Контрольная работа по теме «Вещество» (в профильном классе).
Тип урока: урок контроля знаний и умений учащихся
Вид урока: тематическая контрольная работа.
Цели:
- осуществить контроль обучения учащихся;
- продолжить систематизацию знаний,
- выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков по данной теме.
Задачи:
образовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы: «Вещество»;
- обобщить материал по данной теме;
- проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
- закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные:
- способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;
- воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие:
- развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;
- формировать навыки самоконтроля.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.
Методы обучения: письменное контрольное тестирование.
Структура урока:
- Организационный момент – до 1 мин.
- Постановка целей – до 1 мин.
- Индивидуальная деятельность учащихся по выполнению тестовой контрольной работы в 2-х вариантах – до 43 мин.
Варианты тестовой контрольной работы:
Вариант 1.
1. Вещество с ионной связью:
а) РСl3 ; б) С2Н2 ; в) Na3Р; г) ССl4.
2. Полярность связи больше в соединении:
а) Вг2; б) LiBr; в) НВг; г) КВг.
3. Ионный характер связей в ряду соединений Li2О — Na2О — К2О — Rb2O:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
4. В каком соединении между атомами есть ковалентная связь, образованная по
донорно - акцепторному механизму?
а) А1(ОН)3; б) [СН3NH3]Сl; в) С2Н5ОН; г) С6Н12О6.
5. По способу перекрывания орбиталей различают связи:
а) двойные и тройные; б) одинарные и кратные; в) σ- и π-связи; г) ковалентные и ионные.
6. Укажите пару формул веществ, в молекулах которых есть только σ-связи:
а) СН4 и О2; б) С2Н5ОН и Н2О; в) N2 и СО2; г) НВг и С2Н4.
7. Какая из связей прочнее?
а) С-Сl; б) С-Вг; в) C-F; г) С-I.
8. Укажите группу соединений, имеющих сходную направленность связей, обусловленную
sp³ - гибридизацией электронных орбиталей:
а) СН4, С2Н4; С2Н2; б) Н20, С2Н6, С6 Н6; b)NH3, СН4, Н2О; г) С3Н8 , ВСl3, ВеС12.
9. Молекулярную кристаллическую решетку имеет вещество с формулой:
а) СаО; б) Сu; в) СО2 ; г) SiО2.
10. Вещества с ионной кристаллической решеткой имеют, как правило:
а) хорошую растворимость в воде; б) высокую температуру кипения;
в) значительную электропроводность растворов; г) летучесть.
11. Водородная связь образуется между:
а) молекулами водорода; б) атомами металлов; в) молекулами метана; г) молекулами спирта.
12. Образование водородной связи между молекулами приводит к:
а) уменьшению температур кипения веществ; б) уменьшению растворимости веществ в воде;
в) увеличению температур кипения веществ; г) увеличению летучести веществ.
13. Соотнесите: тип системы: 1) эмульсия; 2) суспензия; 3) пена; 4) дым; 5) туман;
дисперсионная среда/ дисперсная фаза: а) жидкость/жидкость; б) жидкость/газ; в) газ/ жидкость;
г) газ/твердое вещество; д) жидкость/твердое вещество.
14. Уксусная кислота в воде образует раствор:
а) молекулярный; б) ионно-молекулярный; в) ионный; г) верного ответа среди перечисленных нет.
15. Решить задачу и выбрать номер правильного ответа.
К 150 г раствора, содержащего 20% гидроксида натрия, добавили 2 моль раствора хлорида железа (III). Рассчитайте массу полученного осадка, если его выход составляет 80% от теоретического.
Ответы: а) 26,75 г; б) 21,4 г; в) 214 г; г) 171,2 г.
Вариант 2.
1. Вещество с ковалентной связью является:
а) MgCl2; б) СН4; в) K3N; г) NaBr.
2. Наиболее ярко выраженный ионный характер имеет химическая связь:
а) О-Вг; б) Р-Вг; в) К–Вг; г) Вг-Вг.
3. Ковалентный характер связей в ряду соединений LiF — BeF2— BF3 — CF4—NF3 — OF2—F2:
а) уменьшается; б) увеличивается; в) сначала увеличивается, потом уменьшается; г) не изменяется.
4. В каком соединении между атомами есть ковалентная связь, образованная по донорно - акцепторному механизму?
а) СНзNО2; б) NH4 NО2; в) С5Н8; г) Н2О.
5. Верным является утверждение, что σ- связь в отличие от π- связи:
а) является менее прочной; б) образуется при боковом перекрывании атомных орбиталей;
в) не является ковалентной; г) образуется при осевом перекрывании атомных орбиталей.
6. Две π-связи есть в молекуле:
а) аммиака; б) ацетилена; в) хлороводорода, г) этилена.
7.Связь С- Н прочнее, чем Si - Н, так как:
а) полярность связи больше; б) полярность связи меньше; в) длина связи больше; г)длина связи меньше.
8. Укажите группу соединений, имеющих сходную направленность связей, обусловленную
sp2 - гибридизацией электронных орбиталей:
а) С2Н4, ВС1з, СН4; б) С2Н2, ВеС12, С2Н6; в) С6Н6, ВСl 3, С2Н4; г) Н2О, C3H8, NH3.
9. Атомную кристаллическую решетку имеет вещество с формулой:
a) NaCl; б) SiC; в) I2; г) Fe.
10. Общее свойство у веществ с молекулярной кристаллической решеткой:
а) растворимость в воде; б) высокую температуру кипения; в) электропроводность растворов;
г) летучесть
11. Водородная связь образуется между:
а) молекулами фенола и воды; б) молекулами этана; в) молекулами бензола и спирта;
г) атомами углевода и молекулами водорода.
12. Образование водородной связи можно объяснить:
а) растворимость уксусной кислоты в воде; б) кислотные свойства этанола;
в) высокую температуру плавления многих металлов; г) нерастворимость метана в воде.
13. Соотнесите: тип дисперсной системы: 1) грубодисперсная; 2) коллоидный раствор; 3) истинный раствор;
размер частиц: а) менее 1 нм; б) от 100 до 1 нм; в) более 100 нм.
14. Глюкоза в воде образует раствор:
а) молекулярный; б) ионно-молекулярный; в) ионный; г) верного ответа среди перечисленных нет.
15. Решить задачу и выбрать номер правильного ответа.
К 200 г раствора, содержащего 10% хлорида бария, прилили 0,5 моль раствора сульфата алюминия. Какую массу осадка можно получить, если его выход составляет 75% от теоретического.
Ответы: а) 22,4 г; б) 16,8 г; в) 116,5 г; г) 87,4 г.
4. Подведение итогов, объявление оценок и коррекция знаний по теме «Вещество» проводится на следующем уроке.