физические свойства карбоновых кислот Вопрос 1. Какие физические свойства характерны для уксусной кислоты (стеариновой) кислот?

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Цель: изучить физические свойства карбоновых кислот

Вопрос

1. Какие физические свойства характерны для уксусной кислоты (стеариновой) кислот?

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Цель: изучить хим. свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими на примере уксусной кислоты Лабораторные опыты – ТБ при работе с кислотами     1. Диссоциация  2. Взаимодействие с металлами (записать уравнения реакций в тетрадь)

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Цель: изучить хим. свойства карбоновых кислот в сравнении с неорганическими на примере уксусной кислоты

  • Лабораторные опыты – ТБ при работе с кислотами

1. Диссоциация

2. Взаимодействие с металлами

(записать уравнения реакций в тетрадь)

  • Вопросы
  • С какими веществами взаимодействуют карбоновые кислоты?
  • Назовите характерные свойства как для органических так и неорганических кислот.
  • Что называют реакцией этерификации?
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ СН3-СООН →СН3СОО - + Н +  ацетат ион СН3-СООН + Zn = ( СН3-СОО)2 Zn + Н2  ацетат цинка

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

  • СН3-СООН →СН3СОО - + Н +

ацетат ион

  • СН3-СООН + Zn = ( СН3-СОО)2 Zn + Н2

ацетат цинка

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ Промышленные способы: Окисление спиртов Окисление альдегидов Окисление углеводородов Лабораторные способы: Уксусную кислоту получают из СН3СОО Na и H2SO4 (концентр.)

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ

  • Промышленные способы:
  • Окисление спиртов
  • Окисление альдегидов
  • Окисление углеводородов
  • Лабораторные способы:
  • Уксусную кислоту получают из СН3СОО Na и

H2SO4 (концентр.)

ЧТО МЫ ПЛАНИРОВАЛИ И ЧЕГО ДОСТИГЛИ?  Знаем  определение общую формулу классификацию и принципы номенклатуры карбоновых кислот  Владеем навыками составления изомеров Умеем характеризовать

ЧТО МЫ ПЛАНИРОВАЛИ И ЧЕГО ДОСТИГЛИ?

    Знаем

    • определение
    • общую формулу
    • классификацию и принципы номенклатуры карбоновых кислот

    Владеем

    • навыками составления изомеров

    Умеем характеризовать

    • физические, химические свойства
    • способы получения
    • Будем использовать полученные знания в жизни
    • сформулировать определение
    • вывести общую формулу
    • изучить классификацию и принципы номенклатуры
    • овладет ь навыками составления изомеров
    • изучить физические и химические свойства
    • рассмотреть способы получения
    • оценить разнообразие
    • познать области применения веществ, с которыми нам предстоит познакомиться
    ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТА Задание для учащихся

    ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОГО ТЕСТА

    Задание для учащихся

    • Ответьте на вопросы контрольного модуля: №1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10
    • Оцени себя
    • Если вы выполнили правильно 8-7 заданий (горит зелёный фонарик), значит усвоили материал урока на «5»
    • Если 6-5 заданий значит усвоили материал
    • на «4»
    • Если 4- 3 – на «3» бала
    • Повторно изучите материал информационных ресурсов по неусвоенным вопросам (в таблице ответов они отмечены красным цветом)
    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Д/З § 20 , упр. № 1-4 *№ 7  Спасибо за сотрудничество

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Д/З § 20 , упр. № 1-4

    *№ 7

    Спасибо

    за сотрудничество


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Химия

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 9 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    методическая разработка урока по теме "Карбоновые кислоты"

    Автор: Черемисина Римма Владимировна

    Дата: 14.04.2015

    Номер свидетельства: 201146

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#863 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(137) "Методическая разработка занятия  с применением исследовательского метода"
        ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-s-primienieniiem-issliedovatiel-skogho-mietoda"
        ["file_id"] => string(6) "314410"
        ["category_seo"] => string(6) "himiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1459689853"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#885 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
        ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
        ["file_id"] => string(6) "127679"
        ["category_seo"] => string(6) "himiya"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
        ["date"] => string(10) "1415361505"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    Распродажа видеоуроков!
    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства