Конспект урока : " Водород - как химический элемент"
Конспект урока : " Водород - как химический элемент"
Урок предназначен для таких целей : расширение знаний о водороде как о простом веществе и химическом элементе; изучить нахождение в природе; сформировать представление о способах получения и собирание водорода в лаборатории; изучить физические свойства. Познакомить учащихся с историей открытия водорода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : " Водород - как химический элемент"»
Урок химии в 7 классе « Водород как химический элемент»
Тема урока: Водород как химический элемент; водород как простое вещество; получение в лаборатории; восстановительные свойства кислорода.
Цель: Расширение знаний о водороде как о простом веществе и химическом элементе; изучить нахождение в природе; сформировать представление о способах получения и собирание водорода в лаборатории; изучить физические свойства. Познакомить учащихся с историей открытия.
Задачи:
Образовательные: уметь различать понятие «химический элемент» и «простое вещество» на примере водорода; уметь характеризировать физические свойства водорода.
Развивающие: формировать умение анализировать полученную информацию; формировать естественнонаучное мировоззрение; продолжить развитие интеллектуальных и практических умений учащихся(выстраивание логических цепочек, умение сравнивать и обобщать, уметь составлять опорный конспект); развить химическую терминологию.
Воспитательную: формирование умения работать в команде, формирование коммуникативных навыков, формирование уверенности в себе и своих силах;
воспитывать у учащихся такие личностные качества, как внимание, наблюдательность, инициатива, доброжелательность.
Оборудование: Периодическая таблица Менделеева; методическое пособие (карточки с вопросами).
Структура урока:
Организационный этап – 2 мин.
Актуализация опорных знаний – 5 мин.
Мотивация активной деятельности учащихся – 3 мин.
Изучение нового материала– 25 мин.
Подведение итогов урока – 2 мин.
Домашнее задание -1 мин
Ход урока
1.Организационный этап
Приветствие учителя
2.Актуализация опорных знаний
Повторим изученный материал по кислороду.
Задание на карточках: Описать простое вещество по плану(см. приложение 1)
3.Актуализация опорных знаний
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним химическим знаком и химическим веществом. Но о чем пойдет разговор, вы узнаете, отгадав загадки:
Газ космический и легкий
К нам на Землю прилетел
Друга здесь себе нашел
Подружился с ни он крепко
Кислородом нашим ….(водород)
Он летучий, газ бесцветный
Неопасный и приветный.
Но дружить ему не стоит
С воздухом и кислородом,
Ведь тогда из друга
Станет он врагом для нас. (водород)
О каком веществе и химическом элементе мы сегодня поговорим.
4.Изучение нового материала
И так, как вы догадались, на уроке мы будем говорить о кислороде. Запишите с доски тему урока в тетради.
Водород (лат. Hydrogenium) . При обычных условиях Водород - газ; не имеет цвета, запаха и вкуса.
химический элемент- H первый по порядковому номеру в периодической системе Менделеева;
атомная масса 1,0079
как простое вещество-Н2
молекулярная масса-2,0158
Историческая справка. Выделение горючего газа при взаимодействии кислот и металлов наблюдали в 16 и 17 веках на зарестановления химии как науки. Знаменитый английский физик и химик Г. Кавендиш в1766 исследовал этот газ и назвал его «горючим воздухом». При сжигании «горючий воздух» давал воду, ноприверженность Кавендиша теории флогистона помешала ему сделать правильныевыводы. Французский химик А. Лавуазье с инженером Ж. Менье , используя специальные газометры, в 1783 осуществил синтез воды, а затем и ее анализ, разложив водяной пар раскаленным железом. Таким образом он установил, что «горючийвоздух» входит в состав воды и может быть из нее получен. В 1787 Лавуазье пришел к выводу, что «горючийвоздух» представляет собой простое вещество, и, следовательно, относится к числу химических элементов.Он дал ему название hydrogene (от греческого hydor — вода и gennao — рождаю) — «рождающий воду».
Установление состава воды положило конец «теории флогистона». Русское наименование «водород»предложил химик М. Ф. Соловьев в 1824. На рубеже 18 и 19 веков былоустановлено, что атом водорода очень легкий (по сравнению с атомами других элементов), и вес (масса)атома водорода был принят за единицу сравнения атомных масс элементов. Массе атома водородаприписали значение, равное 1.
Распространенность в природе
На долю водорода приходится около 1% массы земной коры (10е место среди всех элементов). Всвободном виде водород на нашей планете практически не встречается (его следы имеются в верхних слояхатмосферы), но в составе воды распространен на Земле почти повсеместно. Элемент водород входит всостав органических и неорганических соединений живых организмов, природного газа, нефти, каменногоугля. Он содержится, разумеется, в составе воды (около 11% по массе), в различных природныхкристаллогидратах и минералах, в составе которых имеется одна или несколько гидроксогрупп ОН. Водород как элемент доминирует во Вселенной. На его долю приходится около половины массы Солнца идругих звезд, он присутствует в атмосфере ряда планет.
Физические свойства
В Водород — самый лёгкий газ, он легче воздуха в 14,5 раз. Очевидно, что чем меньше масса молекул, тем выше их скорость при одной и той же температуре. Как самые лёгкие, молекулы водорода движутся быстрее молекул любого другого газа и тем самым быстрее могут передавать теплоту от одного тела к другому. Отсюда следует, что водород обладает самой высокой теплопроводностью среди газообразных веществ. Его теплопроводность примерно в семь раз выше теплопроводности воздуха.
Молекула водорода двухатомна — Н2. При нормальных условиях — это газ без цвета, запаха и вкуса. Плотность 0,08987 г/л (н. у.), температура кипения −252,76 °C, удельная теплота сгорания 120,9·106 Дж/кг, малорастворим в воде — 18,8 мл/л
Химические свойства:
Водород горит, образуется вода; смесь водорода с воздухом сгорает со взрывом: 2H2 + O2 = 2H2O
Водород продолжает гореть в атмосфере хлора (т. е. реагирует с хлором при нагревании), образуется хлороводород: H2 + Cl2 = 2HCl Сходным образом протекают реакции со многими неметаллами.
Водород восстанавливает металлы из их оксидов: H2 + CuO = Cu + H2O В этих трех реакциях водород является восстановителем.
Получение водорода
Где содержится водород?
Да, верно, вода – самый доступный источник водорода. Действительно в промышленности получают водород из воды действием тока, идет реакция разложения воды с образованием двух веществ: водорода и кислорода. Но этот способ сравнительно дорогой. Из каких же веществ можно получать водород? Из тех, которые содержат химический элемент водород (Н). В лаборатории для получения водорода используют вещества, относящиеся к классу кислот. Например: HCl – соляная кислота или Н2SO4 – серная кислота. Как извлечь из нее водород? Провести реакцию замещения с металлом – Zn, Fe.
Лабораторные опыты учащихся:
В пробирку налить 3 мл HCl и положить гранулу Zn , что наблюдаем?
В лаборатории водород получают взаимодействием цинка с соляной кислотой или сульфатной:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑
Водород собирают в сосуд, перевернутый кверху дном.
Чтобы проверить его на чистоту, пробирку с водородом подносят к пламени спиртовки. Чистый водород сгорает со звонким хлопком. Если водород смешан с воздухом, сгорает со взрывом.
В промышленности водород получают при разложении природного газа