kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ковалентная химическая связь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный  урок  проводится в 10 классе в рамках изучения темы № 4 "Строение вещества"(Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия  для профессий и специальностей  социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.) 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ковалентная химическая связь »



Урок по теме «Ковалентная химическая связь»

Цель: изучить механизм образования ковалентной химической связи.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить механизм образования ковалентной химической связи;

  • научиться составлять электронные формулы молекул веществ;

  • ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.

Развивающие:

  • закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;

  • формировать умения написания электронных формул веществ;

  • формировать умения определять вид ковалентной связи.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и реактивы:

  • периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева;

  • учебник;

  • аппликация;

  • прибор для получения и собирания газов;

  • лабораторный штатив, пробирки;

  • цинк металлический, р-ры перманганата калия и соляной кислоты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Химическая связь. Строение вещества». Для лучшего понимания нового материала необходимо освежить изученный ранее материал.

  1. Актуализация знаний.

Задание учащимся у доски по карточкам. (индивидуальное задание)

№1. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов углерода и кремния.

№2. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов азота и аргона.

№3. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов неона и хлора.

Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу

ВАРИАНТ 1

1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:

а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S.

2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:

а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.

3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:

а) s-орбиталями;

б) p-орбиталями;

в) d-орбиталями;

г) f-орбиталями.

4. Максимальное число электронов на р-орбиталях:

а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.

5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s22s22p63s23p1:

а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.

6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Атом какого химического элемента содержит три протона?

а) B; б) P; в) Al; г) Li.

8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22?

а) Na; б) P; в) О; г) Ti.

9. Число нейтронов в атоме марганца равно:

а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.

10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

ВАРИАНТ 2

1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8:

а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.

2. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне:

а) 14; б) 32; в) 26; г) 18.

3. Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют:

а) s-орбиталями;

б) p-орбиталями;

в) d-орбиталями;

г) f-орбиталями.

4. Максимальное число электронов на s-орбиталях:

а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.

5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s22s22p63s23p5:

а) Mg; б) P; в) Cl; г) Si.

6. Сколько орбиталей в атоме гелия, на которых находятся электроны?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Атом какого химического элемента содержит десять электронов?

а) S; б) H; в) Ne; г) Li.

8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +35?

а) Ni; б) Pt; в) Br; г) Te.

9. Число нейтронов в атоме цинка равно:

а) 65; б) 22; в) 30; г) 35.

10. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в, 6 – а, 7 – г, 8 – г, 9 – в, 10 – б.

Вариант 2

1 – г, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – а.

Ответы к заданию учащиеся сдают учителю.

Проверка индивидуального задания у учащихся, работавших у доски.

Дополнительные вопросы:

  • У каких элементов внешний электронный слой завершен? Незавершен?

  • Сколько электронов не хватает до завершения внешнего электронного слоя?

Вывод:

Атомы химических элементов, кроме атомов инертных газов, имеют недостаток электронов на внешнем электронном уровне. И этот недостаток электронов обуславливает химическую активность атомов.

Демонстрационный опыт:

Атом водорода имеет один электрон на внешнем электронном уровне, поэтому должен проявлять высокую химическую активность. А будет ли такой же активностью обладать молекула водорода?

Получение водорода в приборе Zn + 2HCI  ZnCI2 + H2

Пропускание молекулярного водорода через раствор KMnO4.

Пропускание атомарного (в момент получения) водорода через раствор KMnO4.

Вывод по результатам опыта:

Атомы водорода обладают большей химической активностью, чем молекулы водорода. Потому что атомы водорода имеют энергию неспаренных электронов, а при образовании молекулы водорода эта энергия уменьшается, так как образуется химическая связь между атомами.

  1. Изучение нового материала.

Химическая связь может образовываться различными путями, познакомимся с одним из них.

Тема сегодняшнего урока «Ковалентная связь».

Цель нашего урока: разобрать механизм образования химической ковалентной связи и научиться составлять электронные формулы молекул веществ.

Каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома притягивается к себе электронную плотность другого атома и наоборот, происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов.

Демонстрация аппликации и схемы образования ковалентной неполярной химической связи в молекуле водорода. (Учащиеся записывают и зарисовывают схемы).

Вывод:

Связь между атомами в молекуле водорода осуществляется за счет общей электронной пары. Такая связь называется ковалентной.

Прочитать последний абзац на стр. 123 в учебнике и записать определение.

Какую связь называют ковалентной неполярной? (Учебник стр. 125).

Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов:

•• ••

•• CI •• CI •• - электронная формула молекулы хлора,

•• ••


CI -- CI - структурная формула молекула хлора.


••

•• N •• N •• - электронная формула молекулы азота,

••

N ≡ N - структурная формула молекулы азота.



Но молекулы могут образовывать и разные атомы неметаллов и в этом случае общая электронная пара будет смещаться к более электроотрицательному химическому элементу.

Изучить материал учебника на стр. 121 – 122 и ответить на вопросы:

  • Что такое «электроотрицательность»?

  • Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе?

  • Какой самый электроотрицательный химический элемент?

Вывод:

Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.

Демонстрация схемы образования полярной ковалентной связи в молекуле хлороводорода. (Записываем в тетради).

Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.

Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды:

••

H •• J •• - электронная формула молекулы йодоводорода,

••



H → J - структурная формула молекулы йодоводорода.



••

H •• O •• - электронная формула молекулы воды,

••

H

Н →О - структурная формула молекулы воды.

Н

  1. Закрепление материала.

Задание по группам:

1-3 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи Br2 ; NH3.


4-6 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи F2 ; HBr.


Два ученика работают у дополнительной доски с этим же заданием для образца к самопроверке.

Вывод по теме урока.

  1. Рефлексия.

  2. Оценки за урок.

  3. Домашнее задание.

§ 40, 41, стр. 123-125, до слов «ионная связь…», упр. 1, стр. 126.





Список использованной литературы


  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8», М: Просвещение, 2003г.

  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Методическое пособие. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.

  3. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория» CD-ROM (2шт), лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Ковалентная химическая связь

Автор: Логинова Елена Александровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Ковалентная химическая связь" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-kovalientnaia-khimichieskaia-sviaz"
    ["file_id"] => string(6) "242368"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445445796"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Ковалентная и ионная химическая связь"
    ["seo_title"] => string(40) "kovalientnaiaiionnaiakhimichieskaiasviaz"
    ["file_id"] => string(6) "273197"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452170889"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока на тему :Систематизация и обобщение знаний по теме: "Химическая связь. Строение вещества." "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-khimichieskaia-sviaz-stroieniie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "103530"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402589999"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Подготовка к ОГЭ по химии "Химическая связь и строение молекул" "
    ["seo_title"] => string(70) "podghotovka-k-oge-po-khimii-khimichieskaia-sviaz-i-stroieniie-moliekul"
    ["file_id"] => string(6) "119736"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1413485556"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Ковалентная полярная химическая связь. "
    ["seo_title"] => string(45) "kovalientnaia-poliarnaia-khimichieskaia-sviaz"
    ["file_id"] => string(6) "131753"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416222472"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства