kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по химии "Удивительные металлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Одним из важных вопросов организации уроков является активизация познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем. Цель урока: Повторить и обобщить сведения о металлах как химических элементах, и как простых веществах.

           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии "Удивительные металлы" »

Удивительные металлы.

Цель урока: Повторить и обобщить сведения о металлах

как химических элементах , и как простых веществах.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся со строением и общими свойствами

металлов, исходя из положения их в ПСХЭ и строения атомов.

Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах

Расширить и углубить знания о роли металлов в организме

человека, показать разнообразие их свойств и значение в

жизнедеятельности человека.

Развивающие:

Способствовать активизации мыслительной и познавательной

деятельности учащихся.

Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

развивать представления о причинно – следственных связях

явлений, познаваемости мира .

Воспитательные:

Способствовать воспитанию интереса к предмету, установлению

связей теоретического материала с жизнью.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы: работа в группах, демонстрация опытов

Оборудование: Интерактивная доска, презентация в программе Power Point,

коллекция образцов металлов серебряная ложка, цепочка,

золотое кольцо

Реактивы: раствор аммиака, вода, зубная паста

План урока: 1. Загадки

2 Работа в группах

  • Характеристика химических элементов металлов

  • Характеристика простых веществ- металлов

3 Сообщение учащихся о металлах

4 Советы по чистке изделий из драгоценных металлов.

5 Психологическая страничка

6 Викторина

7 Тест

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Повторение и обобщение темы

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим наши знания о металлах.

Интересно, что в древности люди делили историю тоже на отдельные периоды. В мифах упоминается, о золотом веке далее следует серебряный, а современный нам период называют железным. То есть и научное и мифологическое наименование современности совпадают.

Древним было известно 7 металлов и они дали им названия по 7 известным планетам. (см. слайд).

Золото-солнце, воскресенье

Серебро-луна, понедельник

Железо-Марс, вторник

Ртуть-Меркурий, среда

Олово-Юпитер ,четверг

Медь-Венера, пятница

Свинец-Сатурн, суббота

Металлы и в частности железо составляют фундамент нашего общества.

Без металлов не было бы автомобилей, самолётов, невозможно строительство и в быту мы постоянно пользуемся изделиями из металлов. Это ложки, вилки , ножи, кастрюли, сковородки и т.д.

Вот электрическая лампочка. В ней светится раскаленная нить – проволочка из вольфрама, ток к которой подводят провода из чистой меди. Патрон лампочки сделан из цинка, а ее цоколь закреплен припоем – сплавом олова со свинцом и сурьмой.

В домашней аптечке хранится термометр, капилляр которого заполнен ртутью –единственный металл, который при обычных условиях находится в жидком состоянии. ( показ: лампочки, термометр)

1. Загадки:

  1. Я - металл серебристый и легкий,

И зовусь « самолетный металл»,

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал. (алюминий)


  1. Сначала моют меня в речке,

Потом сплавляют меня в печке.

И очень часто охраняют,

И по ночам меня считают.

Я шеи многих обрамляю,

В людских улыбках я сияю. (Золото)


  1. Винты вертолетов, рули поворота,

Много деталей сверхзвуковых самолетов

Изготовляют из меня,

Для этого и нужен я!

Я – гигант, зовусь… (титан)


  1. Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают: имя мое - …(Медь)


  1. Бежит по воде – растворяется,

А остановится – взрывается. ( натрий)

Вопрос к учащимся:

Что называется металлом? (демонстрация коллекции металлов)


2. Работа в группам (класс разбит на команды, в каждой группе командир -он управляет работой своей команды).

Характеристика химических элементов металлов.

1 группа Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева

1. В каких группах находятся металлы?

2. Какой угол в ПСХЭ Д.И.Менделеева занимают металлы?

Строение атома

  1. Сколько электронов на внешнем слое у металлов (1- 3 группах)

  2. Радиус металлов?

Окислительно – восстановительные свойства

5. Металлы являются окислителями или восстановителями?

6. В периодах восстановительные свойства металлов в ПСХЭ

Д.И.Менделеева уменьшаются или увеличиваются?

7. В главных подгруппах увеличиваются или уменьшаются?

2 группа Характеристика простых веществ – металлов

Строение молекулы

  1. Тип связи у металлов?

  2. Тип кристаллической решетки?

  3. Перечислите физические свойства металлов.

  4. Как изменяются свойства (плотность, температура кипения,

температура плавления) по периодам и группам, почему?

3 группа Ответить на вопросы:

1. Какие металлы называются легкими?

2. Какие металлы называются тяжелыми)

3. Самый легкий металл?

4.Самый тяжелый металл?

5. Какие металлы называются тугоплавкими?

6. Какие металлы называются легкоплавкими?

7. Самый тугоплавкий металл?

8. Самый легкоплавкий металл?

9. Какие металлы режутся ножом

3 учащихся записывают электронные и графические формулы на доске

( магний, алюминий, кальций)

3.Сообщение учащихся о металлах

Золото

Золото в природе встречается в основном в виде самородков .Величина их бывает разная – от нескольких миллиграммов до килограммов. Самый большой самородок весом 285 кг был найден в Австралии в 1872 г. Он был назван « Плита Холпермана».

Золото – металл характерного желтого цвета, в чистом виде настолько мягкий, что легко царапается ногтем. В глубокой древности золото считалось не очень подходящим материалом для чеканки монет. Золотые монеты быстро истирались , теряли свою массу, поэтому для производства монет стали использовать сплавы золота с медью.

Золото – очень пластичный металл. Из кусочка массой 1г можно изготовить проволоку длиной 800 м или изготовить тонкий лист- в 200 раз тоньше человеческого волоса.

На золото не действует ни одна кислота. Исключение составляет смесь концентрированных кислот : одного объема азотной и трех объемов соляной, называется царской водкой.

Золото – один из красивейших металлов. Древние народы сравнивали его с утренней зарей.

В литературе с золотом отождествляют все прекрасное, ценное, долговечное. Как красочный эпитет употребляется термин « золотой»: «золотые руки», «золотая осень», «золотое сердце». Часто хлопок называют « белым золотом», пушнину – « мягким золотом»,нефть – «черным золотом».

С золотом мы сталкиваемся повсюду: на земле , в воде, в воздухе. Известно ,например, что в малых количествах оно содержится в виноградном соке, а из одной тонны осины можно выделить 3 мг золота. Только одна из наших рек – Амур – ежегодно выносит в Тихий океан до 8,5 тонн золота.


Серебро

Несмотря на свой почтенный « возраст», серебро все же моложе золота. Серебро ценилось даже больше, чем «царь металлов». В древнем Египте, куда серебро привозили из Сирии, оно служило для изготовления украшений и для чеканки монет. В Европу этот металл попал позже (приблизительно за тысячу лет до нашей эры) и применялся для тех же целей. Светлый блеск серебра несколько напоминал свет Луны – серебро в алхимический период развития химии часто связывали с Луной и обозначали знаком Луны

  • Еще с глубокой древности было известно ,что вода , находящаяся в контакте с металлическим серебром, приобретает целебные свойства. В русской православной церкви прихожане получают «святую» воду, которая выдерживается в серебряных сосудах. Используя столовую посуду и столовые приборы из серебра, человек издавна защищал свой организм от болезнетворных бактерий

  • . Экспериментально установлено повышенное содержание серебра в мозгу человека, в железах внутренней секреции, печени, почках, костях. Суточный рацион человека должен содержать примерно 0,88 мг серебра. Оно избирательно накапливается некоторыми растениями, например огурцами и капустой.

  • В соприкосновении с различными веществами , содержащими серу,-шерстью, резиной , яичным белком и другими, серебро чернеет вследствие образования сульфида серебра.

(Показ. слайда)

Проба на изделиях – это государственный знак, свидетельствующий о содержании благородных металлов в сплавах. В настоящее время в большинстве стран существует метрическая система: проба выражается числом массовых частей благородного металла в 1000 массовых частей сплава. У нас изделия из золота имеют пробы 375,500, 583, 750 , 958; из серебра – 916, 925, 960; из платины – 950

4. Советы по чистке изделий из драгоценных металлов.

(демонстрация опытов) Золото - протереть резаной луковицей, затем отполировать мягкой суконкой.

Серебро – в стакан с мыльным раствором добавить несколько капель нашатырного спирта, положить серебряное изделие.


5. Психологическая страничка.(показ. слайдов)

Железо

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.
Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

Ртуть

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.

Медь

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.
Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.

Олово

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими

Золото

Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих.
Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.

Свинец

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы.
Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром


6.Викторина (показ. слайдов)

1) Какой вид связи характерен для металлов? (связь металлическая)

2) Как называется однородная система, состоящая из нескольких металлов? (сплав)

3) Какой металл самый твердый? (хром)

4) Почему свежий надрез яблока становится бурым? (происходит окисление железа)

5) Какой самый тугоплавкий металл? (вольфрам)

6) Что общего между мелом, скелетом человека и гипсом? (в их состав входит элемент кальций в виде солей)

7) Какой металл можно резать ножом? (натрий)

8) Ионы, какого металла обладают бактерицидными свойствами? ( Серебро)

9) Какой металл защищает от рентгеновского излучения? (свинец)

10) Какие металлы, кроме железа, обладают магнитными свойствами?

(кобальт, никель)

11) В какой водке растворяются благородные металлы? (в «царской»)

12) Какой металл и почему называют « металлом хирургов»?

(тантал - у него высокая биологическая совместимость с живыми тканями)

13) Какой металл называют металлом консервной банки? (олово)

14) Какое химическое вещество ,используемое в быту, опасно проливать на золотые

украшения? (Капли йодной настойки, попадая на золотые украшения, оставляют темные пятна)

15) Некоторый металл на морозе «заболевает»: его серебристо – белые слитки сначала становятся тускло – серыми, а затем рассыпаются в серый порошок. Назовите металл. Как называется это явление? (Олово, оловянная чума)

III . Закрепление знаний. Тест – физические свойства металлов

Вариант1

  1. Для металлов характерен вид связи:

а) атомная б) ионная в) металлическая

2. Более ярко выраженными металлическими свойствами обладает:

а) кальций б) стронций в) барий

3. Металл, строение внешнего энергетического уровня которого:

…3d64s2, это …

  1. Электронная конфигурация магния – это …..

  2. Наиболее тугоплавкий металл:

а)алюминий б) медь в) вольфрам

6. Лучшими проводниками электрического тока является:

а) серебро б) железо в) медь

7. В природе встречаются металлы в самородном состоянии:

а) магний б) свинец в) серебро

8. Установите соответствие между металлами и их физическими свойствами:

а) натрий 1) серебристо-белый

б) медь 2) самый мягкий

в) алюминий 3) желтый, пластичный

9. В электротехнике используют такие свойства меди и алюминия, как:

а) легкость б) ковкость в) тепло- и электропроводность

Вариант2

  1. Для металлов характерен вид кристаллической решетки:

а) молекулярная б) ионная в) металлическая

2. Более ярко выраженными металлическими свойствами обладает:

а) натрий б) магний в) алюминий

3. Металл, строение внешнего энергетического уровня которого:

…3d104s1, это …

  1. Электронная конфигурация алюминий – это …..

  2. Наиболее пластичный металл:

а)алюминий б) серебро в) золото

6. Лучшими проводниками электрического тока является:

а) алюминий б) серебро в) медь

7. В природе встречаются металлы в виде соединений:

а) алюминий б) медь в) серебро

8. Установите соответствие между металлами и их физическими свойствами:

а) алюминий 1) твердый

б) хром 2) активный

в) калий 3) серебристый

9. В электротехнике используют такие свойства алюминия и титана, как:

а) легкость б) коррозийная стойкость в) тепло- и электропроводность

IV. Домашнее  задание: повторить конспект  урока  по  тетради


Литература

1.Нурахметов Н.Н., Бекишев К.Б., Заграничная Н.А. Химия 10 класс - Алматы «Мектеп»,2006;

2.Ф.Г.Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Основы общей химии 11класс. М.: Просвещение,1989

2. А.Л.Николаев. Первые в рядах элементов. М.: Просвещение,1983

3. Л.Ю. Аликберова. М.: АСТ-ПРЕСС,1999

4. Популярная библиотека химических элементов. М.: Наука,1983




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока по химии "Удивительные металлы"

Автор: Астраханцева Елена Валерьевна

Дата: 25.09.2014

Номер свидетельства: 114745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства