Работа представляет сосой демонстрационные материалы к уроку химии в 10 классе по теме :"Природные источники углеводородов"
Тема отличается насыщенностью материала.На уроке используются различные методы:актуализация знаний,раьота с картой,со схемами,с коллекциями,с информационным материалом;лабораторный опыт,опрос.
На основе оптимальной организации выполнения разного рода заданий на уроках эффективно решаются все поставленные задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 классе по теме "Нефть" »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Урок химии в 10 классе
Природные источники углеводородов –нефть
Выполнил :Сулейманова Резеда Рамилевна,
учитель химии 1 квал.кат
МКОУ СОШ с.Карамалы-губеево
Цель: Познакомить учащихся с составом, переработкой нефти.
Задачи:
1.знать сущность перегонки термического и каталитического крекинга;
2.уметь по схеме объяснять процесс перегонки нефти;
3.составлять уравнение химической реакции, отражающих процесс крекинга;
4.иметь представление об октановом числе и детонационной стойкости бензина.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование: информационная карта «ректификационная колонна»,мультимедийная установка, ноутбук, физическая карта мира.
Сообщения учащихся: «Теория происхождения нефти», «Экологические проблемы использования нефтепродуктов».
Вещества: нефть в пробирке.
Этапы урока:
I.органирзационный момент-2 мин
II.актуализация знаний-4 мин
III.Изучение новой темы-32 мин
IV.Закрепление-5 мин
V.домашнее задание-2 мин.
Ход урока
I.организационный момент
Вступительное слово учителя.
II. Актуализация знаний
-Мы начинаем изучать новую главу: «Углеводороды». Что такое углеводороды? (Это соединения состоящие из углерода и водорода)
-Назовите источники углеводородов? Прежде чем ответить на этот вопрос прослушайте музыку.(Звучит песня Высоцкого «Тюменская нефть»). (Нефть, природный и попутные нефтяные газы, каменный уголь.)
И тема нашего сегодняшнего урока: «Природные источники углеводородов – нефть» (слайд1)
Более подробно мы изучим один из видов источников-нефть.(слайд2)
III.Изучение новой темы
Цель нашего урока: познакомиться с составом, свойствами и переработкой нефти. (слайд3,4)
1.История и теория происхождения нефти (слайд 5,6,7,8,9)
Существуют три основные теории происхождения нефти:
-неорганическая;
-биологическая;
-космическая.
Сообщения учащихся «Происхождение нефти» (Приложение1)
Вывод: состав нефти зависит от происхождения.
2.Состав и свойства нефти
-Рассмотрите таблицу «Содержание углеводородов в нефти в разных месторождениях» и сделайте вывод о содержании углеводородов в нефти (слайд 10).
Учащиеся делают вывод о составе нефти и записывают в тетрадь.
Ответ: нефть-смесь углеводородов, в разных месторождениях состав нефти различный (слайд11).
-Почему нефть разных месторождений имеет разный количественный состав углеводородов? (Это зависит от происхождения.)
Физические свойства нефти
Лабораторный опыт: изучение физических свойств нефти.
-нефть в пробирке, описать внешний вид: цвет, запах, агрегатное состояние.
-Нефть различных месторождений имеет различный состав, следовательно, различные свойства (переход количественных изменений в качественные). (слайд 12)
3.Переработка нефти (слайд13)
Вопрос учащимся: какой способ можно предложить для разделения углеводородов входящих в состав нефти?
Ответ:разные углеводороды имеют разную молекулярную массу, следовательно, разную температуру кипения. Вывод: разделение нефти основано на основе нагревания.
Разделение нефти на углеводороды-перегонка, крекинг, риформинг (слайд14)
А) Перегонка- ректификация
Строение ректификационной колонны (слайд15).
Самостоятельная работа учащихся с информационной картой: «Строение ректификационной колонны» (Приложение2).
Разработали вторичную переработку нефти (Шухов, Гаврилов 1891 год) – крекинг термический и каталитический.
Каталитический бензин содержит изомеры углеводородов, возросло октановое число.
Содержание УВ разветвленного строения в моторном топливе значительно повышает его качество, детонационную стойкость, т.е. октановое число бензина.
В) Понятия: детонация и октановое число (слайд 18).
Детонация- чрезмерно быстрое сгорание топливной смеси в карбюраторных двигателях. Способность к детонации определяется октановым числом (содержание изооктана и н-гептана детонация изооктана равна 100,гептан 0).
Например, бензин 76 марки содержит 76% изооктана и 24% н-гептана.
Задание учащимся: какой состав будет иметь бензин 95 марки?
Ответ: 95% изооктана и 5% н-гептана.
Полученные бензиновые и лигроиновые фракции нефти, обладают низким октановым числом, подвергают переработке.
4.Применение нефти продуктов
Продукты, полученные из нефти и их использование (слайд 19,20).
Нефти продукты в жизни людей имеют огромное значение, так как это ценное химическое сырьё. Любое химическое производство требует соблюдение техники безопасности.
5.Экологические проблемы использования нефтепродуктов
Существует ряд экологических проблем использования нефтепродуктов (слайд 21,22,23,24,25).
Сообщение учащихся: «Экологические проблемы использования нефтепродуктов» (Приложение3).
Основные месторождения нефти (показать на карте):
Западная Сибирь, Север Европейской части (слайд 26,27)
Вывод по уроку: нефть ценное химическое сырьё,40% её используется в топливно-энергетическом комплексе. По эффективности как энергоноситель нефть не имеет себе конкурентов. Как вы можете объяснить высказывание Д.И.Менделеева (слайд 28,29,30)
6.Профессии нефтеперерабатывающей промышленности. (слайд 31)
IV. Закрепление (слайд 32)
Вопросы учащимся:
Что собой представляет нефть по составу?
Перечислите основные свойства нефти.
Какие способы переработки нефти вы узнали на уроке?
Почему транспорт использует разные виды топлива? А в разных автомобилях - разные марки бензина. Что нужно знать? Ответ: в состав входят различные углеводороды, следовательно, при горении будет выделять разное количество теплоты. Разные марки зависят от детонационной стойкости.
Выставление оценок.
V. Домашнее задание: Параг.10,вопр.с.66-67 устно, записи в тетради на «3»