kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Массовая доля элемента в сложном веществе. Решение задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 7 классе по учебнику Г.Е. Рудзитис 8 класс с применением ИКТ. В методической разработке представлен план-конспект урока углубления и корректировки знаний, закрепления практических умений и  навыков и презентация к нему. Цель: обобщить и систематизировать знания о химических формулах, качественном и количественном составе веществ; развивать навыки решения задач с использованием массовой доли элемента в веществе;ознакомиться со способами нахождения формул веществ по данным о массовых долях элемента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Массовая доля элемента в сложном веществе. Решение задач.»






П л а н – к о н с п е к т у р о к а п о

х и м и и в 7 к л а с с е п о т е м е:


« МАССОВАЯ Д О Л Я Э Л Е М Е Н Т А


В С Л О Ж Н О М В Е Щ Е С Т В Е.


Р Е Ш Е Н И Е З А Д А Ч »








Учитель первой квалификационной


категории АНДРЕЕВА О.Д.


















Тема урока: Массовая доля элемента в сложном веществе. Решения

задач.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о химических формулах,

качественном и количественном составе веществ; развивать навыки

решения задач с использованием массовой доли элемента в веществе; ознакомиться со способами нахождения формул веществ по данным о массовых долях элементов.


Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, карточки с заданием для фронтальной работы, алгоритмы.


Базовые понятия и термины: относительная формульная и относительная молекулярная массы, массовая доля элемента, простые и сложные вещества,

химическая формула.


Тип урока: углубление и корректировка знаний, закрепления практических умений и навыков.


Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные; практические : решение задач; репродуктивные; частично-поисковые.


Структура урока

И. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учеников

IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов урока


Ход урока


«Умение решать задачи – это искусство, что приобретается практикой»

Д. Пойа

1. Организационный этап


Сегодня мы с вами совершим восхождение на вершину знаний, приобретем практические навыки использовать эти знания, и сделаем все возможное, чтобы знания не стали той злосчастною грудой камней. Готовы ли вы к увлекательному восхождению? Имеете ли вы желание покорять вершины? Покажите, пожалуйста, свое настроение с помощью карточек – «смайликов».


II. Проверка домашнего задания.

Для успешного восхождения на вершину знаний, необходимо иметь хорошую подготовку, иметь необходимые знания и навыки, которые нужны для освоения материала. Давайте проверим, насколько мы готовы к восхождению на вершину, к восприятию новых знаний. Какими знаниями мы уже обладаем, и чем нам необходимо овладеть.

Проводится проверка выполнения письменных домашних заданий.


Задача №1

Задача №2

Mr(NaBr) = 103

m(Na) : m(Br) =23:80

ω (Na)=22,3%

ω (Br) =77,7%


Задача №3

Mr(PH3) =34

m(P) : m(H) =31 : 3

ω (P) =91,1%

ω (H) =8,9%


Задача №4

Mr(CrO3) =100

m(Cr) : m(O) = 52 :48 = 26:24 =13:12

ω (Cr) =52%

ω (O) =48%


III. Актуализация опорных знаний учеников


Мы постепенно начинаем подниматься на вершину знаний. Но для такого тяжелого пути нам необходимо иметь орудия, то есть вспомнить некоторые сведения, которые понадобятся при изучении темы.

Беседа

- Дайте определение понятия « относительная молекулярная масса». Как ее вычисляют?

- Дайте определение понятия «массовая доля элемента в веществе». Как ее вычисляют?

- Запишите формулы для вычисления массовой доли элемента и массы элемента.

- Какие величины необходимо знать для вычисления массовой доли элемента по химической формуле ?

- Как найти относительную атомную массу?

- По каким данным записывают химические формулы ?



IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся


Перед нами вершина знаний. На прошлом уроке мы уже освоили основные приемы решения задач по формуле вещества, и каждый из вас достиг некоторых высот на этой вершине. Кое-кто находится у подножия горы (средний уровень), кто достиг самого пика - вершины знаний. И сегодня мы должны подняться как можно выше, научиться находить массовые доли элементов в веществах, вычислять массы элементов по их массовым долям, находить формулы веществ по данным о массовых долях элементов.

Посмотрите на альпиниста у подножия горы. Как вы думаете, ему нужны усилия, чтобы подняться на гору? А если без усилий двигаться по горе, то куда можно попасть? Поэтому сегодня на уроке, для того, чтобы не скатиться вниз, нам нужно будет приложить много усилий для решения упражнений, быть внимательными и настойчивыми в работе.


1.Решение задач с использованием понятия «массовая доля элемента»

Алгоритм 1

1.Записать сокращенное условие задачи. 2.Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества. 3.Определить массовую долю искомого элемента вещества по формуле. 4.Записать ответ.


Для определения массовой доли элемента в соединении пользуются формулой:



ω% (Э) =


Где ω% (Э) – массовая доля элемента в соединении;


n - количество атомов элемента в соединении;


Ar (Э) – относительная атомная масса этого элемента;


Mr (вещества) – относительная молекулярная масса данного соединения.


Задача 1. а).Малахит – хрупкий минерал зеленого цвета, имеет формулу СиСО3(OH)2. Его считают русским камнем, слава его началась с 1635р. – после открытия уральских малахитовых рудников, которые сейчас полностью исчерпаны. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.

б) Магнезит имеет формулу МgСО3. Вычислить массовые доли элементов в минерале.


в) Изумруд – камень зеленого цвета, формула Be 3Al2(SiO3)6. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа. Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал как горит Рим. Определите массовую долю всех элементов в этом соединении.


Задача 2. а) Бирюза имеет голубой цвет благодаря наличию в этом соединении ионов меди. Она химически неустойчива: поглощает влагу, впитывает жиры, «боится» солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. Камешек массой 208г содержит 16г атомов меди. Вычислите массовую долю меди в бирюзе.


б) Рубин, который в Древней Индии называли царем драгоценных камней - разновидность минерала корунда(Al 2O3). Его красный цвет обусловливают примеси атомов Хрома. Кристалл рубина массой 167г содержит 15г атомов Хрома. Вычислите массовую долю Хрома в этом кристалле.


2. Вычисление отношения масс элементов в сложном веществе по его формуле


Алгоритм

1.Записать сокращенное условие задачи .

2.Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = хМ(А) : уМ(В) : zМ(С)

3.Рассчитать массовые соотношения, подставив соответствующие значения в формулу.

4.Записать ответ.


Задача1. Найти массовое соотношение элементов в сульфате алюминия Al2(SO4)3.

Задача 2. Найти массовое соотношение элементов в глюкозе С 12Н 22О11


3. Вычисление массы элемента по известной массовой долей.

Алгоритм

1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную массу данного вещества

3. Определить массу элемента по формуле

m(Э) = W• m(в)

4. Записать ответ


Задача 1. Гематит – полудрагоценный камень от черного до красного цвета, известный еще в Древнем Египте. Массовая доля Железа в нем 0,7. Вычислите массу Железа в камешке массой 50г.


Задача 2. А) Минерал сильвин, что имеет химическую формулу KCl, используют как калийное удобрение. Вычислите массу атомов Калия, которая содержится в 50г сильвина.

Б)Горный хрусталь – это кристаллический , прозрачный, бесцветный кварц с химической формулой SiO2. В древней Греции считали, что это окаменевшая хрустальная вода, которая совсем потеряла тепло. Какая масса Кремния содержится в кристалле горного хрусталя массой 200г?



4. Вычисление массы вещества по известной массовой долей элемента.

Алгоритм 1. Записать сокращенное условие задачи

2. Определить относительную молекулярную или формульную массу вещества

3.Зная массовую долю элемента и его массу в веществе, с помощью пропорции находим массу соединения.

4.Записываем ответ.


Задача 1. Сапфиры синего цвета издавна были «королевскими камнями» - символами мудрости, власти, победы. Это разновидность корунда с массовой долей Алюминия 52,9% и примесями Титана и Железа. Вычислите массу кристалла сапфира, в котором содержится 5,4 г атомов Алюминия.


Задача 2. Мрамор , известняк, кальцит и мел являются разновидностями соединения с химической формулой СаСО3. Определить, в какой массе этого соединения содержится 120г атомов Карбона.


5.Нахождение формул веществ по данным о массовых долях элементов.


Алгоритм

1.Записываем кратко условие задачи.

2.Определяем относительную молекулярную или формульную массу

данного вещества.

3.По формуле n=W•Mr /Ar•100% можно определить количество атомов каждого элемента в формуле.

4. Записать ответ.


Задача1. Минерал пирит –руда, из которой получают железо. Она содержит 47% железа и 53% серы. Относительная формульная масса пирита равна 120. Определите формулу пирита.

Задача 2.Определите формулу гематита – соединения железа с кислородом, в котором массовая доля железа 70%.


6. Нахождение формулы вещества по массовым соотношениям элементов.

Алгоритм

  1. Записываем краткое условие задачи.

  2. Записать формулу для вычисления массовых соотношений элементов, указывая в скобках их символы:

m (А) : m (В) : m (С) = Х: У : Z,

  1. Перейти к массовым соотношениям, в которых бы содержалось целое количество атомов каждого вида.

  2. Записать формулу вещества.


Задача 1. Установить самую простую формулу вещества, в состав которой входят водород, углерод, кислород и азот в массовых соотношениях 1:3:4:7.

Задача2. Массовые соотношения меди, серы и кислорода равны 2:1:2. Вывести формулу вещества.


Самостоятельная работа.

I-В

1.Вычислить массовую долю меди в соединении CuSO4

А) 20; Б) 40; В) 60; Г) 80

2. Массовая доля натрия в соде составляет 27%. Рассчитать массу

атомов натрия в соде массою 20г.

А)6,8; Б)8,2; В) 5,4; Г)3,6

3.Рассчитать массу горного хрусталя, в котором содержится 80г кислорода, если массовая доля кислорода в нем составляет 53%.

А) 249; Б)124,5; В)150,9; Г)265,8

4. Вывести формулу пиролюзита, если известно, что в его состав входит марганец и кислород с массовыми долями 63% и 37%, а относительная формульная масса равна 87.

А)MnO ; Б)MnO2 ;В) Mn2O3; Г)Mn2O7


II-В

1.Рассчитать массовую долю алюминия в соединении AlPO4

А)22, Б)33, В)44, Г) 66

2.Массовая доля железа в сидерите составляет 48%. Рассчитать массу атомов железа в минерале массой 200г.

А) 60; Б)40; В) 96; Г)20

3.Рассчитать массу кристалла минерала, в котором содержится 30г магния, если массовая доля магния в нем составляет 48%.

А)67,5; Б)56,8; В)62,5; Г)34,8

4.Установить формулу киновари , если известно, что в его состав входит ртуть и сера с массовыми долями 86% и 14%, а относительная формульная масса равна 233.

А)HgS; Hg 2S HgS2 Hg 2S3



Учитель. Каждое вещество имеет свою, только характерную для него химическую формулу, которая показывает качественный и количественный состав. По формуле можно дать название веществу. Кроме этого, по формуле находят ее относительную формульную массу и массовую долю элементов в соединении. Для описания вещества по формуле можно использовать такой план.

  1. Качественный состав вещества(элементы, которые его образуют).

  2. Сложное вещество или простое.

  3. Количественный состав(количество атомов каждого элемента в формульной единице).

  4. Соотношения атомов разных элементов в веществе.

  5. Относительная формульная масса.

  6. Массовая доля элементов в соединении.


Вот мы и на вершине знаний. Сегодня, каждый из вас завоевал свою маленькую победу. Давайте поставим свои флажки на ту высоту знаний, которой мы достигли на уроке.

V.Домашнее задание

Обучение это работа, которая начинается в школе , а заканчивается дома.

  1. Повторить §10

  2. Выполнить задание по карточкам

  3. Найти и подготовить интересную информацию для презентации о драгоценных камнях( легенды, исторические факты, влияние на здоровье, судьбу, талисманы)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Массовая доля элемента в сложном веществе. Решение задач.

Автор: Андреева Ольга Дмитриевна

Дата: 18.03.2016

Номер свидетельства: 307433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Дидактическая игра для 8 классов  «Химия в Крыму. Массовая доля элементов в веществе» "
    ["seo_title"] => string(98) "didaktichieskaia-ighra-dlia-8-klassov-khimiia-v-krymu-massovaia-dolia-eliemientov-v-vieshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "247284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446539386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "«Формирование предметных результатов обучения учащихся   9 класса посредством применения системы количественно-экспериментальных   задач по теме «Железо» "
    ["seo_title"] => string(177) "formirovaniie-priedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa-posriedstvom-primienieniia-sistiemy-kolichiestvienno-ekspierimiental-nykh-zadach-po-tiemie-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "232399"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835296"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "водные ресурсы  крыма. вода как оксид гидрогена "
    ["seo_title"] => string(50) "vodnyie-riesursy-kryma-voda-kak-oksid-ghidroghiena"
    ["file_id"] => string(6) "126278"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131857"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа кружка "Знатоки химии" "
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-kruzhka-znatoki-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "110495"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406099762"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства