писать уравнения химических реакций.
Совершенствовать навыки составления структурных формул, гомологов, изомеров; называть алкины по международной номенклатуре; составлять уравнения химических реакций; изучить области применения ацетиленовых.
| Вопросы для изучения | Вопросы повторения. Изучаемые вопросы. Задания. | Работа учителя | Работа учеников |
Орг момент | | | Приветствие учителя. Создание настроя на работу. | |
Проверка дом. задания | Классификация непредельных углеводородов (УВ) | Повторение классификации непредельных УВ | Учитель акцентирует внимание учеников на то, что открытие новых знаний строится по аналогии «Этиленовых УВ». Учитель объясняет тот материал, который учащимся неизвестен, а также подтверждает правильно найденные ответы. Учитель проводит беседу по повторению вопроса «Классификации непредельных УВ» | Работа в парах, можно объединиться в группы. Отвечают желающие, которые раньше всех справились с заданием. У доски могут обрабатывать одно задание два ученика. Поощряются не только правильные ответы, но также версии, способность рассуждать, активность. Повторение пройденного материала. Учащиеся рассказывают классификацию непредельных УВ, выделяя, что такое «Алкины» |
Актуализация опорных знаний | Строение молекулы ацетилена | Вывод формул алкинов. Структурные формулы | Учитель раздает карточки с заданиями и вопросами. | 1. Решают задачу: Определить молекулярную формулу УВ, если дано, что массовые доли элементов соответственно равны: углерода – 92,3%, водорода – 7,7%, а относительная плотность УВ по водороду равна 13 (С2Н2) 2.Составить структурную формулу (НССН) 3.Определить общую формулу ацетиленовых (СnH2n-2) 4. Расположить атомы углерода и водорода в пространстве. Обсуждение ответов |
Учебные действия по реализации плана | | Повторение. Длина углерод – углеродной связи в: Новый материал. Строение молекулы ацетилена. | Объяснение учителя: 1.В молекулах алкинов ненасыщенные атомы углерода связаны между собой одной тройной связью; sp- гибридизация. 2.Все - связи расположены на одной линии, угол между гибридными орбиталями составляет 180 о 3.Негибридные р – электронные облака размещаются взаимно перпендикулярно направлениям в этих плоскостях р- электронные облака взаимно перекрываются и образуют две вязи. Учитель проводит беседу по повторению: длина углерод – углеродной связи в алканах, алкенах. Вопрос: повлияет ли на длину связи наличие двух - связей? 4. Длина связи между атомами углерода 0,12 нм | Используя данные длины связи у алканов (0,154 нм), алкенов (0,134 нм), учащиеся предполагают, что длина связи у алкинов уменьшится. Запись учащихся в тетради 1. Длина связи 0,12 нм 2. Угол 180о 3. Линейная молекула 4. Связи: – σ и 2 –е π 5. sp- гибридизация |
| Номенклатура | Повторение. Характерное окончание в: Новый материал. | Беседа по повторению номенклатуры алканов и алкенов. Повторяют алгоритмы составления названий УВ. | Задание учащимся: 1. Какое окончание будут иметь ацетиленовые УВ? (логично из названия темы -ин). 2. Дайте названия по международной номенклатуре ацетиленовым УВ а) СН3- СН2 - С СН б) СН3- СН(СН3) - С С- СН2 - СН3 в) СН3- СН(С2Н5) - С С- С (СН3)- -СН3 |
| Изомерия | Виды изомерии в: (повторение -
алкинах (новый материал) | 1. Беседа по повторению видов изомерии алканов и алкенов и логический переход на новый материал. 2. Вопрос учителя: возможна ли геометрическая изомерия для алкинов? | Задание учащимся: 1. Какие виды изомерии характерны для алкинов? (предполагаемые ответы учащихся: структурная, положения тройной связи, межклассовая с алкадиенами). 2.Составить возможные формулы изомеров разных видов для С5Н8 и дать им названия (учащиеся работают на местах и желающие у доски). 3. Рассуждения учащихся (предполагаемый ответ учащихся: нет, т.к.относительно связи должно быть как минимум 4-е связи с атомами или группами атомов. |
| Физические свойства. | Основные физические свойства, хранение ацетиленовых | Объяснение учителя. 1.С2Н2 – газ, б/ц, б/з, легче воздуха, мало растворим в воде. 2. Физические свойства ацетиленовых подчиняются общим закономерностям (как у алканов и алкенов): при увеличении относительной молекулярной массы повышается температура кипения и плавления веществ 3. Хранят ацетилен в баллонах белого цвета в виде ацетоновых растворов (газ ацетилен не хранят под давлением, т.к. легко взрывается). | Учащиеся записывают объяснение учителя. |
| Получение | Способы получения | Объяснение учителя 1.Карбидный способ. Гидролиз карбида кальция (лабораторный) СаС2 + 2Н2О → НССН + Са(ОН)2 2. Пиролиз метана (из природного газа): 2СН4 → НССН +3Н2 (= 10000 С) 3. Из дигалогенопроизводных действием избытка спиртовых растворов щелочей: СН2 CI - СНCI- СН3 +2 КОН→ СН С- СН3 +2 КCI +2Н2О СН CI2 – СН2 - СН3+2 КОН→ СН С- СН3 +2 КCI +2Н2О Вопрос к учащимся: а могут ли они еще предложить способы получения ацетилена? 4. Дегидрирование алкенов: СН2 СН2→ НССН + Н2 | Учащиеся записывают объяснение учителя (дают названия органическим веществам). Учащиеся знают реакцию дегидрирования алкенов. |
| Химические свойства | Типы реакций. Сходство с алкенами. Особенности течения. Качественные реакции. | Вопросы учителя: 1.Какие химические свойства могут быть характерны для алкинов, относящихся к непредельным УВ. 2. Учащимся предлагается написать уравнения реакций, дать названия уже известным веществам. Объясняет реакцию Кучерова 3.Учитель объясняет механизм реакции замещения. Возможность отщепления атома водорода (протона) связано сильной поляризацией - связи Н→ С , поэтому атомы водорода при ней очень подвижны и легко замещаются (алкины проявляют слабые кислотные свойства). 4. Учитель объясняет реакции полимеризации. | Предполагаемые ответы учащихся: аналогично алкенам – реакции присоединения по месту разрывавязей (обсуждается вопрос о разрыве 2-х вязей в 2 стадии), окисления. Учащиеся пишут уравнения реакций: Реакции присоединения: НССН+ Н2→ СН2 СН2 СН2 СН2+ Н2→ СН3- СН3 НССН + Вr2→ СНВr СНВr СНВr СНВr+ Вr2→ СНВr2 СНВr2 НССН + НCI→ СН2 СНCI - винилхлорид (при его полимеризации образуется поливинилхлорид) НССН+ Н2О→ СН3 –СОН –уксусный альдегид (реакция идет в присутствии солей ртути- HgSO4) Реакции окисления: 2С2Н2+5 О2→ 4СО2+2 Н2О Реакции замещения: (учащиеся пишут реакции после объяснения учителя). НССН +Ag2O→ Ag СС Ag ↓ + +Н2О Реакции полимеризации (учащиеся пишут реакции после объяснения учителя). а) димеризация ацетилена НССН + НССН→ СН2 СН- ССН -винилацетилен б) тримеризация ацетилена 3НССН→ Катализатор – активированный уголь, t =600oС |
| Применение | | | Учащиеся записывают применение, используя рис.18 стр.55 учебника (газ для резки и сварки металлов, получение красителей, волокон, лаков, синтетических каучуков, пластиков, духов и одеколонов. |
| Закрепление | Блиц - турнир | Вопросы задает учитель по пройденному материалу: 1.Общая формула ацетиленовых 2.Сколько Q и связей в молекуле ацетилена? 3.Какое окончание имеют ацетиленовые УВ? 4.Международное название ацетилена 5.Агрегатное состояние ацетилена 6.Перечислить типы реакций характерные для ацетиленовых. 7.Какие качественные реакции характерны для ацетиленовых? 8.Что такое реакция Кучерова? 9.Какое вещество получается при тримеризации ацетилена? 10.Из какого вещества получают ПВХ (поливинилхлорид)? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Домашнее задание | | | Учитель комментирует отдельные задания | Параграф 13,вопросы и упражнения № 1,5,6,9б,задача№ 2 |
Итог урока – рефлексия | Рефлексия | | Вопросы 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | Ответы учащихся активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным |
1.Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. «Химия 10: органическая химия (Учебник для 10 класса средней школы)», Просвещение – Москва, 2012
2.«Репетитор по химии (издание 15-ое)», под редакцией Егорова А. С., Феникс – Ростов-на-Дону, 2012
3. Электронные учебные пособия: Химия (8–11-й класс). Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2011